Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (39) за 2019 г.

Анатолий Братченко, Игорь Бутусов, Александр Романов

Глобальное информационное общество продолжает интенсивно развиваться и в этих условиях реализация стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2016 г. № 683) и конкретизированных для информационной сферы в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 г. № 646) в существенной степени зависит от защищенности от информационных угроз национальной информационной инфраструктуры и ее критически важных объектов.

Отставание в области информационных технологий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и в сфере развития национального сегмента цифровой экономики несет стратегически значимую угрозу утраты технологического и экономического суверенитета и закрепления за Россией долгосрочного статуса «технологической периферии» (определено в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208).
Нейтрализация этой угрозы национальной безопасности России в значительной степени связана с преодолением критической зависимости ОПК от импортных поставок электронной компонентой базы (ЭКБ), программных и аппаратных средств вычислительной техники, построением и развитием единого цифрового пространства предприятий ОПК и поэтапным переводом уже функционирующих и проектируемых систем в составе критической информационной инфраструктуры на типовые отечественные доверенные программно-аппаратные среды (ДПАС). Стабильность и безопасность функционирования таких систем являются исключительно важными для нормального функционирования государства.
Сказанное свидетельствует о том, что в качестве основного направления развития АСУ предприятий ОПК России на ближайшую и среднесрочную перспективу можно считать достижение технологической независимости отрасли, которая позволит ей динамично развиваться в условиях дестабилизирующих внешнеполитических тенденций и быть устойчивой к негативным изменениям мировой политической и экономической ситуации.
К настоящему времени большинство специалистов предприятий, организаций ОПК и компаний-разработчиков разделяют позицию, что в части достижения технологической независимости отрасли информационных технологий ОПК России наметились положительные тенденции: процесс замещения импорта запущен, но, надо признать, пока доля российских продуктов не очень велика — порядка 15–20%.
Но в связи с необходимостью в ближайшей и среднесрочной перспективе обеспечить технологическую независимость АСУ предприятий ОПК от зарубежных поставок имеет смысл оценить ход и перспективы решения ключевых из них на текущий момент.

Проблема научно-технологических приоритетов

Проблема, на наш взгляд, решается недопустимо медленно, что позволяет сомневаться в эффективности существующего распределения ограниченных финансовых и материальных ресурсов между отраслевыми программами замещения импорта. Политические и экономические санкции против России начались в 2014 году после событий на Украине, а научно-технологические приоритеты замещения импорта на национальном уровне начинают конструктивно формироваться только сейчас под угрозой утраты технологического суверенитета.
Масштаб влияния информационной сферы существенно превосходит отраслевые эффекты, а индекс конкурентоспособности экономики государств тесно связан с показателем развития ИКТ.
В связи с рассматриваемой проблемой при развертывании систем типа «цифрового гарнизона» (или «цифрового предприятия») необходимо предусмотреть санкционную угрозу — невозможность приобрести оборудование или чип, требуемые для выполнения работ по развертыванию. Нейтрализация обозначенной угрозы связана с развитием отечественной элементной базы радиоэлектронных компонентов и микропроцессорной техники, что со временем позволит снизить стоимость российского телекоммуникационного оборудования и вычислительных платформ.

Проблема отечественных доверенных программно-аппаратных сред

Программно-аппаратная среда АСУ предприятий ОПК включает в себя взаимоувязанные аппаратную платформу, операционную среду, пакеты прикладных программ и средства защиты информации.
Аппаратная платформа — ключевое и самое слаборазвитое звено в этой проблеме. Причина этого давно известна и заключается в отсутствии высокотехнологичной отечественной ЭКБ, промышленного производства изделий электроники и, как следствие, производства качественного российского системного ПО.
Доля ключевых импортных компонентов в военной электронике неуклонно снижается, и к 2020 году она не должна превышать 5–10 процентов. В продукции стратегического уровня, в системах связи и управления, например, ракетных войсках стратегического назначения, использование зарубежной электроники уже сейчас сведено к нулю.
Российские вычислительные комплексы представлены архитектурами «Эльбрус» и SPARC (совместные разработки АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ им. И. С. Брука»), процессором с динамической реконфигурацией MultiClet R1 (Reconfiguration) и мультиклеточным процессором MultiClet P1 (серии P — Performance) ОАО «Мультиклет» со своими операционными системами (ОС), средствами отладки и системным ПО.
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в начале июня 2016-го включал в себя более 1000 продуктов, в конце года этот показатель достиг 2500. В августе 2017 в реестре уже значилось 3933 позиции, а на момент написания данной статьи в реестре числится более 5000 продуктов. Среди них ОС компании «ALT Linux», система управления базами данных (СУБД) Postgres Pro, системы управления предприятиями ERP (Enterprise resource planning) «1С: ERP», «Борлас», «Галактика» и др., системы электронного документооборота (СЭД) «1С: Документооборот», «ДЕЛО» и др.
Разработана безопасная ОС KasperskyOS для применения в критически важных инфраструктурах и устройствах промышленного сектора. Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ) создает ОС для серверов на основе отказоустойчивых технологий оперативных систем реального времени (ОСРВ), созданных ранее для военной и гражданской авиации.
В едином реестре представлены также средства обеспечения безопасности информации (антивирусное ПО «Dr. Web», продукты «Лаборатории Касперского»); средства защиты информации от несанкционированного доступа («Secret Net», «Dallas Lock»); средства криптографической защиты («Континент», «КриптоПро», «ViPNet»); средства доверенной загрузки (программно-аппаратный комплекс «Соболь»); сканеры уязвимостей (Max Patrol); системы борьбы с утечками Data Leak Prevention (DLP) (InfoWatch, Falcongaze, Zecurion), системы контроля и управления доступом Identity Management (IDM) («Аванпост», «ТрастВерс») и ряд других.
В ряде направлений защиты информации российские системы занимают практически всю нишу. Так, в направлении удостоверяющих центров и средств электронной подписи два российских разработчика («Крипто-про» и «Инфотекс») в совокупности занимают более 90% рынка. Аналогичная ситуация складывается в направлении средств защиты от несанкционированного доступа (разработчики «Код Безопасности», ОКБ САПР, «Конфидент», «Анкад»).
Для перспективного применения технологий распределенного реестра и «интернета вещей» требуется создать в рамках единого информационного пространства ОПК унифицированные защищенные сети передачи данных на базе отечественных средств аутентификации и шифрования данных.
Перспективы замещения импорта пакетов прикладных программ в ОПК высоко оцениваются российскими компаниями. Но прикладные программы — только вершина айсберга, а основание — отечественная программно-аппаратная среда. Полагаем, что положительная тенденция комплексного решения рассматриваемой проблемы наблюдается только для специализированных ДПАС критически важных объектов и предприятий ОПК, но не для гражданского сектора.

Проблема «унаследованных операционных сред»

Проблема не нова и не раз обсуждалась. Она особенно актуальна для уже существующих АС, функционирующих круглосуточно в реальном масштабе времени.
Решение проблемы, на наш взгляд, заключается в переводе «унаследованных» АС в создаваемые отечественные (целевые) ДПАС. Но, как и прежде, на множестве существующих частных решений (подходов, методов и технологий) отсутствует полноценная систематизация, определяющая взаимосвязь решений на различных уровнях рассмотрения научно-технической проблемы перевода.
С сожалением отметим, что ни концептуальные, ни методические, ни технологические решения рассматриваемой проблемы в отечественных публикациях представлены слабо, не говоря уже о практических реализациях.

Проблема неопределенности национальной стратегии замещения импорта

Нерешенность проблемы вызывает существенную неопределенность при формулировании целей и постановке задач замещения импорта как в ОПК, так и в социально-экономических отраслях.
Проблема во многом связана с размытостью приоритетов научно-технологических направлений замещения импорта в России.
Имея в виду стратегически значимую угрозу закрепления за Россией статуса «технологической периферии» и высокий приоритет научно-технологического направления развития ИКТ и электроники, замещение импорта имеет смысл рассматривать как особый тип государственной и экономической стратегии. А также как инструмент для достижения главной цели — обеспечения достаточного уровня технологической независимости России от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях и ОПК с приоритетом системообразующего научно-технологического направления развития передовых ИКТ и электроники.

Проблема недостаточности нормативно-правовой базы

Концептуальная нормативно-правовая база должна содержать понятия, определения, критерии (показатели) и методики оценки результатов замещения импорта в сфере ИКТ, служить основой для создания отечественных программно-аппаратных сред, отвечающих мировому уровню.
Существует серьезная опасность, что создаваемый единый реестр российских программ может представлять собой набор несовместимых программ из-за отсутствия стандартных интерфейсов — для этих интерфейсов невозможно сформировать профили интероперабельности, так как нет необходимых стандартов.
Отсутствует стандартизация технологий безопасной разработки ПО в целях создания системы аудита и исправления исходных кодов в продуктах компаний — разработчиков российского ПО — направленной на предотвращение опасных уязвимостей в разрабатываемых продуктах.
Организацией Open Grid Forum разработано около 200 стандартов, хотя и отмечается, что в отношении интероперабельности стандартизировано далеко не все.
Обеспечение информационной безопасности технологии «интернет вещей» затруднено отсутствием в настоящее время единого стандарта их взаимодействия.

Оценка результатов замещения импорта

Оценить достигнутый уровень технологической независимости или степень обеспечения требований безопасности информации хотя бы на качественном уровне по существующим в настоящее время показателям весьма затруднительно.
В качестве показателя (критерия) достигнутых результатов замещения импорта в сфере ИКТ и оценки их эффективности можно использовать показатель «степень доверия» применяемых программных и аппаратных средств, включая и средства защиты информации. Такой показатель позволяет количественно оценить как уровень безопасности информации, обеспечиваемый отечественными и зарубежными программными и аппаратными средствами, так и достигнутый уровень технологической независимости для отечественных средств.
Правительством Российской Федерации предусматривается разработка и утверждение перечня показателей и плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203), которые целесообразно будет рассмотреть в плане оценки достигнутых результатов замещения импорта и их эффективности в сфере ИКТ и электроники.

Координация работ по замещению импорта

Актуальность проблемы отмечена, в частности, на пленарном заседании Координационного Совета по информационным технологиям предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (КС «ИТ-ОПК» РФ).
В отсутствие должной координации работ по замещению импорта в области ИКТ и электроники некоторые федеральные программы замещения импорта оказались просто неэффективными.
Наискорейшее решение этой проблемы диктуется как необходимостью достижения технологической независимости ОПК России, так и принятой программой «Цифровая экономика Российской Федерации».
Анализ перспектив замещения импорта в сфере ИКТ ОПК как основы обеспечения информационной безопасности и технологической независимости отрасли и технологического суверенитета России в целом показал:
1. В части достижения технологической независимости отрасли информационных технологий ОПК России в целом наметились положительные тенденции.
2. Предотвращение утраты технологического и экономического суверенитета и закрепления за Россией долгосрочного статуса «технологической периферии» связана с реализацией приоритетного научно-технологического направления создания и применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для социальной и экономической сфер.
3. Замещение импорта предлагается рассматривать как особый тип государственной и экономической стратегии, а также инструмент для достижения главной цели — обеспечения достаточного уровня технологической независимости России от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях и ОПК с приоритетом системообразующего научно-технологического направления развития отечественных ИКТ и электроники.
4. Создание отечественных ДПАС затруднено из-за отсутствия высокотехнологичной отечественной ЭКБ, промышленного производства изделий электроники и, как следствие, производства качественного российского системного ПО. Отмечается положительная тенденция в «расшивке» этой проблемы, полное решение которой возможно в направлении конверсии и диверсификации предприятий ОПК, производства ими высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
5. Перевод в отечественные ДПАС существующих АС предприятий ОПК, функционирующих круглосуточно в реальном масштабе времени, связан с дальнейшим развитием концептуальных, методических и технологических решений в этой сфере.
6. Требуется дальнейшее совершенствование существующей нормативно-правовой базы для обеспечения переносимости и интероперабельности в отечественном программном обеспечении.
7. В качестве показателя замещения импорта в сфере ИКТ в части достигнутого уровня технологической независимости и обеспечения требований безопасности информации предлагается использовать показатель «степень доверия» к программным и аппаратным средствам.
8. Отмечается недостаточная координация, а в ряде случаев противоречивость государственных программ развития отечественного программного обеспечения и их слабая координация со стратегическими задачами развития сегментов производства ЭКБ и промышленного производства изделий электроники.
9. Длительный период действия санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других стран может привести российский ОПК к полной изоляции, что негативно скажется на способности к инновациям в долгосрочной перспективе. 

Авторы:

Анатолий Братченко, полковник в отставке, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук, заместитель начальника управления АО «Концерн «Системпром» (Москва)
Игорь Бутусов, полковник в запасе, начальник управления АО «Концерн «Системпром» (Москва)
Александр Романов, доктор технических наук, главный специалист АО «Концерн «Системпром» (Москва)

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru