Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (68) за 2023 г.

Сергей Чистяков

Цель этой статьи — определение момента начала подготовки, периода и срока инициирования боевых действий НАТО против потенциальных противников альянса — Российской Федерации и Китая с использованием инструментов технического, статистического, экономического, финансового и исторического анализов.

Индикаторы, обосновывающие выводы статьи, получены путем проведенного методами технического анализа показателей годовых бюджетов военных расходов ведущих стран НАТО (США, Британии, Франции, Германии) за период с 1949 по 2024 годы, их взаимосвязи с динамикой цен на золото и нефть.
Технический, статистический, экономический, финансовый и другие аналитические инструменты, используемые в разработке сложных систем и прогнозировании динамики их развития, широко применяются на фондовом рынке, в физике, информатике, статистике, технике, экономике, бизнесе, финансах, демографии и других областях, в которых для поиска оптимального решения требование определения индикаторов для построения корректной модели системы, ее поведения является необходимым условием.
На основании данных из открытых источников определены индикаторы, на основе которых проводится поиск и анализ закономерностей, описывающих периоды подготовки и ведения боевых действий странами НАТО. Представляется, что полученные в ходе исследования маркеры могут быть учтены (полезны) при проведении прогнозных исследований поведения участников альянса в сфере моделирования военных конфликтов.

Пояснение:
В настоящем материале используются следующие методы.
1. Метод технического анализа (далее — ТА) [1], модифицированные под решаемую задачу, в том числе:

  • правила ТА, применяемые к исследованию прогноза стоимости актива, перенесены на исследование динамики «военных расходов» (другой синоним — «военный бюджет»);

2. Метод статистического анализа: определение корреляции между военными расходами США, Британии, ценами на тройскую унцию золота, стоимостью барреля нефти сорта Brent за исследуемый период [2, 3];
3. Метод анализа изменений военных расходов объектов исследований в привязке к следующим боевым действиям (далее — БД) [4, 5, 6–14]:

  • вой­на в Корее 1950–1953 гг.;
  • вой­на во Вьетнаме 1964–1975 гг.;
  • вой­на Судного дня 1973 г.;
  • вой­на в Афганистане 1979–1989 гг.;
  • вой­на в Югославии 1999–2000 гг.;
  • вой­на в Ираке 2003 г.;
  • вой­на в Ливии 2011 г.;
  • вой­на в Сирии 2015–2018 гг.;
  • специальная военная операция Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины с 24.02.2022 по настоящее время.

4. Метод экспертных оценок и допущений.
4.1. За критерий нормали годовых военных расходов принято отклонение графического изображения линии исследуемого годового бюджета военных расходов США в интервале 1996–1999 гг., составляющее не более чем четыре градуса от горизонтали предшествующего ему года.
4.2. За критерий стандарта масштабирования графического изображения линии исследуемого годового бюджета военных расходов (далее — ГБВР) принимается такой масштаб, который при построении графика динамики годовых военных расходов США в интервале 1996–1999 гг. дает его отклонение не более чем на четыре градуса от горизонтали предшествующего ему года (рис. 1). Указанный критерий обеспечивается при соблюдении следующего условия.
Графическое изображение линии исследуемого ГБВР строится в программе Exсel. При построении графика годовой интервал на оси дат (ось абсцисс) равен 10 мм, заданный интервал величины расходов (ось ординат) равен 10 мм.
4.3. Допущение сохранения пропорциональных соответствий угловых коэффициентов при сопоставлении графиков изменений ГБВР между собой (рис. 2).
5. Допущение родовой близости срочных активов фондового рынка и бюджета военных расходов — оба, подлежащие государственной регистрации срочные финансовые инструменты, имеющие установленные при их выпуске сроки обращения, номинальную стоимость, одинаковый объем прав внутри выпуска, возможность изменяться в своей стоимости в период обращения. Непротиворечащее сказанному отличие — первых много, поэтому измеряется еще динамика их количественного объема в обороте, бюджет один.
6. Допущение соответствия данных, полученных при измерении угловых коэффициентов ГВБР, историческим событиям в аналогичном периоде.
Из перечня исследованных графических трендов ГВБР были исключены нисходящие тренды бюджетов США и Великобритании во время боевых действий в Персидском заливе в 1990–1991 годах, в Югославии 1991–1995 и 1999–2000 годах, в Сирии в 2011–2015 годах по следующим основаниям:
а) в период с 1990 года по 2000 год Российская Федерация была выведена из роли субъекта геополитических отношений и стратегического военного противостояния в роль объекта указанных отношений. Тем самым емкость ГБВР стран НАТО позволяла последним без напряжения для бюджета беспрепятственно заняться глобальным мироустроением под свои интересы в 1990–2000 годах. Представляется, что указанное утверждение вытекает из сравнения графической динамики военных расходов США и Великобритании за периоды 1990–1991, 1991–1995, 1999–2000 годов;
б) дефолт 17 августа 1998 года, обрушивший экономику и финансы России как минимум до конца 2000 года, и резкое снижение цен на нефть в 1997–1998 годах («выпадающее» за пределы нормали тренда периода 1994–2004 годов) определены как инструменты реализации политики НАТО, направленные на нейтрализацию потенциального противостояния России планам блока. Альянс, используя свободные ресурсы, без отвлечения на противостояние с Российской Федерацией успешно задействует их на Балканах (вой­на в Югославии в 1999–2000 годах), в Ираке, на этот же период приходится пик общевой­сковых операций НАТО в Афганистане;
в) факт воздержания России при принятии Советом Безопасности ООН резолюции от 17.03.2011 № 1973 [15], санкционировавшей военное вмешательство иностранных государств в гражданскую вой­ну в Ливии, развязанную проигиловскими*) группировками, определил возможность странам НАТО осуществить «экономичный» сценарий военных расходов при сравнении с потенциальными издержками последних в случае применения Россией права вето на резолюцию СБ ООН № 1973, организации противостояния агрессии альянса по просьбе законного правительства Ливии.
Исторические события за период с 2018 года по настоящее время не опровергли доказательность и относимость ранее примененных (ноябрь 2019 года) методов исследования [5].
Инструментами исследования являются прогнозные индикаторы, вероятно, указывающие на момент начала подготовки, его периода и срока инициирования БД НАТО против потенциальных противников альянса.
Инструменты:
1. Угловой коэффициент (ему синонимичен коэффициент пропорциональности) — угол, образованный линией тренда изменения ГБВР США, Британии, Франции, Германии, с пересечением в исходной точке линейного тренда показателей расходов/цен на исследуемый бюджетный год с горизонталью, параллельной оси времени, на которой эта точка находится.
Угловой коэффициент используется для:
1.1. Определения нормы графического выражения уровня годовых военных расходов в мирное время.
1.2. Исчисления критериев подготовки НАТО к боевым действиям при принадлежащей НАТО инициативе БД.
1.3. Расчета вероятного срока проведения подготовки к БД при принадлежащей НАТО инициативе БД.
1.4. Расчета вероятного момента начала проведения БД членами НАТО при принадлежащей НАТО инициативе.
1.5. Определения показателя скорости изменения бюджетов (военных расходов) членов НАТО при проведении БД, возникших не по инициативе НАТО, т. е. определение величины рефлексии военного бюджета члена НАТО на БД, возникшие не по инициативе НАТО, но в сфере интересов альянса.
2. Коэффициент корреляции динамики стоимости тройской унции золота, стоимости барреля нефти сорта Brent в привязке к данным ГБВР (Приложение 1).
Полученные результаты:
1. За норму графического выражения уровня годовых военных расходов в мирное время принят Бюджет военных расходов США за период 1996–1999 гг. Критерий — отклонение графического изображения линии исследуемого годового бюджета военных расходов США в интервале 1996–1999 гг., составляющее не более чем четыре градуса от горизонтали предшествующего ему года (рис. 1).
2. Подтверждена высокая графическая и коррелятивная связь между динамикой стоимости исследуемых активов (рис. 2). Определена динамическая синхронизация военных бюджетов США и Британии, практически равная единице. Установлено укрепление коррелятивных связей ГБВР исследуемых объектов по сравнению с ранее полученными данными [5].
Оценка динамики рыночной стоимости нефти с позиции ее привязки к значимым историческим событиям в СССР и России не исключает гипотезы ее «целевой управляемости». Обращают на себя внимание крутые отрицательные пике:

  • В 1985–1987 годах — расценены как инструмент стимуляции перестроечных процессов, входа СССР в систему капиталистических отношений в состоянии зависимости его экономики от условий Запада.
  • В 1997–1998 годах — определены как инструмент нейтрализации противостояния РФ в рамках задач вой­ны в Югославии и Ираке.
  • В 2009 год — нивелирование потенциала активных оппонентов (прежде всего — России в возможном союзе с Ираном) в плане подготовки и развертывания «Арабской весны», БД против Ливии на фоне экономического кризиса, падения всех фондовых и товарных рынков — [16].
  • В 2015–2016 — усматривается как снижение эффективности военной помощи России Сирийской Арабской Республике, благодаря которой были сорваны планы США по дестабилизации Большого Востока [16].

Из детализации коррелятивных данных по ключевым БД, положенным в основу работы, допустимо ввести дополнительный индикатор для целей прогнозирования БД по инициативе НАТО: динамика стоимости золота всегда будет отражать динамику военных расходов США при подготовке к БД.
Отрицательные коэффициенты корреляции цен на нефть к величинам военных расходов лидеров НАТО в событиях БД в Афганистане и на Украине не противоречат высказанной гипотезе о целевой «управляемости» стоимости сырья для ослабления экономического потенциала РФ.
С учетом системной динамической синхронизации военных бюджетов Британии и США верным представляется утверждение, что именно первая является центром, задающим остальным исполнителям темп гонки вооружений. Довод мотивируется ее оперативными, историческими и геополитическими приоритетами:

  • сроком начала финансового года: Британия — 1 апреля текущего года, США — 1 октября текущего года, Франция, Германия следуют за лидерами — 1 января следующего года;
  • монополией на золотой фиксинг через LBMA GOLD Prise [17] — управление ценой золота является исключительной прерогативой Лондона;
  • проведения и развития доминанты атлантизма над евразийством, управление поведением «материка» в сфере интересов «цивилизации моря». Типичный пример: 2 ноября 2010 года по инициативе кабинета Д. Кэмерона

Британия и Франция подписали Ланкастерские соглашения о военно-­политическом партнерстве на 50 лет. Важнейшим его итогом стало возвращение Британии к активной средиземноморской политике и крах французского проекта партнерской программы ЕС — создания Средиземноморского военного союза, фактически закрывающего регион для «атлантических держав» — США и Британии.
Поскольку за период с 2018 года по настоящее время прямых инициатив БД, принадлежащих НАТО, не отслеживается, в таблице 3 приведены данные угловых коэффициентов, отражающих скорость роста военных бюджетов стран НАТО и отдельно США в условиях ведения БД на примере вой­ны во Вьетнаме.
Обращает на себя внимание темп роста военных расходов членов НАТО при их рассмотрении с позиции завершения подготовки к БД в 2022 году. В таблице 4 приведена динамика углового коэффициента, отражающего темп роста военных расходов членов европейских членов НАТО за период с 2018 по 2023 финансовые годы.
Угловые коэффициенты отклонений годовых бюджетов, отражающие реакцию стран НАТО в случаях возникновения БД не по инициативе НАТО, но в сфере его интересов, имеют более интенсивные характеристики.

Выводы на основе данных проведенного выше технического анализа.
1. За индикаторы мониторинга динамики и планирования военных расходов НАТО могут быть приняты военные бюджеты США и Британии, имеющие коррелирующие графические параметры. В частности, обращает на себя внимание их графическая синхронность при порядковой разнице величин военных расходов.
2. Увеличение углового коэффициента графика военных расходов США более чем на 13 градусов, а Британии более чем на 11,5 градусов в год с высокой вероятностью может быть расценено как начало подготовки членов НАТО к БД по их инициативе.
3. Срок проведения подготовки НАТО к БД при принадлежащей НАТО инициативе БД при выявлении данных по пункту 2 выводов составляет не более 5 лет.
4. Срок проведения членами НАТО активных БД при принадлежащей НАТО инициативе БД стремится к годовому периоду.
5. Проведение членами НАТО БД при принадлежащей НАТО инициативе БД вызывает увеличение углового коэффициента графика ежегодных военных расходов США более чем на 14 градусов, а Британии более чем на 9 градусов.
6. Угловые коэффициенты изменения годовых военных бюджетов (военных расходов) членов НАТО при проведении БД, возникших не по инициативе НАТО, т. е. определение величины рефлексии военного бюджета члена НАТО на БД, возникшие не по инициативе НАТО, но в сфере интересов НАТО, составляет не менее 27 градусов у США, 12 — у Британии.
7. Данные графической скорости изменения годовых военных бюджетов других участников НАТО, прежде всего Франции и Германии, не вступают в противоречие с аналогичными показателями лидеров НАТО (США, Британия) и могут быть приняты как дополнения.
8. С 2016 года произошла замена нисходящего среднесрочного тренда военных расходов США на восходящий. С 2017 года графический показатель скорости изменения годового военного бюджета, определяемый показателем углового коэффициента, превышает 22–25 градусов.

*ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация

Учитывая, что математический и финансовый анализ требуют четких и конкретных ссылок, прилагается список источников исходных данных:
1.    Акелис Стивен. Технический анализ от А до Я. URL: http://forex-­ofsite.ru/100‑foreks-knig/akelis-­stiven-tehnicheskiy-­analiz-ot-do-ya/ (дата обращения 17.12.2023).
2.    Gold Prices. Historical Annual Data. URL: https://www.macrotrends.net/1333/historical-gold-prices‑100‑year-chart (дата обращения 17.12.2023).
3.    Таблица цена нефти марки Brent за баррель по годам и месяцам. URL: https://infotables.ru/statistika/95‑tseny-­tarify/1325‑tsena-na-neft-tablitsa (дата обращения 17.12.2023).
4.    SIPRI Military expenditure Database by country, 1949–2022 © SIPRI 2022. URL: https://www.sipri.org/databases/milex (дата обращения 17.12.2023).
5.    НАТО считает своими основными противниками Россию и Китай. URL: https://nvo.ng.ru/realty/2019–11–15/8_1070_nato.html (дата обращения 17.12.2023).
6.    National defense authorization act for fiscal year 2023. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CRPT‑117hrpt397/pdf/CRPT‑117hrpt397.pdf (дата обращения 17.12.2023).
7.    FY2024 Defense Budget Request: Context and Selected Issues for Congress. URL: https://sgp.fas.org/crs/natsec/R47582.pdf. (дата обращения 17.12.2023).
8.    National defense authorization act for fiscal year 2024 report of the Committee on armed services house of representatives on h. r. 2670 together with additional views [Including cost estimate of the Congressional Budget Office]. Total Budget Authority Implication, National Defense Discretionary and Mandatory), p. 426. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CRPT‑118hrpt125/pdf/CRPT‑118hrpt125.pdf (дата обращения 17.12.2023).
9.    Spring Budget 2023. URL: https://www.gov.uk/government/publications/spring-­budget‑2023/spring-­budget‑2023‑html. (дата обращения 17.12.2023).
10.    Budgeted public sector expenditure on services in the United Kingdom in 2023/24, by function (in billion GBP) (Defence — 68 bn). URL: https://www.statista.com/statistics/298524/government-­spending-in-the-uk/ (дата обращения 17.12.2023).
11.    Macron sends $438 billion military budget plan to French parliament. URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2023/04/04/macron-­sends‑438‑billion-­military-budget-plan-to-french-­parliament/ (дата обращения 17.12.2023).
12.    Germany approves 2023 defence budget. URL: https://www.janes.com/defence-news/news-detail/germany-­approves‑2023‑defence-­budget (дата обращения 17.12.2023).
13.    Germany to Hike Defense Budget by Up to €10 Billion in 2024. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023–02–15/germany-to-lift-defense-­spending-by-up-to‑10‑billion-next-year (дата обращения 17.12.2023).
14.    Germany’s coalition government adopts a budget for war and austerity. URL: https://www.wsws.org/en/articles/2022/11/28/ovtr-n28.html (дата обращения 17.12.2023).
15.    Резолюция Совета Безопасности ООН № 1973 от 17 марта 2011 года. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D_1973 (дата обращения 17.12.2023).
16.    М. В. Муравьев (Руководитель проекта Avanturist.org) URL: https://glav.su/files/avanturist.pdf (дата обращения 17.12.2023).
17.    Официальный сайт LBMA Precious metal Prise. URL: https://www.lbma.org.uk/prices-and-data/precious-­metal-prices#/

Окончание — Часть 2


Автор:
Сергей Чистяков, юрист, риск-менеджер, менеджер в сфере фондового рынка, МВА

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru