Сбит Су-24М. Наиболее подробная информация на момент 16.00 24.11 содержалась в опубликованных Генеральным штабом Турции данных радиолокационной проводки самолетов.

Причем эти данные (в части места падения самолета) близки с названными Президентом РФ Путиным В.В. (попадание в 1 км от границы, место падения – в 4 км на территории Сирии).

На основании этих данных нарушение воздушного пространства Турции было … не более двух десятков секунд полета. Да, возможно именно в эти секунды и была нажата кнопка пуска УР «воздух-воздух» (AIM-9M «Сайдвиндер», или, что вероятнее – AIM-120), однако ни о каком «оповещении и предупреждении цели», причем «10 раз» за эти два десятка секунд не могло быть и речи.

Здесь характерна официальная реакция Турции в письме в ООН, где указывалось что Су-24М «нарушил воздушное пространство Турции» на 17с, - т.е. ни о каком предупреждении и связи с Су-24М и речи быть не могло, а фактически речь идет о «сбитии из засады».

И соответственно главный вопрос сегодня - был ли пуск УР личной инициативной пилота турецкого F-16 или приказом сверху.

Однако в любом случае – попадание УР в Су-24М было над территорией Сирии.

С учетом того что катапультировавшийся пилот был добит на земле, эта ситуации приобретает очень скверный оборот для взаимоотношений Турции и России.

Жесткие заявления президентов двух стран последовали.

Вечером в официальном заявлении Генерального штаба ВС РФ была представлена официальная российская позиция по инциденту.

Сегодня в 10.24 мск. при выполнении боевого вылета над территорией Сирийской Арабской Республики истребителем турецких ВВС F-16 был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24м российских ВКС. Предположительно поражение было нанесено ракетой ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения.

Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано.

Попадание ракеты в самолет Су-24м произошло над территорией Сирии. Место падения самолета находится на сирийской территории в четырех километрах от границы. Экипаж самолета катапультировался. По предварительным данным один пилот погиб в воздухе от огня с земли.

По точным данным объективного контроля наш самолет границу с Турцией не пересекал.

А теперь выводы.

«Войны без потерь не бывает», и когда-то ЭТО должно было произойти. Однако хочется надеяться что произошедшее было все-таки случайностью а не преднамеренной провокацией, - и предвестником последующих грозных событий.

Война не терпит к себе поверхностного отношения. Сегодня по части возможностей «игры мускулами в воздухе» группировка ВВС Турции ощутимо превосходит группировку ВКС России в Сирии (наличие самолетов ДРЛО и новых УР «воздух-воздух» AIM-120 в боекомплекте). В этих условиях возникает вопрос о боевом обеспечении действий ударной авиации ВКС аналогично боевым действиям в Афганистане, когда наши штурмовики прикрывались истребителями МиГ-23МЛД.

Очевидно необходимо участие в операции наших самолетов ДРЛО и экстренное усиление вооружения наших истребителей ракетами Р-77 (аналог AIM-120). Сегодня они вынуждены решать задачи с давно устаревшими УР «воздух-воздух» Р-27, эффективность которых в современных условиях мала, вследствие чего наши Су-30СМ в Сирии значительно уступают по боевым возможностям турецким F-16 с УР AIM-120.

Пилоты были добиты на земле … При этом ряд вопросов возникает к организации проведения спасательной операции, в прикрытии работавших в районе Ми-8МТВ обозначилась только пара Ми-24П, что явно мало, с учетом обстановки и вероятного противодействия в районе. Возможно это привело и привело к потере одного Ми-8МТВ.

Очевидно необходимо, в возможных (с учетом обстановки) случаях:

  • нахождение в районе удара (в идеале – в «реалтайме») БПЛА для контроля и документирования результатов удара ,а при необходимости обеспечения информацией командования и сбитых летчиков об обстановке;
  • наличие постоянного оперативного резерва штурмовиков для решения внезапно возникших задач (в т.ч. обеспечения прикрытия эвакуации сбитых экипажей);
  • значительное усиление наряда прикрытия спасателей (боевые вертолеты и штурмовики);
  • обеспечение возможности проведения операции по спасению и ее прикрытию ночью и в сложных метеорологических условиях.

Мы на войне, и у нас нет другого выхода кроме как победить.

Пилоту – земля пухом …

По уточненной информации 25.11 штурман Су-24М спасен силами сирийской армии.

 

Обозреватель.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru