Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (71) за 2024 г.

Самоходные минометы стран НАТО

Виталий Соколенко, Виталий Блоцкий, Владимир Борюшин

Цикл статей, который предваряет этот материал, посвящен анализу развития машин огневой поддержки с минометным вооружением ведущих стран НАТО (США, Германии, Франции, Италии, Польши, Финляндии). Авторы рассматривают приоритетные направления работ по модернизации существующих и созданию машин нового поколения, а также направления совершенствования штатной структуры минометных подразделений, отвечающих требованиям вой­н будущего.

В ведущих странах НАТО продолжается реализация программ, направленных на создание боевых бронированных машин для высокотехнологичных вооруженных конфликтов будущего. Значительное место в этих работах уделяется разработкам нового типа боевых бронированных машин (ББМ), получивших название «машины огневой поддержки» (МОП). Работы ведутся в нескольких направлениях, среди которых по объемам финансирования и количеству привлекаемых подрядчиков выделяются программы создания МОП с артиллерийским, минометным и реактивным вооружением.
В последние годы наблюдается неуклоный рост количества НИОКР по созданию и модернизации 120‑мм самоходных минометов (СМ) для оснащения танковых и пехотных войсковых формирований различного звена. Эта тенденция подтверждается появлением многочисленных программ разработки новых минометных систем и боеприпасов к ним.
К созданию самоходных минометов привлечены сегодня многие танкостроительные фирмы зарубежных стран.
МОП с минометным вооружением (МВ) ранее считались недостаточно эффективным средством огневого поражения противника, так как не обеспечивали необходимой точности стрельбы и не обладали дальностью стрельбы, сравнимой с артиллерийскими системами. Разработчики минометов во все времена старались решить главную задачу — повысить точность стрельбы. В большинстве случаев это достигалось путем улучшения обтюрации мины в канале ствола, создания новых типов пороховых зарядов, совершенствования процессов их промышленного производства. Однако достичь успехов в этом направлении долгое время не удавалось, и МОП с МВ продолжительное время считались второстепенным средством огневой поддержки танковых и пехотных подразделений, к тому же они были оснащены слабой броневой защитой, имели несовершенное информационное оборудование и программно-техническое обеспечение.
«Революцию» в истории развития МОП с МВ произвело в начале 2000‑х годов создание самонаводящихся и управляемых минометных боеприпасов. Такими боеприпасами впервые в практике навесного минометного огня удалось точно поразить движущуюся бронированную цель типа «танк» на дальности около 10 км, что сравнимо с авиационными ударными (противотанковыми) комплексами поражения, установленными на боевых вертолетах и самолетах-штурмовиках. Создание управляемых мин позволило применять МОП с МВ и для высокоточного поражения других важных наземных целей, таких, как защищенные командные пункты, авиационные ангары, склады топлива, боеприпасов, продовольствия.
Следует отметить, что в настоящее время мировой рынок «самонаводящихся и управляемых минометных боеприпасов» находится в начальной фазе своего развития.
Основным фактором, сдерживающим развитие мин такого типа, является их высокая стоимость. Однако быстрое развитие технологий, которое наблюдается в последние годы в области минометных боеприпасов, может изменить положение уже в ближайшее время, что приведет к очередному витку развития самоходных минометных систем.
Значительное влияние на современный этап развития МОП с МВ оказали и продолжают оказывать следующие объективные факторы:

  • опыт боевого применения БТВТ стран НАТО в Ираке, Афганистане, Йемене в период 1991–2019 гг., а в последнее годы и результаты применения БТВТ в ходе специальной военной операции на Украине;
  • результаты НИОКР, проведенных в 2000–2020 гг. с целью создания новых технологий, направленных на улучшение основных боевых свойств и характеристик бронетанкового вооружения стран НАТО;
  • результаты НИР по обоснованию уставных и концептуальных положений боевого применения бригадных и батальонных тактических групп в ходе проведения высокотехнологичных вооруженных конфликтов XXI века.

Полученные в этих работах результаты привели к значительному улучшению боевых свойств МОП с МВ, существенно изменили технический облик машин этого типа, способствовали появлению новых способов применения этих боевых машин в вооруженных конфликтах современности.
Так, на модернизируемых и разрабатываемых МОП с МВ стали внедрять:

  • башенные двуствольные и одноствольные 120‑мм минометные модули с автоматами заряжания, обеспечивающие стрельбу очередями;
  • новейшие технологии в области управляемых и корректируемых со спутниковых систем и БЛА минометных боеприпасов;
  • усовершенствованные системы, обеспечивающие повышение защиты, подвижности и программно-информационного обеспечения.

Боевой опыт и внедрение новых технологий сделало возможным выработать новые способы и приемы ведения боевых действий СМ в составе танковых и пехотных подразделений. Получили дальнейшее развитие такие способы применения СМ, как «тактика огневого налета или кочующих СМ», «тактика огневой поддержки», «тактика огневого вала», «тактика огневого сопровождения». При этом основным видом ведения огня для машин этого типа по-прежнему осталась навесная стрельба непрямой наводкой на дальность до 9–12 км. К стрельбе прямой наводкой сегодня стали приспосабливать все разрабатываемые и модернизируемые СМ.
В истории создания СМ эксперты выделяют два этапа развития МОП:

  • 1970–2000 гг. — первый этап, в ходе которого разработано первое поколение МОП с МВ, получивших название «самоходные минометы»;
  • с 2000 г. по настоящее время — второй этап), в ходе которого создано второе поколение машин этого типа, которые после их оснащения башенными модулями и другим высокотехнологичным оборудованием стали называть «машины огневой поддержки с минометным вооружением».

МОП с МВ первого поколения получили широкое распространение в танковых и пехотных подразделениях стран НАТО в конце 1970‑х годов. Массовое поступление в войска машин этого типа относится к 1990‑м годам. В настоящее время значительная часть этих боевых машин морально устарела и требует замены или глубокой модернизации.
Основными недостатками СМ первого поколения являлись:

  • малая дальность стрельбы (не более 6 км);
  • большое время подготовки исходных данных для стрельбы;
  • ограниченный сектор обстрела по азимуту;
  • низкая скорострельность из-за отсутствия автомата заряжания, несовершенства системы управления огнем, малого объема боевого отделения;
  • высокая уязвимость экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов при стрельбе из миномета с открытыми над ним люками;
  • невозможность ведения огня при радиоактивном, химическом и биологическом заражении местности из-за разгерметизации боевого отделения при открытых верхних люках.

Для устранения вышеназванных недостатков проводились многочисленные НИОКР по внедрению новых технологий в области вооружения, боеприпасов, защиты, моторно-трансмиссионной установки, бортовой информационно-управляющей системы (БИУС) и программного обеспечения.
Наиболее сложной технической задачей оказалось повышение защиты/боевой живучести, так как СМ первого поколения создавались на базе существующих боевых машин и, следовательно, их защиту нельзя было существенно улучшить без трудоемкой и дорогостоящей модернизации корпуса, ходовой части и двигателя машины. По этой причине уровень зашиты МОП с МВ первого поколения в большинстве случаев соответствовал первому или второму уровню (по стандарту STANAG 4569, принятом в США и других странах НАТО).
Отличительными признаками МОП с МВ второго поколения стали:

  • применение башенного минометного модуля с автоматом заряжания;
  • высокая техническая и боевая скорострельность;
  • применение специализированной системы управления огнем (СУО), обеспечивающей автоматическую коррекцию исходных данных после каждого выстрела;
  • повышенный уровень броневой защиты;
  • оснащение бортовыми информационно-управляющими системами, обеспечивающими решение эксплуатационно-технических и тактических задач.

Дальнейшее развитие МОП с МВ получили при разработке боевых машин поколения «два плюс». Отличительными особенностями этих машин стали:

  • установка «сверху на башне» дистанционно-управляемого модуля с пулеметным или пушечным вооружением;
  • применение самонаводящихся, управляемых (корректируемых) мин;
  • «всеракурсное» усиление защиты;
  • применение БЛА и спутниковых систем навигации для разведки целей и корректирования стрельбы в реальном масштабе времени;
  • высокий уровень командной управляемости.

Создание МО с МВ поколения «два плюс» позволило решить одну из сложных проблем для самоходных минометных систем — повышение точности стрельбы на больших дальностях (свыше 8 км). Применение новых технологий позволило одновременно решить и ряд других проблемных задач, например, снизить сопутствующие разрушения при стрельбе в районах с плотной городской и промышленной застройкой.
Другой сложной проблемой создания МОП с МВ поколения «два плюс» стало достижение требуемого военными уровня защиты/боевой живучести. Высокий уровень защиты для разрабатываемых МОП с МВ намечено было достичь путем применения:

  • нескольких уровней съемно-навесных броневых листов, устанавливаемых на корпусе и башне машины с использованием болтовых соединений;
    активной защиты;
  • «решетчатой» брони (металлических сеток-экранов);
  • конструктивных мероприятий, направленных на повышение противоминной стойкости и мероприятий по снижению взрывопожарной опасности боеприпасов и топлива;
  • системы защиты от ОМП.

Современный этап развития МОП с МВ ведущих стран НАТО характеризуется завершением НИОКР по модернизации МОП второго поколения. Лидирующие позиции в создании современных и перспективных машин этого типа занимают сегодня США, Германия, Франция, Италия, Польша, Финляндия.

МОП США

Самоходный миномет (СМ) М1064А3. Машины этого типа составляют основу парка гусеничных машин огневой поддержки (МОП) с МВ СВ США. В настоящее время в войсках и на базах длительного хранения находится 1076 ед. М1064А3. Парк гусеничных машин М1064А3 является самым многочисленным в НАТО.
Машина М1064А3 разработана на шасси БТР М113А3 и начала поступать в войска в начале 1990‑х годов (рис. 1).

Серийный выпуск машин М1064А3 завершен в конце 1999 года.
Все работы, связанные с модернизацией и производством машин М1064, осуществляет в США фирма BAE Systems Ground Systems. Основными направлениями работ по модернизации машин этого типа в период 2000–2017 гг. являлись:

  • повышение огневой мощи (установка цифровой автоматизированной системы управления огнем, упрочнение ствола миномета);
  • усиление бронирования корпуса;
  • улучшение подвижности при эксплуатации в условиях высоких температур окружающего воздуха.

Планы эксплуатации СМ М1064А3 на ближайшие годы (5–7 лет) показывают, что машины этого типа по основным ТТХ будут отвечать предъявляемым требованиям и останутся на вооружении минометных батарей танковых, пехотных и механизированных бригад, как минимум, до 2030 г. Вместе с тем эксперты Минобороны США утверждают, что потенциал модернизации СМ М1064А3 практически исчерпан и требуется их замена.
Боевая масса машины — около 14,0 т, экипаж — четыре человека (командир, наводчик, водитель, заряжающий). В базовую комплектацию М1064А3 входят следующие составные части:

  • основное вооружение — 120‑мм миномет. Дополнительное вооружение — пулемет калибра 12,7 мм или 40‑мм автоматический гранатомет;
  • система управления огнем с тепловизионным прицелом;
  • силовой блок, состоящий из дизельного двигателя и автоматической гидромеханической трансмиссии;
  • система автоматического тушения пожара в моторно-трансмиссионном и боевом отделениях;
  • аппаратура внутренней и внешней радиосвязи;
  • спутниковая система навигации и топографической привязки.

СМ М1064А3 оснащен минометом, получившим обозначение М121. Миномет устанавливается в боевом отделении на специальной поворотной платформе, на которой размещены: механизм крепления передней опоры миномета, подъемные и поворотные устройства, казенник, ручка стопорного устройства платформы.
Подъемный механизм миномета позволяет осуществлять наводку в вертикальной плоскости на угол от +45° до +85°. Угол горизонтального наведения ограничен относительно узким сектором (± 40º). Стрельбу из миномета можно вести только при открытых над боевым отделением верхних люках.
Управление огнем минометного подразделения, оснащенного СМ М1064А3, осуществляется с использованием автоматизированной системы M95, что позволило значительно расширить возможности стрельбы. В состав системы M95 входят: навигационная система (инерциального типа) и система целеуказания. На некоторых модернизированных образцах М1064А3 установлена спутниковая система навигации и определения координат (система GPS).
На СМ М1064А3 последних выпусков установлена боевая информационно-управляющая система (БИУС) 1‑го поколения. Интерфейс командира батареи подключен к сети тактического Интернета. У наводчика, кроме обычного оптического прицела, установлен дисплей, который соединен с механизмами наведения миномета в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также соединен с блоком обработки исходных данных о цели.
В ходе последней модернизации СМ внедрены новые технологии, обеспечивающие:

  • подготовку первого выстрела через 60 секунд после получения огневой задачи;
  • автоматическое наведение оружия в цель после каждого выстрела;
  • корректирование стрельбы с использованием БПЛА;
  • применение самонаводящихся и управляемых боеприпасов;
  • применение дистанционного управления процессами стрельбы и движения на удалении до 500 м от машины;
  • создание робототехнического комплекса на базе СМ М1064А3;
  • установку автомата заряжания на 33 боеприпаса первой очереди.

Внедрение указанных мероприятий позволит сохранить ТТХ СМ 1064А№ на уровне предъявляемых требований до 2030–2035 гг.
Машина имеет сварной алюминиевый корпус толщиной 30–45 мм. Для повышения защиты экипажа на бортах и лобовой плите корпуса установлены стальные модульные пластины, которые крепятся к основной алюминиевой броне с помощью болтовых соединений. Монтаж и демонтаж защитных пластин осуществляется двумя членами экипажа. Лобовая часть корпуса дополнительно усилена путем установки новой конструкции волноотражательного щитка, применяемого при движении машины на плаву.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен V-образный, шестицилиндровый, дизельный двигатель 6V‑53Т мощностью 275 л. с., соединенный с автоматической трансмиссией. Силовой блок легко может быть демонтирован, благодаря применению в конструкции блока быстроразъемных соединений в масляной, топливной и гидравлической магистралях.
Ходовая часть СМ полностью соответствует базовому варианту (шасси БТР М113А3). Машина плавающая. Движение на плаву, осуществляется со скоростью 5,8 км/ч за счет перематывания гусениц.
Самоходный миномет М1129А1 Stryker. Парк колесных (8х8) машин этого типа является самым многочисленны в странах НАТО. Всего в СВ США находится 441 ед. М1129 разных модификаций. Машины состоят на вооружении бригад Stryker, а также танковых, пехотных и механизированных бригад. На вооружении каждой бригады Stryker находится 38 ед. М1129.
Самоходный миномет М1129 разработан на базе колесного (8х8) БТР М1126 Stryker и начал поступать в войска в 2003 году (рис. 2).

В базовую комплектацию М1129 входят:

  • основное вооружение — 120‑мм нарезной миномет с противооткатными устройствами. Дополнительное: пулемет калибра 12,7 мм или 40‑мм автоматический гранатомет;
  • система управления огнем с тепловизионным прицелом;
  • силовой блок, состоящий из дизельного двигателя мощностью 350 л. с. и автоматической трансмиссии;
  • гидравлическая подвеска с системой изменения клиренса;
  • система регулирования давления воздуха в шинах;
  • пулестойкие шины;
  • антиблокировочная система торможения трех задних мостов;
  • система автоматического тушения пожара в моторно-трансмиссионном и боевом отделениях;
  • гидравлическая лебедка для самовытаскивания (в передней части корпуса);
  • спутниковая система навигации.

Боевая масса машины — около 24,0 т, экипаж — четыре человека (командир, наводчик, водитель, заряжающий).
Основным вооружением СМ М1129 является 120‑мм миномет М121 (рис. 3).


Боекомплект машины 35 мин, дополнительно, в зависимости от характера выполняемой задачи на каждой машине могут устанавливаться два бронированных контейнера для запуска противотанковых ракет типа Javelin.
Миномет имеет массу 1500 кг и устанавливается в боевом (десантном) отделении. Тормоз отката миномета поглощает до 75 % энергии выстрела. Экипаж может начать стрельбу из миномета через 60 секунд после остановки машин. Заряжание миномета осуществляется вручную с дульной части ствола. Это обеспечивает техническую скорострельность не выше 8 выстр./мин. Вертикальный угол наведения оружия находится в пределах от +45º до +85º, а горизонтальный — ± 110º. Основные технические характеристики миномета соответствуют характеристикам американского миномета M121RT, установленного на СМ 1064А3.
По результатам боевого применения американских БТВТ в Ираке и Афганистане разработан усовершенствованный вариант миномета, получивший обозначение М‑905 (рис. 4).
Заряжение миномета осуществляется вручную со стороны казенной части. Сидение наводчика миномета вращается вместе с поворотной плитой.
В минометную систему М‑905 входят:

  • 120‑мм миномет, установленный на круглой опорной плите;
  • электродвигатель поворота плиты на 360º для наведения оружия по азимуту;
  • электродвигатели поворота оружия в вертикальной плоскости;
  • система управления огнем.

В 2013 году 20 машин М1129 с минометной системой М‑905 прошли войсковые испытания в Афганистане. Вместе с минометами в испытаниях участвовали 10 комплектов усовершенствованной системы обнаружения наземных целей по звуку выстрела (система I-Emtas).
В настоящее время продолжаются работы по модернизации миномета М121. В завершающей стадии испытаний находится гладкоствольный 120‑мм минамет M121A1. Работы по доводке миномета проводятся в следующих направлениях:

  • упрочнение канала ствола для увеличения дальности стрельбы на 25 %;
  • снижение массы минометной системы на 16 %;
  • улучшение характеристик системы управления огнем;
  • повышение надежности работы систем, узлов и агрегатов машины в различных климатических зонах.

Для минометных подразделений (батареи, дивизиона), оснащенных СМ М1129, также применяется автоматизированная система управления огнем M95.
СМ М1129 оснащен современной БИУС. Из технологий, которые уже внедрены или планируются к внедрению в ходе модернизации машин М1129, эксперты выделяют следующие:

  • применение управляемых боеприпасов с увеличенной на 50 % дальностью стрельбы (до 15 км);
  • дистанционное управление процессами стрельбы и движения на удалении до 500 м от машины;
  • создание робототехнического комплекса на базе СМ М1129;
  • установка автомата заряжания.

Для повышения защищенности машины планируется до 2027 года установить:

  • дополнительные листы брони на бортах корпуса;
  • двойное днище U-образной формы;
  • подвесные сиденья для всех членов экипажа с узлами крепления к верхней части корпуса и ремнями безопасности, фиксирующими тело в четырех точках;
  • противоосколочный подбой в обитаемых отделениях машины.

В результате внедрения этих мероприятий планируется достичь 3‑го уровня защиты (по стандарту STANAG 4569). Кроме этого, все новые технологии в области защиты, которые были разработаны ранее для машин семейства Stryker, также намечено внедрить в ходе проведения плановой модернизации или капитального ремонта СМ М1129.
Для повышения подвижности на всех машинах М1129 до 2027 г. намечено внедрить следующие мероприятия:

  • установить новый силовой блок, который будет взаимозаменяем с существующим. Мощность дизельного двигателя Caterpillar 3126 будет повышена до 450 л. с.;
  • улучшить транспортабельность всеми видами транспорта, особенно воздушным (самолетами военно-транспортной авиации, включая самолеты С‑17А Globemaster III, С‑5A Galaxy).

Машина М1129 оснащена современной БИУС, обеспечивающей экипажу высокий уровень ситуационной осведомленности, автоматизации и межобъектового взаимодействия. Система позволит командиру работать в автоматизированной системе управления войсками (уровень «бригада-батальон»).
До 2028 года на всех СМ М1129 намечено внедрить:

  • цифровую систему внутренней и внешней связи;
  • терминалы закрытой системы связи, увеличив их количество с трех до пяти;
  • оружие «несмертельного» действия (микроволновую систему излучения электромагнитной энергии высокой мощности). Система получила название ADS (англ. Active Denial System — «система активного противодействия движению солдат противника»). Дальность действия системы до 1 км. Система позволяет нейтрализовать солдат противника, не причиняя им смертельных повреждений;
  • систему активной защиты, вместо тяжелой по массе динамической защиты. В первую очередь система будет установлена на СМ, принадлежащих 7‑й бригаде Stryker;
  • легкую «решетчатую» броню;
  • трехмерное маскировочное покрытие фирмы Armor Works (Канада). Материал покрытия способен создавать защитный маскирующий эффект в оптическом, тепловом и радиолокационном спектрах
  • излучения, а также позволяет снизить тепловую нагрузку внутри машины, что имеет важное значение при эксплуатации машин в районах с жарким климатом;
  • новый дизельный двигатель повышенной мощности — 580 л. с. или 620 л. с. При успешной разработке дизель-электрической силовой установке, силовой блок намечено оснастить стартер-генератором мощностью 136 л. с. Электроэнергия, вырабатываемая генератором, может использоваться, как для работы внутренних систем машины, так и для обеспечения внешних потребителей;
  • гибкие фальшборта для закрытия колес и подвески машины в случае вынужденной остановки на поле боя. Целью данного мероприятия ставится защита экипажа и машины от огня противника при потере подвижности на поле боя;
  • боковые защитные покрытия шин, которые хорошо зарекомендовали себя в Афганистане и в Ираке, обеспечивая повышенное сопротивление истиранию резины колес на скальных грунтах;
    пулестойкие шины;
  • усовершенствованную систему оповещения экипажа о лазерном облучении;
  • дополнительные наружные топливные баки, защищенные броней.

Самоходный миномет М1287. Машины этого типа являются самыми современными гусеничными МОП с МВ в странах НАТО. Всего планируется изготовить 386 СМ М1287, которые до 2030 г. заменят в войсках все СМ М1064А3.
Самоходный миномет М1287 разработан на базе БТР М1283, прототипом для которого послужила БМП М2А3 Bradley (рис. 5).

Для изготовления опытных образцов и первой партии серийных машин использовались шасси БМП Bradley ранних модификаций, находящихся на хранении.
При выборе компоновки СМ специалисты фирмы-разработчика значительное внимание уделили снижению стоимости проекта и экспортным поставкам (по опыту заказов СМ на базе БТР М113). По данным минобороны США, стоимость одной машины М1287 будет составлять около 1,8 млн долл. США, а стоимость затрат на одну 1 милю — около 90 долл. США (56 долл. на 1 км). Эти показатели у СМ М1064А3 составляют 58 и 36 долл. США соответственно. СМ М1287 начали поступать в подразделения СВ США в 2020 г.
Боевая масса машины в базовой комплектации составляет 28,0 т, а с навесной броней и комплексом активной защиты — 35,0 т. Экипаж машины — четыре человека.
Основным оружием СМ является усовершенствованный вариант 120‑мм миномета М121RT. Возимый боекомплект машины — 69 мин. Стрельбу из миномета можно вести только при открытом круглом двухстворчатом люке, расположенном на крыше корпуса.
В качестве дополнительного вооружения предусмотрена установка пулемета калибра 12,7‑мм на вертлюге или 40‑мм автоматического гранатомета Мк19.
По данным фирмы-разработчика, СМ М1287 будет иметь более высокий уровень защиты по сравнению со всеми существующими машинами такого типа (самоходными минометами М1064 и М1129). Лобовая броня машины способна защитить от 30‑мм бронебойных снарядов и осколков 155‑мм снарядов на расстоянии свыше 25 м. Защита бортов и кормы только от 14,5×114‑мм бронебойных пуль и осколков снарядов, мин на расстоянии свыше 25 м. От мин и СВУ машина имеет защиту на уровне 3а/3в (до 10 кг в тротиловом эквиваленте — по STANAG 4569).
В целях дальнейшего повышения защиты и боевой живучести до 2027 г. на всех М1287 планируется внедрить следующие мероприятия:

  • вынести наружу (в кормовую часть машины) все внутренние топливные баки, которые при этом получат бронирование и протектирование. Эта технология, кроме улучшения защиты, позволит увеличить внутренний объем машины;
  • алюминиевая броня корпуса машины будет усилена съемно-навесными модульными пластинами из стальной брони или керамики;
  • для защиты от ПТУР и РПГ будет установлен комплекс активной защиты (КАЗ) типа Iron Fist Light или Trophy, израильской разработки и производства;
  • усилена противоминная защита днища путем применения инновационной технологии «подвесного пола». Технология разработана и запатентована фирмой ВАЕ Systems;
  • установлена усовершенствованная система коллективной защиты от ОМП.

Базовая комплектация СМ М1287 во многом похожа на комплектацию СМ М 1064А3 и отличается, в основном, только наличием комплекта оборудования, предназначенного для ведения боевых действий в городских условиях. В состав комплекта входит съемно-навесное оборудование, устанавливаемое силами экипажа в полевых условиях и оборудование, устанавливаемое на машину в условиях полевых ремонтных заводов.
Типовой состав комплекта включает следующие основные элементы:

  • дистанционно-управляемый модуль с пулеметом калибра 7,62‑мм;
  • пулемет калибра 5,56‑мм для командира машины. Из пулемета можно вести стрельбу при закрытых люках с помощью штатной системы управления огнем;
  • усиленную защиту наружных оптических приборов, расположенных на корпусе и башне. Защита состоит из металлической решетки, помещенной в прочную стальную рамку. Установка дополнительной защиты не ухудшила качество наблюдения и прицеливания;
  • двойное днище U-образной формы, подвесные сиденья членов экипажа;
  • «решетчатая» броня для защиты бортов и кормы машины;
  • «куполообразный защитный зонт» двойного назначения. Предназначен для защиты от пикирующих «дронов-камикадзе» и от поражения экипажа электрическим током от низковисящих оборванных проводов при движении машины в городе на скорости до 50 км/ч. В сложенном положении «зонт» представляет собой шест длиной 900 мм, установленный на башне. В рабочем положении (с раскрытым зонтом) длина телескопического шеста увеличивается до 1950 мм;
  • мощный световой прожектор с ручным управлением. Предназначен для поиска в ночное время мин и СВУ, расположенных на пути движения машины, а также для опознавания машин противника на большой дальности без входа в зону поражения огнем их стрелкового оружия. Прожектор обеспечивает силу света до 3 млн кандел.

Машина будет оснащена дизельным двигателем мощностью 600 л. с., что обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе до 65 км/ч, а по пересеченной местности до 35–40 км/ч. Машина не плавающая, но может преодолевать водные преграды при установке навесных плавсредств. Штатными средствами маскировки являются камуфляжное трехмерное покрытие, дифракционная окраска, дымовые гранатометы. На всех машинах М1287 планируется устанавливать бортовую информационно-управляющую систему нового поколения.

Самоходный миномет нового поколения. В августе 2018 г. командование СВ США вышло с предложением о создании гусеничных и колесных (8х8) самоходных минометов нового поколения. Основным вооружением СМ должен стать 120‑мм миномет, установленный в закрытой вращающейся на 3600 бронированной башне. Программа работ получила название FIFT (Future Indirect Fire Turret). Программа предусматривала разработку унифицированного башенного модуля со 120‑мм модернизированным минометом М121М. Для выбора базового шасси планируется проведение конкурсного отбора с последующим изготовлением опытных образцов в колесном и гусеничном вариантах.
В конкурсном отборе планируется участие следующих машин:

  • модернизированного БТР М1283;
  • «безбашенной» БМП нового поколения;
  • колесного (8х8) модернизированного БТР М1126А1 Stryker.

Основными направлениями модернизации гусеничного БТР М1283 заявлены:

  • усиление баллистической и противоминной защиты корпуса, башни, днища;
  • перемещение всех топливных и масляных баков из внутреннего пространства корпуса наружу в кормовую часть машины и проведение работ по их бронированию и протектированию;
  • установка нового силового блока с дизельным двигателем мощностью 675 л. с. (вместо 600 л. с.) и усиленной автоматической трансмиссией, допускающей увеличение нагрузки до 800 л. с.;
  • упрочнение основных элементов ходовой части с целью повышения максимальной боевой массы машины с 35 т до 45 т;
  • замена торсионной подвески на гидропневматическую.

Работы по модернизации БТР М1283 планируется проводить в рамках программы AMPV в период 2024–2027 гг.
Другой вариант гусеничного шасси для нового СМ планируется создать на основе «безбашенной» БМП нового поколения, разработка которой ведется в рамках программы NGCV (Next-Generation Combat Vehicle — боевая машина пехоты следующего поколения). Демонстрационный образец создан в 2016 году.
Основные усилия разработчиков при создании этого варианта базового шасси СМ направлены на повышение защиты, улучшение подвижности, командной управляемости, надежности работы агрегатов, узлов, систем в различных климатических зонах, включая арктические регионы, обеспечение авиатранспортабельности, установку дистанционного управления, обеспечивающего процессы стрельбы и движения при удалении экипажа от машины на расстоянии до 500 м.
В колесном варианте СМ на базе модернизированного БТР М1126А1 Stryker планируется внедрить новые технологии, разработанные при выполнении нескольких предыдущих программ модернизации машин семейства Stryker в период 2005–2018 гг. Эти программы работ направлены на улучшение всех основных свойств и характеристик базового шасси.
По условиям контракта на создание СМ нового поколения, запланирована разработка тренажеров для обучения и тренировки экипажей МОП с МВ в условиях, характерных для их эксплуатации и боевого применения. Поставку тренажеров в войска планируется начать в период 2026–2029 гг. 

Продолжение в следующем номере


Авторы:
Виталий Соколенко, полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник «38 Научно-исследовательского испытательного института бронетанкового вооружения и техники Минобороны России» (38 НИИИ БТВТ МО РФ). Специалист в области исследований зарубежных БТВТ
Виталий Блоцкий, майор, заместитель начальника отдела 38 НИИИ БТВТ МО РФ. Специалист в области оперативно-тактических исследований БТВТ
Владимир Борюшин, подполковник в отставке, старший научный сотрудник 38 НИИИ БТВТ МО РФ. Специалист в области оперативно-тактических исследований БТВТ

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru