Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6(14) за 2014 г.
В конце января состоялось первое в текущем году заседание Коллегии Министерства обороны Российской Федерации, в котором приняли участие представители федеральных органов государственной власти, Общественного совета при Министерстве обороны и руководящий состав Вооруженных Сил.
Мероприятие было посвящено вопросу реализации Министерством обороны Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. В этом Послании и в ходе расширенного заседания Коллегии Министерства обороны в декабре прошлого года Президент России определил ориентиры военного строительства и дал поручения по дальнейшему развитию Вооружённых Сил.
Верховный Главнокомандующий подчеркнул, что Россия не намерена втягиваться в дорогостоящую гонку вооружений, но при этом готова гарантированно обеспечить свою обороноспособность в новых условиях. Для этого предусматривается в полном объеме реализовать Государственную программу вооружения и достичь к 2020 году установленных параметров по современным образцам вооружения и военной техники от 70 до 100%. Выступая на заседании коллегии, Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что Президент Российской Федерации поставил задачу не допустить военного превосходства над Россией, и эта задача будет безусловно выполнена. В этих целях необходимо главные усилия сосредоточить на повышении качественного состояния стратегических ядерных сил, наращивании боевого состава и возможностей армии и флота, а также создании нового вида Вооруженных Сил — Воздушно-космических сил.
Одним из важных направлений реализации Послания Президента является разработка и внедрение системы контроля за использованием средств при размещении и выполнении гособоронзаказа. В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» Министерство обороны должно осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований головными исполнителями. Однако механизмы такого контроля до сих пор не предусмотрены.
Министерством обороны совместно с Росфинмониторингом был разработан План по созданию межведомственной системы контроля за целевым использованием средств, направляемых на финансирование гособоронзаказа. Этот план одобрен и утвержден Президентом Российской Федерации. Согласно указанному документу система межведомственного контроля начнет функционировать со второго полугодия 2015 года. А с учетом поручений Президента основные мероприятия будут проводиться уже со 2 квартала этого года. Коллегия МО обсудила также ход исполнения пяти программных указов Президента России 2012 года и его поручений сделанных на совещаниях с оборонно-промышленным комплексом и руководством Вооруженными Силами на майских совещаниях в Сочи.
Министр обороны РФ сообщил, что 19 декабря он утвердил План деятельности Министерства обороны на 2015 год. Этот план скорректирован с учетом принятых руководством государства решений по наращиванию боевого потенциала Вооруженных Сил в связи со складывающейся военно-политической обстановкой вокруг Российской Федерации, и в первую очередь с ситуацией на Украине. В этих целях предусматривается усилить группировки войск и сил на стратегических направлениях. Уточнены показатели оснащения Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой и скорректирован ход строительства военных городков и объектов различного назначения.
На заседании коллегии МО был заслушан доклад главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-полковника Виктора Николаевича Бондарева о развитии аэродрома Чкаловский и 800-й авиабазы. В настоящее время на аэродроме Чкаловский возведены объекты поисково-спасательной службы и центрального командно-диспетчерского пункта, устанавливается современное оборудование, ведется обустройство искусственной взлётно-посадочной полосы. В целях решения вопросов, связанных с развитием аэродрома Чкаловский и 800-й авиабазы, в ноябре 2014 года создана и постоянно действующая комиссия, возглавляемая генерал-полковником Ю.Э.Садовенко.
В соответствии с повесткой дня коллегия рассмотрела вопрос обучения и оценки профессиональной деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Как известно, 2015 год в Вооруженных Силах объявлен годом повышения качества военно-профессиональной подготовки военнослужащих-контрактников. В связи с этим члены коллегии определили требования к уровню профессионализма сержантов и солдат контрактной службы по конкретным специальностям, исходя из того, что военнослужащих этой категории необходимо стимулировать к достижениям в боевой учебе. Совершенно очевидно, что для этого следует изменить подходы, сформлировать новые методы и формы обучения, а также модифицировать саму систему мотивации, с учетом того, что служба контрактников становится фактически основной формой воинской службы на будущие годы. На заседании коллегии было отмечено, что поступление в войска новейших образцов вооружения, военной и специальной техники напрямую зависит от своевременности и качества их создания. Ведется активная работа по завершению ряда опытно-конструкторских работ в рамках импортозамещения. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, необходимо обеспечить максимально эффективное расходование средств, выделяемых на переоснащение Вооружённых Сил. В связи с этим важнейшими задачами являются анализ ведущихся разработок, принятие мер по ускоренному завершению приоритетных ОКР и отказу от исследований по направлениям, утратившим свою актуальность.
В завершение заседания начальник Генерального штаба — первый заместитель Министра обороны генерал армии Валерий Васильевич Герасимов доложил об основных подходах по внедрению новых средств и способов ведения военных действий.
В последние годы произошли значительные перемены в характере вооружённой борьбы, всё чаще происходит иностранное вмешательство в дела суверенных государств. Поэтому роль информационного противоборства неизменно возрастает. Для влияния на обстановку активно задействуются Интернет и СМИ. Совершенствуются возможности средств разведки, управления и поражения. Члены коллегии пришли к выводу, что необходимо внедрить перспективные формы и способы применения Вооруженных Сил, а также принять дополнительные меры по оснащению войск высокотехнологичными образцами вооружения и техники. Главная из задач поставленных Президентом РФ 4 декабря 2014 года в Послании Федеральному Собранию заключается в поддержании боеспособности Вооруженных Сил, надежном и гарантированном обеспечении обороноспособности Российской Федерации, подчеркнул начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Валерий Васильевич Герасимов. Это традиционная для Вооруженных Сил задача сегодня решается в новых условиях, которые характеризуются следующими особенностями.
Во-первых, для достижения своих целей западными странами активно используются новые формы ведения государственного противоборства, сочетающие как военные, так и невоенные средства. При этом широко применяются методы политического, экономического и информационного воздействия. Эффективное парирование возникающих вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации возможно только при тесном взаимодействии органов государственной власти в ходе решения задач в политической, дипломатической, экономической, военной, информационной, социальной и иных сферах. По утверждению начальника ГШ, все это будет учтено в процессе разработки Плана обороны Российской Федерации на период 2016–2020 годов, который предусматривается представить на утверждение Президенту Российской Федерации в декабре текущего года.
Вторая особенность заключается в активном развитии США и НАТО новых средств вооруженной борьбы, способных оперативно наносить высокоточные удары по объектам в глубине территории противника. С этой целью идёт интенсивное создание высокоточного оружия большой дальности различного базирования, в том числе средств «глобального удара». Учитывая этот фактор, Вооруженными Силами отдается приоритет повышению качественного состояния стратегических ядерных сил. В этом году в Ракетных войсках стратегического назначения предусматривается поставить на боевое дежурство 4 ракетных полка, оснащенных современными ракетными комплексами.
В Военно-Морском Флоте планируется ввести в состав сил постоянной готовности два ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Владимир Мономах» и «Александр Невский».
В дальней авиации необходимо добиться исправности самолетного парка — 80%. Всего в стратегические ядерные силы будет поставлено более 50 новых межконтинентальных баллистических ракет.
В число основных приоритетов входит наращивание потенциала группировок войск на угрожаемых направлениях. Прежде всего, по ведению разведки, огневому поражению, управлению войсками и оружием. Соответствующие мероприятия спланированы в рамках Плана деятельности Минобороны России на 2015 год. Такой подход по поддержанию стратегических ядерных сил в состоянии высокой боеспособности, в сочетании с качественным ростом боевого потенциала сил общего назначения позволит не допустить военного превосходства над нашей страной.
В своем Послании Президент Российской Федерации особо отметил негативное влияние системы противоракетной обороны, созданной Соединенными Штатами, на международную безопасность. Только в 2014 году для базирования на постоянной основе на испанскую военно-морскую базу Рота развернуты два эсминца ПРО США. В этом году ожидается развертывание еще двух подобных кораблей США. Растет присутствие американских кораблей, оснащенных многофункциональной системой управления оружием «Иджис», противоракетами «Стандарт-3» и крылатыми ракетами большой дальности.
В 2014 году увеличилось в несколько раз по сравнению с предыдущими годами количество заходов эсминцев и крейсеров УРО в Черное море. Продолжается строительство наземных комплексов ПРО «ИджисЭшор» в Румынии и Польше. При этом для размещения противоракет используются пусковые установки, полностью идентичные тем, которые применяются для пусков крылатых ракет морского базирования. По оценкам Генштаба, данные действия являются нарушением Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Американской ПРО придается глобальный характер, для чего США и их союзники наращивают элементы этой системы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В результате нарушается стратегический баланс сил и стабильность в мире. Подрывается основа договора СНВ-3, в котором зафиксирована неразрывная взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений.
Россия не может оставаться безучастной к таким действиям США и стран НАТО и вынуждена принимать ответные меры. Они направлены, прежде всего, на оснащение российской армии и флота перспективными комплексами и системами вооружения, позволяющими нейтрализовать потенциал системы ПРО США, а также обладающими повышенными возможностями по её преодолению. В соответствии с изменениями военно-политической обстановки пересмотрены направления международного взаимодействия по линии Минобороны России. Приоритетным является укрепление коллективной безопасности ОДКБ. Усиление взаимодействия в рамках СНГ, ОБСЕ и ШОС. Продолжится развитие сотрудничества с государствами-участниками БРИКС.
У России вырисовываются хорошие перспективы для дальнейшего развития контактов с традиционными российскими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Международное военное сотрудничество строится в интересах укрепления глобальной и региональной безопасности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Расширяя контакты по линии генеральных (главных) штабов, планируется подготовить и провести первые штабные переговоры с военными ведомствами Бразилии, Вьетнама, Кубы, Корейской Народной Демократической Республики. Будет проведен ряд совместных военно-морских и авиационных учений, учений подразделений Сухопутных и Воздушно-десантных войск.
Есть положительная динамика в решении вопросов по развитию инфраструктуры в Арктике. При этом Минобороны России участвует в реализации комплексного проекта развития Северного морского пути. В августе 2014 г. проведена рекогносцировочная поездка по морским портам в его акватории. С учетом проведенной рекогносцировки определены порты двойного назначения: Диксон, Тикси и Певек. Выработаны исходные данные для проектирования и строительства объектов Минобороны в них.
В целях обновления навигационных карт и пособий для плавания в акватории Северного морского пути начаты соответствующие научные исследования. Ведутся гидрографические работы, которые обеспечат получение системных знаний об арктических морях и их недрах, в том числе и в интересах военной безопасности Российской Федерации. Гидрографическими судами Минобороны России возобновлены систематические исследования в Арктическом бассейне, в т.ч. гидрографические работы в объеме не менее 150 000 км в год. Осуществляется модернизация существующих и строительство новых океанографических и гидрографических судов усиленного ледового класса. Кроме того, под руководством Минобороны создается система освещения обстановки в Арктике, которая также будет служить интересам как развития Северного морского пути, так и обеспечения военной безопасности Российской Федерации в регионе.
В 2015 году Россия отмечает 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этому важному историческому событию будет посвящен целый комплекс мероприятий с привлечением войск. Военные парады в честь дня Победы пройдут в 26 городах России, в том числе в 9 городах-героях, включая Севастополь и Керчь. Кроме того, спланировано прохождение войск торжественным маршем в 36 городах воинской славы.
В рамках оснащения Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой необходимо добиться неукоснительного и планового выполнения государственного оборонного заказа. Главная задача не допустить нецелевого использования или хищения средств, направленных на оплату контрактов по гособоронзаказу.
О состоянии дел в сфере гособоронзаказа и произошедших изменениях еженедельно информируется руководство Минобороны, что позволяет своевременно принимать необходимые меры. В изложении начальника ГШ Министерством обороны детально изучены и приняты к неукоснительному исполнению все поручения, отданные Президентом в своем Послании Федеральному Собранию. Их выполнение позволит качественно повысить боевые возможности Вооруженных Сил в 2015 году, а также создать дополнительные благоприятные условия для гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации.