Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (54) за 2021 г.

ГЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ АВИАСАЛОНА

Кирилл Яблочкин, специальный корреспондент

Пандемия COVID-19 ударила по всем отраслям мировой экономики, и авиация не стала исключением. В этом году был отменен крупнейший авиасалон мира Ле Бурже, та же судьба постигла год назад британский «Фарнборо», не состоялся авиасалон Airshow China в Чжухае, под вопросом остается проведение аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021. На этом фоне казалось, что авиасалон МАКС-2021 также будет отменен, но этого не произошло.

За шесть дней работы его посетили более 135 тысяч участников и гостей, что значительно меньше, чем в 2019 году, когда на выставке побывали 578 тысяч человек. Но в этом нет ничего удивительного: сам факт проведения такого мероприятия во время пандемии кажется чудом. Беспрецедентные меры эпидемиологической безопасности на МАКС-2021 отсекли большой поток посетителей, но его деловая программа стала одной из самых интересных за многие годы. И речь идет не только о гражданской, но и военной тематике.
В 2019 году стало казаться, что фокус внимания устроителей главного авиационного мероприятия в России стал смещаться в сторону гражданской авиации. Да, два года назад была представлена экспортная версия истребителя МиГ-35, широкой публике впервые было дозволено вблизи разглядеть полноразмерный макет российского истребителя пятого поколения Су-57Э. Как обычно, на статической стоянке и в небе можно было увидеть всю линейку боевых самолетов и вертолетов, а в павильонах были стенды всех основных производителей авиационной техники. Вот только по-настоящему значимых инфоповодов в области боевой авиации авиасалон в 2019 году, в отличие от МАКС-2021, не подарил.

Тектонические сдвиги ОАК

Главным событием МАКС-2021 стала презентация однодвигательного истребителя пятого поколения от компании «Сухой» под названием Checkmate (шах и мат). В рекламных материалах использовалось изображение шахматной фигуры коня, что должно намекать на уникальные особенности машины.

Это событие знаковое для всей отрасли, и не только потому, что новый боевой самолет пятого поколения всегда вызывает ажиотаж во всем мире. Появление этой машины говорит о завершении процессов, которые происходили в российском ОПК. Обратимся к событиям последних лет.
Начиная с 1960-х годов, в мире главенствует концепция, что ВВС экономически развитые должны иметь на вооружении больше легких, чем тяжелых истребителей. Связано это с тем, что характеристики тяжелой машины для многих задач избыточны.
Кроме того, легкий истребитель обычно более прост в изготовлении и эксплуатации, дешев, а потому лучше продается на международных рынках.
Примеры тому — американские истребители F-16 и F-35 и российский МиГ-29. В России, как известно, тяжелыми истребителями последние десятилетия занималось ОКБ Сухого (Су-27, Су-30, Су-35, Су-57), легкими — РСК «МиГ» (МиГ-29, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СМТ, МиГ-35).
Создать, воплотить в металле и начать серийное производство нового истребителя пятого поколения удалось только «Сухому». Однако, Су-57 — тяжелая машина, ее прямой конкурент — американский F-22. О его стоимости в открытых источниках нет никакой информации, однако она не может быть низкой хотя бы потому, что самолет выпускается малой серией. Даже если она ниже, чем у F-22 (более $370 млн за единицу с ученом НИОКР и $146 млн без учета оного), или у F-35 (порядка $80 млн), она все равно будет достаточно велика. А это очень важно для небогатых стран с ограниченным военным бюджетом, в число которых входит и Россия. Во многом именно поэтому пока что попытки продать этот самолет на экспорт не увенчались успехом.
Необходимость в легком российском истребителе пятого поколения назрела давно, однако оставалось понять, кто будет его делать. В 2017 году на презентации МиГ-35 тогда вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что легкий истребитель пятого поколения будет создаваться РСК МиГ. В том же году на статической стоянке МАКС-2017 появился МиГ 1.44 — прототип истребителя пятого поколения, созданный в 1990-х годах.

Позже глава РСК МиГ Илья Тарасенко заявил, что новый истребитель предполагается создавать в двухдвигательном варианте по аналогии с МиГ-29. В качестве силовой установки, по словам исполнительного директора ОДК «Климов» Александра Ватагина, предполагалось использовать двигатель, созданный на базе РД-33 с тягой 11 тонн.
Дальше этих разговоров дело не пошло. На МАКС-2021 была представлена модель истребителя пятого поколения от РСК «МиГ», а позже в компании заявили, что продолжат работы в этом направлении. Но верится в это с трудом.
Появление однодвигательного истребителя от компании «Сухой» связано с тем, что внутри российского авиапрома произошли тектонические сдвиги. Дмитрий Рогозин перешел с поста Вице-премьера на должность главы «Роскосмоса». Его место занял бывший заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов (на его столе задолго до презентации Chekmate была «случайно» замечена модель этого истребителя).
Наконец, в марте 2021 года «Сухой» и «МиГ» были объединены в единое юрлицо. Итогом стала презентация нового истребителя и отсутствие упоминаний РСК «МиГ» на ангаре, в котором она проходила.

Конь на краю доски

Информацию о новом самолете нужно складывать из нескольких источников. Еще до официальной премьеры главный конструктор ПАО «Сухой» Михаил Стрелец, представляя самолет Владимиру Путину, сказал: «Для того, чтобы конкурировать, прежде всего, с легкими китайскими истребителями, которые претендуют на рынок бывших советских самолетов, истребитель должен быть дешевым (не более 30 миллионов долларов за образец) и создан в сроки не более 5,5 лет».
Стрелец также отметил, что истребитель должен будет иметь возможность работать как воздушным целям, неся ракеты воздух-воздух средней дальности, так и быть ударным самолетом, наносить удары по наземным и морским объектам. Об этом же говорит выставленная рядом с истребителем ракета Х-59МК.
Последний факт особенно важен как для потенциальных заказчиков (Вьетнам, Индия), так и для самого ОКБ Сухого. О том, что тяжелые российские истребители получат противокорабельные ракеты, говорится довольно давно, однако в данный момент нет сообщений о том, что это уже произошло: все учения последних лет со стрельбами по надводным целям велись с применением авиабомб. Кроме того, большой вопрос вызывает сам факт использования такой крупногабаритной ракеты на истребителе пятого поколения, где все вооружение должно быть скрыто внутри корпуса.
В свою очередь глава ОАК Юрий Слюсарь доложил президенту, что самолет будет модульным, что позволит подстраиваться под каждого заказчика, а в перспективе станет двухместным.
На презентации Chekmate Юрий Слюсарь и заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов рассказали о том, что машина была создана примерно за год, и сделать это в сжатые сроки удалось с помощью суперкомпьютерного моделирования. Представленный на авиасалоне аппарат — не полноразмерный макет, а прототип, который поднимется в воздух в 2023 году, а всего за последующие 15 лет планируется поставить около 300 таких самолетов.
В ОАК выразили надежду, что самолетом также заинтересуются и российские ВКС. Это говорит о том, что машина создается в инициативном порядке и что технического задания от военных разработчик не получал. На один из самых главных вопросов, о силовой установке новой машины, на презентации ответа дано не было. Алексей Булатов лишь обмолвился: «Двигатель у нас существующий в классе тяги 14,5–16 тонн. Этот двигатель на основе задела, который имеет Объединенная двигателестроительная корпорация, это проверенные технические решения».
Судя по всему, речь идет о двигателе АЛ-41Ф-1С. Согласно опубликованной на официальном сайте ОДК информации, его тяга на форсаже составляет 12,5 тонн, однако, по другим данным она может достигать 14,5 тонн. Важно отметить, что и у F-16, и у МиГ-29 тяговооруженность больше единицы, а при заявленном максимальном весе Checkmate в 18 тонн достичь этого показателя с АЛ-41Ф-1С будет проблематично. Впрочем, возможно, речь идет о новой версии данного двигателя и о максимальной взлетной массе истребителя.
Источник в Объединенной двигателестроительной корпорации в разговоре с корреспондентом «Арсенала Отечества» предположил, что на этот самолет будет установлено «Изделие 30» (двигатель «второго этапа», который также предполагается использовать на истребителе Су-57).
Первый полет с этим двигателем Су-57 совершил в декабре 2017 года, однако точной информации о том, когда он будет готов к серийному производству, в данный момент нет. В 2020 году глава «Ростеха» Сергей Чемезов сказал: «…я надеюсь, что где-то в 2022 году двигатели уже будут готовы, “поставлены на крыло”, и в течение нескольких лет мы запустим их серийное производство».
Таким образом, довести до серийного производства двигатель второго этапа к 2026 году — амбициозная задача, которую предстоит решить российским двигателистам.

Догоняя Байрактар

Война в Нагорном Карабахе, где были массово применены турецкие ударные БПЛА «Bayraktar» подстегнули интерес к этой теме во всем мире. И хотя сообщения в некоторых СМИ о том, что турецкие беспилотники были решающим фактором в победе Азербайджана — большое преувеличение, после этих событий Россия старается заявить, что ей есть что показать в этой области.
Минобороны РФ нацелено на создание всей линейки беспилотных летательных аппаратов, начиная от легких БПЛА для разведки и корректировки артиллерийского огня и заканчивая тяжелыми тактическими беспилотиниками. Если говорить о первой группе аппаратов, то процесс оснащения ими армии продолжается уже несколько лет. Речь идет о БПЛА «Орлан», «Элерон» и «Форпост».
Создание тяжелых российских ударных БПЛА сопровождается информационной компанией в СМИ: Минобороны не делает секрета из работы по беспилотнику «Охотник» (взлетная масса — до 25 тонн). Видео с его испытаниями неоднократно публиковались в сети, а пятого августа, в ходе визита Сергея Шойгу на Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова, аппарат был впервые показан в сборочном цеху. Позже министр заявил, что работа по летательному аппарату будет завершена в следующем году. После этого российское военное ведомство планирует заключить «большой долгосрочный контракт» на закупку этих БПЛА.

Открытых данных по нему достаточно мало, однако можно предположить, что разработка является ответом на американский беспилотник X-47B. Этот аппарат совершил первый полет в 2011 году, садился на палубу авианосца и совершал дозаправку в воздухе, однако в итоге программа была свернута во многом из-за дороговизны.
Именно предполагаемая высокая стоимость «Охотника» служит причиной критики проекта. Однако, нужно подчеркнуть, что X-47B и «Охотник» необходимы для отработки технологий будущего, а не для того, чтобы стать массовыми. Это означает, что такие аппараты не закроют полностью нишу в сфере российских тяжелых ударных БПЛА, потому что предназначены для иных задач.
На форуме «Армия-2020» была представлена линейка российских беспилотников разного класса, в том числе «Сириус» (масса 5 тонн), «Гром» (масса 7 тонн) и «Орион» (1 тонна), перед которыми были выложены разные виды вооружения, от управляемых ракет до фугасных авиабомб.
Из всей этой линейки на самой высокой стадии готовности находится БПЛА «Орион». Это первый и единственный ударный беспилотник, который есть у российской армии: три машины были переданы в войска весной прошлого года, а в этом году началось строительство первого в России завода по массовому серийному производству данных аппаратов.
Ключевым вопросом для любой программы ударных БПЛА и для «Ориона», в частности, является не умеет ли он летать, а способен ли применять высокоточное оружие. Испытания вооружения на летательном аппарате начались в 2020 году, однако в тот момент в СМИ не было информации, какие именно ракеты будет нести БПЛА.
На МАКС-2021 Орион впервые показали с противотанковыми ракетами «Вихрь-М», первые стрельбы предполагается провести осенью текущего года. Собеседник «Арсенала отечества» сообщил, что ракета оснащена кумулятивно-осколочной фугасной частью и способна уничтожать наземные и воздушные, инженерные сооружения, живую силу, боевые корабли, малоскоростные воздушные цели.
По его словам, применение оружия может вестись в полуавтоматическом режиме. То есть, БПЛА будет самостоятельно определять тип цели, однако окончательное решение пока что принимает оператор. В то же время, в компании не исключили возможности расширения «полномочий» нейронной сети.
МАКС-2021 стал первым, в программе которого участвовал беспилотный летательный аппарат (гражданский БПЛА вертолетного типа БАС-200). Хочется верить, что в будущем зрители смогут увидеть в небе над Жуковским тяжелые «Орион» и «Охотник».

Аллигатор в тени «Охотника»

На авиасалоне МАКС-2021 была представлена вся линейка боевых и транспортных вертолетов. Среди них — разные модификации Ми-8, самый тяжелый транспортный вертолет Ми-26, ударные вертолеты Ми-28 и Ка-52. Особый интерес вызывает судьба последней машины.
Как известно, на вооружении российской армии есть два типа ударных вертолетов: Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». В 2019 году Министерство обороны заключило один из самых крупных в современной истории заказов на вертолетную технику.
О возможности закупки крупной партии вертолетов Ми-28НМ говорилось на протяжении всего 2019 года, однако в феврале информационное агентство «Интерфакс» опубликовало сообщение о том, что Минобороны РФ отказалось от этой идеи из-за высокой цены. Несколько военных источников заявили, что «несмотря на многократные попытки военных снизить цену серийной машины, холдинг «Вертолеты России» отказался принимать условия Минобороны». В сообщении также было отмечено, что вместо затратных закупок новых вертолетов, военное ведомство рассматривает возможность модернизации существующего парка Ми-28 или увеличения закупок Ка-52.

Однако, на форуме «Армия-2019», который прошел в августе того же года, контракт все же был заключен. Он стал одним из крупнейших в истории российского военного вертолетостроения: всего в войска поступит 98 Ми-28НМ. Уже после заключения этого контракта Сергей Шойгу заявил, что «Компания “Вертолеты России” существенно снизила ранее заявленную стоимость машин».
После заключения контракта на поставку Ми-28НМ заместитель министра обороны РФ Сергей Криворучко сообщил, что уже в 2020 году может быть заключен контракт и на закупку модернизированных «Аллигаторов». Пока что этого не произошло.
Отметим, что от этого контракта во многом зависит будущее ПАО «Арсеньевская Авиационная Компания Прогресс» им. Н. И. Сазыкина», где создаются Ка-52 и которое является градообразующим предприятием для города Арсеньев с населением в 50 тысяч человек.
На «Прогрессе» идут работы по модернизации вертолета. По словам заместителя управляющего директора по коммерческим вопросам Сергея Легкого, Ка-52М получил обновленную радиолокационную и оптико-электронную станцию, а также обновленные авиационные средства поражения. По его словам, в первую очередь перед конструкторами стоит задача увеличить дальность обнаружения и поражения целей.
В частности — вышеупомянутые ракеты «Вихрь» с дальностью поражения целей до 10 км с перспективой увеличения до 12-14 км. На МАКС перед вертолетом была представлена ракета Х-38. Однако, это достаточно дорогое изделие, которое нет смысла применять по всем целям. Предполагается, что Ка-52М получит также так называемое «изделие-305». Эти ракеты оснащены мультиспектральной головкой самонаведения и могут перенацеливаться в воздухе.
Отметим, что Ка-52М имеет множество преимуществ. Речь идет о соосной схеме винтов, которая позволяет не терять до 20 % мощности на рулевом винте, а также работать в условиях сильного ветра: для Ка-52 не принципиально, с какой стороны он дует.
Цифровая пушка в сочетании с соосной схемой винтов повышает точность стрельбы, а кроме того, уникальная посадка пилотов бок о бок дает им возможность лучше контактировать друг с другом.
«У летчиков есть контакт не только через гарнитуру. При необходимости один летчик может показать что-то на МФИ, в крайнем случае “дать по рукам”», — подчеркнул Легкий.
Ключевым как для «Вертолетов России» так и для МО РФ остается вопрос унификации Ми-28НМ и Ка-52М. Это позволит существенно снизить затраты как на производство, так и на обслуживание машин. По словам Легкого, в первую очередь стоит вопрос о снижении номенклатуры комплектующих изделий на заводе и в эксплуатации: двигателей, бортовых систем. В то же время работы по максимальной унификации машин не предполагаются. В частности, Ка-52М не получит надвтулочную РЛС как у Ми-28НМ.
Легкий выразил надежду, что Ка-52М будет представлен на статической стоянке МАКС-2023.

Пиар небесный

Сегодня с трудом в это верится, но в 2011 году на статической стоянке можно было увидеть F-16D, A-10 Thunderbolt, A-10, F-15E, B-52, C-130J Super Hercules, C-5M Galaxy. После 2014 года авиасалон МАКС все больше становился выставкой достижений российской авиации. И поначалу казалось, что он много потерял.
МАКС издания 2021 года доказал, что российский авиапром смог оправиться от санкционного удара и вполне может давать инфоповоды для мировых СМИ. И это успех не только конструкторов, летчиков, инженеров, но и организаторов МАКС, и презентации Checkmate, пресс-служб предприятий. Потому что в современном мире всем нужен грамотный пиар. Даже в военной технике.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2021 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн