Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (67) за 2023 г.

Александр Кулешов, Василий Гумелев, Валерий Шудря, Александр Постников

Данный материал является продолжением обширного цикла статей, посвященных военным БпЛА, в том числе и беспилотной программе Исламской республики Иран. Ранее в журнале «Арсенал Отечества» и на сайте arsenal-otechestva.ru были опубликованы статьи о турецких БпЛА Akıncı и Kizilelma («АО», 2023, № 2), иранском БпЛА Akıncı Arash («АО», 2023, № 3) и иранской серии БпЛА Mohajer («АО», 2023, № 4).

БпЛА семейства Mohajer («Мохаджер») разрабатывает и производит с середины 80-х годов прошлого столетия и по настоящее время иранская государственная компания QAIC (Qods Aviation Industries Company — Компания авиационной промышленности «Кудс»). На сегодняшний день выпускаются три основные модели семейства: Mohajer-2, Mohajer-4 и Mohajer-6, а также их модификации.

БпЛА Mohajer-2 был разработан в 90-х годах прошлого века. К 2011 г. было построено свыше 200 единиц, и он до сих пор находится в составе вооруженных сил Ирана. К разработке Mohajer-4 конструкторы и инженеры QAIC приступили в начале 2000-х годов, и уже к середине 2006 г. было изготовлено 34 беспилотника новой модели.

В 2017 г. QAIC начала производство новой модели семейства Mohajer — ударно-разведывательного беспилотника аэродромного базирования Mohajer-6, внешний вид которого представлен на рисунке 1, и уже в феврале 2018 г. в Иране приступили к его серийному производству. 10 аппаратов поступили на вооружение сухопутных войск Корпуса стражей исламской революции (СВ КСИР), а 40 — военно-морских сил (ВМС) КСИР. Данный БпЛА производится не только компанией QAIC, но и IAVIC (Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company -Иранская авиастроительная компания). Также достаточно часто употребляется персидская аббревиатура ее названия — HESA.

БпЛА Mohajer-6 выпускается в двух базовых модификациях:

  • Mohajer-6А с двумя узлами внешней подвески боеприпасов (по одному под каждым крылом);
  • Mohajer-6В с четырьмя узлами внешней подвески боеприпасов (по два под каждым крылом).

Характеристики боеприпасов будут рассмотрены ниже.
Основные летно-технические характеристики БпЛА Mohajer-6 представлены в сравнении с характеристиками турецкого беспилотника Bayraktar TB2 в табл. 1. В числителе приведены характеристики Mohajer-6А, в знаменателе — Mohajer-6Б.

Из анализа таблицы 1 следует, что параметры целого ряда рассматриваемых характеристик иранского и турецкого БпЛА достаточно близки.
По классификации Международной ассоциации по беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) Bayraktar TB2 (рис. 2) относится к тактическим средневысотным беспилотникам с большой продолжительностью полета (БпЛА категории Medium Altitude Long Endurance — MALE) и в этом классе является одним из лучших БпЛА стран НАТО. Mohajer-6 также является БпЛА класса MALE.

Турецкий (а значит, натовский) БпЛА Bayraktar TB2 хорошо зарекомендовал себя сначала в боях местного значения, которые вела турецкая армия против правительственных сирийских войск в марте 2020 г., затем и в войне Азербайджана против Нагорного Карабаха в конце того же года, а с 2022 г. он активно применялся вооруженными формированиями Украины против российских войск в ходе проведения ими специальной военной операции. Bayraktar TB2 был широко разрекламирован западной и украинской пропагандой в качестве Wunderwaffe («чудо-оружие» — нем.), способного наносить российской армии сокрушительные удары.

Но Wunderwaffe из турецкого беспилотника не вышло. Причина этого факта, досадного как для Украины, так и для Турции, достаточно банальна. Применение БпЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях против российских войск не оказало «практически никакого реального эффекта» на ситуацию на протяжении всей специальной военной операции. И не окажет в дальнейшем, так как беспилотники класса MALE, имеющие относительно большие габаритные размеры при низкой скорости, в принципе не способны эффективно действовать при противодействии развернутых на Украине российских эшелонированных, многоуровневых систем ПВО и РЭБ.
По этой причине подавляющая часть турецких БпЛА была уничтожена еще до наступления весны 2023 г.

Дальнейшая закупка Bayraktar TB2 была прекращена по причине соотношения их стоимости и качества и низкой эффективности. Стоимость беспилотного авиационного комплекса Bayraktar TB2 составляет около $70 млн при стоимости одного БпЛА примерно $5 млн (в составе комплекса 6 единиц БпЛА). По мнению целого ряда экспертов, Bayraktar TB2 «оказался дорогой ненужной игрушкой, которая была первое время на Украине нужна в качестве некой «перемоги» (больше психологической) для народа».

Тем не менее, 23 июня 2023 г. генеральный директор компании Baykar Makina Х. Байрактар в интервью турецкой газете Yeni Akit заявил о том, что турецкая компания начнет производство своих ударно-разведывательных беспилотников Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci в 2025 г. непосредственно на Украине, для чего планируется построить завод по их производству. Подобные заявления делаются на протяжении последних двух лет, но специальная военная операция ВС РФ постоянно вносит коррективы в эти планы. Предполагается, что общий объем инвестиций турецкой компании в производство на Украине превысит $95 млн. Турция и НАТО в целом продолжают реализовывать на Украине свою концепцию активного и массированного применения беспилотной авиации военного назначения, несмотря на прошлые и будущие возможные издержки не только экономического характера.

Планер одномоторного БпЛА Mohajer-6 — высокоплан с толкающим воздушным винтом. Как и предыдущие модели семейства Mohajer, он изготовлен из панелей композитных материалов, закрепленных на каркасе из прочных и легких алюминиевых сплавов. Фюзеляж планера прямоугольной формы в сечении со сдвоенными хвостовыми балками, над которыми сверху установлен горизонтальный стабилизатор, крылья прямые. Управление осуществляется посредством двух рулей высоты на горизонтальном стабилизаторе, рулей направления на вертикальных стабилизаторах и двух закрылков на каждом крыле. Воздухозаборники двигателя расположены над и под фюзеляжем.

Для того чтобы БпЛА Mohajer-6Б мог нести на внешних узлах подвески четыре боеприпаса, по сравнению с предыдущей модификацией Mohajer-6А, где размещались два, места соединения крыльев с фюзеляжем были существенно усилены. В отличие от других моделей семейства Mohajer, на которых установлен двухлопастной толкающий винт, на Mohajer-6 он трехлопастной. В качестве силовой установки применяется австрийский авиационный поршневой четырехцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель внутреннего сгорания Rotax-914 с жидкостной системой охлаждения головок цилиндров и воздушной системой охлаждения цилиндров. Его основные технические и массовые характеристики представлены в табл. 2.

Также на БпЛА Mohajer-6 может быть установлен двигатель Rotax-912 мощностью 100 л. с. (как и на турецком БпЛА Bayraktar TB2), либо их аналоги иранского или китайского производства. Rotax-912 и его аналоги, как правило, устанавливаются на модификацию Mohajer-6А. Двигателями семейства Rotax оснащаются различные модели легких одномоторных самолетов и БпЛА. Для того чтобы воздушный винт силовой установки вращался с частотой, необходимой для обеспечения полета конкретной модели летательного аппарата, между двигателем и винтом установлен редуктор.

На БпЛА Mohajer-6 установлено неубирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, с помощью которого осуществляется взлет и посадка на взлет­но-посадочную полосу (ВПП) в автоматическом режиме (на автопилоте). У Bayraktar TB2 переднее колесо шасси в полете убирается в фюзеляж, что связано с особенностями размещения гиростабилизированной оптической системы (ГОЭС), которая размещена перед передним колесом (рис. 2), и поэтому убирающееся переднее колесо шасси не загораживает обзор приборам, размещенным в ГОЭС. Задние колеса шасси турецкого БпЛА фиксированные и в полете не убираются.

Взлет и посадка Mohajer-6 и Bayraktar TB2 производится с ВПП протяженностью от 600 до 1200 м (исходя из максимальной взлетной массы беспилотников) либо с ВПП аэродромов более высокого класса.

Также предусмотрена аварийная посадка БпЛА Mohajer-6 с помощью парашютной системы, размещенной в специальном отсеке фюзеляжа. В отличие от Mohajer-6, у турецкого БпЛА Bayraktar TB2 аварийная парашютная система отсутствует.
Согласно данным из авторитетного ежегодного бюллетеня The Military Balance за 2023 г. (с. 324–328), издаваемого IISS (International Institute for Strategic Studies) в Лондоне, БпЛА Mohajer-6 стоят на вооружении КСИР, а также сухопутных войск (СВ), военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС) иранской армии.

В ВМС эти БпЛА базируются непосредственно на кораблях. Старт с палубы осуществляется при помощи твердотопливных ракетных ускорителей JATO (Jet-Assisted Take-Off). Посадка (приземление) дрона производится на сушу с помощью аварийной парашютной системы.

Для определения скорости полета беспилотника в носовой части Mohajer-6 установлен приемник воздушного давления (трубка Пито). Непосредственно под ней в носовой части БпЛА размещена фиксированная видеокамера, обращенная вперед по ходу движения, которая необходима для навигации беспилотника и позволяет оператору непрерывно в реальном режиме времени отслеживать его траекторию движения (рис. 3).

Для ведения разведки, обнаружения и уничтожения целей на Mohajer-6 используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) Oghab-4. Гиростабилизированная платформа оптико-электронной системы представляет собой гироскопическое устройство для пространственной стабилизации видео-, инфракрасных, тепловизионных камер и других модулей, а также для определения углов поворота основания, на котором она установлена и служит для устранения внешних воздействий, выводящих платформу из заданного положения.
ГОЭС Oghab-4 установлена в носовой части БпЛА и закреплена снизу под его фюзеляжем. На универсальном шарнире установлено оборудование для создания многоспектральных электронно-оптических изображений в ИК-лучах и видимом свете, а также для целеуказания. ГОЭС Oghab-4 начинает поиск цели с расстояния 12 км и фиксирует ее с расстояния 10 км при работе видеокамеры, которая оснащена лазерным целеуказателем и системой инфракрасного видения, используемой для наведения высокоточных боеприпасов с лазерной или инфракрасной головкой самонаведения. Тепловизионные камеры выполнены по технологиям компании FLIR (Forward Looking Infrared Radar).

ГОЭС Oghab-4 выпускается в двух модификациях, H и D, каждая из которых оснащена камерой дневного видения с 36-кратным оптическим увеличением, лазерным дальномером-целеуказателем и тепловизионной камерой.
Электрооптическая система модификации ГОЭС Oghab-4-D имеет фокусное расстояние от 60 до 120 мм и весит 19 кг, а Oghab-4-Н — фокусное расстояние от 15 до 300 мм, весит 18 кг и имеет лучшее поле зрения и разрешение (рис. 4).
По сведениям из некоторых источников, иранскими инженерами уже созданы видеокамеры для ГОЭС с 60-кратным оптическим увеличением.

Продолжение — Часть 2


Авторы:
Александр Кулешов, гвардии полковник, кандидат военных наук, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)
Василий Гумелев, подполковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИО Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)
Валерий Шудря, полковник запаса, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)
Александр Постников, гвардии майор, кандидат технических наук. Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru