Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (37) за 2018 г.
Виктор Мураховский
В соответствии с «Программой сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017–2019 годы» в период с 4 по 26 сентября 2018 года состоялось совместное антитеррористическое учение «Иссык-Куль. Антитеррор — 2018». Практические действия подразделений органов безопасности и специальных служб, вооруженных сил отрабатывались в ходе трех этапов, проходивших на территориях семи государств СНГ — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана при координирующей роли Антитеррористического центра государств-участников СНГ (АТЦ СНГ). Сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств Содружества, антитеррористическая операция по принуждению к посадке самолета (силами ВКС РФ), захваченного условными террористами, их нейтрализации, освобождению заложников и войсковая операция по блокированию и уничтожению крупных незаконных вооруженных формирований (НВФ) террористической направленности прошли на территории Кыргызской Республики.
Как сообщил руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник полиции Андрей Новиков, в основу замысла учений был положен анализ актуальной оперативной обстановки: «По результатам анализа складывающейся оперативной обстановки было принято решение — при разработке сценарной линии совместного антитеррористического учения сделать содержательные акценты на тех узловых проблемах, которые по согласованной с партнерами оценке представляют реальную угрозу безопасности не только Кыргызской Республики, но и Центрально-Азиатского региона в целом. К числу таковых мы отнесли попытки со стороны международной террористической организации ИГИЛ создать на территории региона новый опорный центр так называемого «халифата», сформировать и активизировать уже созданные «спящие джамааты». Мы приняли во внимание оценку Исполнительного Директората Контртеррористического комитета ООН о том, что в результате излишков оружия, поступающего из зон политической нестабильности, в регионе стимулируется торговля по принципу «оружие за наркотики», усугубляемая фактором недостаточной защищенности границ».
Первый этап учений
В ходе первого этапа (в период с 4 по 6 сентября) подразделениями органов безопасности и специальных служб Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана были отработаны алгоритмы согласованных действий по выявлению деятельности «спящих ячеек» международных террористических организаций (МТО), предупреждению и пресечению готовящихся террористических актов, перекрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Наращивание обстановки на первом этапе осуществлялось через Штаб координации при АТЦ СНГ путем выдачи соответствующих вводных, предусматривающих практическое применение имеющихся в государствах Содружества информационных систем коллективного пользования органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств — участников СНГ.
В ходе первого этапа учения компетентными органами отработана 41 вводная, предусматривающая вариативность согласованных действий оперативных подразделений.
Решены учебные задачи по выявлению и пресечению деятельности законспирированной «террористической сети», состоящей из 26 человек, действующей на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, установлены IP-адреса членов условных «спящих ячеек», осуществлено их задержание, произведено документирование и изъятие орудий преступления.
Государственным комитетом национальной безопасности Кыргызской Республики выявлен и задержан условный «эмиссар» МТО, являющийся «координатором» данной террористической сети, установлены члены законспирированных террористических групп, действующих на территории данного государства, задержаны условные «боевики-террористы».
Органами безопасности Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана предотвращены попытки перемещения оружия и взрывчатых веществ через территории указанных государств.
При содействии подразделений финансовой разведки государств Содружества выявлены лица, финансировавшие данную «террористическую сеть».
Правовыми основами, отработанных в ходе первого этапа учения согласованных действий компетентных органов стран Содружества, являлись Договор «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом» и Положение «О порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств СНГ».
Второй этап учений
Акцент в проведении учений и Сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств Содружества был сделан на практической отработке вопросов взаимодействия компетентных органов стран-участниц АТЦ СНГ. Но не была забыта и аналитическая, научная составляющая совместной антитеррористической работы. Состоявшееся 25 сентября заседание Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ прошло по теме «О мерах по недопущению проникновения в государства СНГ лиц, причастных к террористической деятельности, в миграционных потоках, спровоцированных вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке». В его ходе были рассмотрены научно обоснованные рекомендации, имеющие прикладное значение и ряд проблемных вопросов, требующих дальнейшей совместной проработки.
