28 октября 1948 года, когда в подмосковном городе Серпухов была сформирована 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья. Именно она стала первым вертолетным подразделением вооруженных сил Советского союза и именно он  положила начало нашей армейской авиации. День рождения вертолетной эскадрильи стал днем рождения армейской авиации.

Первой машиной, на котором летчики учились летать, был построенный по поперечной схеме многоцелевой вертолет Г-3 конструкции Ивана Братухина. Его основным предназначением была корректировка артиллерийского огня, но кроме этого стояли задачи по разведке местности и доставке грузов.

Не смотря на достаточно неплохие летные показатели — скорость до 170 км/ч и практический потолок 2500 м при дальности более 200 км машина не получила своего дальнейшего развития. Во первых на ней стояли импортные Pratt Whitney R-985 AN-1, во вторых до конца не была решена проблема вибраций и устойчивой эксплуатации — на полеты машин были введены серьезные ограничения по высоте и скорости. Но, тем не менее, это был первый вертолет, стоящий на вооружении первой вертолетной эскадрильи.

В 1951 году на вооружение наших летчиков поступили вертолеты Ми-1. Это была совсем другая машина, которая была выпущена большой серией — 2680 единиц.


Вертолет Ми-1

В 50-е годы отношение к вертолетам у нашего военного руководства было достаточно прохладным, но благодаря американцам подход к винтокрылым машинам и их применению на поле боя стал меняться. Война во Вьетнаме и успешное применение вертолетов в стремительно меняющейся картине боя стало более чем очевидным. Благодаря этому и у наших генералов отношение к винтокрылым машинам и их возможностям начало стремительно меняться. Армейская авиация получила мощный толчок. В 1952 году на базе планерной школы появилось первое в стране 160-е военное вертолетное училище, которое в дальнейшем стало Сызранским высшим военным училищем летчиков имени 60-летия СССР.


Аэродром Троекуровка Сызранского ВВАУЛ

За эти годы Сызранское ВВАУЛ выпустило десятки  тысяч летчиков армейской авиации. Были еще Саратовское и Уфимское ВВАУЛ, но развал СССР внес свои коррективы в жизнь. Волна перемен затронула и армейскую авиацию. Сейчас Сызранское ВВАУЛ, ныне Сызранский филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-­научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»  единственное военное училище продолжающее подготовку молодых пилотов.

 


Курсантская летная группа и летчик-инструктор после учебных полетов

С момента раскрутки винтов первого армейского вертолета прошли десятилетия. Был Афганистан, были десятки других военных конфликтов где наши вертолетчики зарекомендовали себя как надежные и смелые боевые товарищи. Армейская авиация показала себя как незаменимая часть наших вооруженных сил, которая проводит не только транспортно-десантные операции, как это было в начале пути, но и осуществляет огневую поддержку сухопутных сил на поле боя. Ударные вертолеты стали основной угрозой опорным пунктам и бронетехнике противника.

Ми-24П на взлете

В плане подчиненности путь армейской авиации был не очень ровным. Изначально АА относилась к ВВС, но в 1990 году она была выведена из состава ВВС России и стала самостоятельным родом войск. Однако в 2003 вернулась обратно и теперь вместе с АА входит в Военно-воздушные силы РФ, которые с 2015 года входят в Воздушно-космические силы РФ.

Сейчас летчики нашей армейской авиации снова, за лентой», выполняют свой тяжелый воинский долг. Вместе с другими нашими воинами защищают наш мир и наше право на нормальную жизнь.   

С праздником вас братья! Чистого неба и стабильных оборотов НВ! 


Дмитрий Дрозденко

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru