Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (61) за 2022 г.

Евгений Лосев, Александр Лосев

Крупнейшие в мире территория и протяженность морских границ, огромные запасы и разнообразие морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, качество и количество народонаселения Российской Федерации объективно предопределяют ее существование и развитие в XXI веке как великой континентальной и морской державы.

Морская доктрина РФ

С 2001 года, с подрывом зданий Всемирного торгового центра и вторжением вооруженных сил Соединенных Штатов в Афганистан, по признанию Государственного секретаря Кондолизы Райс и директора ЦРУ Роберта Джеймса Вулси (младшего), США вступают в четвертую (после «холодной») мировую войну и будут вести ее до победы. В период завершения процесса глобализации мира для достижения конечной цели в этой войне используются все возможные средства, включая масштабное вооруженное насилие:. война — мировая или глобальная, причем время ее окончания не определено; применяемые средства насилия не ограничены; морально-этические ограничения сняты; война ведется во всех средах и сферах; ее цель — полное разрушение социальных институтов государств противников.

В связи с этими угрозами сегодня Россия вынуждена противостоять глобальной мировой агрессии, в том числе и в Мировом океане.
Новая Морская доктрина РФ, как и ранее, определяет национальными интересами весь Мировой океан и Каспийское море. Национальные интересы РФ формируются с учетом вызовов и угроз национальной безопасности в Мировом океане, норм международного права, международных договоров РФ, а также с учетом суверенитета и национальных интересов других государств.
Во-первых, это обеспечение независимости, государственной и территориальной целостности, незыблемости суверенитета страны, суверенных прав и юрисдикции РФ в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ. Сохранение за РФ статуса великой морской державы, развитие морского потенциала и укрепление ее обороноспособности в Мировом океане в условиях формирующегося полицентричного мира.
Во-вторых, это свобода открытого моря, включающая в себя свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, право прокладывать подводные кабели и трубопроводы углеводородного сырья, право на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна, обеспечение экологической безопасности при проведении работ в Мировом океане и сохранение человеческой жизни на море.
В-третьих, это развитие Арктической зоны Российской Федерации как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны после закрепления его (шельфа) внешней границы в соответствии со статьей 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке.

Приоритетные зоны в Мировом океане

Районы обеспечения национальных интересов РФ в Мировом океане разделены в доктрине по значимости на «жизненно важные», «важные» и «другие».
Так, в первую группу вошли зоны, которые «… непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны». К ним отнесены внутренние морские воды и территориальное море РФ, исключительная экономическая зона страны и ее континентальный шельф, Арктический бассейн, включая аква­торию Севморпути, акватория Охотского моря и российский сектор Каспия.
Важными районами определены те, которые в значительной степени влияют на экономическое развитие, материальное благосостояние населения и состояние национальной безопасности РФ, а также на поддержание стратегической и региональной безопасности государства. Это, в частности, акватории, прилегающие к побережью РФ, включая Азовское и Черное моря, восточную часть Средиземного моря, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, районы прохождения мировых транспортных коммуникаций.
Для защиты своих национальных интересов в Мировом океане РФ реализует свое бесспорное право на присутствие Военно-Морского Флота и его применение в строгом соответствии с законодательством РФ, ее международными договорами и нормами международного права. Контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути является одним из приоритетов национальной морской политики РФ на арктическом региональном направлении. С этой целью развитие спутниковых систем связи и навигации и, в первую очередь, в Арктике, дистанционное зондирование ее поверхности, расширение и модернизация наземных комплексов поддержки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, — являются приоритетными. Таковым же является и обеспечение гидрометеорологической, навигационной и гелиогеофизической информационной поддержки морской деятельности в этом регионе.


Морская доктрина России предусматривает развитие на Дальнем Востоке современного высокотехнологического судостроительного комплекса, предназначенного не только для строительства крупнотоннажных судов для освоения Арктики, но и для современных авианесущих кораблей Военно-Морского флота.
В списке приоритетов в развитии судостроительного комплекса РФ — «… формирование, разработка и внедрение комплекса приоритетных технологий, позволяющих создавать перспективные системы и образцы вооружения, военной и специальной техники, в том числе морские роботизированные комплексы различного назначения на базе искусственного интеллекта, и обеспечивающих опережающее развитие Военно-Морского Флота и конкурентоспособность отечественной военно-морской продукции».
Необходимость в технологической независимости в сфере судостроения подчеркивается в доктрине. Кроме этого, среди первоочередных направлений — развитие и обеспечение строительства военных кораблей, военно-вспомогательных, транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и иных гражданских судов, объектов гражданской морской техники, оснащенных оборудованием отечественного производства, и максимальная локализация судостроения в РФ, создание государственной системы для информирования о местоположении судов.
Важно строить новые заводы по производству сжиженного природного газа на Дальнем Востоке. Доктрина прямо указывает на необходимость формирования ресурсной базы и создания мощностей по производству сжиженного газа и его отгрузке с созданием специализированных терминалов в интересах долгосрочного газоснабжения российских потребителей и экспортных поставок.
Другим приоритетом морской политики РФ является развитие международного военного сотрудничества с ВМС государств Каспийского региона. Как уточняется в документе, планируется развитие сил и системы базирования Каспийской флотилии.
«Приоритетными направлениями обеспечения безопасности мореплавания являются… наращивание и совершенствование орбитальной группировки космических аппаратов, используемых для гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического обеспечения морской деятельности». В частности, наращивание спутниковой группировки будет включать развертывание высокоэллиптической космической системы для обеспечения гидрометеорологических данных по полярному региону Земли и группировки космических аппаратов, используемых для радиолокационного зондирования Земли, чтобы получать информацию о ледовой обстановке при любой облачности и в темное время суток, в том числе в условиях полярной ночи.
В тексте документа также отмечается, что определяющим фактором в отношениях с НАТО является неприемлемость продвижения инфраструктуры альянса к границам РФ. Национальная морская политика на атлантическом региональном направлении определяется с учетом существования НАТО, деятельность которой «направлена на прямое противоборство с Российской Федерацией и ее союзниками». При этом целями национальной морской политики на атлантическом направлении будут отстаивание и надежное обеспечение национальных интересов России, создание условий для стабильного экономического сотрудничества со странами.

Риски и угрозы для морской деятельности РФ

Одним из основных рисков является отсутствие необходимых пунктов базирования за пределами РФ для кораблей и судов Военно-Морского Флота, выполняющих задачи в удаленных районах Мирового океана. Так вот, новая Морская доктрина РФ предусматривает не только формирование в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ, но и создание условий для военно-морского присутствия в АТР, позволяющего осуществлять контроль морских транспортных коммуникаций.
Новая Морская доктрина РФ предусматривает, кроме ПМТО ВМФ в сирийском Тартусе, «… создание и развитие ПМТО на территориях других государств этого региона, развитие отношений с государствами Ближнего Востока и Северной Африки с прилегающими морями и морскими пространствами, включающими Средиземное, Красное море и Индийский океан», в целях «… сохранения и поддержания военно-морского присутствия РФ».
Доктрина определяет: «Основными вызовами и угрозами национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанными с Мировым океаном, являются: стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанных с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океана».
Рост количества учений объединенных сил в акваториях морей, прилегающих к территории РФ, продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России, стремление США и их союзников к действиям по ограничению доступа РФ к ресурсам Мирового океана и жизненно важным морским транспортным коммуникациям, стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил и повышение боевых возможностей ВМС других государств, несомненно, являются угрозами национальной безопасности России.
В документе в качестве угроз перечисляются и территориальные претензии к РФ ряда государств относительно некоторых ее приморских и островных территорий (например, Курильских островов и др.), вооруженные конфликты в районах, имеющих особое геополитическое значение для РФ и ее союзников, обладающих выходом к Мировому океану.
В качестве таких угроз, способствующих возрастанию конфликтного потенциала в Арктике, доктрина относит экономическое, политическое, международно-правовое, и военное давление на Россию в целях дискредитации и снижения эффективности ее морской деятельности, ослабление ее контроля над Северным морским путем (СМП), наращивание иностранного военно-морского присутствия в Арктике.
Еще один пункт доктрины фиксирует в качестве угроз увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, незаконной транспортировки по морю оружия, наркотиков и психотропных веществ, а также химических и радиоактивных веществ. Поэтому Россия будет принимать меры по борьбе с пиратством и терроризмом на море
Как указано в Доктрине, эта работа будет вестись, в частности, путем «развития системы политических, правовых, социально-экономических и военных мер, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение пиратских и террористических актов в отношении судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации».
В Доктрине прописаны оперативное реагирование органов власти на пиратские и террористические акты в отношении судов, ходящих под российским флагом, или на которых находятся граждане РФ, и в целом оказание помощи судам в подобных ситуациях.
Доктриной констатируется, во‑первых, что развитие страны происходит на фоне существующих и новых угроз, что «… в первую очередь связано с геополитическим положением РФ и ее ролью в мировой политике» и во‑вторых, «… в международных отношениях не снижается роль фактора силы.
Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях океанов и морей, прилегающих к территории РФ».

Развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры

На Атлантическом региональном направлении являются «… в Балтийском море: развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке и транспортировке углеводородных ресурсов, в интересах переориентации экспортных и импортных грузов на отечественные порты; дальнейшее развитие в интересах экспорта системы подводных трубопроводов, обеспечение их эффективного и безопасного функционирования», — говорится в документе.
В доктрине отражена необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на этом направлении.
Кроме того, документ содержит идею о развитии войск и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов РФ в Балтийском море, а также обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении портов Усть-Луги и Санкт-Петербурга. Доктрина предусматривает и развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке, во всем Балтийском бассейне, а также строительство новых и модернизация действующих мощностей рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь обновление рыбопромыслового флота и средств производства рыбоперерабатывающих предприятий.
Новая Морская доктрина предусматривает усиление группировок Черноморского флота и развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края. Кроме того, предусматривается всестороннее укрепление геополитических позиций России в Черном и Азовском морях, а также обеспечение на основе норм международного морского права благоприятного для РФ международного правового режима Черного и Азовского морей и порядка использования их водных биоресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья, прокладки и эксплуатации подводных трубопроводов. Для этого полагается необходимым «… развитие судостроительного комплекса на базе судостроительных и судоремонтных предприятий Республики Крым и города Севастополь, включая крупнотоннажное кораблестроение (судостроение) и судоремонт».
Приоритетными направлениями развития морского транспорта являются: значительное увеличение доли судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, в общем количестве судов мирового торгового флота за счет использования различных механизмов, в том числе льготных субсидий, и устранения излишних административных барьеров», — говорится в документе.

Геологоразведочные работы на шельфе Арктики и Каспия

Морская доктрина РФ предполагает увеличить объем геологоразведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, в Арктической зоне и в районе Каспийского моря.
В документе подчеркивается, что в этих сферах необходимо государственное регулирование для обеспечения национальной безопасности России и устранение административных барьеров препятствующих интенсивному и безопасному освоению морских природных ресурсов. В секторе Каспийского моря должен быть сформирован современный нефтегазодобывающий комплекс с учетом требований экологической безопасности. Для этого следует привлечь российские компании к геологоразведочным работам. Впоследствии новые месторождения должны быть включены в систему трубопроводов.
Доктрина предусматривает и более активную разработку природных ресурсов, включая повышение уровня геологической изученности Японского, Охотского и Берингова морей.
Доктрина заявляет и о намерении России увеличить объем геологоразведочных работ по поиску железомарганцевых и кобальтоносных месторождений для создания необходимых металлов в космической и оборонной промышленности.

Развитие стратегического и военно-морского сотрудничества

Отмечается, что Россия планирует расширить взаимодействие с Ираном, Ираком и Саудовской Аравией, а также военно-морское сотрудничество с Индией.
«Приоритетами национальной морской политики на Индоокеанском региональном направлении является… развитие стратегического партнерства и военно-морского сотрудничества с Республикой Индией, а также расширение взаимодействия с Исламской Республикой Иран, Республикой Ирак, Королевством Саудовская Аравия и другими государствами региона», — говорится в документе. Доктрина предусматривает курс на превращение данного региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма.
Россия намерена твердо и решительно отстаивать свои национальные интересы в Мировом океане, а наличие достаточной морской мощи гарантирует их обеспечение и защиту. Реализация положений Морской доктрины будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию РФ, обеспечению ее национальной безопасности и укреплению авторитета на международной арене. 


Авторы:
Евгений Лосев, профессор, доктор военных наук, профессор ВУНЦ ВМФ ВМА
Александр Лосев, кандидат военных наук, директор научного парка Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru