Это история яркой победы для советских летчиков и «Черный четверг» для ВВС США. В Америке предпочитают не вспоминать произошедшее 12 апреля 1951 года в небе над Кореей. В этот день американская стратегическая авиация потерпела самое сокрушительное поражение в истории. Потерпела от советских летчиков, которые воевали в небе над корейским полуостровом под чужими именами.

Помимо Северной и Южной Кореи,в противоборстве сошлись США и их союзники, помогавшие Южной Корее, а с другой СССР и КНР, на стороне Северной. Буквально через несколько дней после начала войны был захвачен Сеул и 95% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Но в конфликт вмешался ООН, и в войну вступили США, что кардинально поменяло расклад на театре военных действий. Американцы действовали по их излюбленной тактике – Разбомбить противника до уровня каменного века. Выжигали все напалмом, и показать все прелести американской «демократии».

В начале войны китайские и северокорейские летчики летали на старых советских самолетах, а господство в корейском небе принадлежало американцам. Понимая, что без помощи Северная Корея падет, руководство Советского Союза и Китая приняло решение о военной помощи Пхеньяну. Китай прислал на помощь более 200 тысяч добровольцев, вооружённых новейшей советской техникой, а СССР отправил в зону конфликта зенитчиков и 32 летчика-истребителя имевших опыт Великой Отечественной войны. Из них было сформировано три эскадрильи, а вся группа получила наименование 324-ой истребительной авиадивизии, командовать которой был назначен выдающийся ас, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

Потом, в Северо-Восточном Китае, были созданы две авиадивизии, составившие основу 64-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). По состоянию на 1 ноября 1952 года в составе корпуса находились 440 лётчиков и 320 самолётов. На вооружении ИАК состояли преимущественно новейшие реактивные истребители МиГ-15. Возглавил корпус генерал-лейтенант авиации Иван Белов.

На первом этапе боев корпус прикрывал от американской авиации города Северо-Востока Китая и мосты и переправы через пограничную реку Ялуцзян. Именно по этим мостам осуществлялось снабжение корейских и китайских войск. Американцы всеми силами стремились разрушить их.
Один из основных каналов снабжения проходил по мостам в районе Аньдун-Синыйджу.
12 апреля 1951 года именно на них нацелились почти 200 американских самолетов. Из них – около 50 машин были бомбардировщиками B-29, остальные 150 – истребителями F-80, F-84, F-86. Вся эта армада шла, чтобы уничтожить мосты. Район мостов Аньдун-Синыйджу прикрывала советская истребительная авиадивизия из состава 64-го авиакорпуса. В тот момент могли взлететь 36 самолетов МиГ-15. Казалось бы, превосходство американцев подавляющее. Однако, они не учли несколько важных факторов. Во-первых — советские летчики имели потрясающий боевой опыт войны с гитлеровскими «люфтваффе». Во-вторых имели передовую технику. В-третьих этой дивизией командовал трижды Герой Советского Союза, полковник Иван Никитьевич Кожедуб. Он сбил в годы Великой отечественной войны 64 вражеских самолета и заодно два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его, приняв за немецкий самолет.

Так описывает события участник того боя летчик-истребитель Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко:

«Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» B-29 .
Каждая такая машина берет на борт 10 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.
Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе.
Затем ещё 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни F-80, F-84 и F-86.

Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз.
Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой. Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков.

Американские «летающие крепости» были встречены МиГами, решительно атаковавшими вражескую армаду. Один за другим загорались и падали загруженные бомбами самолёты, экипажи которых спасались на парашютах. Очевидцы боя рассказывают: одновременно в небе было так много парашютистов, что их можно было принять за десант. Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя, ещё 15 тяжелых бомбардировщиков было списано после возвращения на базу. Около 120 человек личного состава попали в плен. Атаковавшие их советские истребители вернулись на базу без потерь»

После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по несколько пробоин. У одного истребителя их было сто. У американцев потом ещё долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями.

Этот день вошёл в историю авиации США как «Чёрный четверг».

Итоговые потери авиации в ходе корейской войны составили 319 самолетов МиГ-15 с советской стороны и 1097 бомбардировщиков и истребителей с американской.

Александр Скрипник

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru