Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (73) за 2024 г.

Михаил Мореходов

Окончание. Читать начало - Часть 1

Транспортные маршруты в обход Тайваньского и Малаккского проливов

Вокруг данного региона сегодня сконцентрированы очень серьезные противоборствующие силы. Нельзя не учитывать противостояние стран арабского мира (Ирана, Сирии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемена, Египта, Ирака и др.) и Объединенных морских сил Запада — Бахрейна, Великобритании, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Сейшельских островов и Франции. В порту Бахрейна расположена: военно морская база и оперативный штаб 5‑го Флота США, а также на его базе создан штаб 153‑го объединенного оперативного соединения. Сегодня он выполняет стратегические задачи в зоне Красного моря и Аденского залива.
Баб эль Мандебский пролив (Ворота скорби) — пролив между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова Азии и Африкой. Он соединяет Красное море с Аденским заливом (Аравийского моря). Длина проливной зоны — 109 км, наименьшая ширина — 26 км, наименьшая глубина на фарватере — 31 м. Географическое положение Баб-эль-Мандебского пролива играет важную роль в морском судоходстве. Он расположен на одном из ключевых судоходных маршрутов и играет важнейшую геополитическую роль. Поэтому он становится достаточно горячей точкой в глобальном смысле этого слова.
Баб эль Мандеб, Красное море и Суэцкий канал — важные артерии для морских грузоперевозок между Европой и Азией.
По оценкам международной морской организации (IMO), через этот маршрут проходит около 25 % мирового судоходства, что равняется нескольким миллиардам тонн грузов ежегодно. Ежедневно через пролив провозят около 4,5 миллионов баррелей нефти, которая поступает из стран Персидского залива и Азии.
Сегодня пролив контролируют хуситы, однако у них есть намерения расширить свое влияние и взять под контроль как Суэцкий канал, так и Ормузский пролив, организовав «Треугольник возмездия». Однако Вооруженные силы Исламской Республики Иран и Египет в состоянии сами справиться с поставленной задачей, они успешно контролируют движение судов в Ормузском проливе и Суэцком канале.
Ормузский пролив – узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное — Объединенным Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана. Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, отделенные друг от друга 5‑километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путем, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны, в частности, в Японию, Китай, Республику Корея и страны Западной Европы. Через Ормузский пролив проходит 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта.
Важно отметить, что одновременная блокировка судоходства в Суэцком канале, Баб эль Мандепском и Ормузском проливах не приведет к остановке движения судов, принадлежащих России, Ирану, Саудовской Аравии, Китаю, Бахрейну и ОАЭ, однако серьезно повлияет и даже изменит систему биржевых операций по энергоресурсам, страхованию судов и грузов.
Военно морская база Китая, расположенная в Омане, может способствовать стабилизации ситуации в Персидском заливе и оказывать помощь Ирану в обеспечении регулирования трафика. В марте этого года в Оманском заливе прошли учения военно-морских сил Китая, Ирана и России.
Российская Федерация, Иран и арабские страны заинтересованы в ограничении влияния Лондона и Вашингтона на мировом рынке ценообразования энергоресурсов, фрахтования и страхования тоннажа, они хотят ослабить их контроль — за морями и проливами по периметру Аравийского полуострова, где сосредоточена большая часть нефтедобычи, нефтепереработки, нефтеторговли и транзита большинства грузов, идущих из Азии в Европу и обратно.
Что же касается Объединенных военно-морских сил, находящихся в данном регионе, является фактом, что их присутствие привело к военному конфликту и нанесению ударов по территории Йемена, Сирии, Ливана, с одной стороны, обстрелов военных кораблей и потоплению коммерческих судов в Аденском заливе, идущих в Израиль, с другой. Данная ситуация вызывает беспокойство у судовладельцев, ряд компаний изменили трафик движения судов и осуществляют переходы вокруг мыса Доброй Надежды, тем самым существенно удлиняя маршрут.
Суэцкий канал — судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря, Атлантического океана. Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африканского континента.
Суэцкий канал обеспечивает примерно 10 % глобальных морских перевозок, в том числе 12 % перевозок нефти. Каждый день по нему проходят порядка 50 судов. По оценкам компании Lloyd’s List, стоимость перемещения товаров по Суэцкому каналу в западном направлении составляет примерно в $5,1 млрд в день. Движение в восточном направлении по этой транспортной артерии — примерно в $4,5 млрд. Разумеется, эту важнейшую транспортную артерию нужно защищать для стабильности всей мировой торговли.
Красное море является важнейшей транспортной магистралью после сооружения и ввода в эксплуатацию Суэцкого канала.
На побережьях Красного моря расположены крупные современные порты, пропускающие большие потоки разнообразных грузов. Красное море —это исторические торговые маршруты, которые сегодня играют роль ключевого стратегического объекта, оказывая влияние на транспортные и экономические потоки Африканского континента. Этот водный путь важно рассматривать как базовый регулятор мировых торговых маршрутов, обеспечивающий взаимодействие между континентами в глобальной системе логистики.
Хуситы, контролирующие трафик в Баб ель Мандебском проливе, неоднократно подчеркивали, что их целью являются израильские, американские и британские суда. А вот для России, Китая и других стран региона проблем с логистикой создаваться не будет.
Поэтому, рассматривая данный регион с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания, важно осознавать его место и роль в мировой геополитической системе, а также значение судоходства как важнейшего звена в обеспечении экономической безопасности большинства стран мира.
Если Ормузский пролив — это транспортная артерия с мировой нефтяной «житницей», то Баб эль Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал — это «кровеносные сосуды» и транспортные артерии. Важно учитывать, что, пройдя Суэцкий канал, часть торговых судов следует на север, в Черное море, часть — в страны Средиземного моря и, конечно же, к Гибралтарскому проливу и далее в Европу.
Важно обратить внимание на данное направление и проанализировать сложившуюся ситуацию в Средиземном море. Возьмем восточную часть Средиземного моря. Здесь не утихает военный конфликт Израиля и Палестины, не урегулирован сирийский вопрос, продолжаются военные столкновения Израиля и Ливана. Нельзя не обратить внимание на Кипр, в том числе на напряженность в отношениях меду Грецией и Турцией. Важно отметить, что в Черноморских проливах сегодня действует Конвенция Монтре.


Рассматривая западную часть Средиземного моря, важно обратить внимание на Ливию, ее географическое положение и возможность размещения на ее территории военно-морских баз РФ и других стран.
Гибралтарский пролив — международный континентальный пролив между Средиземным морем и Атлантическим океаном, южной оконечностью Пиренейского полуострова на юге Европы и северо-западным побережьем Африки. Длина пролива — 65 км, ширина — 14–44 км.
Этот морской путь имеет огромную военно-стратегическую значимость. На протяжении трех веков Гибралтар находится под контролем Великобритании, которая считает его важнейшим военным форпостом.
Борьба за пролив Гибралтар между Испанией и Великобританией разгорается. Сегодня трафик судов контролируют как Великобритания, так и Испания. Вопрос по принадлежности Гибралтара остается открытым.
Гибралтар — военно-стратегические ворота Средиземноморья. Через них проходит около 100 судов в день: танкеры, контейнеровозы, паромы, круизные лайнеры. Ключевые грузы — нефть, контейнеры. В 2020 году грузооборот составил 500 млн тонн.
Это еще одна горячая точка напряженности на карте мирового судоходства.
Ла Манш — шестой по значимости пролив, который разделяет Великобританию и Францию, является самым загруженным проливом в мире, соединяющий Атлантический океан и Северное море. Ежедневно через канал проходят до 500 судов, трафик контролируется береговой охраной Франции и Великобритании. Имеют место случаи задержания и ареста российских судов в проливе Ла Манш.

Маршруты вокруг мыса Доброй Надежды

Датские, или Балтийские проливы представляют собой систему проливов, которая соединяет Северное и Балтийское моря. Проливы разделяют Скандинавский полуостров и полуостров Ютландия, на котором расположена Дания. Система Датских проливов включает следующие проливы: Большой Бельт, Малый Бельт, Зунд, Каттегат и Скагеррак. Проливы достаточно коварны: прохождение судов осложнено из-за узких мест, недостаточных глубин и ограниченной видимости. Нагрузка на Датские проливы составляет около 8 % мировой торговли нефтью по морю. Ежедневный транзит — около 3,2 млн баррелей углеводородов. Российская Федерация использует проливы для обеспечения транспортировки российской нефти (около 60 млн т) из основных балтийских портов — Приморск и Усть-Луга и других экспортных грузов.
Датские проливы в силу своего стратегически важного географического положения играют ключевую роль в обеспечении региональной торговли и безопасности, особенно для стран Балтийского моря и России. На Россию оказывают беспрецедентное секционное давление недружественные страны, существуют наиболее высокие риски ограничения прохода или под формальным предлогом осуществления задержания российских судов.
Датские проливы частично относятся к территориальным водам Дании и Швеции, а свободный проход регламентируется резолюцией Комитета по безопасности на море Международной морской организации (IMO). Важно отметить, что свободный график прохода прописан в Копенгагенском трактате. Но, несмотря на Международный статус проливной зоны, напряженность в данном регионе нарастает, страны НАТО под предводительством США рассматривают возможность закрытия Балтийского моря для прохода судов под российским флагом.

Заключение. Глобализация — объединение, геополитика — риски

Глобализация — это процесс усиления интеграции и унификации в экономической, политической, культурной и иных сферах жизни общества разных стран. Судоходство —основа глобализации. Морской транспорт — это 80 % глобальной торговли в физической объеме и 70 % —в стоимостном. Суда торгового флота будут продолжать доставлять грузы, обеспечивая и сохраняя поставки, что укрепляет, развивает и стабилизирует состояние мировой экономики и мировой торговли.
Геополитика — направление политической мысли, концепция о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений, оказывает негативное влияние на интеграционные и экономические процессы. Милитаризация водных путей идет ускоренными темпами. Состояние ряда государств и значительная часть их усилий направлена на увеличение военной составляющей.
Рассматривая вопросы геополитики, важно отметить, что она породила драматические события и процессы в Мировом океане, а также оказала негативное влияние на решение проблем безопасности морских коммуникаций, проливных зон и каналов.
Важно оценить роль Российской Федерации в развитии новых безопасных транспортных маршрутов. Осваивается перспективный международный транспортный маршрут Север — Юг, становится более привлекательным Северный морской путь. Его развитие, наполнение и структурная составляющая вселяют оптимизм. Ожидается ввод в эксплуатацию серии атомных ледоколов и судов ледового класса. На судостроительном комплексе «Звезда» заканчивается строительство флагмана ледокольного флота атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», который в ближайшее время поведет за собой караваны торговых судов, на гафеле которых будут развиваться флаги Российской Федерации, мирным и безопасным морским торговым маршрутом. В настоящее время Арктика быстро становится регионом, важным с точки зрения как ресурсов, так и транспортной логистики, что вызывает повышенный интерес и напряженность со стороны США и его сателлитов. В результате официального вступления Финляндии и Швеции в НАТО в Арктическом совете сложилась достаточно уникальная ситуация — все входящие в него страны, кроме России, являются членами этого военно-политического альянса, который действует под руководством США и имеет одной из своих важнейших целей установление мировой гегемонии, контроля всех морских торговых путей. Поэтому Россия должна планомерно и глубоко развивать свои арктические рубежи — порты, инфраструктуру, военный и торговый флот. Только так мы обеспечим свою независимость. 


Автор:
Михаил Мореходов, моряк, капитан, публицист, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза журналистов России

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к Сергею Бугаеву.
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (989) 109-89-30

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru