Ровно 120 лет назад, 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) 1902 года в Иркутске родился Николай Камов – выдающийся советский авиаконструктор, создатель вертолетов марки «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.

 

После окончания Томского технологического института в 1923 году Николай Камов стал работать конструктором на авиазаводе в Филях (будущий авиазавод №22), затем трудился в ремонтных мастерских акционерного общества «Добролет» (прообраз «Аэрофлота»), позже работает в опытно-конструкторском бюро гидроавиации под руководством Дмитрия Григоровича. В 1929 году Николай Камов в содружестве с коллегой Николаем Скржинским создает первый в СССР успешно летавший винтокрылый летательный аппарат – автожир КАСКР-1 «Красный инженер».

 Кстати именно в это период в русском языке появилось само слово «Вертолет» и придумал его Николай Камов. До этого винтокрылые машины у нас называли «Геликоптер».

В 1931-1940 годах Николай Ильич Камов работал в Отделе особых конструкций ЦАГИ, где под его руководством был создан первый в СССР боевой винтокрылый летательный аппарат – автожир-корректировщик А-7. Автожиры А-7 серийно выпускались на заводе №290 в подмосковном поселке Ухтомский, директором и главным конструктором которого с 1940 по 1943 гг. был Н.И. Камов. Эскадрилья автожиров А-7 применялась в ходе боев под Ельней осенью 1941 года.

С 1947 г. Н.И. Камов конструирует вертолеты: одноместные Ка-8 и Ка-10, на которых была впервые в отечественной практике реализована двухвинтовая схема с соосно расположенными несущими винтами противоположного вращения. Благодаря компактности, высокой тяговооруженности, маневренности и аэродинамической симметричности, которые присущи двухвинтовой соосной схеме, вертолеты Камова снискали применение на флоте в качестве палубных вертолетов. Первым из них стал двухместный поршневой Ка-15, но наиболее известными советскими палубными вертолетами стали газотурбинные Ка-25 и Ка-27.

 

На основе Ка-27 позднее был создан гражданский вертолет Ка-32, модификация которого Ка-32A11BC признана в мире одним из лучших противопожарных вертолетов. Под руководством Н.И. Камова были созданы также многоцелевые вертолеты Ка-18 и Ка-26. В ОКБ Н.И. Камова была доведена до наивысшего совершенства двухвинтовая соосная схема вертолета, которую из-за присущей ей сложности не смогли освоить зарубежные авиаконструкторы.

Работы Н.И. Камова и возглавляемого им коллектива конструкторов не ограничивались вертолетами двухвинтовой соосной схемы. В ОКБ был разработан не имеющий аналогов в мировом и отечественном вертолетостроении винтокрыл Ка-22 – комбинированный винтокрылый летательный аппарат двухвинтовой поперечной схемы, сочетавший свойства самолета и вертолета. Ряд научно-исследовательских работ и нереализованных проектов ОКБ послужили основой для разработки передового по уровню примененных технических решений вертолета одновинтовой схемы Ка-62, отличающегося высоким аэродинамическим совершенством, достигнутым в том числе благодаря внедрению высокооборотного рулевого винта в кольцевом канале вертикального оперения.

Итогом деятельности Николая Ильича Камова стало создание уникальной научной и конструкторской школы отечественного вертолетостроения, высокий научно-технический потенциал которой до сих пор обеспечивает передовой уровень современных разработок АО «НЦВ Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (Госкорпорация Ростех).

Так, в данный момент идут летные испытания модернизированного вертолета соосной схемы Ка-226Т «Альпинист» с повышенными возможностями по полетам в высокогорье. Кроме того, в стадии летных испытаний находится обновленный противопожарный вертолет Ка-32А11М. На нем установлена новейшая электроника, позволяющая применять его круглосуточно, новые двигатели повышенной мощности и отечественная система пожаротушения, которая впервые в мире обеспечивает тушение возгораний при минусовых температурах.

Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, национальный центр вертолетостроения, объединяющий в себе компетенции двух конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.

Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО "НЦВ Миль и Камов") создан в 2019 году на базе АО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" и АО "Камов". На этих предприятиях разработаны свыше 20 основных типов вертолетов и их многочисленные модификации.

АО "НЦВ Миль и Камов" проводит научные исследования, проектирует, строит и испытывает опытные образцы вертолетов, внедряет их в серийное производство, модернизирует, сопровождает в производстве и эксплуатации вертолеты "Ми" и "Ка". В состав предприятия входит объединенное опытно-конструкторское бюро, опытное производство, а также экспериментально-исследовательский (стендовый) комплекс и летно-испытательный центр.

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru