Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (73) за 2024 г.

Алексей Великий, Никита Шоркин

Окончание. Читать начало - Часть 1

Израильская фирма Spear UAV разработала семейство мини-БЛА Ninох, которые можно применять для микротактических (уровень команды бойцов спецназа или отдельной боевой машины) или тактических (уровень пехотных подразделений или смешанных боевых групп) задач. Семейство дронов Ninох было разработано в первую очередь для того, чтобы предоставить пользователю наиболее эффективный способ достижения немедленного тактического превосходства на театре военных действий.
Ninох 40 (рис. 5) располагается в капсуле, через которую оператор может его запрограммировать, назначив маршрут полета или определив ключевые точки для наблюдения. Беспилотником также можно управлять в ручном режиме. Вместе с аппаратом поставляется планшет, на который поступает разведывательная информация, и два джойстика для управления. Они крепятся по сторонам планшета. БЛА способен нести до 100 граммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте.
Ninox 66 (рис. 6) — масса полезной нагрузки увеличена до 700 граммов, что делает возможным использовать аппарат в качестве ударного дрона. Время работы в воздухе — до 50 минут. БЛА способен функционировать при неблагоприятных метеоусловиях.
Эта тактическая система разработана специально для запуска со стационарных (заборы и крыши защищаемых объектов) и мобильных (танки, БМП, БТР и т. п.) платформ. Запускается дистанционно, нажатием кнопки на пульте управления.
Прост в управлении, позволяет оператору сосредоточиться на выполнении задания и не требует навыков пилотирования дронов. Может работать в рое, в сети БЛА, имеет функцию компьютерного зрения, автоматического слежения за целью, алгоритмами возвращения на базу и т. д.
— Масса полезной нагрузки Ninox 103 до 1,5 кг (рис. 7). Такой ударный дрон способен поразить бронетранспортер и танк. Кумулятивная боевая часть способная пробить до 200 мм брони, то есть сможет справится с защитой верхней плоскости башни или моторного отсека танка. При этом небольшой размер и использование в конструкции радиопрозрачных пластиков повышает шанс «проскочить» мимо комплексов активной защиты танка.
Время пребывания Ninox 103 в воздухе — до 60 минут. Имеет прочный корпус из композитных материалов, используется для тактических сценариев с сухопутных, морских и воздушных платформ, может выдерживать скорость ветра до 37 км/ч, прочие суровые погодные и боевые условия.
С недавнего времени на вооружении Российской армии состоят барражирующие боеприпасы — беспилотные летательные аппараты с собственной боевой частью, способные вести разведку и сразу поражать найденную цель. В ходе специальной военной операции (СВО) используются подобные изделия нескольких типов.
О применении в зоне СВО таких отечественных барражирующих боеприпасов, как «Куб» (рис. 8) и «Ланцет» (рис. 9) от компании Zala Aero (Госкорпорация «Ростех») появились еще в марте 2022 года.


Отмечаются преимущества таких БЛА: высокая скорость полета, бесшумность, простота в эксплуатации и способность с высокой точностью атаковать цели в десятках километров от точки запуска.
БЛА «Ланцет», как и «КУБ» предназначен для уничтожения наземных и воздушных целей, также оба БЛА могут выполнять разведывательные функции или работать в паре с разведывательным БЛА.
ВС РФ начали применять «Ланцеты» для уничтожения пехоты и техники противника в самом начале специальной военной операции. БЛА «Ланцет» поразил не одну артиллерийскую систему противника, а также радиолокационные комплексы, танки и автомобильную технику подразделений ВСУ. Также сообщалось о том, что «Ланцет» ликвидировал украинский комплекс ПВО С‑300 на Запорожском направлении, подтверждено попадание по гаубице М777.
Акционерное общество «Андроидная техника» представила разработанную беспилотную авиационную систему (БАС) самолетного типа и технологическую линию ее серийного изготовления. Разрабатываемая БАС (рис. 10) предназначена для длительного нахождения в воздухе в заранее заданной области, транспортирования полезной нагрузки и осуществления ее доставки в заданную область в соответствии с подтвержденными оператором координатами.


Акционерное общество «НПП «Исток» им. А. И. Шокина» в инициативном порядке разработало беспилотный барражирующий летательный аппарат камикадзе «Колибри» (рис. 11).
Основными критериями эффективности средств поражения являются:

  • время решения поставленной задачи с учетом затрат времени на подготовку;
  • вероятность успешного решения боевой задачи;
  • вероятность решения боевой задачи минимальным числом средств поражения.

В свою очередь вероятность успешного решения боевой задачи является сверткой частных вероятностей выполнения отдельных этапов боевой задачи:

  • вероятность своевременного вылета средства поражения, характеризует эффективность функционирования наземной системы управления и технических средств обеспечения;
  • вероятность преодоления зоны ПВО и РЭП характеризует маневренные свойства средства поражения, эффективность выбора маршрута полета, устойчивость средства поражения и его бортового оборудования к воздействию поражающих факторов средств ПВО и РЭП;
  • вероятность успешного наведения на цель, которая характеризует эффективность функционирования бортовых средств, прицельно-навигационного комплекса и наземной системы управления;
  • вероятность успешного поражения цели.

Приведенные вероятности являются условными, и каждая следующая вероятность принимает свое некоторое значение при условии, что вероятности предыдущих этапов уже равны единице.
Наиболее сложным является повышение вероятности попадания в цель, которая зависит от вероятности успешного наведения на цель, устойчивости функционирования бортовой системы управления (БСУ), высокой вероятности обнаружения и распознавания поражаемой цели.
В настоящее время на бортовую систему управления возлагается задача по корректировке траекторий подлета к цели средств поражения с учетом получаемой доразведанной информации о местоположении цели и средств противодействия.
Корректировка траектории подлета к цели осуществляется с применением современных систем самонаведения, которые принято классифицировать по типу используемых физических величин для определения положения целей. Основными видами систем наведения являются: телевизионные (ТВ СН), тепловизионные (ТП СН), лазерные (ЛСН), радиолокационные (РЛ СН), радиометрические (РМ СН), телекомандные (ТК СН), инерциально-спутниковые (ИНС) и комбинированные системы наведения (КСН).


Повышение эффективности средств поражения возможно за счет комбинирования систем наведения, включающих в свой состав такие сочетания, как ТВ+ТП, РЛ+ТП каналы. Сочетание РЛ+ТП СН делает изделие высокоточным круглосуточным всепогодным средством огневого поражения. Они сохраняют свойства каждой из автономных систем и свободны от их недостатков.
Одним из принципиальных требований к системе наведения является обеспечение возможности эффективного обнаружения, распознавания
и поражения цели в любое время суток в сложных природно-климатических и географических условиях.
Современные методы наведения имеют ряд достоинств. В то же время они не могут обеспечить высокую эффективность применения средств поражения. Основными факторами, влияющими на низкую эффективность систем наведения, являются природно-климатические условия, время суток, конструктивные и технические особенности, а также физические принципы реализации методов наведения.


Проведенный анализ научно-технической документации и литературы в части информационного обеспечения, методов управления, бортовой системы управления и систем самонаведения средств поражения, в том числе существующих барражирующих боеприпасов позволили сформировать рекомендации, направленные на повышение эффективности средств поражения:

1. В области совершенствования систем информационного обеспечения подготовки и пуска средств поражения необходимо:

  • учитывать максимальное количество необходимой информации о стартовых позициях, цели, а также участках траектории движения средств поражения;
  • провести формализацию возможных ситуаций в процессе полета.

2. В области совершенствования существующих и разработки перспективных методов управления подлетом к цели средств поражения необходимо:

  • совершенствовать классические методы инерциальной навигации;
  • разработать алгоритмы корректировки траекторий подлета к цели в режиме реального времени.

3. В области совершенствования бортовой системы управления требуется:

  • совершенствование бортовой системы управления;
  • миниатюризация элементной базы бортовой системы управления;
  • разработка альтернативных навигационных систем;
  • разработка систем управления, в которых в качестве чувствительных элементов используются датчики параметров движения с улучшенными технико-экономическими характеристиками;
  • комплексирование бортовой системы управления с внешними источниками коррекции траектории полета и подлета к цели, размещенными на средстве поражения.

4. В области реализации концепции самонаведения требуется:

  • разработка всепогодных головок самонаведения;
  • реализация концепции перенацеливания в условиях изменения обстановки в районе цели или изменения месторасположения цели;
  • применением технологий искусственного интеллекта (с возможностью обнаружения и распознавания объекта поражения), с применением высокоэффективного оборудования с возможностью выдерживать значительные перегрузки, а также с применением микроэлектромеханических технологий (МЭМС технологии);
  • обеспечение высокой вероятности обнаружения объекта поражения на различных вариантах подстилающей поверхности;
  • обеспечение высокой точности распознавания объекта поражения за счет алгоритмов распознавания по эталонным изображениям.

Существующие и применяемые по отдельности способы (методы) наведения в средствах поражения на цель обладают как преимуществами, так и рядом недостатков. Для восполнения недостатков одного метода за счет преимущества другого необходимо провести работу по комплексированию нескольких методов в единое целое, что повысит вероятность обнаружения, распознавания, наведения и поражения цели.

Предложенные рекомендации, направленные на повышение эффективности средств поражения индивидуального и группового применения, требуют дополнительных исследований в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 


Авторы:
Алексей Великий, заместитель начальника отдела ФГКУ «ГНИИМЦ ПВ», кандидат технических наук
Никита Шоркин, младший научный сотрудник ФГКУ «ГНИИМЦ ПВ»

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к Сергею Бугаеву.
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (989) 109-89-30

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала:

Адрес:

105082, Москва, ул. Большая Почтовая, д.40 стр.1, оф.11

Телефон:
+7 989 109 8930

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru