14 февраля 2013 года в рамках Военно-патриотического проекта «Армия и общество» Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука—XXI» провели в Культурном центра Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В.Фрунзе научно-практическую конференцию на тему: «Военная безопасность России:XXI век».

В конференции приняли участие: заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Воробьев, заместитель Генерального прокурора РФ — главный военный прокурор С.Фридинский, помощник Секретаря Совета Безопасности РФ М.Попов, председатель научно-технического совета при Правительстве РФ Ю.Михайлов, Начальник академии Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-полковник С.Макаров, видные военачальники генералы армии М.Гареев, В.Шуралёв, Ю.Якубов, А.Куликов, В.Лобов и многие другие. В работе конференции приняли также участие представители Федеральных агенств и корпораций: «Рособоронзаказ», «Росрезерв», «Росавиация», «Росавтодор», «Росграница», «Росатом», «Ростехнология», «Рособоронэкспорт», «Росвертол», «Объединенная авиационная корпорация». В работе научно-практической конференции принял участие главный редактор журнала «Арсенал Отечества» В. Мураховский.

Открыл конференцию, председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров который отметил, что «инициатива Фонда „Наука—XXI“ в проведении конференции отражает потребности гражданского общества в сфере военной безопасности, которые мы не можем не учитывать, поскольку всё это работает на решение общей задачи — обеспечение военной безопасности страны. Такая форма совместной работы, как проводимая конференция, могла бы выступить в качестве постоянной площадки для обсуждения наиболее острых проблем обеспечения военной безопасности страны».

С содокладами на конференции выступили представители государственной, военной и научной элиты страны: председатель Комитета по обороне Государственной Думы Российской Федерации В.Комоедов, руководитель Экспертного совета по обороне Государственной Думы Российской Федерации Б.Усвяцов, Начальник академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник С.Макаров, Советник Министра промышленности и торговли С.Довгучиц, директор дирекции программы «Военная авиация» Объединенной авиационной корпорации Герой России, генерал армии В.Михайлов, советник генерального директора ОАО концерна ПВО «Алмаз—Антей» В. Дергач, президент Академии Военных наук генерал армии М.Гареев, Президент Клуба военачальников Российской Федерации генерал армии А.Куликов и другие.

С основным докладом на конференции на тему: «О состоянии Вооружённых сил Российской Федерации и мерах по повышению их боеспособности» выступил Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Валерий Васильевич Герасимов.

В последнее время существенно изменились подходы к применению военной силы при разрешении межгосударственных конфликтов. Основной акцент сейчас делается на политические, дипломатические, экономические и другие невоенные меры. Но они дают эффект только в увязке со сдерживающими действиями силового характера. Это означает, что Вооруженные Силы помимо своего прямого предназначения все больше становятся политическим инструментом для достижения государствами собственных национальных интересов в мирное время.

Наличие у России Вооруженных Сил, отвечающих современным требованиям, является важнейшим условием существования страны. Поэтому проблемы их строительства и развития — объект пристального внимания со стороны военно-политического руководства государства.

Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что ее развитие в отдельных регионах приобретает неустойчивый характер. В среднесрочной перспективе до 2020 года следует ожидать расширения спектра глобальных вызовов и угроз, вызванных результатами формирования многополярной системы мироустройства. Сегодня становится нормой практика применения стратегии односторонних действий с нарушением международного права. Это дискредитирует существующую систему обеспечения безопасности в мире и стимулирует нарастание конфликтного потенциала в ряде регионов. Разрастаются масштабы международной террористической деятельности. Все это способствует эскалации существующих и возникновению новых вооруженных конфликтов, в которые может быть втянута и Российская Федерация.

На период до 2030 года уровень существующих и потенциальных военных опасностей для России в значительной степени способен повыситься. Он определяется борьбой ведущих государств за топливно-энергетические и трудовые ресурсы, рынки сбыта товаров и жизненные пространства. Для обеспечения доступа к ним активно будет задействоваться и оборонный потенциал.

Одновременно с трансформацией подхода к применению военной силы изменилось содержание форм и способов ведения вооруженной борьбы. Происходит переориентация от всеобщей ядерной и обычной войны на военные действия регионального и локального масштаба. Современные войны все больше носят коалиционный, блоковый характер, требуют объединения усилий и ресурсов всех союзных государств, четкой координации действий с распределением военно-политических и стратегических задач.

Возросла роль невоенных способов достижения военно-политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли военные средства. Они дополняются силовыми мерами скрытого характера, в том числе мероприятиями информационного противоборства, действиями сил специальных операций с использованием протестного потенциала населения.

В вооруженной борьбе центр военных действий перемещается с традиционных театров войны — суши и моря в воздушную, космическую и информационную сферу. По сути в настоящий момент осуществляется превращение пространства войны из трехмерного в четырехмерное. Это подтверждается событиями и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке.

Решающим фактором становится оперативность управления. Активно развиваются положения концепции так называемой сетецентрической войны. Происходит переход от строго вертикальных к глобальным сетевым автоматизированным системам управления. Единое информационное пространство интегрируется в перспективные средства разведки, управления, наведения, огневого поражения и радиоэлектронного подавления. В реальном масштабе времени обеспечиваются получение и обработка данных об обстановке и необходимое боевое воздействие на противника. Повышается зависимость хода и исхода войны от использования в военном деле высоких технологий.

Основой военной мощи становятся роботизированные разведывательные ударные системы. Расширяется арсенал оружия на новых физических принципах и нелетального действия. Все больше задач решается силами специальных операций.

Возрастает значение и других асимметричных и непрямых действий. Они могут выражаться в политической изоляции, проведении экономических санкций, блокаде морских, воздушных и наземных путей сообщения, устрашении силой, а также в вводе международного миротворческого контингента под предлогом защиты прав человека и гуманитарных операций. Особое место в системе непрямых действий будут занимать информационные и специальные операции и акции.

Возрастает значение постконфликтного регулирования. Как показывает опыт военных дейсвий в Ираке, Афганистане и Ливии, этот период является наиболее сложным, длительным и затратным. Проведение операций и разрешение проблем после окончания боевых действий становится невозможным без участия военно-гражданского компонента. С его помощью решаются разведывательные задачи, гуманитарные вопросы, ведутся восстановительные работы, поддерживается общественный порядок, воссоздаются лояльные местные органы власти.

Можно констатировать, что вооруженные конфликты на ближайшую перспективу будут характеризоваться скоротечностью, глобальным поражением стратегически важных объектов средствами высокоточного оружия, широким применением сил кибернетических и специальных операций, высокоманевренными действиями войск.

Изменения в характере вооруженной борьбы оказывают непосредственное влияние и определяют направление строительства и развития армий ведущих иностранных государств. Наблюдается общая тенденция сокращения численности личного состава и вооружений при одновременном повышении боевого потенциала войск за счет оптимизации органов управления, совершенствования организационно-штатной структуры боевых формирований, форм и способов их применения, а также оснащения качественно новыми системами высокоточного оружия, увязанного с системами разведки и управления, надежными системами связи и передачи данных. При этом сохраняются высокая готовность и потенциал ядерных сил.

Выводы из прогноза военно-политической обстановки, тенденций развития вооруженной борьбы и вооруженных сил иностранных государств легли в основу подхода к определению направлений строительства ВС России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При их разработке учитывалось также нынешнее состояние Вооруженных Сил и вероятные сценарии развития социально-экономической и демографической ситуации в стране.

На основе этих данных военно-политическим руководством государства в 2008 году приняты решения о проведении кардинальных преобразований в армии и на флоте, подготовлена вся нормативно-правовая база реформирования ВС РФ. Президент Российской Федерации 29 декабря 2008 года подписал указ, установивший штатную численность Вооруженных Сил один миллион военнослужащих и определивший их боевой состав.

Кроме того, были утверждены Концепция строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года, План строительства и развития Вооруженных Сил на 2011–2015 годы и Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы. Эти документы определили цели, задачи и основные направления совершенствования Российской армии, конкретные взаимоувязанные по срокам и ресурсному обеспечению мероприятия, реализация которых в том числе позволит увеличить долю современных образцов вооружения и военной техники (ВВТ) к 2015 году на 30 процентов, к 2020-му — до 70–100 процентов.

В результате к исходу 2012 года в ВС РФ выполнены следующие мероприятия:

  • разделены оперативные и административные функции управления;
  • созданы межвидовые группировки войск и сил на стратегических направлениях;
  • управления военных округов наделены статусом стратегического межвидового органа военного управления. На них возложена вся полнота ответственности за обеспечение военной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации в установленных границах;
  • в войска начаты серийные поставки новых образцов ВВТ, их доля за это время увеличилась с 6 до 16 процентов;
  • принято решение по доведению численности военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту к 2017 году до 425 тысяч (по 50 тысяч в год);
  • проведен ряд стратегических учений и маневров, таких как «Запад-2009», «Восток-2010», «Центр-2011», «Кавказ-2012», в ходе которых апробированы возможности межвидовых группировок войск на стратегических направлениях, в военных действиях различного масштаба.

В то же время существует ряд моментов, которые до конца не удалось воплотить в жизнь. Они известны. По каждому из этих вопросов проведен тщательный анализ и приняты соответствующие решения, а также развернута работа по их реализации.

В настоящее время Министерством обороны России определяются и научно обосновываются единые подходы в теории и практике строительства и применения Вооруженных Сил в современных условиях. В этих целях создается перспективный военно-научный комплекс, который будет структурирован с учетом следующих направлений.

Академическая наука предназначена для фундаментальных исследований в различных областях с целью реализации их результатов в процессе военного строительства.

Военная наука разделена на три основных уровня. Первый — системообразующие научно-исследовательские организации (НИО), решающие стратегические надвидовые задачи совершенствования ВС РФ. Второй — межвидовые НИО, осуществляющие комплексные межвидовые исследования. Третий — межвидовые НИО со специфическими задачами комплексных исследований в области специальных видов обеспечения Вооруженных Сил, а также осуществляющие практическую деятельность в интересах соответствующих органов военного управления.

Прикладная и практическая наука обеспечивает проведение испытаний образцов ВВТ, научное сопровождение в ходе их эксплуатации, модернизации и утилизации.

Под руководством заместителя министра обороны генерал-полковника Олега Остапенко формируется целый блок подразделений по перспективным оборонным и научно-исследовательским разработкам, включая управление инновационных технологий и робототехники. Весь военно-научный потенциал подключается к выработке и обоснованию направлений дальнейшего развития Российской армии. В результате военная наука должна дать ответ на вопросы: какие Вооруженные Силы должны быть на рубеже 2020–2030-х годов, какова их структура, какое они должны иметь вооружение, какому виду и роду войск отдать приоритет, в каких формах и способах применять войска и силы? Все это должно быть проработано с учетом развития военно-политической обстановки, изменившей содержание вооруженных конфликтов, роль государственных и негосударственных структур в их разрешении. Наработанные подходы будут закреплены в законодательстве и новых уставных документах.

Сегодня развитие ВС РФ осуществляется в соответствии с уточненным планом их строительства на период 2011–2015 годов. В качестве первоочередной задачи решаются вопросы оснащения войск современным и перспективным вооружением. Приоритет по-прежнему отдается стратегическим ядерным силам (СЯС) для поддержания их готовности, обеспечения стратегического ядерного сдерживания. Идет процесс их переоснащения на современные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс». Продолжится оснащение Вооруженных Сил перспективными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, модернизированными самолетами Ту-160 и Ту-95МС. В Войска воздушно-космической обороны поступят космические системы различного назначения.

Будут наращиваться возможности cистемы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Для этого введена в строй радиолокационная станция в Лехтуси, поставлены на опытно-боевое дежурство аналогичные комплексы в Армавире и Калининградской области. В этом году будут проведены испытания новой радиолокационной станции в районе Иркутска.

В Военно-воздушные силы поступят большие серийные партии фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей Су-35С, боевых вертолетов Ми-28М и Ка-52, военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и Ил-476. А в соединения противовоздушной обороны — зенитные ракетные системы С-400, другие перспективные ЗРС.

Военно-морской флот будет оснащаться новыми многоцелевыми надводными кораблями дальней морской зоны (фрегаты) и ближней морской зоны (корветы), большими подводными лодками.

Таким образом, за счет реализации Государственной программы вооружения доля современных и перспективных вооружений и военной техники к 2015 году будет доведена до 30 процентов.

Для расширения масштабов миротворческой и гуманитарной деятельности мы создадим соответствующие структуры управления и увеличим количество специально подготовленных подразделений. Они будут укомплектовываться исключительно контрактниками.

На новый качественный уровень планируется вывести систему подготовки войск. В этом году намечено проведение совместного стратегического учения «Запад-2013», на котором планируется отработать вопросы обеспечения безопасности союзного государства.

С 2014 года предусматривается создать учебные центры Сухопутных войск (СВ), Воздушно-десантных войск (ВДВ) и береговых войск ВМФ нового поколения. Они обеспечат подготовку личного состава от батальона до бригады, а также органов управления к боевым действиям в любом регионе. В обучении будут использоваться тренажеры и лазерные имитаторы стрельбы и поражения.

В дальнейшем на основе прогноза военно-политической обстановки и анализа состояния Вооруженных Сил предусматривается разработать и утвердить новый План обороны Российской Федерации на период 2016–2020 годов, Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы, План строительства и развития Вооруженных Сил на 2016–2020 годы. В соответствии с ними будет осуществляться дальнейшее развитие ВС РФ до 2020 года.

В этот период намечено завершить создание системы воздушно-космической обороны (ВКО). В целях защиты важных государственных и промышленных объектов, а также группировок войск планируется сформировать бригады ВКО, оснащенные мобильной зенитной ракетной системой С-500. Возможности по обеспечению противовоздушной обороной межвидовых группировок войск повысятся за счет формирования зенитных ракетных бригад, оснащенных комплексами ряда С-300В и «Бук-М3». Все ракетные бригады будут переоснащены на комплекс «Искандер».

Принципиальные изменения претерпит система управления. Завершатся развертывание Единой системы управления Вооруженных Сил и создание Единого разведывательно-информационного пространства.

В СВ и ВДВ начнут поступать современные образцы бронетанковой техники, разработанные на базе унифицированных боевых платформ тяжелого класса («Армата»), среднего («Курганец») и легкого («Бумеранг»), а также новые системы реактивной и ствольной артиллерии с увеличенными дальностью и точностью поражения цели. На вооружение поступят беспилотные летательные аппараты различного назначения отечественного производства.

Для повышения мобильности войск особое внимание будет уделено наращиванию возможности группировки военно-транспортной авиации. Планируется закупить и модернизировать более 200 военно-транспортных самолетов.

В итоге доля современных и перспективных образцов ВВТ к 2020 году увеличится до 70–100 процентов по различным направлениям.

В подготовке войск мероприятия будут постепенно укрупняться. Основными станут стратегические учения с двумя военными округами. К ним подключатся все федеральные органы исполнительной власти, участвующие в обороне страны. Основной целью таких учений станет отработка вопросов обеспечения безопасности Российской Федерации различными методами, в том числе военными, политическими, дипломатическими и экономическими.

На дальнейшую перспективу до 2030 года, по нашим оценкам, воздушное и космическое пространство объединится в единую воздушно-космическую сферу применения перспективных средств поражения.

Еще одной сферой военных действий станет информационное пространство. При определении перспективной структуры Вооруженных Сил рассматриваются различные варианты комплексного и функционального решения задач вооруженной борьбы. В части системы вооружения в этот период предполагается создание качественно новых разведывательно-информационных систем, автоматизированных систем управления войсками и оружием, средств информационного противоборства, роботизированных боевых средств нового поколения, высокоточного оружия большой дальности.

Особая роль отводится освоению гиперзвуковых скоростей, повышению пространственных и временных показателей мобильности войск. Планируются создание боевых глубоководных морских систем нового поколения, развертывание в районах военно-морских баз роботизированных комплексов для выполнения противоминного обеспечения, а также мониторинга подводной среды.

Все эти направления и прогнозы развития Вооруженных Сил прорабатываются в рамках выполнения комплексной научно-исследовательской работы. К ней привлечен научный потенциал Министерства обороны, Академии военных наук, а также Российской академии наук и других научных организаций государства. В результате мы должны перейти на качественно новую систему анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозе национальной безопасности, определить, какие Вооруженные Силы мы должны иметь к 2030 и 2050 годам. А исходя из этого — чем они должны быть оснащены. И уже сейчас следует создавать необходимый научно-технический задел, который будет заложен в новой Государственной программе вооружения на 2016–2025 годы.

Будущее создается и закладывается сегодня. Надо стремиться к тому, чтобы теория строительства Вооруженных Сил максимально соответствовала перспективам развития характера войн и вооруженной борьбы.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru