Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4(30) за 2017 г.

Алексей Леонков

В 1967 году новейший американский спутник-шпион КН-8 GAMBIT сделал снимки необычного летательного аппарата в акватории Каспийского моря. Эти фотографии давно ждали в Лэнгли (штаб-квартира ЦРУ), так как предыдущие, доставленные другим спутником-шпионом КН-4 (КН – Key Hole — «замочная скважина»), лишь выявили абрис объекта без деталей. Фотографии, сделанные «Гамбитом» с большим разрешением, позволили определить, что объект является самолётом-амфибией, но его необычная компоновка не укладывалась в известные схемы летательных аппаратов такого типа.

Что же увидели на снимках американские специалисты? Самолет-гигант имел в длину около 100 м при удивительно малом для такой махины размахе крыла — около 40 метров. К исследованиям подключили специалистов из НАСА. Те, изучив спутниковые снимки, заявили, что это все блеф русских: «Летающая лодка с крыльями на воде, что за бред? Быть такого не может! Это какой-то монстр, а не самолёт. Ничего подобного с уровнем современных технологий создать нельзя». Таков был их вердикт, и лишь только три инженера НАСА открыто заявили, что в России разработан уникальный вид вооружений, который впоследствии назвали — экраноплан. Вскоре в авторитетном английском военном журнале Jane’s Intelligence Revue была опубликована статья, в которой, в частности говорилось: «Эксперты предполагают, что крылья этого секретного аппарата создают такую подъемную силу, что ее хватает на подъем до высоты крейсирования (9–10 м) над уровнем аэродинамического экрана поверхности».
Такое экспертное мнение привело к тому, что акватория Каспийского моря надолго стала зоной пристального наблюдения американских спутников-шпионов, которые регулярно поставляли новые факты о ходе испытаний «Каспийского монстра», так его стали называть во многих зарубежных источниках СМИ.
Каспий снова привлёк к себе внимание Пентагона в 1989 году, когда над гладью моря совершил свой первый полёт экраноплан с ракетными пусковыми комплексами. К изучению возможной угрозы от неизвестного летательного аппарата были подключены все силы воздушной и космической разведки США. Вскоре были получены первые данные, согласно которым «Utka» (так именовали американцы новый экраноплан «Лунь») мог двигаться со скоростью около 500 км/час и совершать перелёты на расстояние в 2000 километров. Если такие экранопланы появятся в составе эскадр Тихоокеанского или Северного флотов СССР, то авианосные соединения флота США столкнутся с новыми угрозами, поскольку такой аппарат почти не видим для морских радаров при полёте на высотах ниже 10 метров.
Установленный комплекс противокорабельных ракет «Москит» (ЗМ-80Е), состоящий из шести пусковых установок, мог стать опасным для любого авианосца или крупного корабля.
Главнокомандующему ВМС США Фрэнку Кэлсо (Frank B. Kelso II) на стол которому лег доклад ЦРУ о новом сверхсекретном оружии, было над чем поразмышлять. Русские планировали создать восемь таких аппаратов и, скорее всего, они распределят их поровну между Северным и Тихоокеанским флотами. Четыре экраноплана с 24-мя ПКР «Москит» невидимые для радаров и, соответственно, неуязвимые для оружия — это фатальный квартет не только для авианосной ударной группы (АУГ), но и для авианосного ударного соединения (АУС). С учётом того, что русские уже создали 11-ю отдельную авигруппу из четырёх десантных экранопланов «Орленок» (грузоподъемность — до 200 пехотинцев или 2 БТР) и провели с ними военные учения, — возникал классический русский вопрос: что со всем этим делать?
Разработка новой тактики по обнаружению и уничтожению экранопланов потребует привлечение сил и средств. Не ясно, кто и что будет выступать в качестве «экраноплана русских» для отработки этой тактики на учениях, так как ничего подобного военно-промышленный комплекс (ВПК) США не создавал и не планировал создавать. Держать постоянно в воздухе звено F-15 с ракетами, но с какими? С комплектом из ракет «Sea Sparrow», которые могут сбивать воздушные цели на высотах 6 метров с 40 килограммовой осколочно-фугасной боеголовкой и дальностью полёта в 10 километров? Или все-таки уничтожить экраноплан проверенными «Гарпунами», обстреляв его с кораблей и самолётов? Но вот незадача — экраноплан не медлительный корабль, идущий со скоростью 40–45 км/час, а скоростной ударный ракетный комплекс способный запускать свои ПКР сходу на высотах полёта в 1–5 метров и с дальности 100–150 километров.
От поиска непростых решений командование ВМС США спас распад СССР и прекращение работ по дальнейшему строительству экранопланов-ракетоносцев проекта 903 «Лунь». Единственный экземпляр экранаплана «Лунь», испытанного с боевыми стрельбами (1990 г.), сейчас доживает свой век на территории завода «ДагДизель» (входит в холдинг «КТРВ»).
Есть ли перспективы для данной военной техники в современных боевых операциях армии и флота? Давайте разберемся.
Попытки реанимировать проект боевых экранопланов периодически предпринимаются с 2001 года. На стол руководству Министерства обороны и командованию ВМФ России регулярно попадают докладные записки с обоснованием необходимости данных изделий для ВМФ России.
Вердикт по последней докладной (2011 г.) звучал примерно так: «Экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым». Сильный аргумент, в переводе на русский звучит как — «у ВМФ и ВКС много других неотложных и приоритетных задач».
Чтобы не искать виноватых и некомпетентных, попробуем взвесить все аргументы «за» и «против», то есть достоинства и недостатки экранопланов.
К достоинствам экранопланов обычно относят:

  • высокую живучесть: они гораздо безопаснее обычных самолётов, так как в случае обнаружения неисправности в полёте экраноплан может сесть на воду даже при сильном волнении моря или океана. Неисправность одного–двух двигателей зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы;
  • высокую скорость полёта от 400 до 600 км/ч и более над морскими и океанскими акваториями. Экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят боевые корабли на воздушной подушке и на подводных крыльях;
  • малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте от 1 до 10 метров;
  • многофункциональность и многозадачность. Экранопланы могут быть авианесущими, противолодочными, противоракетными, десантными;
  • невосприимчивость к противокорабельным минам, торпедам и ракетам. Специфического оружия против экранопланов не существует до сих пор;
  • безаэродромность — для взлёта и посадки им нужна не взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория. Для экранопланов важен относительно ровный тип подстилающей поверхности, обеспечивающей создание эффекта экрана — они могут перемещаться над водной гладью, льдами, снежной равниной, над равнинным бездорожьем, тундрой и т. д.

Характерными недостатками экранопланов являются:

  • низкая маневренность, поскольку экраноплан, как и самолет, для изменения направления движения должен создавать центростремительную силу, единственным источником которой является крыло. При малой высоте полета угол возможного крена очень мал, а радиус поворота слишком велик;
  • слабая защита экраноплана. На экраноплане «Лунь» в качестве комплекса обороны была установлена спаренная авиационная пушка ГШ-23;
  • экраноплан не может лететь над неровной поверхностью;
  • управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков (сейчас в России есть всего 4 сертифицированных пилота экранопланов, из которых двое подготовленные в советское время испытатели, подготовка новых пилотов не ведется).
  • полет экраноплана хоть и связан с меньшими энергетическими затратами, но процедура старта требует большей тяговооружённости. Применение дополнительных стартовых двигателей, не задействованных на маршевом режиме, либо особых стартовых режимов для основных двигателей — ведёт к дополнительному расходу топлива.

Группа экранопланов во время боевых испытаний

Внимательное изучение «недостатков» позволяет сделать вывод, что основной проблемой являются маломощные и прожорливые двигатели, слабая защита, а также несовершенство систем управления и конструкций экранопланов. Все эти трудности устраняются грамотными инженерно-конструкторскими решениями. Технологии создания летательных аппаратов, системы управления полёта, конструкции двигателей сейчас на порядок стали лучше, чем в 90-х годах прошлого века. Появились новые комплексы ПВО и бортовые комплексы обороны (Президент-С, Хибины и т. д.) Единственным неустранимым недостатком пока является полет над неровной поверхностью. Но так ли это?
Малоизвестный факт, полученный во время штатных полетов экраноплана С-21 «Орлёнок» говорит об обратном. Во время полетов в 1983–1984 годах экипаж С-21 смог кратковременно (20–30 минут) поднять экраноплан на высоту 450 метров. При этом экипажем было отмечено, что «экраноплан, на такой высоте плохо слушается рулей. Особенно элерон-закрылков совершенно неустойчив в горизонтальном полете, из-за угрозы сваливания на бок или в штопор. Летчику приходится постоянно «бороться» и парировать рулями все отклонения и возмущения»
Автоматическое парирование возмущений на режим полёта посредством систем автоматического управления (САУ) уже как 30 лет широко применяется в гражданской и военной авиации. Таким образом, установка на экраноплане такой САУ под управлением БЦВМ может сделать кратковременный полет на больших высотах более безопасным и, следовательно, решит проблему «полета над неровной поверхностью». Это же решение частично упростит и сам процесс пилотирования, тем самым уберет «специфичность навыков» управления экранопланом. Если американцы смогли решить подобную задачу на F-117 еще в 80-х годах прошлого века, то наши конструкторы это смогут сделать и сейчас.

Экранопланы за рубежом

Еще одним доказательством того, что экранопланы — не «тупиковая ветвь» технического прогресса, является то, что разработки по созданию самолётов с экранным эффектом полёта ведутся более десятком стран, такими как Китай, США, Южная Корея, Германия, Канада, Иран, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур.
К настоящему времени за рубежом построено более 50 экспериментальных и мелкосерийных образцов экранопланов. Множество опытных образцов экранопланов разработано в Китае. Согласно данным Шанхайского Инженерно-строительного университета, в 2016–2018 гг. на регулярные транспортные перевозки в КНР планируется вывести более 200 экранопланов. С 2007 года действует программа разработки и запуска серийного производства крупных экранопланов в Южной Корее, на реализацию которой выделено 2,5 млрд долларов.
Иран, в отличие от других стран, сосредоточился на производстве экранопланов военного назначения. В 2010 году вооруженные силы страны получили первые три эскадрильи одноместных аппаратов Bavar-2. Иранский экраноплан оснащен пулеметом, прибором ночного видения, а также оборудованием для разведки местности. С борта экраноплана можно вести разведку и пересылать в режиме реального времени снимки местности и другие разведданные.
В США в начале 1990-х годов специалисты, изучив опыт СССР, пришли к выводу о значительном отставании США в области создания экранопланов. Конгресс США создал специальную комиссию для выработки концепции и рекомендаций по разработке экранопланов. В дальнейшем компания Boeing разработала концепцию экранолета (проект «Пеликан» — Boeing Pelican ULTRA — Ultra Large TRansport Aircraft) для стратегических перебросок воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов. В соответствии с проектом длина фюзеляжа экранолета должна составить 152 метра и размах крыла — 106 метров. При движении на высоте 6 метров над поверхностью океана «Пеликан» будет перевозить до 1400 тонн груза (20 танков «Абрамс» или 3000 солдат) на расстояние более 12 000–16 000 километров. Планировалась возможность полёта и на обычных для самолетов высотах (до 6000 метров), а также посадка на бетонную ВВП, для этого запланировали установку шасси с 76 колесами.
В 2002 году компания Boeing начала готовить технический проект Pelican ULTRA. К концу десятилетия планировалось провести ряд важных предварительных испытаний, а к 2015 году построить опытный образец транспортной машины. Первые серийные «Пеликаны» должны были поступить в эксплуатацию в 2020–2025 годах. Однако в том же 2002 году, после нескольких многообещающих пресс-релизов и хвалебных статей в прессе, сведения о новом смелом проекте перестали поступать.
Сегодня в составе одной бронетанковой дивизии США может быть более 300 семидесятитонных танков «Абрамс», но даже огромный транспортник «C-5 Гэлакси» может взять на борт лишь два таких танка. В 2016 году в зарубежных специальных СМИ широко обсуждалась проблема экстренной переброски войск США в Прибалтику, в итоге самолётные перевозки были признаны неприемлемыми, а железнодорожные — медленными. Появление в составе USAF эскадрильи из 14 экранопланов Pelican ULTRA может решить задачу переброски бронетанковой дивизии США в любую точку планеты не более чем за 96 часов.

Экранопланы в России

В России работы по созданию экранопланов были начаты в 50-х годах прошлого века по инициативе и под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева. В период с 1960 по 1985 годы было испытано около 10 самоходных моделей, созданы тяжёлые экранопланы «КМ» (корабль-макет, получивший за рубежом наименование «Каспийский Монстр»), ракетный экраноплан «Лунь», построена серия десантных экранопланов «Орлёнок», заложен и практически построен экраноплан «Спасатель».

Разработчик советских экранопланов Ростислав Алексеев

В 1995 году Государственная Дума рассмотрела проблемы экранопланостроения и даже приняла решение о его дальнейшем развитии, но дальше слов дело не пошло. В 2006 году на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, которое состоялось 12 сентября в Нижнем Новгороде, Сергей Иванов охарактеризовал состояние отечественного скоростного водного транспорта, который когда-то был лучшим в мире, как критическое. После этого совещания в проекте Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы появилось программное мероприятие, предусматривающее разработку концептуальных проектов высокоскоростных судов и судов-экранопланов.
В рамках этой ФЦП с 2009 года Департаментом судостроительной промышленности и морской техники проведено 11 НИР и НИОКР по экранопланной тематике, в настоящее время завершён проект по созданию экспериментального образца экраноплана для проверки его возможностей при поисково-спасательных работах на Крайнем Севере.
ООО «Экранопланостроительное объединение «Орион» ведётся работы по экспериментальному образцу 14-тонного экраноплана. ООО «Небо+Море» по договору с Правительством Республики Саха (Якутия) испытывает высокоскоростную амфибию «Буревестник-24» на р. Лена. ООО «АТТК-Инвест» разработывает экраноплан «Акваглайд-30» и транспортно-амфибийные платформы различной размерности. Ведутся работы по гражданской тематике экранопланов и в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Есть разработки малых экранопланов в Тобольске, Братске, Казани, Нижнем Новгороде. Всё это говорит о том, что интерес к возрождению экранопланостроения в России растёт.

Актуальные задачи для экранопланов

Россия активно осваивает арктические территории, открывает новые газовые месторождения, строит атомные ледоколы и готовится создать транспортную инфраструктуру торгового маршрута в рамках проекта «Новый великий шелковый путь» (НВШП). В 2016 году МО РФ создало за Полярным кругом новую военную базу «Трилистник», которая будет выполнять задачи по охране северных рубежей, а также обеспечивать безопасное судоходство для проекта НВШП. Северный морской путь (СМП) — это тысячи километров водной артерии вдоль малонаселённого побережья. Частично, от Мурманска до Новой Земли, эту акваторию должны контролировать корабли Северного флота, остальную, вдвое большую по протяженности, войска ЦВО. К 2020 году все северное небо будет закрыто сплошным радиолокационным полем. Но как быть с морскими средствами нападения? С подводными лодками типа «Огайо», которые несут по 154 крылатые ракеты «Томагавк», РЛС вряд ли справятся.
Организация круглосуточного сплошного мониторинга силами авиации и беспилотных аппаратов дело затратное. К тому же на СМП могут возникнуть и иные задачи, такие как поисково-спасательные, эвакуационные и патрульные. Снабжение базы «Трилистник», ротация военнослужащих, обеспечение жизнедеятельности многочисленных пунктов базирования РЛС и комплексов ПВО, специальные операции — все эти задачи могут успешно решать и экранопланы. Кстати, использование экранопланов в условиях низких температур было отработано при создании и эксплуатации экранопланов для ВМФ ещё во времена СССР.
Проект создания экранопланов можно сделать прибыльным, если их привлечь к основным грузоперевозкам на СМП. Расчеты показывают, что для перевозки 50 миллионов тонн, а потребность в таких объемах может возникнуть уже к 2020 году, на линии Мурманск — Шанхай необходимо 90–100 судов дедвейтом 65 тысяч тонн. При этом переход по СМП со средней скоростью 13,4 узла занимает около 23 суток. Доставка аналогичного груза тяжелыми экранопланами со скоростью 324 узла (600 километров в час) не превысит 1–2 суток, к тому же экранопланам не нужны ледоколы. Потенциальный спрос на перевозки по этому пути превышает 650 миллионов тонн — столько грузов проходит сейчас по Суэцкому каналу.

Перспективы

Основное конструкторское решение проекта будущего экраноплана — это унификация специализированных однотипных грузовых помещений внутри центроплана для гражданских целей, а для военных целей — модульность надстроек систем вооружения, систем связи и бортовых РЛС.
Научно-технический потенциал по экранопланам в России пока не утрачен, Ассоциация «Экраноплан» и ЦКБ им. Р. Е. Алексеева — сохранили и даже преумножили его. Поэтому у России есть реальная возможность воссоздать этот вид всесезонного транспортного средства двойного назначения. Обладая амфибийными качествами, то есть возможностью самостоятельного выхода на берег, он позволит высокоэффективно со скоростями, приближающимися к авиационным (до 600 км/ч), и с высоким уровнем безопасности перевозить пассажиров и грузы на малых экранных высотах в условиях водной, земной, ледовой и заснеженной поверхности. Помимо этого боевые экранопланы могут стать составной частью морской обороны просторов Северно-Ледовитого и Тихого океанов. 


Ассоциация «Экраноплан» создана 28 января 2010 года. Руководитель — Варакосов Юрий Геннадьевич. Её основу составили 3 организации, сегодня в неё входит 17 компаний различной специализации. Это компании, создающие проекты гражданских экранопланов, двигательно-движительные комплексы, новую высокотехнологичную бортовую «начинку», высокоскоростные катера и другую продукцию из композитных материалов. Основными задачами Ассоциации являются: содействие социально-экономическому развитию этих и других компаний, участвующих в создании, серийном производстве, эксплуатации, ремонте экранопланов; содействие в выработке единой научно-технической стратегии, в разработке новых технологий и ряд других задач, основная направленность которых — активизировать развитие экранопланостроения в России, а также внедрить экранопланы в транспортную и оборонную системы страны.

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru