Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (67) за 2023 г.

Александр Кулешов, Василий Гумелев, Валерий Шудря, Александр Постников

Данный материал является продолжением обширного цикла статей, посвященных военным БпЛА, в том числе и беспилотной программе Исламской республики Иран. Ранее в журнале «Арсенал Отечества» и на сайте arsenal-otechestva.ru были опубликованы статьи о турецких БпЛА Akıncı и Kizilelma («АО», 2023, № 2), иранском БпЛА Akıncı Arash («АО», 2023, № 3) и иранской серии БпЛА Mohajer («АО», 2023, № 4).

БпЛА семейства Mohajer («Мохаджер») разрабатывает и производит с середины 80-х годов прошлого столетия и по настоящее время иранская государственная компания QAIC (Qods Aviation Industries Company — Компания авиационной промышленности «Кудс»). На сегодняшний день выпускаются три основные модели семейства: Mohajer-2, Mohajer-4 и Mohajer-6, а также их модификации.

БпЛА Mohajer-2 был разработан в 90-х годах прошлого века. К 2011 г. было построено свыше 200 единиц, и он до сих пор находится в составе вооруженных сил Ирана. К разработке Mohajer-4 конструкторы и инженеры QAIC приступили в начале 2000-х годов, и уже к середине 2006 г. было изготовлено 34 беспилотника новой модели.

В 2017 г. QAIC начала производство новой модели семейства Mohajer — ударно-разведывательного беспилотника аэродромного базирования Mohajer-6, внешний вид которого представлен на рисунке 1, и уже в феврале 2018 г. в Иране приступили к его серийному производству. 10 аппаратов поступили на вооружение сухопутных войск Корпуса стражей исламской революции (СВ КСИР), а 40 — военно-морских сил (ВМС) КСИР. Данный БпЛА производится не только компанией QAIC, но и IAVIC (Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company -Иранская авиастроительная компания). Также достаточно часто употребляется персидская аббревиатура ее названия — HESA.

БпЛА Mohajer-6 выпускается в двух базовых модификациях:

  • Mohajer-6А с двумя узлами внешней подвески боеприпасов (по одному под каждым крылом);
  • Mohajer-6В с четырьмя узлами внешней подвески боеприпасов (по два под каждым крылом).

Характеристики боеприпасов будут рассмотрены ниже.
Основные летно-технические характеристики БпЛА Mohajer-6 представлены в сравнении с характеристиками турецкого беспилотника Bayraktar TB2 в табл. 1. В числителе приведены характеристики Mohajer-6А, в знаменателе — Mohajer-6Б.

Из анализа таблицы 1 следует, что параметры целого ряда рассматриваемых характеристик иранского и турецкого БпЛА достаточно близки.
По классификации Международной ассоциации по беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) Bayraktar TB2 (рис. 2) относится к тактическим средневысотным беспилотникам с большой продолжительностью полета (БпЛА категории Medium Altitude Long Endurance — MALE) и в этом классе является одним из лучших БпЛА стран НАТО. Mohajer-6 также является БпЛА класса MALE.

Турецкий (а значит, натовский) БпЛА Bayraktar TB2 хорошо зарекомендовал себя сначала в боях местного значения, которые вела турецкая армия против правительственных сирийских войск в марте 2020 г., затем и в войне Азербайджана против Нагорного Карабаха в конце того же года, а с 2022 г. он активно применялся вооруженными формированиями Украины против российских войск в ходе проведения ими специальной военной операции. Bayraktar TB2 был широко разрекламирован западной и украинской пропагандой в качестве Wunderwaffe («чудо-оружие» — нем.), способного наносить российской армии сокрушительные удары.

Но Wunderwaffe из турецкого беспилотника не вышло. Причина этого факта, досадного как для Украины, так и для Турции, достаточно банальна. Применение БпЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях против российских войск не оказало «практически никакого реального эффекта» на ситуацию на протяжении всей специальной военной операции. И не окажет в дальнейшем, так как беспилотники класса MALE, имеющие относительно большие габаритные размеры при низкой скорости, в принципе не способны эффективно действовать при противодействии развернутых на Украине российских эшелонированных, многоуровневых систем ПВО и РЭБ.
По этой причине подавляющая часть турецких БпЛА была уничтожена еще до наступления весны 2023 г.

Дальнейшая закупка Bayraktar TB2 была прекращена по причине соотношения их стоимости и качества и низкой эффективности. Стоимость беспилотного авиационного комплекса Bayraktar TB2 составляет около $70 млн при стоимости одного БпЛА примерно $5 млн (в составе комплекса 6 единиц БпЛА). По мнению целого ряда экспертов, Bayraktar TB2 «оказался дорогой ненужной игрушкой, которая была первое время на Украине нужна в качестве некой «перемоги» (больше психологической) для народа».

Тем не менее, 23 июня 2023 г. генеральный директор компании Baykar Makina Х. Байрактар в интервью турецкой газете Yeni Akit заявил о том, что турецкая компания начнет производство своих ударно-разведывательных беспилотников Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci в 2025 г. непосредственно на Украине, для чего планируется построить завод по их производству. Подобные заявления делаются на протяжении последних двух лет, но специальная военная операция ВС РФ постоянно вносит коррективы в эти планы. Предполагается, что общий объем инвестиций турецкой компании в производство на Украине превысит $95 млн. Турция и НАТО в целом продолжают реализовывать на Украине свою концепцию активного и массированного применения беспилотной авиации военного назначения, несмотря на прошлые и будущие возможные издержки не только экономического характера.

Планер одномоторного БпЛА Mohajer-6 — высокоплан с толкающим воздушным винтом. Как и предыдущие модели семейства Mohajer, он изготовлен из панелей композитных материалов, закрепленных на каркасе из прочных и легких алюминиевых сплавов. Фюзеляж планера прямоугольной формы в сечении со сдвоенными хвостовыми балками, над которыми сверху установлен горизонтальный стабилизатор, крылья прямые. Управление осуществляется посредством двух рулей высоты на горизонтальном стабилизаторе, рулей направления на вертикальных стабилизаторах и двух закрылков на каждом крыле. Воздухозаборники двигателя расположены над и под фюзеляжем.

Для того чтобы БпЛА Mohajer-6Б мог нести на внешних узлах подвески четыре боеприпаса, по сравнению с предыдущей модификацией Mohajer-6А, где размещались два, места соединения крыльев с фюзеляжем были существенно усилены. В отличие от других моделей семейства Mohajer, на которых установлен двухлопастной толкающий винт, на Mohajer-6 он трехлопастной. В качестве силовой установки применяется австрийский авиационный поршневой четырехцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель внутреннего сгорания Rotax-914 с жидкостной системой охлаждения головок цилиндров и воздушной системой охлаждения цилиндров. Его основные технические и массовые характеристики представлены в табл. 2.

Также на БпЛА Mohajer-6 может быть установлен двигатель Rotax-912 мощностью 100 л. с. (как и на турецком БпЛА Bayraktar TB2), либо их аналоги иранского или китайского производства. Rotax-912 и его аналоги, как правило, устанавливаются на модификацию Mohajer-6А. Двигателями семейства Rotax оснащаются различные модели легких одномоторных самолетов и БпЛА. Для того чтобы воздушный винт силовой установки вращался с частотой, необходимой для обеспечения полета конкретной модели летательного аппарата, между двигателем и винтом установлен редуктор.

На БпЛА Mohajer-6 установлено неубирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, с помощью которого осуществляется взлет и посадка на взлет­но-посадочную полосу (ВПП) в автоматическом режиме (на автопилоте). У Bayraktar TB2 переднее колесо шасси в полете убирается в фюзеляж, что связано с особенностями размещения гиростабилизированной оптической системы (ГОЭС), которая размещена перед передним колесом (рис. 2), и поэтому убирающееся переднее колесо шасси не загораживает обзор приборам, размещенным в ГОЭС. Задние колеса шасси турецкого БпЛА фиксированные и в полете не убираются.

Взлет и посадка Mohajer-6 и Bayraktar TB2 производится с ВПП протяженностью от 600 до 1200 м (исходя из максимальной взлетной массы беспилотников) либо с ВПП аэродромов более высокого класса.

Также предусмотрена аварийная посадка БпЛА Mohajer-6 с помощью парашютной системы, размещенной в специальном отсеке фюзеляжа. В отличие от Mohajer-6, у турецкого БпЛА Bayraktar TB2 аварийная парашютная система отсутствует.
Согласно данным из авторитетного ежегодного бюллетеня The Military Balance за 2023 г. (с. 324–328), издаваемого IISS (International Institute for Strategic Studies) в Лондоне, БпЛА Mohajer-6 стоят на вооружении КСИР, а также сухопутных войск (СВ), военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС) иранской армии.

В ВМС эти БпЛА базируются непосредственно на кораблях. Старт с палубы осуществляется при помощи твердотопливных ракетных ускорителей JATO (Jet-Assisted Take-Off). Посадка (приземление) дрона производится на сушу с помощью аварийной парашютной системы.

Для определения скорости полета беспилотника в носовой части Mohajer-6 установлен приемник воздушного давления (трубка Пито). Непосредственно под ней в носовой части БпЛА размещена фиксированная видеокамера, обращенная вперед по ходу движения, которая необходима для навигации беспилотника и позволяет оператору непрерывно в реальном режиме времени отслеживать его траекторию движения (рис. 3).

Для ведения разведки, обнаружения и уничтожения целей на Mohajer-6 используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) Oghab-4. Гиростабилизированная платформа оптико-электронной системы представляет собой гироскопическое устройство для пространственной стабилизации видео-, инфракрасных, тепловизионных камер и других модулей, а также для определения углов поворота основания, на котором она установлена и служит для устранения внешних воздействий, выводящих платформу из заданного положения.
ГОЭС Oghab-4 установлена в носовой части БпЛА и закреплена снизу под его фюзеляжем. На универсальном шарнире установлено оборудование для создания многоспектральных электронно-оптических изображений в ИК-лучах и видимом свете, а также для целеуказания. ГОЭС Oghab-4 начинает поиск цели с расстояния 12 км и фиксирует ее с расстояния 10 км при работе видеокамеры, которая оснащена лазерным целеуказателем и системой инфракрасного видения, используемой для наведения высокоточных боеприпасов с лазерной или инфракрасной головкой самонаведения. Тепловизионные камеры выполнены по технологиям компании FLIR (Forward Looking Infrared Radar).

ГОЭС Oghab-4 выпускается в двух модификациях, H и D, каждая из которых оснащена камерой дневного видения с 36-кратным оптическим увеличением, лазерным дальномером-целеуказателем и тепловизионной камерой.
Электрооптическая система модификации ГОЭС Oghab-4-D имеет фокусное расстояние от 60 до 120 мм и весит 19 кг, а Oghab-4-Н — фокусное расстояние от 15 до 300 мм, весит 18 кг и имеет лучшее поле зрения и разрешение (рис. 4).
По сведениям из некоторых источников, иранскими инженерами уже созданы видеокамеры для ГОЭС с 60-кратным оптическим увеличением.

Продолжение — Часть 2


Авторы:
Александр Кулешов, гвардии полковник, кандидат военных наук, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)
Василий Гумелев, подполковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИО Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)
Валерий Шудря, полковник запаса, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)
Александр Постников, гвардии майор, кандидат технических наук. Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова (РВВДКУ)

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru