Ровно 120 лет назад, 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) 1902 года в Иркутске родился Николай Камов – выдающийся советский авиаконструктор, создатель вертолетов марки «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.

 

После окончания Томского технологического института в 1923 году Николай Камов стал работать конструктором на авиазаводе в Филях (будущий авиазавод №22), затем трудился в ремонтных мастерских акционерного общества «Добролет» (прообраз «Аэрофлота»), позже работает в опытно-конструкторском бюро гидроавиации под руководством Дмитрия Григоровича. В 1929 году Николай Камов в содружестве с коллегой Николаем Скржинским создает первый в СССР успешно летавший винтокрылый летательный аппарат – автожир КАСКР-1 «Красный инженер».

 Кстати именно в это период в русском языке появилось само слово «Вертолет» и придумал его Николай Камов. До этого винтокрылые машины у нас называли «Геликоптер».

В 1931-1940 годах Николай Ильич Камов работал в Отделе особых конструкций ЦАГИ, где под его руководством был создан первый в СССР боевой винтокрылый летательный аппарат – автожир-корректировщик А-7. Автожиры А-7 серийно выпускались на заводе №290 в подмосковном поселке Ухтомский, директором и главным конструктором которого с 1940 по 1943 гг. был Н.И. Камов. Эскадрилья автожиров А-7 применялась в ходе боев под Ельней осенью 1941 года.

С 1947 г. Н.И. Камов конструирует вертолеты: одноместные Ка-8 и Ка-10, на которых была впервые в отечественной практике реализована двухвинтовая схема с соосно расположенными несущими винтами противоположного вращения. Благодаря компактности, высокой тяговооруженности, маневренности и аэродинамической симметричности, которые присущи двухвинтовой соосной схеме, вертолеты Камова снискали применение на флоте в качестве палубных вертолетов. Первым из них стал двухместный поршневой Ка-15, но наиболее известными советскими палубными вертолетами стали газотурбинные Ка-25 и Ка-27.

 

На основе Ка-27 позднее был создан гражданский вертолет Ка-32, модификация которого Ка-32A11BC признана в мире одним из лучших противопожарных вертолетов. Под руководством Н.И. Камова были созданы также многоцелевые вертолеты Ка-18 и Ка-26. В ОКБ Н.И. Камова была доведена до наивысшего совершенства двухвинтовая соосная схема вертолета, которую из-за присущей ей сложности не смогли освоить зарубежные авиаконструкторы.

Работы Н.И. Камова и возглавляемого им коллектива конструкторов не ограничивались вертолетами двухвинтовой соосной схемы. В ОКБ был разработан не имеющий аналогов в мировом и отечественном вертолетостроении винтокрыл Ка-22 – комбинированный винтокрылый летательный аппарат двухвинтовой поперечной схемы, сочетавший свойства самолета и вертолета. Ряд научно-исследовательских работ и нереализованных проектов ОКБ послужили основой для разработки передового по уровню примененных технических решений вертолета одновинтовой схемы Ка-62, отличающегося высоким аэродинамическим совершенством, достигнутым в том числе благодаря внедрению высокооборотного рулевого винта в кольцевом канале вертикального оперения.

Итогом деятельности Николая Ильича Камова стало создание уникальной научной и конструкторской школы отечественного вертолетостроения, высокий научно-технический потенциал которой до сих пор обеспечивает передовой уровень современных разработок АО «НЦВ Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (Госкорпорация Ростех).

Так, в данный момент идут летные испытания модернизированного вертолета соосной схемы Ка-226Т «Альпинист» с повышенными возможностями по полетам в высокогорье. Кроме того, в стадии летных испытаний находится обновленный противопожарный вертолет Ка-32А11М. На нем установлена новейшая электроника, позволяющая применять его круглосуточно, новые двигатели повышенной мощности и отечественная система пожаротушения, которая впервые в мире обеспечивает тушение возгораний при минусовых температурах.

Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, национальный центр вертолетостроения, объединяющий в себе компетенции двух конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.

Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО "НЦВ Миль и Камов") создан в 2019 году на базе АО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" и АО "Камов". На этих предприятиях разработаны свыше 20 основных типов вертолетов и их многочисленные модификации.

АО "НЦВ Миль и Камов" проводит научные исследования, проектирует, строит и испытывает опытные образцы вертолетов, внедряет их в серийное производство, модернизирует, сопровождает в производстве и эксплуатации вертолеты "Ми" и "Ка". В состав предприятия входит объединенное опытно-конструкторское бюро, опытное производство, а также экспериментально-исследовательский (стендовый) комплекс и летно-испытательный центр.

 

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2021 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн