Международный аэрокосмический салон, называемый в народе МАКС открылся. Небо над аэродромом просто трещит от грохота мощных машин. Подмосковный Жуковский радушно принимает гостей.

Практически все сегодняшние новости так или иначе рассказывают об этом авиационном мега событии. На экране мелькают суперсовременные истребители, лихо взлетающий Суперджет, Владимир Путин угощающий правительственных чиновников мороженным и простые зрители.  

Бесспорными звездами репортажей с МАКСа уже стали тридцатьпятые. Повоевавший в Сирии Су-35 и новенький МиГ-35. Последний не только «куролесит» в небе но и стоит на продвинутой мультимедийной платформе между павильонами в окружении промышленных роботов.

 Микоян и Гуревич — 35

Название МиГ-35 использовалось очень часто: от проекта истребителя пятого поколения до  развития проектов МиГ-29К/КУБ для ВМФ и МиГ-29М/М2 для ВКС России. Вот здесь надо понимать, что машина в небе Жуковского другой Миг -35.

И что же такого интересного в этом МиГ-35? Первое — этой машине присвоен индекс 4++, а это уже много значит. Самолет оснащён бортовой радиоэлектронной станцией «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой и новыми двигателями РД-33МК производства «Климов». Кстати, на них может опционально устанавливаться система всеракурсного управления отклоняемым вектором тяги (ОВТ), которая делает самолет сверхманевренным.

Это конечно увеличивает стоимость машины, но, как говорится, «да любой каприз за ваши деньги». Покупатель сам решает, нужен ему ОВТ или же можно сэкономить на стоимости покупки, ведь эта машина и так обладает потрясающей маневренностью. На МиГ-35 прекрасная электроника. Его БРЭО теперь полностью соответствует мировому уровню, а чем то и превосходит. 

Но что же главное в этой машине? Что должно заставить страны с небольшой территорией предпочесть МиГ французскому Rafale? Ведь наши уже проигрывали французам на этом поле. Отвечаю — стоимость, технологичность и снова стоимость.

Новый МиГ-35 является очень современной машиной, но будет стоить примерно на четверть дешевле зарубежных аналогов. Здесь маленькая ремарка — мы говорим только про экспорт.

Машина технологична в эксплуатации, во всяком случае это в нее заложено и третий параметр, снова стоимость. Стоимость эксплуатации, или так называемого «жизненного цикла изделия (PLM) ниже аналогов примерно в 2-3 раза.

Итог: машина получилась хорошая, экспортный потенциал есть. Осталось посмотреть как это будет реализовано нашими эффективными менеджерами от оборонки получающими зарплату за реализацию интересов российских.

 

Но хватит о звездах салона. Про них и так трубят с телеэкранов. Я бы хотел обратить ваше внимание на пару интересных экземпляров статической стоянки. Вертолет и самолет. Они не «рвут» небо на части, они не особо знамениты, но они является знаковыми машинами для нашей авиации.

 

Вертолет

На статической стоянке в глаза сразу бросается вертолет в необычной, для наших военных машин, черно-красной окраске. Это специальная арктическая машина Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор».

Аналогов в мире нет, и это не пустые слова.  Например, наш вертолет может автономно запустить двигатели при длительной стоянке на свежем воздухе (вне теплого ангара). Вроде ничего особенного, только температура воздуха при этом может достигать минус 60. У зарубежных конкурентов при такой температуре не только двигатели не запустятся, у них все сальники протекут и топливопроводы полопаются.

Правилами Воздушного кодекса США запрещено глушить двигатели при посадке самолетов и вертолетов на необорудованные площадки в условиях северных территорий Аляски и Канады. Повторно двигатели могут уже не запуститься. Согласитесь это грустно, особенно когда на улице очень холодно.

Наш вертолет не только справляется с экстремально низкими температурами, но еще оснащен специальной арктической теплоизоляцией и мощной системой обогрева, к этому добавим штатное оборудование для разогрева еды и воды. Вертолет с чайником (и кофе) на борту. И совсем не смешно, если бы там не было так холодно.

Кроме всего прочего на полюсе нашей планеты очень трудно вести навигацию. Сигналы от спутников очень слабы, а порой и совсем пропадают, это связано с наклоном орбиты. Добавьте к этому неустойчивую радиосвязь, полярную ночь, и практически безориентирную местность.  Ми-8АМТШ-ВА оснащен новым пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, которое справляется со всеми вызовами Арктики. Одним словом это настоящий полярный «Терминатор». Вы ведь не забыли что вертолет транспортно-штурмовой.

Предвосхищая вопрос «А что мы собираемся штурмовать на северном полюсе?» сообщаю, что Арктика, как похоже и весь земной шар, объявлена «сферой стратегических интересов США». В рамках этих интересов министерство обороны США намечает реконструировать парк легких самолетов и вертолетов, которые будут способны садиться на необорудованные площадки и льдины и нести слово «американской демократии». Пока это слова. Но Арктика уже много десятилетий является нашим домом и гостей с другого континента мы не звали. Поэтому арктический вертолет у нас уже есть, и вы его можете воочию увидеть, жаль что доступ внутрь закрыт и чайник вы не увидите… Хотя если попросить борттехника…

 Самолет

На экспозиции стоит еще один любопытный экземпляр в цветах российских ВКС. Это чешский двухмоторный турбовинтовой самолет Л-410 (L-410).

В СССР эта машина успешно работала на местных воздушных линиях, осуществляя перевозку пассажиров и грузов на расстояние примерно 300-500 километров, например из Саратова в Казань. На ней учились будущие летчики транспортной авиации. «Элка»  зарекомендовала себя как простая и надежная рабочая лошадка  советской авиации.

Что же тут интересного спросите вы? Интересным является то, что этот чешский самолет теперь делают в России. В марте этого года со стапелей Уральского завода гражданской авиации сошли два новеньких L-410 «Turbolet» Ранее самолет строился на чешском заводе «Let», который был спасен от краха Уральской горно-металлургической компанией. Пять лет назад она приобрела 49% акций предприятия.

По понятиям Евросоюза страны восточной Европы не должны иметь собственное авиационное производство, ну разве работать по лицензии, поэтому чешский завод был обречен, если бы не наши. Теперь этот нужный нашей стране самолет производится у нас в Екатеринбурге. Уровень локализации уже достиг 70% и продолжает расти. Обновленный L-410 снова будет летать в нашей стране, только это будет уже наша «Элка».  

 

Пилотаж

Понравиться вам и пилотаж пары ПАК ФА (Т-50). Вы увидите, на что способна эта машина. Пара ПАК ФА устроила круговерть воздушного боя. Истребители неслышно подкрадывались к летному полю, что бы потом с диким грохотом свечкой уйти в небо и там зависнуть. Развороты практически на месте, резкое изменение скорости и направления, погоня друг за другом…

 

И снова — это просто надо видеть. На мой взгляд, пилотаж американского F-22 Raptor реально отстает. Ну не хватает флагману ВВС США легкости в небе. Ну не умеет ковбой танцевать. В общем на МАКС-2017 вас ждет много интересного, а летная программа будет очень насыщенной.  

 

До встречи на летном поле МАКС-2017!

 

Дмитрий Дрозденко

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru