Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (55) за 2021 г.

Павел Кохно, Алина Кохно

Оценка эффективности НИОКР и капиталовложений в ОПК

Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) — одни из важнейших показателей, влияющих не только на состояние национальной безопасности и обороноспособности, но и на перспективы развития экономики государства. Внимание к ОПК со стороны руководителей государства в последние годы указывает на то, что стратегические интересы России состоят в решении этих взаимосвязанных проблем: создании современной инновационно ориентированной экономики и обеспечении национальной безопасности. Для реализации этих государственных задач требуются средства, и немалые, а также государственный финансовый контроль за их использованием.

Важным направлением деятельности органов управления и организаций ОПК является обеспечение инновационного развития ОПК и, в первую очередь, на основе совершенствования научных исследований и разработок и повышения их эффективности. Решение этой задачи должно осуществляться комплексно, то есть с учетом приоритетных направлений развития ОПК.
Важным финансово-экономическим фактором является инвестирование средств в создание производственных мощностей, обеспечивающих выпуск востребованных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на основе проведенных НИОКР. Вместе с тем инвестиционные средства становятся одной из важных составляющих расходов на создание ВВСТ, и этим обусловлена актуальность проблемы повышения их эффективности. Методология анализа и оценки эффективности использования средств, выделяемых на НИОКР, и создание производственных мощностей остается несовершенной. Сам процесс оценки недостаточно формализован. Критерии оценки не в полной мере соответствуют современным требованиям к развитию отечественного ОПК. Отсутствие единых подходов, специально разработанных алгоритмов и методик не позволяет сделать процесс оценки эффективности более объективным и системным.
Под эффективностью расходования средств традиционно понимается степень достижения поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем соотнесения полученного результата и произведенных затрат.
Понятие эффективности выражает относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение. Из международного опыта известно, что механизм оценки эффективности используемых ресурсов должен опираться на аудит эффективности, который с полным правом рассматривается в качестве действенного инструмента финансового контроля. В Российской Федерации проблема оценки и управления эффективностью в достаточной мере не решена, законодательная и нормативная правовая база для осуществления аудита эффективности несовершенна.
Одной из важных причин недостаточной эффективности НИОКР и инвестиций является отсутствие обратной связи между результатами работ, финансируемых из бюджета и средств предприятий, и действиями государственных заказчиков по коррекции программ и планов, структуры и содержания НИОКР и проектов по созданию производственных мощностей. Внедрение такого механизма призвано исключить повторение решений, которые однажды уже оказались неэффективными, обеспечить более устойчивую связь и зависимость между объемами расходуемых средств и эффектами от их реализации. Инвестирования в разработку, обоснованные полученными новыми знаниями, ранее не применявшимися идеями в сфере технологий, способствуют реализации инновационных проектов.
Для экономики страны, комплекса или предприятия, не занимающего передовых позиций, инновация означает «обгонять, не догоняя», так как процесс приближения к мировому уровню называется модернизацией, а не инновацией. Понятие «инновация» не следует также смешивать с понятием «изобретение» или с простым улучшением (усовершенствованием) товаров и услуг. Важно, что в рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Классификация инноваций

По функциональной структуре выделяются два вида инноваций: технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы; в области организации и управления производством или другой деятельностью (пример соотношения технологических и управленческих инноваций представлен на рис. 1).
По новизне инновации оцениваются на основе технологических параметров, а также с рыночных позиций. Инновационный процесс можно представить в виде последовательно выполняемых этапов: исследования — разработка — процесс внедрения — получение результата (качественного улучшения).
Важной составляющей управления нововведениями является определение (оценка) эффективности инноваций, научно-технических и инновационных мероприятий, которое должно проводиться на каждом этапе инновационного процесса. Оценку эффективности инновационных проектов предлагается проводить с точки зрения их инвестиционной привлекательности по методике расчета экономической эффективности инновационного проекта. Оценка должна проводиться комплексно, учитывая все имеющиеся инвестиционные потоки.
Различные виды эффекта в зависимости от учитываемых результатов и затрат представлены в таблице 1.
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов: продолжительности инновационного периода; срока службы объекта инноваций; степени достоверности исходной информации; требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Данное отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но главное, нужно четко понять: эффективность в производстве — это всегда отношение. В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой — сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других, аналогичных по назначению вариантов инноваций.
Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
В настоящее время при выявлении нецелевого или неправомерно использования средств федерального бюджета применяются правовые нормы по возврату использованных средств, вплоть до уголовных мер. Для возврата государству неэффективно использованных средств законодательная основа отсутствует, поэтому организация — головной исполнитель — осуществляет перерасчет цены следующего этапа, снижая ее на сумму затрат, не подтвержденных первичными учетными документами. Учитывая, что суммы неэффективно использованных средств достигают значительных размеров, в целях повышения эффективности их использования рекомендуется предусмотреть обязательное проведение экспертизы затрат соисполнителей выполнения НИОКР организацией — головным исполнителем или приглашенными независимыми экспертами. Целесообразно предусматривать в цене контракта определенную сумму средств на проведение такой экспертизы НИОКР.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, могут и должны использоваться значительно более эффективно, что не может быть достигнуто исключительно ужесточением бюджетного контроля, а лежит на пути инициирования спроса оборонных предприятий на инновации, устранения иждивенческой мотивации и стимулирования реального новаторства.
Реальное рассмотрение параметрических зависимостей между объемом и структурой финансирования, способом отбора получателя денежных средств — участника программы ОПК в области разработки и изготовления приоритетных образцов ВВСТ — и эффективностью использования денежных средств на реализацию программных мероприятий, а также проведенное моделирование показало:

  • есть только два подхода к обеспечению эффективности выполнения программы: либо на этапе планирования закладывается полное ресурсное обеспечение потребностей программы и программные мероприятия полностью достигают цели при одновременной некоторой экономии средств, обусловленной отбором исполнителей мероприятий по критерию «цена», либо на заключительном этапе планирования объем ассигнований уменьшается, целевые ориентиры программы, не нарушая принципа приемлемости, незначительно снижаются, чтобы обеспечить их полное достижение при одновременном полном и эффективном расходовании ресурсов, распределяемых посредством конкурсных процедур по критерию «качество работ». Никакой компромисс неприемлем, так как ведет к резкому снижению эффективности выделяемых средств;
  • наивысшая эффективность расходования средств достигается при обеспечении оптимальной динамики финансирования по годам и периодам программы;
  • наращивание объема продаж ВВСТ не ведет к прямо пропорциональному повышению эффективности использования денежных средств, так как рост налоговых поступлений происходит с временным лагом и коэффициентом корреляции не более 0,8;
  • увеличение доли внебюджетных средств в структуре финансирования программы ведет к росту эффективности их использования вследствие роста ответственности за расходование средств и привнесение в программу общей более высокой эффективности, присущей частному предпринимательству;
  • привлечение кредитных средств в условиях высокой инфляции и недостаточной определенности с объемом закупаемых ВВСТ ведет к дополнительным издержкам государства в виде расходов по субсидированию процентных ставок и в связи с увеличением цены вооружений и военной техники. Снижение стоимости заемных средств и рост рентабельности предприятий ОПК позволят произвести замещение средств, инвестируемых из прибыли, заемными средствами, что сделает кредитные схемы финансирования программы эффективными.

Авторы:
Павел Кохно, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по науке Автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»
Алина Кохно, кандидат экономических наук, научный консультант Автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2021 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн