Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (59) за 2022 г.

Юрий Подгорных, Валентин Дыбов, Владимир Чеховский

как элемента оценки геополитической и геостратегической обстановки

В начале XXI века значительно расширился спектр общих угроз национальной безопасности России, среди которых в первую очередь целесообразно выделить военные, террористические, информационные, экономические, политические, кибернетические, технологические, техногенные, идеологические, территориальные.

То же можно сказать и про спектр угроз военной безопасности России: появление новых типов средств воздушно-космического нападения (СВКН) в безъядерном варианте большой дальности и высокой точности; милитаризация околоземного космического пространства (ОКП); продолжающееся стремление НАТО к расширению на восток, размещение его группировок войск (сил) в непосредственной близости от границ России; появление в окружении России новых центров военной силы; обострение территориальных противоречий между странами, в том числе и в Арктической зоне; снижение роли и значимости ООН в урегулировании международных конфликтов.
Оперативно-тактический анализ перечисленных угроз позволяет сделать вывод о том, что они вносят в процесс жизнедеятельности государств (и прежде всего России) существенный элемент неопределенности, имеют, как правило, длительный характер и комплексное воздействие. Поэтому необходимо совершенствовать методическое сопровождение оценки и прогнозирование геополитической и геостратегической обстановки в мире, стратегическое планирование и обоснование государственных программ вооружения с учетом такого понятии, как «риски».
Среди перечисленных угроз национальной и военной безопасности нашей стране особое место занимает милитаризация ОКП. Начало милитаризации ОКП путем создания космических систем (КС) военного предназначения было положено выводом США на орбиты вокруг Земли космических аппаратов (КА) разведки (типа «Мидас», «Сэмос», «Дискавери»), геодезического обеспечения запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (типа «Геос», «Геос-А»), навигационного обеспечения подводных ракетоносцев (ПЛ-ракетоносцев) и самолетов-амфибий (СА), космических систем связи (типа АСЦС, НАТО и др.) и обнаружения стартов баллистических ракет (БР).
После запуска первых КА военного предназначения в военно-политических кругах США стали раздаваться открытые высказывания об использовании ОКП именно в военных целях.


Еще в феврале 2008 г. Россия совместно с Китаем внесла на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве совместный проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). По мнению разработчиков проекта, такой юридически обязывающий международный документ мог бы стать надежной гарантией того, что космос никогда не будет превращен в сферу военного противостояния. Появилась бы прочная основа для обеспечения безопасности космических средств и орбитальных группировок как собственности государств. Однако США выступают против заключения данного договора.


Поэтому оценка космической обстановки должна быть одним из элементов оценки геополитической и геостратегической обстановки. При этом под космической обстановкой будем понимать совокупность БР, ракет космического назначения (РКН), КА различного предназначения, гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) различных типов и сопутствующих их элементов (РН, их ступеней, фрагментов, образовавшихся после подрыва или самоликвидации), средств подавления и преодоления систем предупреждения о ракетном нападении (СПЛН), противоракетной и противокосмической обороны (ПРО, ПКО), движущихся в космическом пространстве.
В настоящее время в результате действий, прежде всего США и их союзников по НАТО, в ОКП сложилась сложная, напряженная, высокодинамичная обстановка, которая служит своеобразным барометром опасности общей геополитической и геостратегической обстановки в мире и отдельных его регионах. При этом совершенно не скрывается, что конечная цель этих действий заключается в достижении американскими космическими силами полной свободы действий, в том числе и по нанесению ущерба любому противнику. Фактически США в одностороннем порядке присвоили себе право контролировать иностранные КА и даже уничтожать их, если сочтут, что они угрожают национальной безопасности США. Ими планируется размещение в ОКП ударных космических систем, предназначенных для уничтожения средств и объектов, размещенных на Земле, в воздухе и космосе.
В этих условиях оценка общей геополитической и геостратегической обстановки как целого без учета оценки космической обстановки как части целого может привести к нарушению методологии научного познания и иметь самые непредсказуемые и серьезные последствия в действиях военно-политического руководства нашей страны.
Постоянное наблюдение (контроль), оценку степени опасности космической обстановки в связи с деятельностью человека определим понятием «мониторинг космической обстановки».
На формирование космической обстановки и, прежде всего, степени ее опасности оказывают влияние многочисленные факторы (военно-политические, экономические, технологические и др.), основными из которых являются следующие:

  • общая расстановка военно-политических сил в мире, милитаристические настроения отдельных стран по завоеванию единоличного господства в ОКП и обеспечению беспрепятственного применения своих КА (ОГ, КС) любого предназначения (в том числе и ударных);
  • наличие военных блоков, в состав которых входят страны, имеющие свои космические программы по-военному использованию ОКП и постоянно наращивающие ОГ военного предназначения с целью повышения эффективности боевого применения ВС в своих регионах и обеспечения якобы национальной безопасности;
  • наличие вооруженных конфликтов в различных регионах мира, в которых используются ракетные и космические вооружения;
  • направленность внешней политики государств, имеющих выход в космос (ОКП);
  • отработка отдельными странами мира перспективных ракетно-космических вооружений, способных решать задачи ПРО и ПКО, а также наносить удары по объектам, расположенным в различных сферах;
  • сохранение в международном космическом праве «ниши» позволяющей владеть и размещать в космосе неядерные виды вооружений. Отсутствие каких-либо обязательных международных правил по вопросам создания многоспутниковых низкоорбитальных группировок на основе маломассогаборитных КА военного и (или) двойного предназначения
  • расширение деятельности частных компаний, занятых разработкой, созданием различным многоразовых, многоцелевых КА и систем их выведения на орбиты;
  • формирование глобальных ОГ в ОКП на основе малогабаритных КА;
  • совершенствование инфраструктуры космодромов (ракетно-космических полигонов): проектирование и строительство новых сооружений, средств энергоснабжения, комплексов по производству криогенных компонентов топлива и сжатых газов, объектов технологического обеспечения, способствующих увеличению возможностей по выводу различных КО на орбиты с широким спектром их орбитальных характеристик;
  • изменения космического потока (потока элементов космической обстановки), находящегося в ОКП, в зависимости от планов и замыслов отдельных государств — потенциальных агрессоров.

В настоящее время выход в космос имеют Россия, Китай, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия. Каждое из перечисленных государств способно самостоятельно реализовывать достаточно обширные амбициозные космические программы. Кроме указанных стран, свои национальные ракетные испытательные полигоны, позволяющие осуществлять запуски географических и метеорологических ракет и малых КА имеют Швеция, Норвегия, Канада, Бразилия, Аргентина, Индонезия.
И если Россия и Китай постоянно выступают за мирное освоение ОКП, то США и их союзники по НАТО превращают (если уже не превратили) космос в специфический — космический ТВД.


В 1991 году, анализируя ход подготовки и развязывания войны в зоне Персидского залива США из созданной ими многонациональной группировки войск (сил), ГШ ВС РФ выявил один из важнейших разведывательных признаков подготовки к войне — наращивание ОГ КА как путем вывода новых (увеличения потока КА), так и осуществлением маневра существующих КА в целях повышения их возможностей по контролю зоны боевых действий.



18 июня 2018 г. президент США принял решение о создании космических сил как шестого самостоятельного вида ВС США. На Космические силы возложена ответственность за:

  • организацию, обучение, оснащение и формирование космических подразделений, необходимых для ведения военных действий в ОКП;
  • разработку стратегии и тактики наступательных и оборонительных операций в космосе, включая ПРО;
  • обеспечение завоевания и поддержания превосходства США в ОКП.

10 августа 2020 г. МО США сообщило о публикации первой доктрины космических сил под названием «Космическая мощь». Доктрина фокусирует деятельность космических сил на повышение готовности к проведению военных операций в космосе. Причем не только для сдерживания, но и «принуждения».
Наступательные операции, согласно доктрине, могут проводиться «когда это оправдано», с точки зрения США, для противодействия противнику, который намеревается получить доступ в космос или использовать его в своих интересах.
Наступательные операции могут иметь следующие цели:

  • достижение и удержание превосходства в космосе;
  • снижение космических возможностей противника и его системы ПКО, эффективности и смертоносности вражеских сил во всех областях;
  • достижение преимущества и возможности нейтрализации космических миссий врага, до того как они будут задействованы против сил, дружественных США.

Для достижения своих целей военное руководство США и космических сил постоянно совершенствуют формы и способы боевых действий в космосе с учетом появления новых видов космических и противокосмических средств вооруженной борьбы. Регулярно (один раз в три года) проводят стратегические космические военные игры на тему космической войны с целью исследования возможного диапазона использования космических средств (вооружений), которые существуют уже в настоящее время и появление которых ожидается в ближайшие годы (в первую очередь космического оружия на новых физических принципах) в ходе боевых действий. На эти стратегические военные игры привлекаются сотни военных и гражданских спецов из различных ведомств, экспертов ВВС, армии, флота, более 30 агентств, в том числе НАСА и по ПРО. В ходе этих игр уточняются роль и место Космических сил в решении вопросов национальной безопасности и сдерживания региональных и глобальных вооруженных конфликтов.
В сентябре 2020 г. главы космических сил и НАСА официально объявили об объединении усилий двух ведомств для «защиты Земли от внешних угроз». При этом НАСА сосредоточит свои усилия на исследовательских вопросах, науки и технологиях, а космические силы будут отвечать за планирование и проведение космических операций.
Заметим, что от США стремятся не отстать и другие страны. Так, Франция в сентябре 2019 г. создала космическое командование, а в 2020 г. воздушно-космические силы, реализует амбициозную космическую программу вооружений под названием «Господство в космосе».
Япония планирует организовать специальные формирования по борьбе с угрозами из космоса, которые станут частью воздушных сил самообороны. В декабре 2019 г. кабинет министров предложил выделить 50,6 млрд иен (460 млн долларов США) на развитие проектов в этой сфере.
Намерен теснее координировать свои действия в ОКП и Североатлантический союз. Свидетельством этого стало создание космического центра НАТО, который разместился на авиабазе Рамштайн (Германия). В 2019 г. была принята военно-космическая стратегия НАТО, которая рассматривает ОКП «зоной ответственности альянса».
В феврале прошлого года создан специальный центр передового опыта НАТО в области космоса (г. Тулуза, Франция), который считается военно-научным учреждением и предназначен для участия в разработке, уточнении и апробации космической стратегии, предложений по совершенствованию боевой подготовки войск (сил), решающих задачи в ОКП. Так что нельзя исключить того, что в обозримом будущем могут появиться объединенные вооруженные силы НАТО на космическом ТВД.
Еще одной страной, входящей в НАТО, которая наращивает свои военные усилия в ОКП, является Великобритания. 29 июня 2021 г. министр по вопросам оборонных закупок объявил о создании космического командования, на которое возложены следующие задачи: разработка и принятие на вооружение космических средств военного и двойного предназначения, подготовка и проведение операций в космосе, подготовка кадров.
Таким образом, НАТО распространяет зону своей ответственности не только на весь земной шар, но и на ОКП.
В настоящее время в нашей стране контроль за потоком КО в ОКП осуществляют системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), ПРО и ККП. Так, только через зоны обзора СПРН проходят за сутки десятки тысяч различных КО. Каждый из них обнаруживается, сопровождается, осуществляется классификация по видам, определяются орбитальные характеристики и степень опасности. Обработанная информация в автоматическом режиме передается на оповещаемые центры управления, становится достоянием высших органов управления государства и ВС, которые принимают решения на проведение ответных действий.
Все эти действия осуществляются в масштабе единого времени и учитывают только уже сложившуюся обстановку в ОКП практически без анализа того, когда и как она стала таковой. Времени на принятие необходимых решений остается крайне мало.
Поэтому нельзя ограничиться в оценке опасности космической обстановки исключительно степенью опасности существующего потока космических объектов. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на формирование космической обстановки и степени ее опасности. Это позволяет своевременно не только выявлять тенденции в динамике космической обстановки, но и своевременно подготовить возможные мероприятия (в том числе и дипломатические) по нейтрализации наращиваемой (возрастающей) степени опасности космической обстановки и не доводить ее до критической.
Кроме того, оценку космической обстановки и степени ее опасности как важнейшего элемента оценки общей геополитической и геостратегической обстановки, целесообразно осуществлять в специальном аналитическом центре при Национальном центре управления обороной страны на основе данных от всех систем и средств, функционирующих на различных физических принципах и размещенных на Земле, в воздухе и космосе, и занимающихся в настоящее время, мониторингом космической обстановки. При этом одной из важнейших задач военно-научного комплекса МО РФ станет разработка научно-методического сопровождения по обоснованию предназначения, структуры и решаемых задач данного аналитического центра. Безусловно, вклад в решение данной задачи должны внести в первую очередь Военный институт управления обороной ВА ГШ и Центр исследования военного потенциала иностранных государств. 


Авторы:
Юрий Подгорных, полковник в отставке, доктор военных наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
Валентин Дыбов, полковник в отставке, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
Владимир Чеховский, полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор, начальник НИЦ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru