Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2013 г.
На вопросы журнала «Арсенал Отечества» отвечает генеральный директор ОАО «РТИ», генеральный конструктор РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ), генеральный конструктор национальной Системы предупреждения о ракетном нападении Сергей Боев.
Наша справка:
Сергей Федотович Боев родился 17 сентября 1953 года в Москве.
C 1971 по 1999 год С. Ф. Боев проработал в Радиотехническом институте имени академика А. Л. Минца.
С 2000 года С. Ф. Боев — генеральный директор, член Совета директоров ОАО «Концерн «Радиотехнические и информационные системы».
В 2008 году С.Ф. Боев назначен генеральным конструктором радиолокационных станций высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ).
С 2011 года Сергей Федотович Боев —генеральный директор ОАО «РТИ».
В 2012 году С. Ф. Боев назначен генеральным конструктором национальной Системы предупреждения о ракетном нападении.
С. Ф. Боев внес большой вклад в разработку, создание, принятие на вооружение и постановку на боевое дежурство радиолокационных станций «Дарьял», «Волга», «Дон-2Н».
Под его руководством созданы и поставлены на дежурство радиолокационные станции «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ».
Сергей Федотович Боев — лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий.
Доктор экономических наук, профессор, «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Почетный радист России», Действительный член Академии военных наук.
Сопредседатель рабочей группы «круглого стола» промышленников и предпринимателей «Россия — ЕС» по информационным, коммуникационным и космическим технологиям.
Член Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Член Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Правительстве РФ.
Имеет государственные награды.
— Сергей Федотович, в декабре 2012 года исполнился год со дня создания Войск Воздушно-космической обороны (ВКО). Основу национальной Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) на протяжении многих десятилетий составляют суперрадары, которые разработаны на предприятиях, входящих сегодня в ОАО «РТИ». Сегодня активными темпами идет наращивание информационного потенциала СПРН. Но было время, когда само ее существование было поставлено под угрозу...
— Действительно, события, связанные с развалом СССР, крах кооперационных механизмов союзного ВПК поставили перед разработчиками сверхмощных радаров острые, очень болезненные вопросы. Чтобы исправить ситуацию, нам, прежде всего, пришлось заново разрабатывать нормативные документы, определяющие экономический и юридический статус стратегических информационных и радиотехнических комплексов, размещенных за пределами государства.
Параллельно с этим выстраивалась концепция сохранения и развития основного производственного и научно-технического потенциала предприятий промышленности, занятых созданием информационных средств ракетно-космической обороны (РКО). И здесь, как нельзя кстати, пришлись предложения наших ученых и конструкторов по созданию принципиально новых радиоэлектронных комплексов (РЭК) на основе цифровой интеллектуальной фазированной антенной решетки (ЦИФАР), полного поляризационного приема, цифрового диаграммообразования и цифровой обработки сигналов, а также уникальных энергосберегающих методов, позволяющих отказаться от сложных в эксплуатации систем водяного охлаждения передающих систем. Это позволило создать РЛС, которые по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами обладают более высокой экономической эффективностью. В частности, за счет сокращения времени на развертывание — практически в 3 раза; уменьшения объема аппаратного и инженерного комплексов — более чем в 10 раз; снижения эксплуатационных расходов — в 4 раза; сокращения численности обслуживающего персонала — в 6 раз.
— Известно, что Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача ускорить сроки создания замкнутого радиолокационного поля СПРН. Смогут конструкторы, предприятия «РТИ» выдержать заданный темп?
— Вся работа ведется в строгом соответствии с определенным графиком. Так, в начале 2012 года заступила на боевое дежурство РЛС ВЗГ «Воронеж-М» в Лехтуси. Осенью завершены государственные испытания первого сектора РЛС ВЗГ «Воронеж-М» под Иркутском. В 2013 году на боевое дежурство встанет еще одна наша станция в Краснодарском крае.
Высокие темпы ни в коем случае не сказываются на качестве работ. Так, в ходе Государственных испытаний под Иркутском были подтверждены тактико-технические характеристики радиолокационного комплекса ВЗГ, обеспечивающие эффективное решение задач по автоматическому обнаружению, сопровождению и определению параметров траекторий межконтинентальных баллистических ракет и космических объектов. В реальной обстановке продемонстрированы его возможности по контролю юго-восточного стратегического направления, в том числе в натурных работах по наблюдению пусков баллистических ракет.
Основной объем работ на объекте развертывания и монтажа мы выполнили в период с июня по октябрь 2011 года. Первый выход в эфир состоялся 30 октября 2011 года. Затем РЛС успешно выдержала предварительные испытания, в ходе которых на практике были подтверждены характеристики, обозначенные в тактико-техническом задании на станцию. Так, в ходе предварительных испытаний 29 апреля 2012 года РЛС ВЗГ успешно провела боевую работу по обнаружению на траектории полета баллистической ракеты.
История создания объектов РКО еще не знала подобных темпов ввода РЛС, задействованных в национальной Системе предупреждения о ракетном нападении.
Дежурная смена РЛС системы предупреждения о ракетном нападении
В целом же, основное направление нашей работы связано с наращиванием информационного потенциала СПРН. В первую очередь — создание замкнутого периферийного радиолокационного поля СПРН путем модернизации находящихся на боевом дежурстве РЛС Системы ПРН и развертывания группировки РЛС ВЗГ метрового и дециметрового диапазонов. Модульность построения, открытая архитектура, заложенные при создании РЛС ВЗГ инновационные решения позволяют вести эту работу в достаточно динамичном режиме.
Отличительная черта РЛС ВЗГ заключается в том, что технология построения аппаратурно-программных комплексов РЛС ВЗГ позволяет оперативно наращивать характеристики РЛС в зависимости от развития угроз на конкретном ракетоопасном направлении, расширять сектор обзора наших станций, увеличивать дальность обнаружения целей, в том числе малоразмерных, а также повышать точностные характеристики и помехозащищенность, эксплуатационные и технические характеристики.
— Военные специалисты отмечают, что тактико-технические характеристики РЛС ВЗГ проекта «Воронеж» не имеют аналогов в мире...
— Очевидно, что создание РЛС ВЗГ такого уровня сложности — это результат усилий многих людей: ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Особо хочу отметить, что новое поколение радиолокационных станций создавалось в тесном сотрудничестве с Российской академией наук и ведущими техническими вузами страны — МГТУ имени Н. Э. Баумана, МФТИ, НИЯУ МИФИ.
РЛС ВЗГ «Воронеж М» вблизи поселка Лехтуси
Наши станции воплотили лучшие достижения науки и техники, прогрессивные конструкторские решения, что обеспечило их надежную боевую эксплуатацию, непрерывное функционирование в течение длительного времени. В РЛС ВЗГ реализованы новые системотехнические и конструкторско-технологические решения. Унификация частотно-независимых частей, пунктов управления станций и функционально-программного обеспечения РЛС метрового и дециметрового диапазонов длин волн позволила исключить дублирование разработок и существенно (~ на 10–15%) снизить затраты на создание РЛС, сократить сроки их изготовления и развертывания. Развертывание головных образцов РЛС ВЗГ сразу на боевых позициях без проведения полигонных испытаний сократило время создания новых РЛС на 3–4 года и дало экономию в 5–6 миллиардов рублей. Современные интеллектуальные методы диагностики и устранения неисправностей аппаратуры позволили в 3–4 раза сократить время поиска неисправностей и численность эксплуатирующего персонала при сохранении заданных требований к надежности работы изделий.
При создании головных образцов ряда РЛС ВЗГ мы разработали и впервые в отечественной дальней радиолокации применили на практике ряд ключевых технологий.
По РЛС ВЗГ метрового диапазона (главный конструктор — лауреат Государственной премии Валерий Карасев, Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца) внедрены мощные передающие устройства на полупроводниковых усилителях мощности, что повысило КПД в 1,5–2 раза и обеспечило практически неограниченный срок их службы. Реализованы режимы оптимизации распределения энергетики РЛС при поиске и сопровождении космических объектов в зависимости от дальности их входа в зону действия станции, что позволило увеличить пропускную способность и обеспечить возможности наблюдения малоразмерных космических объектов. Обеспечен поляризационный прием отраженных сигналов, что позволило значительно повысить помехозащищенность РЛС и их возможности по обнаружению и распознаванию целей.
По РЛС ВЗГ дециметрового диапазона (главный конструктор — лауреат Государственной премии Сергей Сапрыкин, НПК «НИИДАР») реализована цифровая обработка сигналов с использованием спецпроцессоров сверхвысокой производительности собственной разработки и изготовления — это повысило пропускную способность за счет параллельной обработки сигналов, а также снизило потери сигналов. Разработаны и применены цифровые интеллектуальные фазированные антенные решетки с цифровым формированием и управлением диаграммами направленности, что позволило осуществлять одновременный прием сигналов с нескольких направлений, цифровую обработку отраженных сигналов одновременно по нескольким направлениям, рациональное распределение потенциала станции по объектам сопровождения в зависимости от важности целей и расстояния до них. Использованы высокоинформативные широкополосные зондирующие сигналы — это на порядок повысило измерительные свойства РЛС и их пропускную способность.
Комплекс РЛС «Воронеж-ДМ»
— Арсенал вероятного противника постоянно пополняется сверхновыми военными разработками. Появляются новые ракеты, хитрые системы преодоления противоракетной обороны... Как быть с этим?
— Само время заставляет нас по-новому подходить к решению задач, которые стоят перед СПРН. Существующая группировка РЛС системы ПРН как информационная составляющая системы ВКО обеспечивает решение задач предупреждения о ракетном нападении, а также задач контроля космического пространства, вытекающих из существующих угроз.
В то же время нельзя не учитывать, что состав военных угроз безопасности нашей страны в настоящее время существенно изменился. В первую очередь это связано с тем, что у вероятного противника появились или находятся на завершающей стадии разработки стратегические системы высокоточного оружия — БР с управляемыми боевыми блоками, стратегические крылатые ракеты (СКР), гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), которые по уровню прогнозируемого ущерба и влиянию на стратегическую стабильность становятся сопоставимыми с ракетно-ядерным оружием.
В этих условиях информационная составляющая системы ВКО должна приобрести новое качество — кроме задач предупреждения о ракетном нападении, она должна быть способной решать задачу предупреждения высшего руководства страны о массированном применении СКР и ГЗЛА, в том числе в условиях усложнения целевой и помеховой обстановки в зонах действия информационных средств РКО.
Здесь будет очень полезен опыт, который накоплен нами при создании загоризонтных РЛС. Эти станции могут стать составной частью информационно-разведывательной системы дальнего обнаружения крылатых ракет, гиперзвуковых летательных аппаратов и их носителей.
Особо хочу отметить, что в рамках создания единой системы Воздушно-космической обороны объединили свои усилия ученые и конструкторы «РТИ», Концерна ПВО «Алмаз-Антей» и ЦНИИ «Комета». Стратегическая задача — интегрировать существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства под общим управлением.
Все мы ясно понимаем свое место в государственной программе развития вооружений и, опираясь на потенциал наших ученых и конструкторов, современную производственную базу, готовы гарантировать успешное решение любых задач, поставленных в рамках создания всей системы ВКО.