Немецкий концерн Rheinmetall собирается поставить на Украину две системы противовоздушной обороны Skynex для борьбы с роями дронов и другими воздушными целями. Автомобильная версия системы противовоздушной обороны оснащается 35-мм пушкой Oerlikon Mk3 и системами наведения.
ЗАК Skynex
Skynex – это основная концепция противовоздушной обороны Rheinmetall. На тестовых (полигонных) испытаниях система Skynex продемонстрировала свою способность уничтожать рои дронов.
35-мм автоматическая пушка Oerlikon Mk3 использует выстрелы 35х228 мм со снарядами разных типов, в том числе с программируемым взрывателем. Скорострельность - до 1000 выстрелов в минуту, имеется режим «одиночной» стрельбы с темпом до 200 выстрелов в минуту. Максимальная дальность - 4 км.
Что означает «программируемый взрыватель» и что дает эта функция? Прежде всего программируемый подрыв снаряда в заданной точке пространства позволяет сформировать осколочное облако на оптимальном удалении от летательного аппарата и соответственно эффективно его поразить. Программирование времени задержки подрыва снаряда осуществляется в момент прохождения ствола. Время задержки вычисляется с помощью вычислительных средств комплекса и средств обнаружения объекта, как радиолокационных, так и оптических. Немецкий комплекс Skynex за свою способность сбивать небольшие беспилотники уже получил неофициальное название «дронобойка». Прозвище ему дали те кто был на полигонных испытаниях. В реальных боевых условиях машина не была.
По мнению экспертов, применение программируемых боеприпасов дает комплексам неплохие шансы борьбы даже с роем беспилотников. Конечно же применение комплексов планируется вместе с другими средствами нейтрализации дронов, например системами РЭБ.
ЗАК 1К150 «Деривация-ПВО»
Но немецкие производители не одиноки в подобных разработках. Многие страны, включая Россию, разрабатывают зенитные артиллерийские установки для борьбы с беспилотниками. В России это самоходный зенитно-артиллерийский комплекс 1К150 «Деривация-ПВО», оснащенный современной 57-мм автоматической пушкой 2А90. В основе изделия 2А90 лежит конструкция орудия С-60, созданного еще в сороковых годах. Новая пушка сохраняет камору старой конструкции под унитарные выстрелы 57х348 мм. За счет этого обеспечивается полная совместимость с существующими снарядами, что позволяет использовать накопленные складские запасы. Кроме того, ведется разработка совершенно новых боеприпасов с теми или иными особенностями.
Первыми в боекомплект 2А90 и 1К150 вошли существующие выстрелы с осколочной трассирующей гранатой 53-ОР-281 и с бронебойным трассирующим снарядом 53-БР-281, разработанные в прошлом для С-60.
Из нового поколения боеприпасов разрабатывается осколочно-фугасный управляемый артиллерийский снаряд в калибре 57 мм, осуществляющий полет «по лазерному лучу» и имеющий неконтактный взрыватель, что позволяет ему иметь могущество на уровне 76-мм снарядов. А также, что даже более интересно, создан многофункицональный снаряд с программируемым взрывателем и установкой точки подрыва. Такой боеприпас эффективен как по наземным целям, например пехоте, так и по воздушным. Особенно по тем, где использовать зенитную ракету дорого или неэффективно, и эта цель — малые БЛА, в том числе и барражирующие боеприпасы.
Но не пушками едиными предлагается спасаться от этих назойливых малых ударных БЛА.
Израильский лазерный комплекс Iron Beam. Фото Rafael
Израильская компания Rafael в этом году провела успешные испытания лазерного оружия Iron Beam в различных сценариях противодействия угрозам, включая перехват БПЛА, артиллерийских мин, крылатых и противотанковых ракет. Испытания показали неплохой потенциал данного оружия, которое в перспективе должно дополнить израильскую систему противовоздушной обороны «Железный купол». Но когда оно будет принято на вооружение, сегодня никто не скажет.
США обещают поставляют Украине различные средства противодействия беспилотным летательным аппаратам, в том числе обещают передать автономное модульное ракетное оборудование ISR производства L3Harris Technologies, или «VAMPIRE».
Эта ракетная система использует боеприпасы с лазерным наведением для поражения наземных или воздушных целей, включая дроны. В октябре этого года, на выставке Ассоциации армии США, компания L3Harris продемонстрировала его вместе с ракетной установкой Land-LGR4 от Arnold Defense and Electronics и усовершенствованной системой лазерного наведения Precision Kill Weapons System производства BAE Systems. Эта система тоже не воевала.
В общем все эти разработки неторопливо шли своим чередом, пока на поле боя не появился так называемый «мопед» — барражирующий боеприпас Герань-2. Внезапно оказалось, что с таким простым оружием, не смотря на его видимую уязвимость, бороться очень и очень сложно. Нет, его конечно можно сбить, например зенитной ракетой, можно расстрелять из истребителя, но какой ценой?!
Улицы украинских городов засыпаны обломками «самой совершенной в своем классе» по утверждению американцев конечно, ракеты AIM-120 AMRAAM от ЗРК NASAMS. Лихой украинский пилот протаранил Герань-2 на своем Миг-29 «не глядя махнув истребитель на фанеру», украинские ПВО выкатили на охрану своих объектов давно забытые ЗСУ-23-4 «Шилка». Местная терроборона оголтело стреляет по тарахтящим БЛА из всех видов стрелкового оружия. Да, иногда сбивают, но «сопутствующий ущерб» от таких действий явно превышает пользу.
В Пентагоне посмотрев на реальные результаты борьбы с этими БЛА, начали в срочном порядке анализировать собственные возможности по отражению подобных атак и ужаснулись — «волшебной таблетки нет», о чем сообщает издание Defensenews. Сейчас в математических и реальных средах анализируют работу различных систем противодействия, включая и израильские разработки.
Так в чем причина такой беспомощности современных ПВО перед таким вроде простеньким БЛА? Именно в простоте и дешевизне. Согласитесь, не жалко потратить зенитную ракету стоимостью $2 млн. чтобы сбить опасную крылатую ракету стоимостью $1млн., потому что цель может принести ущерб гораздо больше стоимости обеих ракет. Но что делать, если надо потратить зенитную ракету на цель которая стоит $10-50тыс.? А если таких целей десятки и они идут по разным траекториям?
Россия уже сталкивалась с подобной проблемой в Сирии, когда террористы атаковали нашу авиабазу Хмеймим самодельными БЛА. После тех атак были доработаны ЗПРК «Панцирь» и ЗРК «ТОР». Они научились работать по малозаметным и малоскоростным целям, и для них были разработаны недорогие малогабаритные ракеты специально предназначенные для противодействия такого рода БЛА.
Кроме того у нас достаточно давно ведутся разработки программируемых боеприпасов в калибре 30 мм, причем с возможностью доработки существующих артиллерийский систем калибра 30 мм, что кстати, отличает нашу разработку от немецкой — концерн Rheinmetall предлагает полную смену артиллерийской установки на новую, с возможностью программирования снарядов.
В общем пока можно резюмировать следующее:
- Применение БЛА различных типов вносит существенные коррективы в ход современных боевых действий.
- БЛА не являются мифическим «оружием победы», но количество причиняемых ими проблем огромно.
- Низкая «стоимость входа» в этот «беспилотный клуб» позволит в ближайшие годы вооружиться тем странам, где самолеты и крылатые ракеты были не по карману. Фактически будут создаваться беспилотные ВВС.
- Боевое применение систем ПВО против таких БЛА показало существенный разрыв между понятиями «предполагается» и «реальность». К примеру немецкий производитель ЗАК Skynex не испытывал свою систему в реальных боевых условиях, а американские системы ПВО рухнули под натиском простых БЛА и ракет при атаке на НПЗ Saudi Aramco, что в итоге привело к росту мировых цен на нефть, а это сотни миллиардов долларов. Соизмеримо это со стоимостью БЛА?
- Все производители теперь ищут эффективные способы борьбы с ударными беспилотниками, но реального боевого опыта критически мало. Исключение по некоторым типам — Россия. Правда важно, насколько эффективно полученный опыт будет использован в будущем.
Думаю, в ближайшее время нас ждет в этой области много неожиданных открытий. Ведь оснащенные искусственным интеллектом автономные разведывательно-ударные рои БЛА пока еще хотя и недалекое, но будущее. Опасное будущее.
Дмитрий Дрозденко