8 сентября в Набережных Челнах министру обороны Сергею Шойгу, военачальникам, представителям СМИ показали серийную, спортивную и перспективную автотехнику производства ОАО «Камский автомобильный завод». Серийные и перспективные образцы военной автомобильной техники (ВАТ) представлял начальник Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Александр Шевченко.
В настоящее время в автопарке Вооружённых Сил РФ насчитывается около 50 тысяч автомобилей КАМАЗ различного назначения. Они составляют основу транспортных средств подразделений и частей материально-технического обеспечения, на шасси КАМАЗ монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. На протяжении последних нескольких лет министерство обороны РФ закупает значительные партии машин семейства многоцелевых автомобилей «Мустанг» и автомобилей повышенной грузоподъемности. Семейство «Мустанг» продолжает расширяться. В настоящее время проходит испытания авиадесантируемый автомобиль КАМАЗ-43502 колёсной формулы 4×4, предназначенный для Воздушно-десантных войск.
Вместе с тем, министерство обороны предъявляет к перспективной ВАТ повышенные требования по мобильности, защищённости, надёжности, унификации, грузоподъёмности и другим важнейшим параметрам. В технических заданиях министерства обороны, выданных промышленности, предусмотрено улучшение ключевых характеристик ВАТ в
Сергей Шойгу при осмотре перспективных образцов ВАТ разработки ОАО «КАМАЗ» лично опробовал рабочие места водителей и десанта, внимательно осмотрел узлы и агрегаты, оценил результаты испытаний стойкости бронезащиты, возможности дистанционно управляемого модуля вооружения.
КАМАЗ представил основные технические решения для перспективного семейства многоцелевых автомобилей «Торнадо» колёсной формулы 6×6, 8×8 и 10×10. Среди них дизельные двигатели нового поколения мощностью
Предлагаемые конструктивные и технические решения для семейства «Торнадо» обеспечивают повышение средней скорости движения войсковых колонн до 45 км/ч, увеличение ресурса машин до 500 тыс км и периодичности техобслуживания до 20 тыс км, повышение защищённости до 6 класса (согласно ГОСТ Р 509603), уменьшение времени подготовки к применению до 20 минут в любых климатических условиях. Модульность конструкции и грузоподъемность шасси до 32 тонн позволяют обеспечить монтаж широкой номенклатуры вооружения и военной техники, универсальность применения, хороший потенциал для последующей модернизации.
Министерство обороны и КАМАЗ особое внимание уделяют разработке защищённых автомобилей семейства «Тайфун-К» колёсной формулы 4×4, 6×6 и 8×8. В рамках семейства создаются как автомобили рамной конструкции, так и с несущим броневым однообъёмным корпусом. Разрабатываемый модельный ряд включает разведывательные и командно-штабные машины, автомобили для перевозки личного состава и под монтаж ВВТ, машину огневой поддержки, санитарный автомобиль, машины инженерной и радиационно-биохимической разведки, другие образцы.
8 сентября представителям СМИ впервые показали автомобиль с круговой баллистической защитой от
В баллистической защите машины применена многослойная преграда, включающая броневую сталь, керамические элементы и материал из арамидных волокон. Что характерно, в баллистической защите к настоящему времени используются только отечественные материалы. Как показали испытания,
На площадке научно-технического центра был показан автомобиль семейства «Тайфун-К» КАМАЗ-53949 колёсной формулы 4×4. Машина полной массой 14 тонн оснащена двигателем Cummins мощностью 350 л.с.,
Параметры автомобилей семейства «Тайфун-К»
Колёсная формула | 4×4 | 6×6 | 6×6 |
Экипаж+десант, чел. | 10 | 3+14 | 2+10 |
Баллистическая защита | Винтовка СВД, калибр |
Винтовка СВД, калибр |
Пулемёт КПВТ, калибр |
Минная стойкость, кг в тротиловом эквиваленте 8 — под днищем, | 10 — под колесом 8 — под днищем, | 10 — под колесом 10 — под днищем, | 12 — под колесом |
Защищённые автомобили семейства «Тайфун-К» предполагается оснащать дистанционно управляемыми вынесенными модулями вооружения. Образец такого модуля с пулемётом на стабилизированной платформе был продемонстрирован представителями челябинского ОАО «Электромашина». На такой универсальной платформе могут монтироваться пулемёты «Корд», ПКТ, НСВТ, автоматический гранатомёт АГС-30. Модуль оснащён всесуточной системой наблюдения и прицеливания с тепловизором, опционально может комплектоваться лазерным дальномером, автоматом сопровождения цели и другими устройствами.
КАМАЗ не останавливается на достигнутом и расширяет поисковые работы в области ВАТ, стремясь занять новые ниши. В частности, продолжается разработка автомобилей повышенной грузоподъёмности в рамках перспективного семейства «Платформа-О» колёсной формулы 8×8, 12×12 и 18×18. Эти шасси предназначены для монтажа тяжёлых и сверхтяжёлых систем вооружения: артиллерийских и ракетных комплексов (в том числе Ракетных войск стратегического назначения), реактивных систем залпового огня и др.
Прорабатывается облик семейства «Амфибия» — высокомобильных защищённых плавающих транспортных средств, фактически — плавающих бронетранспортеров и машин на их базе.
Очевидно, что расширение интересов КАМАЗ за рамки многоцелевых военных автомобилей создаёт конкурентную среду в некоторых областях ВВТ, где в России и Белоруссии до сих пор были единственные производители: тяжелые колёсные шасси (БАЗ, МЗКТ), колёсные плавающие бронетранспортёры (АМЗ). Кроме того, обостряется конкуренция в сфере бронемашин высокой защищённости.
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу по завершении работы в ОАО «КАМАЗ» отметил: «У нас большая программа, большие планы. Мы надеемся, что всё, требующееся Вооружённым Силам, будет выполнено качественно и в срок. Наши встречи и переговоры показывают, что у коллектива КАМАЗа большие возможности, серьёзный потенциал как конструкторский, так и научный. Мы должны сделать всё, чтобы в ближайшие годы не только выполнить государственный оборонный заказа, но и создать серьёзный задел на перспективу последующих 20 лет».
© Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»