Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (78) за 2025 г.

Павел Кохно
Часть 3. Планомерная индустриализация
Мы завершаем цикл статей «Военная экономика государств в условиях противостояния», первая часть которого «Сущность военной экономики» была опубликована в журнале «Арсенал Отечества», 2025, № 2, а вторая — «Военная экономика взаимных обязательств» — там же, в № 3.
Россия сейчас проходит напряженный и опасный период своей истории. Дальнейший путь, по которому она пойдет (либо развитие, либо деградация), в значительной степени зависит от единства и воли нации к выживанию, развитию и лидерству, возрождения лучших национальных качеств русского человека, квалифицированного и ответственного подхода власти и элиты к вопросам внутренней и внешней политики, их служения общественному благу. Принципиальная позиция правительства страны по отношению к экономическим, социальным и экологическим аспектам устойчивого развития, а также к вопросам оборонного строительства имеет ключевое значение для укрепления российской экономики и общества на данном историческом этапе. Эффективность государственной системы в целом и отдельных ее звеньев в частности, сбалансированное экономическое развитие страны в условиях военно-экономического противостояния ведущим мировым державам — сложная управленческая задача, выполнение которой порой требует нетривиальных решений.
Сегодня машиностроение должно стать ведущей отраслью экономики России. Эта сфера требует значительных и высокорисковых, венчурных инвестиций для внедрения новых технологий и технологических решений. Возможности и способы ускорения обновления технико-технологической базы промышленной экономики реально имеются, но они не реализуются.
Основная причина — сложившаяся экономическая система. Капитал направляется, прежде всего, в те отрасли, где норма прибыли выше: добыча полезных ископаемых, первичная обработка и экспорт сырья.
Таким образом, в стране образуется своего рода «избыточный» капитал, который нерегулируемо вывозится из России юридическими и физическими лицами в целях извлечения большей выгоды. Такая ситуация вполне отвечает и интересам зарубежного капитала, в том числе недружественных стран. Они получают «по дешевке» материальные ресурсы, денежный и «человеческий капитал» из России. А страна, лишаясь своего богатства, находится в зависимом положении от ведущих зарубежных государств. Государственное регулирование экономики, которое в настоящее время строится главным образом на основе постулатов неоклассической макроэкономики, создает самые благоприятные условия для осуществления этих интересов, хотя и противоречит интересам развития страны. Оно сводится в основном к воздействию на текущее состояние рынка конечных товаров и услуг.

Для обеспечения эффективности функционирования корпораций в инновационной экономике внутрикорпорационные транзакции должны целенаправленно и сознательно координироваться. Для этих целей вырабатываются специальные инструменты и критерии оценки достигнутого результата. Но именно в вопросах объекта и инструментария управления, а также критериев оценки результата специальные экономические науки в России идут своим путем, не совпадающим с тем, что описан в постулатах лауреатов Нобелевской премии.
Прогнозирование и планирование на длительный период процесса воспроизводства в целом как многогранного и взаимосвязанного, по сути, не рассматриваются. При таком подходе в принципе невозможно реализовывать долгосрочные программы развития экономики. Тем более, что устанавливаются необоснованные ограничения на использование международных резервов и допускается свободный вывоз капитала за рубеж. Государство оказывает помощь в основном лишь тем отраслям, которые жизненно необходимы для сохранения и безопасности воспроизводства, — оборонно-промышленному комплексу, транспортной и энергетической инфраструктуре, финансовой деятельности, в некоторой мере — социальной сфере и науке.
Но все это недостаточно для реализации крупных долгосрочных проектов. Программы правительства по развитию промышленности или ее отраслей, как правило, не выполняются. Причины — отсутствие их всесторонней сбалансированности и ответственности конкретных лиц за достижение конкретных результатов в намеченные сроки. Несмотря на законодательное закрепление стратегического планирования, на практике оно не используется, хотя хорошо известен опыт стран, где оно успешно применялось. Не используется и модель межотраслевого баланса. В свое время благодаря ей успешно решались задачи индустриализации в нашей стране, которая находилась в несопоставимо более тяжелом положении, чем современная Россия.
Ситуация, которая сложилась в российской экономике, — одно из наглядных проявлений основного экономического противоречия капитализма — между общественным характером производства и частной формой присвоения. Разрешается это противоречие, как гласят законы марксистско-ленинской политэкономии, за счет становления и развития социалистической плановой экономики. В рамках сохранения частной собственности возможно лишь частичное разрешение указанного противоречия — в форме государственного индикативного планирования. А полное его разрешение означает переход к более высокой форме организации общества — социализму. Поэтому не случаен интерес российских исследователей к возрождению в той или иной форме государственного планирования.
Эффективность «сталинской модели» признана не только историками-марксистами, но даже рядом экономистов, не являющихся сторонниками марксизма, которые признали демонтаж основ этой модели главной причиной снижения темпов развития СССР. Ими, включая автора статьи, предложены разработанные программы мер по возрождению государственного планирования на основе моделей межотраслевых балансов (см. например: Кохно П. А., Кохно А. П. Сбалансированная экономика России: монография. — Москва.: ИД«Граница», 2022. — 232 с.). Реализация этих программ могла бы дать значительный положительный эффект, но требует реформирования всей экономической системы. Поэтому, как справедливо отмечается в ряде научных публикаций, включая авторские, ускорить экономическое развитие и добиться технологического суверенитета страны возможно лишь на основе обновления технической базы российского производства. Главным способом достижения этой цели является ускоренное возрождение отечественного машиностроения, для чего в первые годы потребуется увеличение импорта оборудования за счет сокращения чистого оттока капитала. В последующие годы это даст возможность превратить Россию в чистого экспортера средств труда и сократить экспорт сырья и материалов.
Экспорт средств труда пойдет, прежде всего, в страны БРИКС в обмен на нужные нашей стране сырье и материалы или потребительские товары. Это позволит России занять положение одного из технологических лидеров этой группы стран, что, очевидно, будет выгодно всем членам и сторонникам БРИКС, отстающим в технологическом развитии, для их технической реконструкции и ускорения развития, преодоления технологической зависимости от США и их сателлитов.
В условиях технологических преобразований в сфере интеллектуализации производства промышленные комплексы стран БРИКС и их партнеры являются лидерами по внедрению «зеленых» подходов, включая ESG-трансформацию и экологическое брендирование выпускаемой продукции, что обеспечивает конкурентное преимущество благодаря планомерной реализации направлений устойчивого развития. Упорядоченное воздействие на экономику промышленных компаний со стороны их менеджмента позволяет наращивать объемы производства, в том числе продукции, которая отличается высокой технологичностью, глубиной переработки входящих компонентов, безопасностью для окружающей среды.
При этом компании, успешно внедряющие искусственный интеллект в свою деятельность, могут достичь высокой конкурентоспособности. На рынках появляются новые товары, услуги и технологии. В структуре рынка труда распространение искусственного интеллекта влечет за собой изменения в структуре и количестве рабочих мест. Более того, искусственный интеллект может быть применим для решения глобальных проблем. Данные факторы оказывают глубокое воздействие на современные экономические и социальные процессы. Искусственный интеллект (ИИ) — это свойство искусственных интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека, а также технология и наука создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.
Одной из основных характеристик ИИ является его способность обучения. Системы могут анализировать данные и на основе этого учиться решать задачи. ИИ с легкостью способен решать сложные проблемы, оптимизировать, планировать и принимать отдельные решения. Более того, ИИ может анализировать изображения, видео, аудиозаписи и тексты, что делает его ценным инструментом в области аналитики данных и мультимедийных технологий. Также системы ИИ могут управлять роботами, контролировать производственные процессы и выполнять множество других задач без участия человека. Более того, сегодня системы ИИ могут находить оптимальные решения в большом объеме данных, что делает их полезными в различных областях, от финансов до медицины.
Эволюция искусственного интеллекта началась еще несколько десятков лет назад. С момента своего зарождения и до последних разработок искусственный интеллект стал одной из самых революционных и преобразующих технологий. За это время ИИ прошел долгий путь и в настоящее время оказывает влияние на различные аспекты жизнедеятельности человека и всей мировой экономики. В современном мире польза и преимущества использования ИИ не подлежат сомнению, поэтому искусственный интеллект используют повсеместно. Данный инструмент влияет практически на все сферы жизни человека: здравоохранение, транспорт, образование, сферу обслуживания, производство и другие. ИИ помогает минимизировать количество затрачиваемого времени на работу, увеличить производительность, снизить издержки для предприятий, помогает в создании новых рабочих мест.
В современной промышленной экономике практическая реализация процессов управления должна осуществляться в режиме реального времени посредством ситуационных центров моделирования всех производственных процессов. Производственный процесс — это системная реализация всех функциональных операций и процедур, направленных на достижение конечных результатов при решении поставленной задачи.

Иными словами, производственный процесс — подробный алгоритм создания материального объекта, информационной продукции на любом материальном носителе или реализации услуги и его сопровождение в эксплуатации или в процессе оказания услуги. Такой алгоритм предусматривает и все необходимые средства производства (станки, технологическую оснастку, средства наземных испытаний, эксплуатационное оборудование и т. д.), а также подготовку специалистов у заказчика для высококвалифицированной эксплуатации созданного продукта или оказания услуги.
В отличие от тривиальной (в промышленном обществе) автоматизации, которая не предусматривает целевую (стратегическую) перестройку структуры системы перед началом процесса автоматизации, цифровая трансформация подразумевает предварительную оптимизацию всех производственных процессов и соответствующей структуры системы (организации). Именно такая трансформация обеспечивает 80 % эффективности цифровизации, остальные 20 % повышения эффективности реализуются за счет использования ситуационных центров и цифровых технологий с возможностью внедрения соответствующих систем искусственного интеллекта.
В целом для реализаций траекторий ускоренного развития промышленных предприятий, в первую очередь предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), необходимы организация долгосрочного государственного планирования на базе межотраслевых балансов, отказ от догм неоклассической макроэкономики в регулировании внешнеэкономических отношений.
Методы управления эффективностью реализации программ ОПК по выпуску современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) позволяют оптимизировать разносторонние аспекты работы:
- распределить ресурсы на достижения конкретных целей;
- измерить полученный результат и сравнить его с желаемым;
- выявить наилучшие возможности для развития.
Полученная информация об эффективности процессов и затратах может быть использована для обоснования федерального и регионального бюджета при планировании, а также планировании деятельности самих предприятий ОПК.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» введена в действие стратегия цифрового развития. Ключевые целевые показатели, обеспечивающие достижение национальной цели к 2030 году, следующие: увеличение до 95 % доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде; увеличение в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий. В связи с этим ключевыми целевыми показателями становится ориентация на отечественные разработки и ресурсы и внедрение новых информационных технологий, что отражает особую актуальность достижения поставленной цели.
Существует множество методик по оценке проектов внедрения информационных систем (цифровых технологий) на предприятии: от обычной методики оценки технико-экономического обоснования проекта до специфических методик, опубликованных в ряде работ современных исследователей. Используемыми математическими методами оценки эффекта являются оценка возврата инвестиций (Return on Investment, ROI), метод расчета чистой приведенной стоимости проекта (NPV) и расчет отдачи активов и капитала акционера. Все они имеют определенные недостатки.
Чтобы предложить методику экономической оценки цифровизации высокотехнологичных предприятий, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), необходимо рассчитать показатели эффективности. К таким показателям эффективности деятельности. К ним можно отнести:
- снижение сроков создания новой продукции;
- повышение качества продукции;
- снижение затрат, связанных с обеспечением контроля создания продукции на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ);
- расширение рынков сбыта продукции;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции;
- повышение производительности труда;
- улучшение качества послепродажного обслуживания продукции.
При комбинированном использовании качественных и количественных показателей Методика имеет комплексный характер. Рассчитывая эффект от внедрения ИТ-системы, мы должны определять эффективность не только внедрения самой системы, но и новых организационных подходов в работе предприятия.
Использование цифровых моделей изделия и технологического процесса производства («цифровых двойников») позволяет сделать необходимое количество виртуальных корректировок для достижения целевого результата. В масштабах государства экономический эффект от затрат на создание и внедрение суперкомпьютерных технологий в машиностроительной отрасли измеряется вкладом их внедрения в снижение себестоимости разработки, производства и эксплуатации единицы серийной машиностроительной продукции.
Емкость этого рынка, которая в долгосрочной перспективе определяется объемом серийного производства, в настоящее время явно недостаточна как для решения проблемы комплексного внедрения отечественных систем суперкомпьютерного моделирования в машиностроительную отрасль России, так и для поддержки, развития предприятий, ведущих разработку и серийную поставку аппаратно-программных комплексов. Финансовая государственная поддержка является необходимым условием решения этой комплексной проблемы.
Таким образом, предложенные методические рекомендации позволяют повысить точность оценки экономической эффективности процессов внедрения цифровых технологий на предприятии с учетом роста интеллектуального капитала.
Для высокотехнологичных промышленных предприятий (в первую очередь предприятий оборонно-промышленного комплекса) достижения в области автоматизации и информатизации — это один из прогрессивных инструментов повышения качества и эффективности деятельности по разработке и выпуску конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения. Отметим, что предприятия малого и среднего бизнеса в отрасли ИТ, выполняющие, например, совместно с предприятиями ОПК государственный оборонный заказ (ГОЗ), становятся драйвером существенных положительных изменений в ОПК. Сегодня требуется коллективный разум, научные знания о применении передовых технологий не только в производстве, но и в системном инжиниринге управления сложными общественно-промышленными системами. Если говорить о тенденциях «цифрового перехода» в ОПК, то он должен осуществляться в направлении интеграции всех ИТ-систем: сенсоров и инструментов, управления машинами, технологическими операциями и управления предприятием (операционный менеджмент, бизнес-планирование, логистика и другие).
Поэтому при определении перспектив на долгосрочный период предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса следует в определенной степени опираться на прогноз научно-технологического развития ОПК, так как именно на нем основаны разработки государственных программ и проектов развития ОПК. Все это будет способствовать эффективности деятельности оборонных предприятий.
В основе каждого решения лежат разнообразные метаязыковые алгоритмы, направленные на построение точных механизмов распознавания закономерностей, выявления отклонений, а также прогнозных моделей. Поэтому с целью эффективного контроля затрат, уровня качества, навыков персонала и совершенствования в режиме реального времени всех процессов на всех производственных объектах необходимо постоянно рассчитывать ключевые показатели эффективности (КПЭ). Преимущества этого подхода заключаются в том, что единый информационный портал контроля надежности производства позволяет производителям достичь качественно нового уровня устойчивой операционной эффективности посредством стандартизированного, низкозатратного решения.
Другое широко используемое направление цифровизации производства — это превентивное техническое обслуживание. Оно предполагает прогнозирование эксплуатационных сбоев и простоев оборудования в целях осуществления преактивного технического обслуживания. Фиксированные интервалы между циклами технического обслуживания, как правило, не соответствуют «потребности» оборудования в обслуживании, что приводит к напрасным затратам на техническое обслуживание или неспособности предотвратить поломку станков.
Проблема высокотехнологичных производств заключается в том, что растет количество претензий к эффективности и точности производственного процесса. Предварительное (превентивное) техническое обслуживание позволяет производителям составлять план технических работ на основании состояния оборудования. Это, в свою очередь, способствует повышению эффективности производственного процесса, а также обеспечивает более высокий уровень качества военной и гражданской продукции двойного назначения. Чрезвычайно важно заблаговременно выявлять сбои оборудования или другие индикаторы риска, чтобы оперативно применять превентивные меры, направленные на обеспечение эффективности производственного процесса.
Необходимо также регулярно проводить анализ (мониторинг) технического состояния оборудования, станков, технологических линий в режиме реального времени, используя данные электронных датчиков для автоматического расчета ключевых показателей эффективности (КПЭ) производственных процессов. Кроме того, качество процессов и продукции, как правило, измеряется в единой точке контроля, однако установить точные коренные причины недостаточного уровня качества в сложном, многоэтапном процессе производства и сборки чрезвычайно сложно.
Возможно следующее решение этой проблемы. Системный математико-аналитический анализ качества процессов помогает пользователям выявлять определенные закономерности и взаимосвязь между параметрами производственного процесса, настройками оборудования и качеством продукции/процесса посредством сопоставления данных электронных (сенсорных) датчиков и данных о качестве процессов и продукции. Так, аналитическая информационная панель разрешает пользователю самостоятельно установить закономерности, взаимные связи и отклонения в производственных данных и данных об уровне качества, провести расширенный анализ отдельных случаев, атрибутов или временных отрезков.
Например, производители бронетанковой техники сегодня предлагают потребителям системы удаленного сервисного обслуживания и контроля этой техники, которые позволяют информировать командование войск о ее состоянии, технической готовности техники, о запланированных и выполненных работах, о потребностях в необходимых на текущий момент запасных частях.
Моделирование позволяет существенно уменьшить затраты времени и средства на разработку и испытания образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). И по тестируемым индикаторам можно судить о степени цифровой зрелости систем управления определенного поколения. Следовательно, цифровая промышленность, как и в целом цифровая экономика, должна с определенной периодичностью обновлять свои производственные модели развития с целью сохранения лидирующих позиций на рынках сбыта продукции, тем самым обеспечивая прибыльность производства и достойный уровень жизни своим сотрудникам.

К настоящему времени на предприятиях и в организации ОПК в части достижения независимости в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) наметились положительные тенденции. Можно с уверенностью сказать, что процесс замещения импорта запущен и дает положительные результаты. В совокупности технологии цифрового производства становятся все более актуальными и востребованными, вбирают в себя лучшие мировые практики и имеют хорошую перспективу развития, что обусловлено современными мировыми экономическими трендами.
Для реальной конкурентоспособности предприятия ОПК должны постоянно проводить НИОКР, в том числе инициативные. Как раз для их финансирования и нужен стабильный государственный оборонный заказ (ГОЗ). ГОЗ является фундаментом развития предприятий и организаций ОПК. Именно благодаря ему они могут найти (и находят) свои «конкурентные ниши» как на международном, так и на отечественном рынках вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и гражданской продукции двойного назначения.
В заключение статьи отметим, что в августе 2023 г. на XV саммите БРИКС в ЮАР было заявлено о приверженности объединения инклюзивной многосторонности и о первом этапе официального расширения БРИКС путем принятия с 1 января 2024 г. шести новых членов — Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Египта, Аргентины и Эфиопии. Правда, Аргентина после прихода к власти нового президента в декабре 2023 г. официально отказалась от вступления в данный блок. Практически произошло преобразование БРИКС в «БРИКС плюс», хотя официальное название объединения не изменилось. Новые члены «БРИКС плюс» обладают существенным экономическим потенциалом, но он в целом составляет 12,5 % от потенциала пяти первоначальных членов БРИКС, рассчитанного по текущему валютному курсу. В то же время для отдельных секторов экономики, прежде всего связанных с добычей и переработкой нефти и газа, это стало существенным приращением.
Большое значение имела поддержка присоединения новых членов блока Китаем, который имеет со всеми новичками масштабные и разносторонние экономические связи. Новые члены обладают немалым глобальным и региональным геополитическим влиянием, что серьезно усилит позиции «БРИКС плюс» в трансформирующемся мире.
Кроме того, «БРИКС плюс» становится локомотивом стран Глобального Юга, противостоящих усилению западного влияния. Разрабатывается стратегия сотрудничества государств «БРИКС плюс» на период 2026–2030 гг., в которой предполагается ее сопряжение с другим крупнейшим межгосударственным объединением — Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) на основе принципов накопительной интеграции.
Россия крайне заинтересована в таком пути активизации торговли и особенно взаимных инвестиций в рамках «БРИКС плюс» и ШОС, что способствовало бы усилению ее позиций в мировой экономике и политике.
Автор: Павел Кохно, доктор экономических наук, профессор