60 лет назад, 24 июня 1961 года, впервые поднялся в воздух Ми-8, ставший самым массовым двухдвигательным вертолетом в истории. Его называют вертолетом «ста профессий», а легендарные «восьмерки» можно увидеть по всему миру – свыше 13 тысяч машин было поставлено в более чем 80 стран.

 
Ми-8МТВ на полетах. Аэродром Троекуровка

Разработка вертолета Ми-8 специалистами ОКБ Миля началась во второй половине 50-х годов XX века. Главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль полагал, что газотурбинные двигатели произведут настоящую революцию в вертолетостроении и повысят не только летные характеристики, но и экономическую эффективность винтокрылых машин, и поэтому задумал оснастить новую машину именно такими двигателями.


Эскиз В-8. Рисунок Михаила Миля

В 1958 году началось строительство первых пяти опытных образцов, нового вертолета, который получил рабочее название В-8. Отечественные газотурбинные двигатели для вертолетов на тот момент еще только разрабатывались, поэтому первые прототипы В-8 были однодвигательными, они оснащались самолетным двигателем АИ-24, специально доработанным под установку на вертолет.


Первый прототип В-8 оснащенный одним двигателем АИ-24

24 июня 1961 года первый летный прототип В-8 поднялся в воздух, выполнив непродолжительное висение. Экипажем командовал опытный летчик-испытатель, ветеран Великой Отечественной войны Борис Владимирович Земсков. Спустя две недели, 9 июля опытная машина приняла участие в авиационном параде на Тушинском аэродроме, выполнив полет по кругу. В 1962 году к летным испытаниям приступил прототип В-8А уже с двумя двигателями ТВ-2-117, специально созданными для вертолета.

Новый вертолет призван был заменить транспортный Ми-4, но Ми-8 получил совершенно иную компоновку – расположение силовой установки и кабины пилотов фактически поменяли местами. Благодаря этому решению человек среднего роста мог проходить по салону, не сгибаясь, а высота хвостовой балки была достаточной для проезда автомобиля внутрь грузовой кабины. В ходе разработки и испытаний новый вертолет получал все больше отличий от Ми-4: более обширное остекление кабины, пятилопастной винт, трехточечное шасси – эти и другие решения главного конструктора Михаила Миля заложили основу для долгой жизни этого вертолета. Ми-8 на протяжении десятков лет служат практически безальтернативным транспортом в удаленных и труднодоступных районах по всему миру.

В 1965-м году, после внесения необходимых изменений и улучшений, серийное производство нового вертолета было развернуто на заводе №387 (Казанский вертолетный завод). Пассажирская модификация получила наименование Ми-8П, а транспортно-десантная – Ми-8Т. Вертолет быстро стал востребованным, и с 1970-го года начался его выпуск на Улан-Удэнском авиационном заводе. Так начиналась долгая жизнь легендарной «Восьмерки».

С тех пор было построено более 13 тысяч гражданских и военных Ми-8/17 в самых различных модификациях, количество которых приближается к сотне. В этом списке, пассажирские, транспортные, многоцелевые, санитарные, сельскохозяйственные вертолеты, воздушные командные пункты, вертолеты РЭБ, минные заградители и множество других модификаций. Выдающиеся летно-технические характеристики, возможность работать в самых экстремальных погодных условиях, вместительная и удобная грузовая кабина, неприхотливость и простота в управлении обеспечили мировой успех вертолета.


Ми-8АМТШ-ВА. Арктический

Конструкция и летные характеристики Ми-8 постоянно улучшались. Если при разработке предполагалось, что грузоподъемность вертолета составит 2 тонны, то по мере увеличения мощности двигателей, она выросла до 3-4 тонн, а на новейшей модификации Ми-171А2 достигла 5 тонн. Развитие вертолетов семейства Ми-8 продолжается холдингом «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех и сегодня – новые двигатели, авионика, несущие и рулевые винты, системы навигации, а также внедрение композитных материалов позволяют вертолетам Ми-8 соответствовать самым современным авиационным требованиям. В классе гражданских тяжелых вертолетов (максимальная взлетная масса от 10 до 16 тонн) Ми-8/17 в течение нескольких лет удерживают более 90% мирового рынка в количественном измерении.

Кроме того «Восьмерка» прочно занимает место в сердце каждого летчика, десантника, парашютиста, нефтяника, моряка, жителя из отдаленных мест нашей необъятной родины. Она трудилась, трудится и будет трудится на всех направлениях нашей жизни, как гражданской так и военной.

С юбилеем тебя, «Восьмерка» !

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru