Сегодня действительно очень интересный день. 28 октября 2023 года прошли выпуски  крылатых воинов из Челябинского ВВАКУШ, Краснодарского и Сызранского ВВАУЛ! Ряды наших славных ВВС пополнили молодые лейтенанты!  Удачи им в этой нелегкой, но очень достойной профессии!

Еще сегодня исполнилось 75 лет нашей армейской авиации — главной труженицы и помощницы матушки пехоты в ее нелегком ратном деле.

28 октября 1948 года, когда в подмосковном городе Серпухов была сформирована 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья. Именно она стала первым вертолетным подразделением вооруженных сил Советского союза и именно он  положила начало нашей армейской авиации. День рождения вертолетной эскадрильи стал днем рождения армейской авиации.

Первой машиной, на котором летчики учились летать, был построенный по поперечной схеме многоцелевой вертолет Г-3 конструкции Ивана Братухина. Его основным предназначением была корректировка артиллерийского огня, но кроме этого стояли задачи по разведке местности и доставке грузов.

Не смотря на достаточно неплохие летные показатели — скорость до 170 км/ч и практический потолок 2500 м при дальности более 200 км машина не получила своего дальнейшего развития. Во первых на ней стояли импортные Pratt Whitney R-985 AN-1, во вторых до конца не была решена проблема вибраций и устойчивой эксплуатации — на полеты машин были введены серьезные ограничения по высоте и скорости. Но, тем не менее, это был первый вертолет, стоящий на вооружении первой вертолетной эскадрильи.

В 1951 году на вооружение наших летчиков поступили вертолеты Ми-1. Это была совсем другая машина, которая была выпущена большой серией — 2680 единиц.


Вертолет Ми-1

В 50-е годы отношение к вертолетам у нашего военного руководства было достаточно прохладным, но благодаря американцам подход к винтокрылым машинам и их применению на поле боя стал меняться. Война во Вьетнаме и успешное применение вертолетов в стремительно меняющейся картине боя стало более чем очевидным. Благодаря этому и у наших генералов отношение к винтокрылым машинам и их возможностям начало стремительно меняться. Армейская авиация получила мощный толчок. В 1952 году на базе планерной школы появилось первое в стране 160-е военное вертолетное училище, которое в дальнейшем стало Сызранским высшим военным училищем летчиков имени 60-летия СССР.


Вертолет Ми-2 — основной учебный вертолет в советские годы

За эти годы Сызранское ВВАУЛ выпустило десятки  тысяч летчиков армейской авиации. Были еще Саратовское и Уфимское ВВАУЛ, но развал СССР внес свои коррективы в жизнь.

Волна перемен затронула и армейскую авиацию. Сейчас Сызранское ВВАУЛ, ныне Сызранский филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-­научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»  единственное военное училище продолжающее подготовку молодых пилотов.


Летная группа курсантов Сызранского ВВАУЛ

С момента раскрутки винтов первого армейского вертолета прошли десятилетия. Был Афганистан, были десятки других военных конфликтов где наши вертолетчики зарекомендовали себя как надежные и смелые боевые товарищи. Армейская авиация показала себя как незаменимая часть наших вооруженных сил, которая проводит не только транспортно-десантные операции, как это было в начале пути, но и осуществляет огневую поддержку сухопутных сил на поле боя. Ударные вертолеты стали основной угрозой опорным пунктам и бронетехнике противника.


Сызрань, аэродром Троекуровка, Ми-24П на взлете

В плане подчиненности путь армейской авиации был не очень ровным. Изначально АА относилась к ВВС, но в 1990 году она была выведена из состава ВВС России и стала самостоятельным родом войск. Однако в 2003 вернулась обратно и теперь вместе с АА входит в Военно-воздушные силы РФ, которые с 2015 года входят в Воздушно-космические силы РФ.

Сейчас летчики нашей армейской авиации снова, «за лентой», выполняют свой тяжелый воинский долг. Вместе с другими нашими воинами защищают наш мир и наше право на нормальную жизнь.   

С праздником вас братья! Чистого неба и стабильных оборотов НВ! 


Дмитрий Дрозденко

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru