Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 за 2013 г.

Президентом России В.В. Путиным неоднократно отмечалась значимость работы по изучению военно-исторического прошлого нашей страны, противодействию попыток его искажения, формированию позитивного образа России за рубежом.

Поэтому одним из направлений работы военно-патриотического клуба «Дивизион» г. Москвы является участие в международных слётах клубов военно-исторической реконструкции. Наиболее значимым является форум «Война и мир» («Thewar&peaceshow») в Великобритании. Ежегодно в конце июля, неподалёку от Лондона, в течение недели более тысячи клубов из Европы, США и Азии воссоздают военный быт Второй мировой войны, представляют восстановленную технику и вооружение, организуют реконструкцию боевых эпизодов, устанавливают дружеские контакты.

В 2011 году мы впервые (впоследствии поездку повторили в 2012 и планируем в 2013 году) получили приглашение от организаторов. С удивлением узнали, что до этого на международный форум военно-исторических клубов никогда (!!!) не приезжали клубы из России. Желание поехать появилось сразу. Однако, помимо желания, для такой поездки необходимы и финансовые возможности, а это только собственные средства членов клуба. Поддержки на государственном уровне клуб так и не нашёл.

Тем не менее мы с коллегами («Дивизион» тесно сотрудничает с военно-патриотическим клубом «Красное Знамя» г. Краснознаменска) решили принять это приглашение. Ведь наше присутствие убедительно докажет европейцам, что сегодняшние русские — дети и внуки победителей — помнят о подвиге своего народа. Главной же целью поездки была демонстрация флага страны — победителя в Великой Отечественной войне. Нам показалась ненормальной ситуация, когда на реконструкции событий Второй мировой войны отсутствуют представители страны, чей вклад в ход самой войны и послевоенное устройство мира невозможно переоценить. И если государство пока не помогает в организации поездки, отсутствовать на международном слёте такого уровня людям, увлекающимся военной историей, было бы просто неправильно.

К поездке тщательно подготовили технику, информационные стенды и видеофильмы о Второй мировой войне на русском и английском языках, музыкальную программу, полевую кухню с высококлассным поваром. Долго обсуждали маршрут, чтобы посетить памятные места воинской доблести и возложить цветы на могилы наших солдат. Многие члены клуба взяли с собой детей и, как потом оказалось, не напрасно. Подростки вернулись другими: они почувствовали причастность к истории собственной страны.

Нас пригласил английский клуб «Вторая гвардейская танковая армия СССР». Костяк его составляют английские полицейские. В арсенале — легендарный танк Т-34-85, несколько «сорокапяток», а также военные автомобили и мотоциклы советского производства. Название клуба заинтересовало, появилось желание ближе познакомиться с английскими коллегами, так высоко оценивающими нашу страну. Забегая вперёд, отмечу, что англичане приняли нас очень тепло, всячески оказывая нам не свойственное им (на мой взгляд) гостеприимство.

Приглашение англичан избавило нас от проблем, связанных с получением виз, необходимых не только для посещения Объединённого Королевства, но и для проезда по территории Польши, Германии, Нидерландов, Бельгии и Франции. От Москвы до паромной переправы через Ла-Манш — около 3000 км (три дня езды по автомагистралям). Однако скорость нашего передвижения ограничивали правила езды с тяжёлыми прицепами, так как на открытой платформе мы везли ГАЗ-АА (знаменитую полуторку), военный мотоцикл, маленькую полевую кухню и снаряжение палаточного лагеря. В дороге по территории России и Белоруссии мы постоянно слышали по рации одобрительно-восторженные комментарии дальнобойщиков, а за границей на остановках привлекали всеобщее восхищённое внимание. Многие европейцы хотели похлопать по крылу полуторки, сфотографироваться на фоне советской техники, а возникающие проблемы местные автомеханики оперативно решали, угощая «этих странных русских» кофе.

График нашей поездки предусматривал посещение нескольких памятных мест. Сначала мы прибыли на Соловьёву переправу близ Смоленска, где в июле-августе 1941 года войска Западного фронта вели кровопролитные бои, ломая план «Барбаросса» по взятию Москвы до начала зимы. Место, где погибло более 100 тыс. наших солдат, незаслуженно забыто отечественными историками и тем более СМИ. Память о тех героических событиях сохраняется исключительно силами местных энтузиастов и главы Каргинского района. Побывав в этих местах, встречаясь с очевидцами событий лета 1941 г., понимаешь, что судьба Москвы решалась здесь. Красная Армия, прижатая к Днепру, попала примерно в такую же ситуацию, как и союзники в мае 1940 г. в районе Дюнкерка. Но с той разницей, что англичане с союзниками (около 350 тыс. чел.) переправились через Ла-Манш, бросив на берегу всё оружие и технику, а красноармейцы, сдерживая наступление немцев и восстанавливая по ночам более двадцати переправ через Днепр, сохранили способность вести боевые действия. Под Смоленском враг не был разгромлен, и, наверно, поэтому подвиг многих тысяч безвестных солдат и офицеров остается в тени истории Великой войны. Горько сознавать, что это продолжается более 70-ти лет...

Глубокие впечатления оставили посещение Брестской крепости и воинского мемориала в Болеславице (Польша). Для многих членов нашего клуба было открытием, что здесь находится могила М.И. Кутузова. По преданию, именно здесь захоронено сердце великого русского полководца, а тело перевезено на родину — в Исаакиевский собор Петербурга. Рядом покоятся 142 Героя Советского Союза, павших во Второй мировой. Так неожиданно соединились на чужой земле две наши войны — реальное олицетворение преемственности воинской славы российского народа.

Следуя на шоу «Война и мир», мы не могли не посетить г. Торгау, где в апреле 1945 г. на переправе через р. Эльба встретились солдаты союзных армий. Коллеги из местного военного клуба встретили нас на том памятном месте необычайно трогательно — в форме советских и американских солдат с хлебом-солью. Удивительно, что на стенах домов в Торгау сохранились места между многолетними слоями штукатурки, на которых солдатской рукой то ли углём, то ли чёрным карандашом размашисто написано: «Кухня 3-го батальона» или «Штаб 1-го дивизиона». Немцы бережно хранят эти своеобразные памятники, ежегодно проводят праздничные мероприятия, посвящённые дням окончания войны.

Наш конечный пункт следования по дорогам материка закончился в Дюнкерке. Французские коллеги из местного военно-исторического клуба, принимавшие нас, с гордостью показывали крепостные сооружения и места боёв, где местный гарнизон погиб почти полностью, но обеспечил возможность эвакуации армии союзников на Британские острова.

Надо отдать должное англичанам, которые на частных катерах и рыбацких шхунах, рискуя жизнью, по ночам переправляли попавших в беду соотечественников. В конечном итоге армия была спасена. Такое высокое чувство патриотизма у мирного населения не может не восхищать. Особенно ценно, что об этом и сегодня помнят их потомки.

Нашу поездку мы назвали «Дороги войны и мира», так как ни разу за трёхнедельную поездку не почувствовали неприязненного к себе отношения. При погрузке на паром в порт Дувр вместе с нами грузилось два десятка военно-исторических клубов из разных стран, и все, том числе и мы, были в военной форме Второй мировой войны. Пожилые пассажиры узнавали в нас советских солдат и тепло приветствовали, вспоминая о тех далёких событиях и рассказывая свои истории, связанные с военным временем. Даже английские таможенники в порту нас остановили только для того, чтобы познакомиться с чудаками русскими, которые едут на слёт своим ходом через всю Европу.

Однако увеселительным наше путешествие назвать трудно. В разговорах с некоторыми европейцами то и дело возникали споры о тех или иных военных эпизодах, по которым наши мнения расходились. Приходилось цифрами и фактами доказывать, что вклад СССР в победу над общим врагом был наиболее значителен. Каждый раз мы убеждались в правильности своего решения участвовать в форуме, так как многих наших аргументов оппоненты попросту не знали. Западная пропаганда в своём стремлении умалить вклад нашей страны в ход Второй мировой войны поработала как следует...

Ежегодно для участия в форуме «Вой­на и мир» в Великобританию приезжают более тысячи клубов со всех континентов, везут с собой снаряжение для палаточного лагеря, колёсную и гусеничную технику. Количество посетителей насчитывает десятки тысяч. При пересечении Ла-Манша участникам предоставляются значительные скидки на билеты, а для перевозки танков по территории Англии — бесплатно трейлеры. За недельное пребывание на шоу каждый участник платит 6 англ. фунтов за пользование горячим душем, туалетом и электричеством. К началу мероприятий устроители выпускают журнал, в котором перечислены все заявленные участники и представляемая техника. Каждому клубу выделяется земельный участок примерно в 12–13 соток для воссоздания лагеря периода Второй мировой войны.

Как правило, постоянные участники, в том числе и пригласивший нас английский клуб «Вторая гвардейская танковая армия СССР», располагаются вблизи арены танкодрома. Разнообразие частной военной техники, в том числе и тяжёлой, находящейся в идеальном техническом состоянии, поражает. Здесь можно увидеть даже танки времён Первой мировой войны. Для демонстрации всего, что может самостоятельно передвигаться, организаторы шоу предоставляют танкодром с ареной для зрителей, а также маршруты движения в колоннах непосредственно по территории лагерей. Немецкие клубы (в том числе состоящие из англичан) представляют «живые» танки от PzII до РzV («Пантера»). Нас заинтересовало, почему англичане надевают форму врагов, восстанавливают немецкую технику и быт? Ответы были различными — начиная от интереса к причинам военных успехов немцев в начале войны и заканчивая простой необходимостью обозначить противника в военных баталиях при реконструкции военных эпизодов. Нам предложили участвовать в трёхдневной баталии с немцами с участием танка Т-34, любезно оплатив аренду советского стрелкового оружия (ППШ, ППС, винтовки Мосина) и холостых боеприпасов. При огромном стечении зрителей и представителей СМИ на третий день «советские солдаты» в рукопашном бою победили «фашистов» и водрузили Красное Знамя над немецкими позициями.

Несмотря на то, что на огромной территории форума поднимались несколько красных флагов, наш лагерь выделялся среди всех, представляющих Советскую Армию. Наша «полуторка» была здесь единственной, и это вызывало большой интерес не только у специалистов-реконструкторов. Когда ГАЗ-АА с поющими на английском языке «Катюшу» «красноармейцами» на борту передвигался по дорогам, нас неизменно сопровождали восторженные отклики. Не обошли вниманием и зарубежные СМИ. Но особенно приятным сюрпризом было посещение нашего лагеря корреспондентами российского телеканала «Звезда». Информационные щиты об основных событиях Второй мировой на английском языке, предоставленные всеобщему обозрению, вызывали у зрителей постоянный интерес, а зачастую и вопросы, связанные с элементарным незнанием очевидных исторических фактов. Например, о том, что более 70% личного состава и техники вермахта было уничтожено именно на Восточном фронте. Необходимо отметить, что сами англичане с чувством глубокого уважения говорят о вкладе СССР в разгром фашистской Германии.

Каждый вечер мы с английскими коллегами и гостями собирались за совместным ужином, подводили итоги дня, планировали предстоящие события, смотрели документальные фильмы, организовывали концерты. Удивительно, что такое масштабное мероприятие с участием клубов из разных по культуре и мировоззрению стран проходило без каких-либо конфликтов. За всё время слёта я всего один раз видел патрульную полицейскую машину, в которой полусонные копы совершали дежурный объезд. На общей площадке каждый вечер выступали популярные музыкальные и танцевальные коллективы. В джазовой аранжировке наши «Подмосковные вечера» на туманном Альбионе звучали замечательно! Интересно было наблюдать за женской половиной участников, которая переодевалась в наряды сороковых годов. Однако по английской традиции каждый вечер шёл дождь. Сочетание крепдешиновых платьев, шляпок и облепленных грязью резиновых сапог на изящных женских ножках оставило незабываемые впечатления...

В России, пожалуй, лишь в Подмосковье ежегодно в 20-х числах июля проводится подобное мероприятие под названием «Война моторов», где собираются десяток-полтора военно-патриотических клубов. К сожалению, пригласить на «Войну моторов» зарубежные клубы со своей техникой практически невозможно, так как перевезти военную технику (даже находящуюся в частной собственности) через польско-белорусскую границу нельзя. В Европе же такой проблемы нет. Значит, мы сами должны постоянно участвовать в подобных слётах европейских клубов. Для этого нужна поддержка на уровне государства, так как финансовых возможностей немногочисленных энтузиастов явно недостаточно. Демонстрация российского флага в Европе должна быть постоянной!

Радует, что это начинает понимать и руководство страны. Недавно Президентом России подписан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество», в котором предусмотрена финансовая и организационная поддержка работы военно-патриотических клубов. Это внушает оптимизм, хотя есть опасения, что прекрасная инициатива в который раз будет тихо спущена на тормозах, а патриотическая работа так и останется уделом отдельных энтузиастов. Пора, наконец, всем понять, что патриотизм — это не пафосные слова с высокой трибуны, а, выражаясь словами М.Е. Салтыкова-Щедрина, школа, в которой каждый человек развивается к восприятию собственной страны как к единственно благоприятному для жизни месту. А свою страну нужно не только обустраивать, развивать, беречь и защищать, но и достойно представлять, формируя позитивный её образ в мировом сообществе. Поэтому военно-патриотические клубы, получив государственную поддержку, смогут и в дальнейшем выступать посланцами России за её рубежами, демонстрируя флаг Родины на международных мероприятиях.

С.В. Ларионов,
полковник запаса,
военно-патриотический
клуб «Дивизион»

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru