Первые из первых

12 августа выбрано для торжества не случайно. Именно в этот день в 1912 году в Главном управлении Генерального штаба была сформирована специальная воздухоплавательная часть. Первая мировая дала сильнейший толчок развитию военной авиации. Хлипкие, «фанерные» этажерки того времени использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня, поражения наземных и воздушных целей.


Первый на планете Земля тяжелый и, наверное, стратегический бомбардировщик «Илья Муромец»

Вместе с самолётами совершенствовалось и их оружие. Револьверы, из которых стреляли друг в друга лётчики, быстро заменили пулемёты. Стрелы, используемые для атаки конницы и марширующих войсковых колонн, заменили гранаты и бомбы. Менялись и лётчики, они воевали, набирались опыта и мастерства. Нестеров сделал свою знаменитую «мёртвую петлю». Первый в мире четырёхмоторный самолёт «Илья Муромец» совершил полноценную бомбардировку. Военная авиация стала существенно влиять на исход боевых действий.

А дальше была революция, после которой изменилась и авиация, начавшая бурное развитие после окончания гражданской войны в молодой Стране советов. Начало пути было очень тяжёлым, но уже в 1924–1933 годах на вооружение были приняты дети «Ильи Муромца» — тяжёлые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ДБ-3. В небо поднялись истребители И-2, И-3, И-4, И-5, в 1940-х годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2.

Горячая война

В первые дни, даже часы Великой Отечественной войны советская авиация понесла тяжёлые потери. Наши самолёты под подлыми ударами фашистов горели на полевых аэродромах, даже не успев завести двигатели. Тогда мы уступили наше небо…

В невероятно сложных условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности и подготовке лётчиков и авиационных техников. Наше небо надо было вернуть. Германское командование думало, что одномоментное разрушение большей части советских ВВС означает их конец. Фашисты ошибались.


Штурмовики Ил-2 в небе над Берлином

Невероятными, сверхчеловеческими усилиями удалось эвакуировать и снова запустить авиационную промышленность. Самолёты собирали под открытым небом, в дождь и снег. Курсанты-лётчики, только научившись взлетать, шли на фронт и там, стиснув зубы от перегрузки и обливаясь кровью, бились с опытными немецкими асами. Гибли, но не сдавались. К середине лета 1943 года советская авиация «посадила» Люфтваффе на землю и прочно завоевала стратегическое господство в воздухе. Ход войны необратимо изменился. Победа была за нами.

Холодная война

После войны мир поменялся, и не в «сторону света». Не успел наш народ порадоваться тяжёлой Победе, как нам снова объявили войну. Объявили вчерашние «союзники». Объявили те, кто, как и фашисты, решил, что у нашей страны нет права на существование. Эта война, к счастью, была «холодной». Военно-воздушные силы снова оказались на острие атаки.

В те годы произошел принципиальный технологический скачок от поршневой авиации к реактивной. Скорость, высота, дальность полёта выросли на порядок. Был преодолён сверхзвук и достигнута стратосфера. Дальняя авиация приняла в свои бомболюки атомную, а потом и термоядерную бомбу. Так появилась стратегическая авиация.

Тогда, кроме сверхзвука и стратосферы, мы научились висеть в воздухе. Появился новый класс авиационных машин — вертолёты. Причём и в этом классе, несмотря на начальное отставание, мы стали мировыми лидерами и законодателями моды. Если первые вертолёты своим силуэтом напоминали зарубежные машины, то Ми-6, Ми-10 и В-12 просто порвали мир. Великий, я не побоюсь этого слова, вертолёт Ми-8 до сих пор безусловный мировой лидер как по числу выпущенных машин, так и по сроку жизни. Машина имеет потенциал развития и в нашем, 21 веке. Про камовскую машину я просто тихо молчу — это верх технического совершенства.


Ка-27ПЛ

Ка-50 «Черная Акула»

А потом настали 90-е.

Да за ваши баксы, таки любой каприз!

Более трети нашей авиационной группировки после распада СССР осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе 2500 боевых). Причём за новой границей России осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть. В итоге по сравнению с СССР аэродромная система сократилась практически вдвое. За границей осталась и авиационная техника. Более всего пострадало Западное стратегическое направление. Украина. Уж простите, «из песни слов не выкинешь».

В 1998 году МО Украины и Пентагон подписали соглашение о ликвидации 44 тяжёлых стратегических бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования. Всё это осталось на Украине после развала СССР. 19 «Белых лебедей», Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1, а 16 самолётов Ту-160 планировалось просто утилизировать. Украина, получив американские копейки, пардон — центы, приступила к уничтожению лучших стратегических бомбардировщиков мира. 


Борис Ельцин на выступлении в Конгрессе США. Он тогда сказал: «Боже, храни Америку!»

В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина — я представляю, как они радовались — гильотина упала на первый советский Ту-160 с бортовым номером «24». Этот стратегический бомбардировщик имел возраст 9 лет и налёт всего 466 часов. У него даже краска не успела потускнеть. Дальше было сложно, но 6 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером «10», взлетев в Прилуках, приземлился на российской авиабазе в Энгельсе. Самолёт перегнал российский экипаж в составе подполковника Алексея Серебрякова, майора Алексея Калинина, подполковника Игоря Сазонова и майора Юрия Палтусова. К апрелю 2000 года все самолёты перелетели на аэродром под Энгельсом.

Тогда беда затронула не только дальнюю авиацию, она коснулась всех. Резко снизился уровень лётной и боевой подготовки лётчиков ВВС. Мы сели на землю, у нас снова отобрали самолёты и небо…

«Я вернусь»

Говорят, что история развивается по спирали, и сейчас совсем другое время, Недавно я наткнулся на такой текст: «…в ВВС России резко сократилось число самолётов-истребителей. Кроме того, большая часть самолётов устарела, и истёк их ресурс. Число истребителей всех типов составляет примерно 650 самолётов. Из них 55 процентов имеют возраст свыше 15 лет, а возраст 40 процентов самолётов составляет от пяти до десяти лет… По информации оборонного ведомства России, в настоящее время в воздух не могут подняться около 200 единиц МиГ-29… Согласно нынешним оценкам, современный бой смогут вести только истребители типа МиГ-31…» Честно говоря, я был несколько в шоке, пока не посмотрел на дату публикации — 2011 год. Всего девять лет назад…

 

Современные и боеспособные

Сейчас у нас не просто Военно-воздушные а Военно-космические силы — ВКС. Глядя на воздушные парады, полёты наших новейших самолётов и вертолётов, мозг просто взрывается — как? Мощь крылатых машин и профессионализм пилотов просто потрясает. Эти современные самолёты и вертолёты уже в войсках. В обычных боевых частях. Они действительно совершенны, и их много. Россия уверенно вступила в 21 век.


Кабина командира экипажа Ми-35

Как мы снова смогли провернуть колесо истории и вернуть нашу страну на её законное место лидера? Мне кажется, что всё просто — русский дух и историческая карма нашей страны. Причём под словом русский я имею ввиду не национальность, а нацию, которая включает и будет включать в себя множество разных национальностей — единый народ.

Это Россия. Её умом не понять и рулеткой с футами не измерить.

Сто десять лет на защите нашего неба

Сегодня праздник русской военной авиации. 110 (!) лет с момента её появления в нашей стране. Сегодня сотни крылатых машин снова расчертят наше небо, беря его под свой контроль. Сегодня наши доблестные ВВС не только защищают небо нашей страны, но и освобождают наших братьев от нацисткой чумы, которая восемь лет мучала и убивала русских в Луганской и Донецкой республиках, сжигала заживо непокорных в Одессе...

Враг будет разбит! Победа будет за нами!

С праздником вас, военные лётчики!

Александр Скрипник

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru