Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (74) за 2024 г.
Виталий Соколенко, Виталий Блоцкий, Владимир Борюшин
Окончание. Начало Часть 1, Часть 2, Часть 3
Самоходные минометы стран НАТО
Данная статья представляет собой четвертую, финальную часть из цикла статей, посвященного анализу развития машин огневой поддержки (МОП) с минометным вооружением ведущих стран НАТО. Предыдущие статьи опубликованы в журнале «Арсенал Отечества» за 2024 г. в №№ 3, 4 и 5.
В материалах цикла рассматриваются приоритетные направления работ по модернизации существующих зарубежных МОП и созданию машин нового поколения, а также направления совершенствования штатной структуры минометных подразделений, отвечающих требованиям войн будущего.
ФРАНЦИЯ
Разработка нового поколения МОП с МВ для французских СВ началась в ноябре 2018 года. Контракт на изготовление 54 штук серийных машин первой партии, получивших название МЕРАС (Мortier Еmbarqué Рour l’Аppui au Сontact), заключен Главным управлением вооружений (ГУВ) Минобороны Франции с фирмами-разработчиками 30 декабря 2019 г. По решению ГУВ все работы по проектированию и изготовлению новой МОП с МВ будут проводиться в рамках перспективной французской программы SCORPION (Synergie du contact renforcée par la polyvalence et l'infovalorisation).
Новая машина будет полностью изготавливаться на предприятиях Франции. Исключение составляет небольшое количество микросхем, закупаемых за рубежом. К производству СМ МЕРАС привлекаются следующие французские фирмы:
- Nexter Systems — для разработки и производства броневого корпуса, ходовой части и сборки машины в целом;
- Renault Trucks Defense — для разработки и производства силовой установки, трансмиссии, дистанционно управляемой пулеметной установки;
- Thales — для разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры и минометной установки.
Самоходный миномет МЕРАС. Новый СМ разрабатывается на шасси колесной (6х6) бронированной машины Griffon (рис. 1).
Экипаж нового СМ состоит из четырех человек. (командира, водителя, наводчика, заряжающего). Расчет миномета, который находится в боевом отделении, — два человека (наводчик и заряжающий). Боевая масса машины, по заявлению фирмы-разработчика, не превышает 26,0 т.
Удельная мощность опытного образца СМ МЕРАС с дизельным двигателем Volvo RTD мощностью 400 л. с. составляет 15,4 л. с./т. По заявлению военных, эта величина удельной мощности не удовлетворяет предъявляемым требованиям, поэтому ГУВ рекомендовало начать работы по увеличению мощности двигателя до 490 л. с. Известно, что двигатель такой мощности уже устанавливается на новую БРМ Jaguar.
Основным вооружением СМ МЕРАС является нарезной 120‑мм миномет, который устанавливается в кормовой части корпуса машины на специальной поворотной платформе (рис. 2).
Там же смонтированы силовые электроприводы наведения оружия по вертикали и горизонтали, противооткатные устройства, полуавтоматическая система заряжания, оптико-электронная система управления огнем.
Миномет разработан французской фирмой Thales. Противооткатные устройства миномета гидравлического типа. Длина отката ствола оружия — 300 мм. Общая масса миномета — 1500 кг. Магазин автомата заряжания рассчитан на пять боеприпасов. Вертикальная и горизонтальная наводки миномета осуществляются с помощью электрических силовых приводов, управляемых джойстиком с места наводчика и командира. Исходные данные для стрельбы отображаются на цветных дисплеях командира и наводчика. В систему управления огнем входит блок спутниковой навигации.
Угол наведения миномета в горизонтальной плоскости составляет ±110º, а в вертикальной — от +42º до +85º. Нижний предел склонения оружия +42º соответствует минимальному углу, который позволяет экипажу закрыть двухстворчатые люки над минометом. В походном положении миномет находится при совершении марша или преодолении зараженных участков местности. При закрытых люках может работать коллективная система защиты от ОМП.
Техническая скорострельность миномета составляет 10 выстр./мин., что позволяет быстро обстрелять цель и также быстро покинуть огневую позицию. Стандартный боекомплект машины состоит из двух типов боеприпасов: обычных мин и активно-реактивных с увеличенной на 60 % дальностью стрельбы. В зависимости от характера тактической задачи боекомплект может содержать следующие боеприпасы: фугасные, осколочно-фугасные, шрапнельные с подрывом на траектории, термобарические, управляемые.
Вспомогательное вооружение СМ МЕРАС состоит из дистанционно управляемой пулеметной установки калибра 7,62 мм или 12,7 мм или из 40 мм автоматического гранатомета. Дистанционно управляемая пулеметная установка уже разрабатывается фирмой Renault Trucks Defense с учетом опыта, полученного при создании системы Wasp (оружие защиты, дистанционно управляемое), которое ранее создавалось для вооружения танков и БМП по программе SCORPION.
СМ МЕРАС имеет полностью сварной алюминиевый корпус. Такое решение, по мнению разработчиков, обеспечивает лучшее соотношение массы машины и ее защиты при установке, например, дополнительной навесной брони. Кроме этого, такое решение позволит оптимизировать «круговую» защиту машины при установке на корпусе различных комплектов защиты, например, ДЗ, КАЗ или «решетчатой» брони.
В конструкцию корпуса и ходовой части СМ заложены новые технические решения, защищенные патентами. Это позволило минимизировать трудоемкие и дорогостоящие затраты на модернизацию корпуса, ходовой части и силового блока, обеспечить поддержание боевых и технических характеристик машины на требуемом уровне в последующие 30 лет (до 2050 г.).
Подвеска машины независимая, рычажного типа. В будущем машину планируется оснастить полуактивной подвеской, которая позволит выравнивать положение корпуса в пространстве при движении или стрельбе на косогорах, подъемах, спусках, а также при необходимости изменить клиренс машины. Опытный образец машины имел управляемую в повороте только первую ось, но в разработке находится и вариант с поворотом двух осей: первой и третьей (по типу конструкции БРМ Jaguar. Это позволит уменьшить в 1,5 раза радиус поворота машины, особенно, на малых скоростях движения.
Ветроника машины проектируется с открытой архитектурой и элементами искусственного интеллекта. Этот распространенный сегодня метод проектирования позволит в короткие сроки адаптировать машину к выполнению новых тактических задач, снизить затраты на эксплуатацию и ремонт, сократить время подготовки экипажей в действиях при оружии и управлении машиной.
По состоянию на 2023 г. изготовлены три опытных образца СМ МЕРАС. Полный цикл испытаний машин в различных климатических зонах планируется завершить в 2024 году. Серийное производство СМ МЕРАС намечено на 2026–2028 гг.
В настоящее время разработка боевой машины МЕРАС находится на этапе завершения войсковых испытаний и подготовки к серийному производству.
ФИНЛЯНДИЯ
Разработкой и производством СМ занимается в Финляндии фирма Patria. Широкую известность фирма получила после создания башенных 120‑мм минометных модулей: двуствольного AMOS (англ. Advanced Mortar System —«перспективная минометная система») и одноствольного NEMO (от NEw MOrtar —«новый миномет»). Работы по созданию башенных модулей проводятся филиалом фирмы Patria Hägglunds, которая является совместным предприятием финской фирмы Patria и шведской фирмы BAE Systems Hägglunds.
Башенные минометные модули AMOS и NEMO прошли всесторонние «огневые» и «ходовые» испытания в различных климатических зонах на базе следующих боевых машин:
- колесного (6х6) БТР XA‑203 фирмы Patria;
- колесного (8х8) БТР AMV («бронированная модульная машина») фирмы Patria;
- гусеничной БМП CV90 шведской фирмы BAE Systems;
- гусеничного БТР MT-ЛБ советской разработки;
- гусеничного БТР M113 фирмы BAE Systems,
- колесного (8х8) БТР Peranha 5 швейцарской фирмы MOWAG;
- колесного (8х8) БТР LAV III канадской фирмы GDLS-Canada.
СМ с башенными модулями AMOS и NEMO состоят на вооружении CВ Финляндии (36 шт.), Швеции (24 шт.), Саудовской Аравии (36 шт.), Объединенных Арабских Эмиратов (24 шт.).
Самоходный миномет с модулем AMOS. Разработка машины с башенным двуствольным 120‑мм минометным модулем (системой AMOS) началась в 1996 г. Контракт на разработку был подписан в 2003 г. В декабре 2010 г. Министерство обороны Финляндии сделало первый заказ на 18 колесных (8х8) СМ на шасси БТР AMV. Первые поставки СМ с модулем AMOS для СВ Финляндии и Швеции начались в 2013 г. (рис. 3).
Экипаж СМ — четыре человека (командир, водитель, наводчик, заряжающий). Боевая масса машины не превышает 27,0 т. Установка башенного минометного модуля AMOS не привела к увеличению боевой массы машины.
Основным вооружением СМ являются два гладкоствольных 120‑мм миномета, установленных в специально сконструированной полностью бронированной башне кругового вращения. Миномет имеет общую длину 3 м и оснащен гидропневматическими противооткатными устройствами. Заряжание миномета осуществлялось с казенной части. Масса башенного модуля AMOS в полном снаряжении составляет 3,6 т. Углы вертикальной наводки оружия: от –3º до +85º, а горизонтальной — 360º. Наводка оружия осуществляется с помощью электроприводов, управляемых джойстиком с места наводчика или командира. Перевод модуля из походного положения в боевое занимает не более 30 с.
Для каждого ствола установлен АЗ. Объем одного АЗ составляет 5 боеприпасов. Пополнение АЗ после стрельбы осуществляет заряжающий. Применение специализированной СУО и АЗ обеспечивают высокую техническую и боевую скорострельность, а также стрельбу очередями. Это позволяет в полном объеме реализовать, принятую в СВ Финляндии концепцию: «дал очередь — сменил позицию».
Техническая скорострельность модуля AMOS составляет 18 выстр./мин., а боевая достигала 12 выстр./мин. Минометный модуль AMOS позволяет производить стрельбу в режиме «очередь» из 10 выстрелов за 35 с. На машине установлена система автоматического введения поправок исходных данных после каждого выстрела. Дальность стрельбы обычной миной не превышает 8 км, а активно-реактивной —около 17 км. Дальность стрельбы прямой наводкой — 1000 м.
Серийное производство СМ с модулем AMOS осуществлялось только на шасси колесного (8х8) БТР AMV. Машины этого типа сочетают в себе высокие боевые свойства и характеристики, отличаются модульным бронированием корпуса, башни. СМ на шасси БТР AMV прошел испытания в различных климатических зонах в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 350 °С до +520 °С.
Длина корпуса СМ оптимизирована для установки различных систем вооружения, оборудования и аппаратуры. Так, машина с коротким корпусом (7,9 м) предназначена для установки одноствольного минометного модуля NEMO, а машина с удлиненным корпусом (8,3 м) для модуля AMOS. Ширина СМ по корпусу — 2,8 м, высота по башне 2,4 м. Ширина колеи 2,5 м.
Высокая защищенность/боевая живучесть СМ с минометным модулем AMOS обеспечивается:
- модульной баллистической защитой базового шасси (колесного (8х8) БТР AMV) от большинства современных средств поражения, включая 30‑мм бронебойные снаряды;
- защитой днища и бортов корпуса от мин и самодельных взрывных устройств массой до 10 кг взрывчатого вещества;
- применением коллективной системы защиты от радиоактивных, химических и биологических веществ;
- установкой комплекса активной защиты.
Корпус машины цельносварной из броневой стали. Сообщалось, что в разработке находится вариант защиты корпуса от огня пушек калибра 30 мм. Машина снабжена системой оповещения экипажа о лазерном облучении и защитой от ОМП. На машине установлена система автоматического тушения пожара в обитаемых отделениях.
Высокая подвижность СМ на шасси БТР AMV достигается путем применения:
- дизельного двигателя Scania DC 13 с турбонаддувом и автоматической трансмиссии. Максимальная мощность двигателя 483 л. с. на первых серийных образцах и 540 л. с. на последующих партиях серийных машин;
- надежной, полностью независимой гидропневматической подвеской;
- увеличенным диаметром колес;
- применением системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а также системы, обеспечивающей движение при пулевых пробитиях колес.
По дорогам с твердым покрытием СМ развивает скорость до 100 км/ч, а на воде до 10 км/ч. Машина может преодолевать подъемы до 60 % и двигаться по боковому склону 30 %. Ширина преодолеваемой траншеи до –2 м. Глубина брода, преодолеваемого без подготовки, составляет 1,5 м. Запас хода машины — 800 км.
Самоходный миномет с модулем NEMO. Разработка башенного одноствольного 120‑мм минометного модуля NEMO возникла по требованию Минобороны Финляндии, так как спрос мирового рынка вооружений на СМ с одноствольными минометами оказался намного выше, чем на СМ с двуствольными (рис. 4).
Двуствольный минометный модуль из-за большой массы башни не может устанавливаться на многие бронированные колесные и гусеничные машины легкой категории по массе. Одноствольный модуль NEMO оснащен таким же минометом, как и двуствольный модуль, и по этой причине большинство технических и эксплуатационных характеристик сохранились на прежнем уровне. Исключение составили техническая и боевая скорострельность, которые снизились до 10 и 8 выстр./мин. соответственно.
В 2015 г. фирма Partia разработала новую модификацию башенного модуля, которая получила название NEMO Plus. Основные отличия этого модуля от предыдущих разработок состояли в следующем:
- установлена сверху на башне дистанционно-управляемая 12,7‑мм пулеметная установка типа Protector Super Line фирмы Kongsberg (Норвегия);
- установлена цифровая бортовая информационно-управляющая система, обеспечивающая экипажу ситуационную (техническую, эксплуатационную и тактическую) осведомленность. В начале 2016 г. фирмы Partia и Kongsberg объявили о проведении совместных работ в области создания СМ с башенным минометным модулем NEMO Plus. Сообщается о планах изготовления примерно 40 машин такого типа.
В целях освоения, обучения и тренировки экипажей СМ, фирма Partia разработала в 2014 г. тренажер, который может использоваться, как для первоначальной подготовки экипажей, так и для повышения их квалификации, в том числе и для оценки готовности экипажей к боевой работе. Тренажер оснащен тремя рабочими местами: наводчика, командира и инструктора. Объединение нескольких тренажеров в компьютерную сеть позволяет осуществлять тренировку экипажей и командиров подразделений в звене «взвод-рота-батальон».
Самоходный миномет с модулем NEMO Container. В 2015 г. фирма Patria начала разработку контейнерного варианта башенного 120‑мм минометного модуля. Это башенный модуль Nemo, установленный сверху на бронированном контейнере в кормовой его части (рис. 5).
Контейнер имеет стандартные габаритные размеры. Нестандартным размером является только длина, которая может составлять от 6,1 м до 8,0 м. Контейнер с помощью автомобильного крана может устанавливаться в кузове грузового автомобиля, или на палубе морских, речных судов, или прямо на земле.
К преимуществам СМ с минометным модулем Nemo Container зарубежные эксперты относят:
- увеличенный на 60 % боекомплект;
- высокий уровень унификации (до 90 %) с башенным минометным модулем NEMO;
- низкие затраты на разработку и производство;
- высокую подвижность при установке контейнера на автомобиле высокой проходимости;
- простоту технического обслуживания и ремонта;
- наличие кондиционера;
- наличие спальных мест для отдыха экипажа, приготовления и приема пищи, туалета.
Автономность непрерывного пребывания экипажа в контейнере может достигать 12 суток в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 50 °С до +50 °С, что может сделать его незаменимым средством для применения в арктических районах и в пустынной местности с жарким климатом.
Экипаж контейнерного варианта СМ при установке контейнера на шасси автомобиля состоит из четырех человек (командира, наводчика, заряжающего, водителя). Наводчик и заряжающий располагаются непосредственно в контейнере. Для решения отдельных тактических задач, связанных с большим расходом боеприпасов, экипаж может быть увеличен до пяти человек (добавлен еще один заряжающий). При этом, один заряжающий обеспечивает загрузку мин в автомат заряжания, а другой выполняет задачи подносчика и укладчика боеприпасов.
Контейнер оснащается современной СУО, которая позволяет вести огонь с места и в движении, днем и ночью, прямой и непрямой наводкой. Боекомплект машины составляет 100 мин (в перегрузочном варианте до 150 мин) разного назначения, в том числе: фугасные, осколочно-фугасные, термобарические, шрапнельные с подрывом на траектории, кумулятивные самонаводящиеся, кумулятивные с управлением через БЛА, дымовые, осветительные.
Технические характеристики башенного минометного модуля Nemo Container практически не отличаются от модуля Nemo. По дополнительным требованиям заказчика на контейнерный вариант минометного модуля могут устанавливаться:
- навесная броня из высококачественной стали толщиной до 10 мм или изкерамических пластин (испытания показали, что установка навесной брони и дополнительных систем защиты могут увеличивать массу машины на 3,0 т);
- дистанционно-управляемый пулеметный модуль калибра 7,62 мм или 12,7 мм.
Впервые модуль Nemo Container был показан на Международной выставке вооружений IDEX в феврале 2017 года в г. Абу-Даби. Первым заказчиком проекта Nemo Container стали Объединенные Арабские Эмираты. Оценочные ходовые и стрельбовые испытания контейнерного модуля проводились в ОАЭ в период 2017–2021 гг. и показали положительные результаты.
В настоящее время разработка новых проектов МОП с МВ для СВ Финляндии находится на этапе плановой модернизации машин 2‑го поколения и создания самоходного миномета следующего поколения, включая и контейнерный вариант минометного модуля.
Анализ и обобщение зарубежных материалов ведущих стран НАТО позволил выявить следующие устойчивые тенденции развития и совершенствования МОП с МВ:
- усиление огневой мощи путем модернизации миномета, боеприпасов, установки дистанционно-управляемых модулей с пулеметами калибра 7,62 мм и 12,7 мм;
- совершенствование СУО путем внедрения технологий, обеспечивающих определение координат наземных целей по звуку выстрела, автоматическую коррекцию исходных данных при стрельбе очередями, определение координат цели и корректирование стрельбы с помощью БЛА;
- усиление баллистической и противоминной защиты корпуса, башни, днища;
- применение системы активной защиты;
- модернизация силового блока путем установки двигателя повышенной мощности и усиленной автоматической трансмиссии;
- модернизация ходовой части путем улучшения характеристик системы подрессоривания;
- обеспечение транспортабельности всеми видами транспорта, особенно воздушным (самолетами и вертолетами военно-транспортной авиации);
- установку робототехнического оборудования, обеспечивающего дистанционное управление процессами стрельбы и движения при удалении экипажа от машины на расстояние до 500 м;
- снижение заметности путем установки трехмерного маскировочного покрытия, способного создавать маскировочный эффект в оптическом, тепловом и радиолокационном спектрах излучения;
- повышение уровня ситуационной осведомленности экипажей СМ путем применения БЛА в звене «взвод–рота» для ведения воздушной разведки, управления огнем отдельной машины, подразделения;
- совершенствование средств связи для обеспечения высокого качества приема/передач в условиях сильных радиопомех;
- повышение надежности работы в различных условиях эксплуатации и боевого применения.
Таким образом, в ведущих странах НАТО активно ведутся работы по модернизации существующих и созданию новых образцов бронетанкового вооружения. Значительное место в этих работах занимает создание нового типа боевых бронированных машин, получивших название «машины огневой поддержки» (МОП), среди которых по объемам финансирования и количеству привлекаемых подрядчиков выделяются программы работ по созданию МОП с минометным вооружением или самоходных минометов (СМ). Машинами этого типа оснащаются танковые, пехотные, аэромобильные, горно-пехотные бригады. Приоритеты в разработке СМ отдаются сегодня созданию колесных (6х6, 8х8) машин легкой (до 30 т) категории по массе.
Основным вооружением модернизируемых и разрабатываемых СМ является 120‑мм миномет с противооткатными устройствами и автоматом заряжания, установленный в башенном модуле. Одновременно ведутся работы по созданию СМ с минометами калибра 81 мм и 160 мм.
«Революционное» влияние на развитие СМ оказали в последние годы технологий, обеспечившие создание «самонаводящихся и корректируемых минометных боеприпасов» и системы их наведения с борта БЛА и спутников. Применение новых технологий в сочетании с прогрессивными методами электронного проектирования машин позволит ведущим странам НАТО уже к 2027–2030 гг. создать недорогую, простую в эксплуатации и ремонте, многоцелевую самоходную минометную систему, способную поражать на поле боя движущиеся цели типа «танк», а также другие важные наземные цели (защищенные командные пункты, авиационные ангары, склады топлива, боеприпасов, продовольствия) на дальности свыше 10 км, что сравнимо с техническими возможностями ударных комплексов армейской и штурмовой авиации.
По оценке зарубежных экспертов, СМ нового поколения будут способны выполнять на поле боя тактические задачи в большем количестве и с большей эффективностью, чем существующие СМ, и поэтому могут стать в будущем универсальной машиной огневой поддержки бригадных, батальонных и ротных тактических групп.
Включение в состав новой организационно-штатной структуры минометных батарей БЛА и спутниковых систем наведения позволит поражать навесным огнем бронированные цели и живую силу противника, находясь при этом за обратными скатами высот, за зданиями и сооружениями, вне зоны огня прямой наводкой танков, ПТУР и других противотанковых средств.
Дальнейшее развитие получат тактические приемы и способы применения подразделений СМ, в том числе «тактика огневого вала», «огневого налета («кочуюших» СМ)», «огневого сопровождения», «огневой поддержки». Дальнейшее развитие технологий в области вооружения, управляемых боеприпасов, защиты, подвижности и командной управляемости приведет к новому этапу развития СМ и сделает этот тип бронетанкового вооружения незаменимым средством огневой поддержки войск в современных и будущих высокотехнологичных вооруженных конфликтах.
Опытную войсковую эксплуатацию СМ нового поколения планируется начать в период 2025–2030 гг., а принятие на вооружение следует ожидать в 2028–2032 гг. Машины этого типа разрабатываются с учетом их эксплуатации в войсках до 2050 г. Планируются широкие поставки новых СМ на внешний рынок.
Выявленные тенденции и направления развития зарубежных СМ могут использоваться при включении предложений в перечень базовых и критических технологий Минобороны и оборонно-промышленного комплекса России при разработке мероприятий по созданию машин подобного типа для Российской армии в рамках программ модернизации и обновления вооружений Сухопутных войск.
Авторы:
Виталий Соколенко, полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник «38 Научно-исследовательского испытательного института бронетанкового вооружения и техники Минобороны России» (38 НИИИ БТВТ МО РФ), специалист в области исследований зарубежных БТВТ
Виталий Блоцкий, майор, заместитель начальника отдела 38 НИИИ БТВТ МО РФ, специалист в области оперативно-тактических исследований БТВТ
Владимир Борюшин, подполковник в отставке, старший научный сотрудник 38 НИИИ БТВТ МО РФ, специалист в области оперативно-тактических исследований БТВТ