Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (39) за 2019 г.
Анатолий Братченко, Игорь Бутусов, Александр Романов
Глобальное информационное общество продолжает интенсивно развиваться и в этих условиях реализация стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2016 г. № 683) и конкретизированных для информационной сферы в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 г. № 646) в существенной степени зависит от защищенности от информационных угроз национальной информационной инфраструктуры и ее критически важных объектов.
Отставание в области информационных технологий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и в сфере развития национального сегмента цифровой экономики несет стратегически значимую угрозу утраты технологического и экономического суверенитета и закрепления за Россией долгосрочного статуса «технологической периферии» (определено в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208).
Нейтрализация этой угрозы национальной безопасности России в значительной степени связана с преодолением критической зависимости ОПК от импортных поставок электронной компонентой базы (ЭКБ), программных и аппаратных средств вычислительной техники, построением и развитием единого цифрового пространства предприятий ОПК и поэтапным переводом уже функционирующих и проектируемых систем в составе критической информационной инфраструктуры на типовые отечественные доверенные программно-аппаратные среды (ДПАС). Стабильность и безопасность функционирования таких систем являются исключительно важными для нормального функционирования государства.
Сказанное свидетельствует о том, что в качестве основного направления развития АСУ предприятий ОПК России на ближайшую и среднесрочную перспективу можно считать достижение технологической независимости отрасли, которая позволит ей динамично развиваться в условиях дестабилизирующих внешнеполитических тенденций и быть устойчивой к негативным изменениям мировой политической и экономической ситуации.
К настоящему времени большинство специалистов предприятий, организаций ОПК и компаний-разработчиков разделяют позицию, что в части достижения технологической независимости отрасли информационных технологий ОПК России наметились положительные тенденции: процесс замещения импорта запущен, но, надо признать, пока доля российских продуктов не очень велика — порядка 15–20%.
Но в связи с необходимостью в ближайшей и среднесрочной перспективе обеспечить технологическую независимость АСУ предприятий ОПК от зарубежных поставок имеет смысл оценить ход и перспективы решения ключевых из них на текущий момент.
Проблема научно-технологических приоритетов
Проблема, на наш взгляд, решается недопустимо медленно, что позволяет сомневаться в эффективности существующего распределения ограниченных финансовых и материальных ресурсов между отраслевыми программами замещения импорта. Политические и экономические санкции против России начались в 2014 году после событий на Украине, а научно-технологические приоритеты замещения импорта на национальном уровне начинают конструктивно формироваться только сейчас под угрозой утраты технологического суверенитета.
Масштаб влияния информационной сферы существенно превосходит отраслевые эффекты, а индекс конкурентоспособности экономики государств тесно связан с показателем развития ИКТ.
В связи с рассматриваемой проблемой при развертывании систем типа «цифрового гарнизона» (или «цифрового предприятия») необходимо предусмотреть санкционную угрозу — невозможность приобрести оборудование или чип, требуемые для выполнения работ по развертыванию. Нейтрализация обозначенной угрозы связана с развитием отечественной элементной базы радиоэлектронных компонентов и микропроцессорной техники, что со временем позволит снизить стоимость российского телекоммуникационного оборудования и вычислительных платформ.
Проблема отечественных доверенных программно-аппаратных сред
Программно-аппаратная среда АСУ предприятий ОПК включает в себя взаимоувязанные аппаратную платформу, операционную среду, пакеты прикладных программ и средства защиты информации.
Аппаратная платформа — ключевое и самое слаборазвитое звено в этой проблеме. Причина этого давно известна и заключается в отсутствии высокотехнологичной отечественной ЭКБ, промышленного производства изделий электроники и, как следствие, производства качественного российского системного ПО.
Доля ключевых импортных компонентов в военной электронике неуклонно снижается, и к 2020 году она не должна превышать 5–10 процентов. В продукции стратегического уровня, в системах связи и управления, например, ракетных войсках стратегического назначения, использование зарубежной электроники уже сейчас сведено к нулю.
Российские вычислительные комплексы представлены архитектурами «Эльбрус» и SPARC (совместные разработки АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ им. И. С. Брука»), процессором с динамической реконфигурацией MultiClet R1 (Reconfiguration) и мультиклеточным процессором MultiClet P1 (серии P — Performance) ОАО «Мультиклет» со своими операционными системами (ОС), средствами отладки и системным ПО.
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в начале июня 2016-го включал в себя более 1000 продуктов, в конце года этот показатель достиг 2500. В августе 2017 в реестре уже значилось 3933 позиции, а на момент написания данной статьи в реестре числится более 5000 продуктов. Среди них ОС компании «ALT Linux», система управления базами данных (СУБД) Postgres Pro, системы управления предприятиями ERP (Enterprise resource planning) «1С: ERP», «Борлас», «Галактика» и др., системы электронного документооборота (СЭД) «1С: Документооборот», «ДЕЛО» и др.
Разработана безопасная ОС KasperskyOS для применения в критически важных инфраструктурах и устройствах промышленного сектора. Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ) создает ОС для серверов на основе отказоустойчивых технологий оперативных систем реального времени (ОСРВ), созданных ранее для военной и гражданской авиации.
В едином реестре представлены также средства обеспечения безопасности информации (антивирусное ПО «Dr. Web», продукты «Лаборатории Касперского»); средства защиты информации от несанкционированного доступа («Secret Net», «Dallas Lock»); средства криптографической защиты («Континент», «КриптоПро», «ViPNet»); средства доверенной загрузки (программно-аппаратный комплекс «Соболь»); сканеры уязвимостей (Max Patrol); системы борьбы с утечками Data Leak Prevention (DLP) (InfoWatch, Falcongaze, Zecurion), системы контроля и управления доступом Identity Management (IDM) («Аванпост», «ТрастВерс») и ряд других.
В ряде направлений защиты информации российские системы занимают практически всю нишу. Так, в направлении удостоверяющих центров и средств электронной подписи два российских разработчика («Крипто-про» и «Инфотекс») в совокупности занимают более 90% рынка. Аналогичная ситуация складывается в направлении средств защиты от несанкционированного доступа (разработчики «Код Безопасности», ОКБ САПР, «Конфидент», «Анкад»).
Для перспективного применения технологий распределенного реестра и «интернета вещей» требуется создать в рамках единого информационного пространства ОПК унифицированные защищенные сети передачи данных на базе отечественных средств аутентификации и шифрования данных.
Перспективы замещения импорта пакетов прикладных программ в ОПК высоко оцениваются российскими компаниями. Но прикладные программы — только вершина айсберга, а основание — отечественная программно-аппаратная среда. Полагаем, что положительная тенденция комплексного решения рассматриваемой проблемы наблюдается только для специализированных ДПАС критически важных объектов и предприятий ОПК, но не для гражданского сектора.
Проблема «унаследованных операционных сред»
Проблема не нова и не раз обсуждалась. Она особенно актуальна для уже существующих АС, функционирующих круглосуточно в реальном масштабе времени.
Решение проблемы, на наш взгляд, заключается в переводе «унаследованных» АС в создаваемые отечественные (целевые) ДПАС. Но, как и прежде, на множестве существующих частных решений (подходов, методов и технологий) отсутствует полноценная систематизация, определяющая взаимосвязь решений на различных уровнях рассмотрения научно-технической проблемы перевода.
С сожалением отметим, что ни концептуальные, ни методические, ни технологические решения рассматриваемой проблемы в отечественных публикациях представлены слабо, не говоря уже о практических реализациях.
Проблема неопределенности национальной стратегии замещения импорта
Нерешенность проблемы вызывает существенную неопределенность при формулировании целей и постановке задач замещения импорта как в ОПК, так и в социально-экономических отраслях.
Проблема во многом связана с размытостью приоритетов научно-технологических направлений замещения импорта в России.
Имея в виду стратегически значимую угрозу закрепления за Россией статуса «технологической периферии» и высокий приоритет научно-технологического направления развития ИКТ и электроники, замещение импорта имеет смысл рассматривать как особый тип государственной и экономической стратегии. А также как инструмент для достижения главной цели — обеспечения достаточного уровня технологической независимости России от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях и ОПК с приоритетом системообразующего научно-технологического направления развития передовых ИКТ и электроники.
Проблема недостаточности нормативно-правовой базы
Концептуальная нормативно-правовая база должна содержать понятия, определения, критерии (показатели) и методики оценки результатов замещения импорта в сфере ИКТ, служить основой для создания отечественных программно-аппаратных сред, отвечающих мировому уровню.
Существует серьезная опасность, что создаваемый единый реестр российских программ может представлять собой набор несовместимых программ из-за отсутствия стандартных интерфейсов — для этих интерфейсов невозможно сформировать профили интероперабельности, так как нет необходимых стандартов.
Отсутствует стандартизация технологий безопасной разработки ПО в целях создания системы аудита и исправления исходных кодов в продуктах компаний — разработчиков российского ПО — направленной на предотвращение опасных уязвимостей в разрабатываемых продуктах.
Организацией Open Grid Forum разработано около 200 стандартов, хотя и отмечается, что в отношении интероперабельности стандартизировано далеко не все.
Обеспечение информационной безопасности технологии «интернет вещей» затруднено отсутствием в настоящее время единого стандарта их взаимодействия.
Оценка результатов замещения импорта
Оценить достигнутый уровень технологической независимости или степень обеспечения требований безопасности информации хотя бы на качественном уровне по существующим в настоящее время показателям весьма затруднительно.
В качестве показателя (критерия) достигнутых результатов замещения импорта в сфере ИКТ и оценки их эффективности можно использовать показатель «степень доверия» применяемых программных и аппаратных средств, включая и средства защиты информации. Такой показатель позволяет количественно оценить как уровень безопасности информации, обеспечиваемый отечественными и зарубежными программными и аппаратными средствами, так и достигнутый уровень технологической независимости для отечественных средств.
Правительством Российской Федерации предусматривается разработка и утверждение перечня показателей и плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203), которые целесообразно будет рассмотреть в плане оценки достигнутых результатов замещения импорта и их эффективности в сфере ИКТ и электроники.
Координация работ по замещению импорта
Актуальность проблемы отмечена, в частности, на пленарном заседании Координационного Совета по информационным технологиям предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (КС «ИТ-ОПК» РФ).
В отсутствие должной координации работ по замещению импорта в области ИКТ и электроники некоторые федеральные программы замещения импорта оказались просто неэффективными.
Наискорейшее решение этой проблемы диктуется как необходимостью достижения технологической независимости ОПК России, так и принятой программой «Цифровая экономика Российской Федерации».
Анализ перспектив замещения импорта в сфере ИКТ ОПК как основы обеспечения информационной безопасности и технологической независимости отрасли и технологического суверенитета России в целом показал:
1. В части достижения технологической независимости отрасли информационных технологий ОПК России в целом наметились положительные тенденции.
2. Предотвращение утраты технологического и экономического суверенитета и закрепления за Россией долгосрочного статуса «технологической периферии» связана с реализацией приоритетного научно-технологического направления создания и применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для социальной и экономической сфер.
3. Замещение импорта предлагается рассматривать как особый тип государственной и экономической стратегии, а также инструмент для достижения главной цели — обеспечения достаточного уровня технологической независимости России от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях и ОПК с приоритетом системообразующего научно-технологического направления развития отечественных ИКТ и электроники.
4. Создание отечественных ДПАС затруднено из-за отсутствия высокотехнологичной отечественной ЭКБ, промышленного производства изделий электроники и, как следствие, производства качественного российского системного ПО. Отмечается положительная тенденция в «расшивке» этой проблемы, полное решение которой возможно в направлении конверсии и диверсификации предприятий ОПК, производства ими высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
5. Перевод в отечественные ДПАС существующих АС предприятий ОПК, функционирующих круглосуточно в реальном масштабе времени, связан с дальнейшим развитием концептуальных, методических и технологических решений в этой сфере.
6. Требуется дальнейшее совершенствование существующей нормативно-правовой базы для обеспечения переносимости и интероперабельности в отечественном программном обеспечении.
7. В качестве показателя замещения импорта в сфере ИКТ в части достигнутого уровня технологической независимости и обеспечения требований безопасности информации предлагается использовать показатель «степень доверия» к программным и аппаратным средствам.
8. Отмечается недостаточная координация, а в ряде случаев противоречивость государственных программ развития отечественного программного обеспечения и их слабая координация со стратегическими задачами развития сегментов производства ЭКБ и промышленного производства изделий электроники.
9. Длительный период действия санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других стран может привести российский ОПК к полной изоляции, что негативно скажется на способности к инновациям в долгосрочной перспективе.
Авторы:
Анатолий Братченко, полковник в отставке, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук, заместитель начальника управления АО «Концерн «Системпром» (Москва)
Игорь Бутусов, полковник в запасе, начальник управления АО «Концерн «Системпром» (Москва)
Александр Романов, доктор технических наук, главный специалист АО «Концерн «Системпром» (Москва)