Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (75) за 2025 г.
Дмитрий Дрозденко
В январе 2025 этого года прошли тестовые полеты американских F‑35B с борта японского авианосца Kaga («Кага»). Японцы, прищурив глаз, называют его многофункциональным кораблем, который может еще использоваться для транспортировки грузов и оказания медицинской помощи, а американцы называют «японский флагманский корабль». Все эти хитросплетения слов нужны для того, чтобы оправдать наличие у Японии, вопреки их «пацифистской» конституции и наличия только «сил самообороны», таких кораблей. Ведь авианосцы — это средство проецирования силы, средство нападения, и они никак не служат для самообороны.
8 апреля 2024 года на своей базе в Куре, префектура Хиросима, японские морские силы самообороны (JMSDF), продемонстрировали миру обновленный многоцелевой вертолетоносец Kaga, завершив тем самым первый этап трансформации эскадренных миноносцев-вертолетоносцев класса Izumo в авианосцы.
После двух лет работ по модернизации многоцелевой японский вертолетоносец Kaga получил способность принимать на борт истребители укороченного взлета-посадки (STOVL). В процессе модификации, направленной на превращение Kaga в морскую базу для истребителей F‑35B, были изменены структура и технические характеристики корабля. Однако эти изменения не носили глобальный характер и явно были заложены в конструкцию еще на этапе проектирования.
Одним из самых заметных изменений подверглась палуба корабля — ее покрыли специальной термостойкой краской, способной выдерживать высокую температуры выхлопных газов F‑35B, установлены системы посадки и нанесена соответствующая разметка. Форма носовой части палубы Kaga была изменена с «трапеции» на «прямоугольник», что позволило решить проблему турбулентности при взлете самолетов и увеличить безопасную зону.
В итоге Kaga, второй японский вертолетоносец класса Izumo, теперь стал как две капли воды похож на универсальные десантные корабли ВМС США класса America.
DDH‑184 Kaga является вторым кораблем этого класса. Первым был DDH‑183 Izumo, введенный в эксплуатацию в марте 2015 года.
Программа строительства началась в 2009 году, и ее целью было определено: борьба с подводными лодками, операции по поддержанию мира и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вертолетоносцы типа Izumo считаются самыми крупными надводными боевыми кораблями в составе Морских сил самообороны Японии. Длина судов этого класса составляет 248 метров, полное водоизмещение 27 000 тонн, мощность силовой установки General Electric LM2500 83600 кВт, скорость 30 узлов, экипаж до 530 человек. Из вооружения система ближней обороны (CIWS) на базе ракетной установки RIM‑116 Rolling Airframe (RAM) и пушечного комплекса Phalanx, современные радарные и сонарные системы.
Первый корабль серии Izumo уже прошел начальный этап модернизации
Однако в первом случае эта работа заключалась главным образом в нанесении термостойкой краски на полетную палубу. Kaga — первый корабль в составе флота Морских сил обороны Японии, полетная палуба которого получила прямоугольную форму. Вторая фаза модификации корабля — адаптация внутренних отсеков и размещение необходимого для полноценной эксплуатации F‑35B должна быть закончена к 2027 году.
Аналогичным образом, пройдут работы по второму этапу модификации первого судна — DDH‑183 Izumo. Согласно планам ВМС Японии, оба корабля будут готовы к эксплуатации в качестве легких авианосцев, способных принимать истребители F‑35B — примерно к весне 2028 года.
Это событие предвещает важные изменения для Японии, которая не имела авианосцев со времен Второй мировой войны и самоограничивала себя в области развития наступательных вооружений. После переоборудования кораблей класса Izumo у японцев появятся два современных экспедиционных авианесущих корабля, предназначенных для транспортировки будущего флота, из 42 истребителей F‑35B или их комбинации с вертолетами, которые не соотвествуют изначально заявленной цели — «борьба с подводными лодками, операции по поддержанию мира и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Однако, несмотря на эти явные модификации, японское правительство с осторожностью относится к терминологии, воздерживаясь от прямого обозначения модифицированных кораблей класса Izumo как авианосцев. Такой подход позволяет словестно и терминологически привести в «соответствие» наличие таких вооружений требованиям текущей оборонной политики Японии, основанной на «пацифистской» конституции.
Согласно заявлениям японских властей, Kaga и Izumo считаются многофункциональными кораблями, способными в дополнение к своим авианосным возможностям выполнять множество других задач, включая транспортировку грузов и оказание услуг медицинской помощи. Японские чиновники утверждают, что эти корабли имеют минимальный объем вооружений, необходимых им исключительно для самообороны, и не нарушают закон. С другой стороны, это очень не нравится Китаю, и Пекин последовательно выступает против модификации этих кораблей и характеризует японские вертолетоносцы класса Izumo как «замаскированные авианосцы», что является истиной, хотя после осуществления тренировочной миссии американских F‑35B с борта малого аваносца Kaga с одновременным обучением японского персонала маскировать уже нечего.
Как бы то ни было, теперь Kaga способен принимать и обслуживать истребители Lockheed F‑35B, способных совершать короткие взлеты и вертикальные посадки (STOVL).
В своем оборонном бюджете, опубликованном в августе 2023 года, Япония обнародовала планы по приобретению 42 истребителей F‑35B. Первые шесть самолетов должны прибыть в конце 2024 года. Эти истребители будут размещены на авиабазе Нютабару на острове Кюсю.

Целесообразность
Мнения западных и японских аналитиков о достоинствах этих авианосцев расходятся. Западные эксперты, например Габриэль Онрада, военный эксперт и главный корреспондент по вопросам безопасности интернет-издания Asia Times, считает, что переоборудование вертолетных эсминцев в легкие авианосцы, скорее, продиктовано соображениями престижа, чем военной необходимостью, однако факт остается фактом — Япония восстанавливает свой авианосный флот, чего не делала со времен окончания Второй мировой войны, и эта программа стремительно набирает обороты.
Критики заявили, что программа идет вразрез с давней пацифистской внешней политикой Японии. Другие считают, что трансформация эскадренных миноносцев в легкие авианосцы касается военной перспективы. Так, в статье, опубликованной в октябре 2021 года в журнале Asian Security Journal, Брендон Кэннон и Эш Росситер пишут о том, что, хотя переоборудование вертолетоносцев JS Izumo и JS Kaga в легкие авианосцы принесет некоторые военные преимущества, например, укрепит потенциал территориальной обороны Японии, но этого недостаточно, чтобы обосновать целесообразность решения о модернизации кораблей.
Критики отмечают, что, с военной точки зрения, все более мощные средства противодействия доступу (зоны A2/AD) России, Китая и Северной Кореи делают авианосцы особенно уязвимыми. Они добавляют, что Япония не располагает достаточным количеством кораблей прикрытия и тылового обеспечения для поддержки операций с авианосцами. Более того, серьезные проблемы с инфраструктурой, технологиями, знаниями и системной интеграцией указывают на то, что в ближайшей перспективе Япония не будет располагать независимым боевым авианосным потенциалом. Но в настоящее время мы видим, как ВМС США не только осваивают новенький японский авианосец, но и проводят подготовку персонала.
С другой стороны, как пишут эксперты, для Японии было бы целесообразнее использовать легкие авианосцы в составе более крупной коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами. В соответствии с этой концепцией, легкие японские авианосцы могут решить проблему надвигающейся «нехватки авианосцев» у США, что потенциально может свести на нет эффективность проведения операций в Тихом океане. Возможность такого сотрудничества и совместного выполнения обязанностей по обороне может усилить военный потенциал и стратегические позиции Японии.
Нехватку авианосцев, а точнее, перегруженность существующих, связывают с задержкой ввода в строй суперавианосца следующего поколения Gerald R. Ford до 2029 года, что подрывает судостроительный потенциал ВМС США и ведет к потере квалифицированной рабочей силы, которую трудно заменить. Длительный производственный разрыв приведет к сокращению 11 и без того «перегруженных» авианосцев ВМС США. Ведь срок службы их ядерных реакторов ограничен, так что из трех авианосцев ВМС США могут держать в постоянной боевой готовности только два корабля. Учитывая вышеизложенное, многонациональное военно-морское взаимодействие с участием американских и японских авианосцев открывает новые возможности в операциях американской коалиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Однако мнение, что легкие авианосцы вряд ли смогут изменить прогнозируемые результаты сценариев боевых действий в регионе, потому что они уязвимыми перед противокорабельными ракетами и подводными лодками, не очень верно. Особенно, если рассматривать потенциальный военный конфликт вне отрыва от интересов и возможностей США.
Как раз именно потенциал Китая в области наземных дальнобойных средств поражения и бурного развития ВВС И ВМС создает для США проблемы с базированием своей авиации в регионе. Фактически многие американские авиабазы находятся под прицелом китайских средств поражения, и именно в связи с этим США активизировали программу «гибкого боевого применения». По мнению Пентагона, китайские ракетные удары могут привести к закрытию взлетно-посадочных полос американских военных самолетов в Японии, на Гуаме и других островах Тихого океана, особенно в первые дни и даже недели в случае войны между Соединенными Штатами и Китаем. Проблема состоит в ограниченности в регионе подходящих авиабаз для развертывания ВВС США. Особенно это касается самолетов-заправщиков, отсутствие которых прямо сказывается на возможностях ударной авиации по дальности и боевой нагрузке. Поэтому США ведут интенсивную работу как по защите существующих баз с помощью с развертывания средств ПВО/ПРО, так и по расширению мест дислокации (потенциального развертывания) своих ударных сил. В этой ситуации дополнительные плавучие авиабазы, которые полностью совместимы с американской авиацией, будут только «на руку» Америке в ее противостоянии с Китаем.
Поскольку F‑35B будет базироваться на легких японских авианосцах, а Страна восходящего солнца потенциально является одним из крупнейших операторов F‑35, это повышает оперативную совместимость с американскими силами в регионе. Эксплуатация F‑35B также может стать важным элементом участия Японии в программе AUKUS Pillar II, ориентированной на обмен передовыми технологиями. Необходимо отметить, что в военный союз США, Великобритании и Австралии активно зазывают Японию и Южную Корею. К проектам в рамках AUKUS Pillar II относят искусственный интеллект, квантовые вычисления, подводные и прочие беспилотники, гиперзвуковое оружие и средства радиоэлектронной борьбы, а также единый информационный обмен.
Если рассматривать под таким углом столь «неожиданное» переоборудование японских эскадренных миноносцев-вертолетоносцев в авианосцы, причем как две капли похожих на авианосные универсальные десантные корабли ВМС США класса America, то история предстает совсем в другом свете. При этом обязательно надо учитывать фактор не только противостояния с Китаем, но и территориальные претензии Японии на Курильские острова и возможное противостояние с Россией. Силы самообороны Японии уже перестали быть силами самообороны и обрели вполне реальный наступательный потенциал.