В ходе второго этапа учения 25 сентября под руководством Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики (ГКНБ КР) была проведена антитеррористическая операция по принуждению к посадке самолета, захваченного условными террористами, их нейтрализации, освобождению заложников силами спецподразделений ГКНБ и МВД Кыргызской Республики.
По легенде учения, в целях оказания влияния на принятие властями выгодных для международных террористических организаций решений, освобождения из мест лишения свободы своих сторонников, террористы осуществили вооруженный захват самолета с заложниками на борту из числа граждан Кыргызстана.
В международном аэропорту «Иссык-Куль» с привлечением боевой авиации Вооруженных Сил Российской Федерации самолет был принужден к посадке. Силы подразделений Службы специального назначения ГКНБ и спецподразделений МВД Кыргызской Республики осуществили нейтрализацию террористов и освобождение заложников на объекте транспорта (автобус, перевозивший террористов и заложников к другому самолету). Силы министерства по чрезвычайным ситуациям КР провели мероприятия по минимизации последствий возможного теракта.
Участники Сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств Содружества имели возможность лично оценить все элементы подготовки и проведения антитеррористической операции. Отдельно хотелось бы отметить ювелирную работу летчиков Воздушно-космических сил России, продемонстрировавших приемы принуждения к посадке транспортного самолета, захваченного террористами.
Третий этап учений
На третьем этапе учения 26 сентября на полигоне «Эдельвейс» были привлечены силы и средства объединенной группировки войск, состоящей из подразделений Вооруженных Сил Кыргызской Республики, Центрального военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации, авиационной группировки Вооруженных Сил Российской Федерации под руководством командующего войсками Центрального военного округа генерал-лейтенанта Александра Лапина.
По легенде учения, «крупные незаконные вооруженные формирования террористической направленности осуществили переход государственной границы Кыргызстана для силового изменения конституционного строя в стране, переноса террористической активности в регион, находящийся на стыке Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, и создания нового опорного центра МТО ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусра», «Ансоруллох», «Движения Талибан», «Исламское движение Узбекистана» и «Исламское движение Туркестана» на территории Кыргызской Республики».
Для блокирования и уничтожения «террористов» была сформирована объединенная войсковая группировка. В ее состав вошли подразделения Вооруженных Сил Кыргызской Республики и Вооруженных Сил Российской Федерации (Центрального военного округа). Поддержка действий войсковых подразделений с воздуха осуществлялась авиационной группировкой ВКС ВС РФ, в том числе стратегической авиацией.
Наземная часть объединенной группировки войск включала батальонную тактическую группу 55-й отдельной мотострелковой бригады (горной) ВС РФ (Центральный военный округ), батальонную тактическую группу ВС КР, группу Сил специальных операций ВС РФ, подразделение Национальной гвардии КР, оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М» 92-й ракетной бригады ВС РФ (Центральный военный округ), смешанный артиллерийский дивизион ВС КР, по одной минометной батарее от ВС РФ и ВС КР.
Авиационная поддержка войск, высадка тактического воздушного десанта и десантирование группы ССО осуществлялась самолетами и вертолетами армейской, оперативно тактической, дальней и военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил РФ в составе: боевые вертолеты Ми-24П, транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ, штурмовики Су-25СМ и Су-25УБ, фронтовые бомбардировщики Су-24М, тактический разведывательный самолет Су-24МР, дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические бомбардировщики Ту-95МС, военно-транспортные самолеты Ил-76МД и Ан-26.
Над полем боя также были задействованы тактические беспилотные летательные аппараты вооруженных сил России и Киргизии. В ходе операции применялись современные средства связи, разведки и управления.
По легенде учений были приняты условные именования «Республика Туран» — Кыргызская Республика, «Северная Федерация» — Российская Федерация».
Исходная обстановка по учению:
- на сопредельной стороне в приграничных районах сосредоточены передовые отряды НВФ численностью до 2000 боевиков;
- вероятным характером действий может быть захват населенных пунктов, блокирование основных дорожных направлений и установление контроля над восточной областью Республики Туран.
В сложившейся обстановке по решению руководителя Республиканского оперативного штаба было принято решение на отражение агрессии противника Объединенной группировкой войск (ОГВ) в целях стабилизации обстановки, блокирования и уничтожения незаконных вооруженных формирований, их лагерей подготовки и баз в назначенных зонах ответственности.
Подразделения ОГВ ВС Республики Туран и ВС Северной Федерации находились в районах боевого предназначения в готовности к выполнению боевых задач.
Первый эшелон:
- 1, 2 pотные тактические группы (ртгр) ВС Республики Туран в 12 км западнее САРЫ-КАМЫШ;
- 1, 2 ртгр ВС Северной Федерации 8 км восточнее КОК-МОЙНОК.
Второй эшелон:
- 3, 4 ртгр с минбатр Республики Туран севернее 2 км восточной окраины БАЛЫКЧЫ;
- 3, 4 ртгр с минбатр Северной Федерации севернее 2 км БАЛЫКЧЫ.
Артиллерия: смешанный артиллерийский дивизион в составе 152-мм гаубичной батареи «Мста-Б», реактивной батареи БМ-21 «Град», 122-мм гаубичной батареи Д-30 в 2 км западнее птицефрабрики.
С началом розыгрыша боевых действий передовые отряды НВФ, нарушив государственную границу Республики Туран, вступили в бой с пограничным отрядом. Основные силы НВФ, не ввязываясь в бой, по нескольким маршрутам продвигались вглубь территории в направлении Аксай, Кашка-Суу с целью их захвата и оборудования базовых лагерей. Характер действий НВФ свидетельствовал о тщательной подготовке НВФ к вторжению. Наличие пособнической базы и сочувствующих из числа радикально настроенных граждан Республики Туран позволило НВФ вскрыть систему охраны госграницы, места дислокации воинских подразделений.
После вторжения НВФ на территорию Республики Туран вдоль границы с сопредельным государством был осуществлен демонстративный пролет пары стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-95МС с цель предотвращения эскалации конфликта.
Фронтовой самолет-разведчик
Су-24МР совершил разведывательный полет для вскрытия объектов противника. По результатам воздушной разведки командующий ОГВ принял решение нанести удар по передовым отрядом НВФ звеном фронтовых бомбардировщиков
Су-24М. По вскрытому пункту управления НВФ нанесла удар пара штурмовиков Су-25СМ.
Командиру пограничной заставы дают команду на выход из боя и отход. Огневое обеспечение маневра осуществляет реактивная батарея БМ-21 «Град» ударом по скоплению боевиков. Ствольная артиллерия ведет заградительный огонь по рубежам, воспрещая развертывание отрядов НВФ.
Командующий ОГВ принимает решение на применение тактического воздушного десанта на направлении сосредоточения основных усилий НВФ и прикрытия выдвижения на заданный рубеж первого эшелона ОГВ. Высадка вертолетного ТакВД (посадочным способом) обеспечивается огнем артиллерии и ударами боевых вертолетов Ми-24П.
Для вскрытия вероятных маршрутов выдвижения резервов противника парашютным способом была десантирована разведывательная группа СпН ВС РФ.
Тактический воздушный десант (ТакВД) и подразделения боевого охранения ОГВ связали боем и вынудили преждевременно развернуть основные силы НВФ на невыгодном для них рубеже, обеспечив подход и занятие опорных пунктов первым эшелоном ОГВ. В этот период огонь артиллерии, танков, боевых машин пехоты, БМП и других видов вооружения достиг наибольшего напряжения.
После занятия первым эшелоном ОГВ опорных пунктов и прочного удержания позиций был осуществлен отвод боевого охранения и подразделений ТакВД в район восстановления боеспособности.
В ходе проведения воздушной разведки БПЛА «Орлан-10» было вскрыто расположение базового лагеря НВФ. Удар по лагерю осуществил ОТРК «Искандер-М» баллистической ракетой в кассетном снаряжении.
Под ударами и огнем авиации, ракетных войск и артиллерии, огня всех видов ВВТ подразделений первого эшелона ОГВ противник понес значительные потери, утратил централизованное управление и начал отход с занимаемых рубежей. Командующий ОГВ решил вводом в бой второго эшелона завершить разгром противника, преследовать его отходящие силы, блокировать и уничтожить их в Аксай и Кашка-Суу.
Обходящие отряды из состава второго эшелона стремительно обошли формирования НВФ по параллельным маршрутам и нанесли противнику удар во фланг и тыл.
Непосредственную авиационную поддержку второго эшелона осуществляли боевые вертолеты Ми-24П.
С выходом подразделений второго эшелона на рубежи блокирования противник уничтожался огнем всех видов вооружения и военной техники. По выявленному базовому лагерю РВФ нанесли сосредоточенный бомбовый удар дальние бомбардировщики Ту-22М3.
Подразделения ОГВ на рубежах блокирования поддержали зачистку населенных пунктов органами безопасности. Все лица, задержанные по подозрению в участии или пособничестве НВФ, были доставлены в район КП ОГВ, где с ними провели контрразведывательные и фильтрационно-профилактические мероприятия. Раненым и больным оказали медицинскую помощь силами медицинских подразделений ОГВ.
Итоги учения
Ход учения «Иссык-Куль. Антитеррор — 2018» и его итоги на разных этапах получили высокую оценку участников и руководителей соответствующих государственных органов стран СНГ. Впервые в учении приняло участие семь стран, а в Сборе руководящего состава — восемь стран СНГ. Практическая направленность мероприятия и аналитическая работа Научно-консультативного центра выглядят оптимальным сочетанием «теории и практики» в ситуации быстро меняющихся вызовов и угроз со стороны международного терроризма. Центрально-Азиатское стратегическое направление остается одним из наиболее «пожароопасных» среди прилегающих к границам Российской Федерации. АТЦ СНГ, антитеррористические органы РФ и войска Центрального военного округа продемонстрировали высокую готовность купировать террористические и военные угрозы на этом стратегическом направлении в тесном взаимодействии с теми государствами СНГ, которые испытывают потребность в совместных действиях.
Высшей формой такого взаимодействия стал план совместного применения объединенной группировки войск государств ОДКБ. С теми странами, которые пока не готовы к такому формату, можно работать в рамках АТЦ СНГ и создания ОГВ на двусторонней основе применительно к конкретной ситуации.
Командующий войсками Центрального военного округа генерал-лейтенант Александр Лапин при подведении итогов третьего этапа совместного антитеррористические учения «Иссык-Куль. Антитеррор — 2018» подчеркнул, что объединенная группировка войск, состоящая из подразделений ВС России и Киргизии, использовала опыт боевых действий в Сирии.
«Мы провели войсковой этап операции, для чего была создана объединенная группировка войск, которая включала в себя группировку сухопутных войск, группировку ракетных войск и артиллерии. Что важно, мы впервые задействовали в Киргизии оперативно-тактический комплекс «Искандер-М». Была создана группировка беспилотных летательных аппаратов, и мы применяли ее, основываясь на опыте, приобретенном в Сирийской Арабской Республике. Это и «Форпост», и «Орлан», и «Тахионы», — сообщил генерал-лейтенант Александр Лапин.
Он обратил особое внимание на группировку радиоэлектронной борьбы, которая непрерывно осуществляла воздействие на системы управления условного противника. Командующий войсками Центрального военного округа рассказал, что на этих учениях была применена тактика «вертикального охвата», предполагающая переброску аэромобильных сил, а также высадку воздушного десанта, призванных сковать и лишить противника маневра, обеспечить последующие действия главной ударной группировки войск. «Ударная группировка успешно справилась с задачей и по поиску, и по уничтожению разрозненных бандгрупп», — подвел итог Александр Павлович Лапин.