Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (73) за 2024 г.

Михаил Мореходов

Морские маршруты и пути играют огромную роль в международной системе судоходства. Как кровеносные сосуды, они опутали нашу планету, доставляя жизненно необходимые грузы. Морская логистика — это одна из основ современной глобальной экономики, и она сильно влияет практически на многие аспекты мировой политики и экономики.

Живым примером тому может служить выборочное блокирование йеменскими хуситами одной из важнейших мировых морских артерий, находящейся в Красном море на маршруте между Европой и Азией, — Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. В результате ведущие западные компании поставили на паузу перевозку контейнеров нефти, сжиженного газа и прочих грузов по этому торговому маршруту, что привело к кратному росту стоимости логистики на отдельных направлениях. Целью данной статьи является анализ структуры морских торговых путей, их значимости, влияния на мировую экономику и политику.
Морской маршрут — любое из направлений движения, по которому следуют морские торговые суда. Многие из наиболее важных современных судоходных маршрутов являются трансокеанскими, а также морскими и прибрежными. Все они имеют важное экономическое и стратегическое значение для морского судоходства.
Необходимо обратить внимание на то, что морской маршрут должен быть безопасным, экономически выгодным и, по возможности, кратчайшим. Океанские маршруты — это маршруты между континентами, а морские пути могут быть проложены через территориальные воды, проливы и каналы. Это оказывает влияние на безопасность мореплавания, сокращает расстояние и транспортные расходы, ускоряет доставку грузов.
Начиная с конца XVIII века, было положено начало строительства крупных каналов и водных артерий в различных частях мира. Крупнейшие — Суэцкий канал — 193,3 км, Панамский канал — 81,6 км, Кильский канал- 98 км, Морской путь Святого Лаврентия — система шлюзов, каналов и естественных проходов, позволяющая крупнотоннажным судам следовать из Атлантического океана до североамериканских Великих озер. Волго-Балтийский водный путь (Мариинская водная система) — система каналов, рек и озер на северо-западе Российской Федерации, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей. Это крупнейшие рукотворные технические сооружения современности, обеспечивающие и регулирующие движение судов.


В мире существует множество водных путей, оказывающих позитивное влияние на международное судоходство, связывающее различные континенты, страны и регионы между собой, что позволяет судам обходить длинные и опасные морские районы, обеспечивая выбор кротчайшего расстояния между портами. Морские проливы и каналы играют важнейшую роль в международной системе судоходства, их проход регламентирован международными соглашениями, правилами, требованиями и нормами.
Необходимо подчеркнуть, что морские проливы и каналы сегодня — это ключевые маршруты международной торговли, а их географическое положение является важнейшим звеном в мировой геополитической системе. При изменении геополитической ситуации в мире значение и влияние проливов и каналов на международные перевозки возрастают в разы. А осуществление контроля прохода и регулирования движения через водные артерии являются важным политическим, экономическим и военным аспектом.
Сегодня, когда мировая геополитическая система дает сбой, а борьба за рынки носит стратегический характер, страны, осуществляющие контроль над данными зонами, могут целенаправленно менять стратегию и в полной мере использовать свои возможности по принятию решений в ограничении движения судов, регламентированию прохода или закрытию трафика.
Важно понимать, что сложившаяся геополитическая ситуация сегодня определяет: географическое положение, экономическое и стратегическое значение проливных зон и каналов, а также оказывает негативное влияние на правила и нормы, регулирующие прохождение вышеуказанных зон. В связи с этим напряженность в зонах Черноморских и Датских проливов, проливах Гибралтар и Ла-Манш, Тайваньском, Ормузском, Малаккском и Баб эль Мандебском проливах, а также Суэцком, Панамском и Кильском каналах нарастает.
Определить ситуацию на морских маршрутах, которая стала опасной, и понять, почему геополитика оказывает негативное влияние на международную систему мореплавания — наша с вами задача. Для этого рассмотрим три важнейших аспекта.
Политический аспект глобализации — это постепенное ограничение суверенитета национальных государств путем создания определенных правил, норм и требований, наделяемых правом (сильного) вмешательства как в международные отношения, так и во внутренние дела сопредельных государств.
Экономический аспект — это коллективное принятие решения группы стран экономического характера (санкций) в отношении другой страны (или группы стран), которые выстраивают систему экономического воздействия или экономического влияния, направленных на ослабление конкурентов, выдавливания их с международных рынков и изоляции.
Военные аспекты — это попрание международного права, договоров, юридических норм и соглашений. Военный фактор является одним из ключевых аспектов в международных отношениях, который оказывает негативное влияние на сопредельные государства. Это источник напряженности в мировом масштабе, оказывающий влияние на международное судоходство и транспортную инфраструктуру, что повышает риски и оказывает негативные влияние на международную стабильность и безопасность мореплавания.
Очень важно рассмотреть сложившуюся ситуацию на океанских и морских маршрутах сегодня и определить влияние геополитических аспектов на международные грузоперевозки. Одновременно показать роль и место торгового флота как ведущей транспортной отрасли в мире.

Глобализация и Мировой океан

Глобализация мировой экономики оказывает существенное влияние на морскую отрасль. Судоходство как транспортная система относится к одной из наиболее глобальных отраслей мировой экономики. Связывая страны мира и выполняя транспортные функции, она играет важнейшую роль в экономической и торговой сферах, одновременно подвергаясь опасным рискам.


Важно отметить, что в начале XXI века (с изменением политической, экономический и военной обстановки в мире) наметилась тенденция по проведению аналитической и экспертной оценки в вопросах безопасности мореплавания на важнейших международных маршрутах. Рассматривая мореплавание как географическую, геополитическую и стратегическую важность, ее экономическую значимость в обеспечении государственных интересов и государственной деятельности в проливных зонах и их связи с Мировым океаном, важно сделать заключение: Морской транспорт перевозит свыше 80 % всех мировых грузов. Фактически морские перевозки играют главную роль как в мировой торговле, так и мировой политике.
Сегодня мировой флот грузовых судов насчитывает около 61 тыс. единиц суммарным дедвейтом более 2,3 млрд тонн.
При этом суда греческих и китайских судовладельцев составляют более 34 % от общего дедвейта (DWT) всего флота. Последние рейтинги Clarksons Research показали, что флот, принадлежащий Китаю, составляет 249,2 млн тонн DWT. Греция заняла второе место с 249 млн тонн DWT, а Япония — третье с 181 млн тонн DWT.
По данным вышеуказанного агентства, в 2023 году морская торговля выросла на 3 % и достигла $12,4 млрд. Рост флота на глобальном рынке морских перевозок составил 3 % и достиг 2,3 млрд DWT.
Рассматривая загрузку мировых судоверфей, важно отметить, что рост количества заказов на строительство новых судов (в 2024году) увеличился еще на 3 % по сравнению с прошлым годом и составил 126 млн компенсированного валового тоннажа (CGT).
Грузовая база в 2023 году составляла 12,4 млрд тонн, а в 2024 году намечен небольшой рост, который составит 12,6 млрд тонн.
Важно осознавать, что Военно — Морской Флот Российской Федерации на просторах Мирового океана сегодня выглядит достойно и вызывает уважение, что было продемонстрировано на стратегических военно-морских учения «Океан‑2024», которые прошли в сентябре этого года одновременно в акваториях Тихого и Северного Ледовитого океанов, Средиземного, Каспийского и Балтийского морей. Всего в них было задействовано более 400 боевых кораблей, подлодок и судов обеспечения вспомогательного флота, 125 самолетов и вертолетов морской авиации ВМФ и ВКС, около семи тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники, свыше 90 тысяч человек личного состава.
Что касается коммерческого (торгового) флота, важно подчеркнуть, что он несколько утратил свою былую силу и мощь.
По данным исследования АО «ЦНИИМФ», численность морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, в начале 2022 года составила 1506 судов суммарным дедвейтом около 23,4 млн т.
Более половины тоннажа (60,8 %) приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами — 258 судов общим дедвейтом 14,2 млн т. Из них сухогрузных — 127 суммарным дедвейтом 2,8 млн т, наливных — 131 общим дедвейтом 11,4 млн т.
Флот под флагом Российской Федерации насчитывает 1248 судов — общим DWT 9,2 млн т. Из них сухогрузов — 825 единиц суммарным дедвейтом 4,5 млн т, наливных — 352 единицы общим дедвейтом 4,7 млн т.
Обратим внимание на суммарный дедвейт — 9,2 млн т. Отсюда неутешительный вывод. Торговый флот, зарегистрированный под флагом Российской Федерации, перевозит не более 5 % из всего объема грузовой базы страны, а это около 1 млрд т. Потери от фрахтования иностранного тоннажа в районе $30 млрд ежегодно.
Из вышеизложенного важно сделать вывод, что современная конфигурация международных отношений в значительной степени обусловлена особенностями их развития — это политическая стабильность, экономический рост, безопасность и развитая транспортная система. Геополитическое положение Российской Федерации, протяженность ее морских границ, выходы к морям и деятельность в Мировом океане всегда рассматривались и определялись присутствием в зарубежных странах нашего флота и нашего флага, демонстрируя его силу и мощь. Отсюда важно сделать вывод, что Российская Федерация должна наращивать силу и мощь торгового флота страны, а суда должны нести государственный флаг России.

Геополитика и ее влияние на международную систему судоходства

Рассматривая влияние геополитики на международную систему судоходства, важно отметить, что напряженность на морских маршрутах нарастает, безопасность торговых судов не обеспечена, судовладельцы вынуждены менять маршруты движения и вносить коррективы в управление флотом. Она разрушает транспортную логистику, становится неустойчивой система планирования, затрудняется организация и контроль за перемещением грузов.


Проведя аналитическую и экспертную оценки в вопросах безопасности мореплавания на важнейших международных маршрутах, мы сможем определить и спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Рассмотрим один из торговых маршрутов между Китаем (порт Шанхай) и Европейским континентом (порт Роттердам) — это самый востребованный и один из самых нестабильных маршрутов сегодня. Его протяженность 11 000 морских миль. Маршрут движения торговых судов, идущих из п. Шанхай в п. Роттердам, пролегает через: моря Юго-Восточной Азии и Тайваньский пролив, Малаккский пролив, с выходом в северную часть Индийского океана, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал, Средиземное море и Гибралтарский пролив, Атлантический океан и пролив Ла Манш, далее до порта Роттердам. До сих пор это был кратчайший и безопасный маршрут между странами Юго-Восточной Азии и европейскими странами.
Начиная с 2000 года, ситуация на данном маршруте постепенно ухудшалась: это пиратство в Малаккском проливе, напряженность между странами, расположенными на Африканском роге — Сомали, Эфиопией, Эритреей и Джибути. «Мы обязаны действовать решительно, чтобы не допустить перерастания ситуации из кризиса в катастрофу», — заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, описывая ситуацию в данном регионе. Однако сейчас горит Ближний Восток, продолжаются военные действия в Сирии и Ираке. Израиль ведет мощные боевые действия, атакуя и уничтожив палестинский анклав в Секторе Газа и начав агрессию против Ливана. Это повышает нестабильность в Персидском заливе до максимального уровня. Из-за действий Израиля йеменские хуситы атакуют проходящие по этому торговому маршруту суда, принадлежащие или связанные с Израилем и поддерживающими его странами. Все это оказывает негативное влияние на международное судоходство на данном маршруте.
Рассматривая сложившуюся ситуацию, сегодня важно отметить: — первое — она стала более напряженной, второе — более опасной и третье — непредсказуемой. Причин для беспокойства несколько, и рассматривать их необходимо в рамках сложившейся геополитической системы:

  • первое — политическое противостояние между странами G‑7, НАТО (золотым миллиардом) и остальным миром;
  • второе — экономическая борьба между Западом и Востоком, быстро растущими экономиками азиатских стран и экономическим спадом европейских;
  • третье — нестабильность на Африканском континенте и военный фактор на Ближнем Востоке, военные угрозы, переросшие в военные конфликты.

Все это оказывает негативное влияние на международное судоходство, что привело к изменению логистики, росту цен на рынке грузоперевозок, но самое важное и самое главное — это международная безопасность мореплавания, которая не гарантирована на некоторых маршрутах. Важно разобраться в причинах и понять сложившуюся ситуацию.


Рассмотрим район Юго-Восточной Азии, где проходят основные мировые судоходные маршруты России, Республики Корея, КНДР, Японии, Китая и стран Юго-Восточной Азии. Район плавания — Японское, Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря — до Малак­кского пролива. Данный маршрут до 2000 года считался безопасным для мореплавания. Однако сегодня данный район вызывает беспокойство в связи с обострением политических отношений между США и Китаем по Тайваньскому вопросу, что может привести к закрытию трафика в Тайваньском проливе.
Тайваньский пролив соединяет Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Он является крупным международным судоходным маршрутом. Длина пролива составляет около 400 км, ширина — 130–380 км. Наименьшая глубина на фарватере — 60 м, максимальная — до 1773 м. Сильно выражены приливо-отливные эффекты, в северной части перепады составляют до 7,5 м. Скорость приливных течений доходит до 6,5 км/ч.
Тайваньский пролив — основной маршрут для всех судов, что идут из стран Восточной Азии: Японии, Южной Кореи, того же Китая на Запад. А в обратную сторону через этот же пролив поступают энергоносители: нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Тайваньский пролив — это международный водный путь, открытый для всех судов
Также Китай оспаривает принадлежность Парасельских островов с Вьетнамом, а архипелага Спратли с Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами, Брунеем и рифа Скарборо с Филиппинами. Разгорается очередной конфликт, который затронет традиционный трафик «голубой маршрут» движения судов в данном районе.


Южно-Китайское море омывает берега восьми стран юго-восточной части Азии и является важным стратегическим местом на карте мира. Именно здесь проходят основные мировые судоходные маршруты.
В случае разрастания конфликта и закрытия Тайваньского пролива для транзитного прохода суда будут вынуждены изменить маршрут следования (использовать «красный маршрут»), что удлиняет расстояние до Малаккского пролива и выводит суда в район тайфунов и штормов, делая его небезопасным. В данном районе интенсивный трафик движения: танкерный флот обеспечивает поставки двух третей всего объема нефти в Китай. В данном районе (Китае, Республике Корея и Японии) расположены крупнейшие контейнерные терминалы мира.
Малаккский пролив — пролив между Малайским полуостровом (Западная Малайзия) и индонезийским островом Суматра находится под юрисдикцией Сингапура, Малайзии и Индонезии. Это международный водный путь. Длина пролива составляет около 1080 километров. Самая широкая часть пролива расположена на северо-западе и имеет ширину около 370 км. Самая узкая часть имеет ширину 37 км и находится в Сингапурском проливе. Пролив соединяет Индийский и Тихий океаны.
Сегодня по данному маршруту осуществляется связь между наиболее населенными государствами мира — Индией, Индонезией и Китаем. В год через пролив проходит около 50 тыс. судов, обслуживающих, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой всего морского товарооборота. Важность Малаккского пролива очевидна для Китая, Японии и Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Поскольку это самый важный канал транспортировки энергии для этих трех основных экономик Восточной Азии, он известен как «спасательный трос на море».
Рассматривая Малаккский пролив с геополитической точки зрения, важно отметить его важность и значимость для морского судоходства. Это один из важнейших стратегических каналов, используемых США для контроля над миром. Малаккский пролив — потенциальное оружие, которое позволяет США контролировать движение морского транспорта Китая.
В Сингапуре размещена военно-морская база США, которая признается наиболее «болезненной» для КНР. Дело в том, что в случае конфликта, США могут заблокировать Малаккский пролив, через который в Китай поставляется нефть из Персидского залива.


Допустим, что при «горячем» конфликте Китай закрывает Тайваньский пролив и начинает военную операцию на о. Тайвань. Между Китаем и Соединенными Штатами незамедлительно вспыхнет полномасштабная и ожесточенная военная конфронтация. Штаты могут использовать Малаккский пролив, чтобы наложить смертельную блокаду на жизненно важные экономические пути Китая и нанести смертельный удар по стране. С другой стороны, нельзя не учитывать политическую напряженность и недавнюю вспышку конфликта между Индией и Китаем. Возникает угроза со стороны Индии и опасность блокирования торговых путей с Китаем (он может закрыть трафик в проливе с севера, разместив свой военно-морской флот на принадлежащих Индии Андаманских и Никобарских островах). Не стоят в стороне и Филиппины, давшие разрешение на размещение на своей территории американских вооружений, включая ракеты средней дальности Typhon. Это не только меняет трафик движения судов, но и наносит непоправимый удар по мировому судоходству. Нынешняя геополитика — это негативный вектор движения, ведущий к дестабилизации и оказывающий негативное влияние на мировое судоходство.
Поэтому, рассматривая транспортные маршруты и определяя сложившуюся ситуацию на определенных участках, важно оценить риски, возможности и интересы различных сторон. Для управления морскими перевозками важно сохранить механизмы управления флотом — политические, финансовые, экономические и транспортные.
Обратим внимание на три важнейших маршрута и определим их мировую роль, значимость и важность на ближайшую перспективу: Ормузский пролив (вход в Персидский залив), Баб эль Мандепский пролив (вход в Красное море) и Суэцкий канал.

Продолжение статьи — Часть 2


Автор:
Михаил Мореходов, моряк, капитан, публицист, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза журналистов России

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к Сергею Бугаеву.
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (989) 109-89-30

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru