Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (42) за 2019 г.

Алексей Леонков, военный эксперт

Появление новинок российского авиапрома, будь то беспилотник или истребитель, всегда вызывает волну критики со стороны СМИ стран НАТО и США. Такая критика отнюдь не связана с «русофобией», как предполагают некоторые российские эксперты. Это публичное отражение жесточайшей конкурентной борьбы за мировые рынки вооружения, один из фронтов ведущейся негодными средствами информационной войны против России, как главного препятствия на пути США и Запада к мировому доминированию. Корни этой критики уходят во времена Холодной войны, когда появление новых образцов вооружений у противоборствующих СССР и США сопровождалось публикациями как в закрытых, так и в открытых источниках информации.

Наглядным примером информационной войны стала в свое время критика самолетов 4 поколения — Су-27 и МиГ-29. Особенно остро она звучала на фоне победных реляций стран НАТО, ведущих военную компанию против Ирака в 1991–1993 годах. Однако, после того как гордость американских ВВС самолет-невидимка F-117 был сбит в Ираке поток дезинформации, мешавший заключению контрактов на поставку наших самолетов в Индию и Малайзию, пошел на спад.
В настоящее время одним из главных объектов информационных атак стала новинка российского авиапрома — самолет пятого поколения Су-57. Главным аргументом в этих «обвинениях и разоблачениях» является утверждение экспертов из США, что наш самолет не соответствует требованиям, по которым определяется принадлежность к самолетам пятого поколения. Так ли это? Разберемся.
Начнем именно с критериев, по которым судят об этой принадлежности. В США эти требования сведены к пяти ключевым признакам:

  • малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (stealth);
  • высокая маневренность;
  • возможность взлета с коротким разбегом;
  • передовая авионика;
  • многофункциональность (возможность поражать воздушные, наземные и надводные цели);
  • сетецентричность, то есть интеграция в единую боевую сеть (концепция «боевого облака»).

Очевидно, что США делают ставку на бортовую электронику и технологию stealth, которые позволят самолетам 5 поколения применять весь арсенал авиационного вооружения с минимальным ущербом для самого носителя.
Видимо поэтому начиненные электроникой самолеты, обладающие многофункциональностью и отнюдь не выдающейся маневренностью, оказались одними из самих дорогих самолетов в мире.
В России требования к самолетам пятого поколения были частично схожи с американскими, например, снижение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, но в то же время имели свои отличия:

  • наличие информационной системы сферического обзора, работающей как в пассивном, так и в активном режимах, которая совместно с комплексами БКО и РЭБ обеспечивает пилота информацией для принятия решений с автоматизацией процессов целеуказания, применения средств вооружения и обороны;
  • полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманевренность;
  • автоматизация управления бортовыми информационными и исполнительными системами;
  • автоматизированная система управления на уровне решения тактических задач с режимом поддержки принятия решений («электронный пилот»).

В настоящее время американским критериям отвечают только два самолета — F-22 и F-35, стоящие на вооружении ВВС США, что не удивительно: организаторы, жюри и участники этого «рейтинга» представляют одну страну. При этом F-35 по партнерской программе JSF/F-35 поставляется в следующие страны: Израиль, Великобританию, Италию, Нидерланды, Канаду, Турцию, Австралию, Норвегию и Данию.

Очевидность или невероятность самолетов США

Безусловно, в серийном производстве самолетов пятого поколения лидерами стали США — первый серийный самолет F-22 поступил на военную авиабазу «Неллис» (Nellis Air Force Base) в середине января 2003 года. Появление этого самолета получило соответствующую информационную поддержку. Он был представлен публике как летательный аппарат, не имеющий аналогов, способный преодолевать ПВО и поражать любые цели вероятного противника, благодаря обновленной технологии stealth.
Стоит отметить тот факт, что в США до сих пор уверены в безупречности этой технологии. В июне 2019 года американское издание The National Interest опубликовало статью Stealth vs. Russia: U.S. F-22s and F-35s vs. Russia’s S-300 and S-400 (Who Wins?) ведущих экспертов Дэйва Маджумдара и Майка Кофмана, в которой авторы усомнились в том, что российские ЗРС способны сбивать американские самолеты-невидимки.

«Россия испробовала ряд различных методов, чтобы победить технологии стелс. Среди них — попытка создать тесную интегрированную сеть противовоздушной обороны с несколькими радарами, пытающимися смотреть на один и тот же самолет с разных направлений, но насколько эффективными были эти усилия, остается открытым вопросом».
Редакция журнала Арсенал Отечества ранее подробно рассмотрела американскую технологию stealth в статье «Сказание о stealth» опубликованной в № 2 (28) за 2017 г. Выводы были не в пользу этой технологии.
До появления технологии stealth тенденция развития американской боевой авиации по итогам войны во Вьетнаме была сформулирована в следующем утверждении: «Истребители 3-го поколения – обладают ограниченной манёвренностью, 4-го поколения – более высокой манёвренностью, а 5-го поколения - очень высокой манёвренностью». На основе этого утверждения и для оценки манёвренности американцы разработали специальный критерий оценки (критерий манёвренности, ССР), основанный на статистической зависимости вероятности победы истребителя в ближнем воздушном бою от основных показателей его манёвренности. «Сравнительная оценка возможности вести ближний бой по этому критерию выглядит так: для самолетов 4-го поколения его величина находится в пределах от 60–100 до 160–220, а для истребителей 5-го поколения значение ССР находится на уровне 250–310. Самолет Y/F-22, ставший потом F-22 Raptor, сначала создавался с уровнем ССР не менее 300. Однако затем американцы понизили этот критерий до значения 180, посчитав, что воздушный бой будет проходить на средних дистанциях, а развитие ракет класса «воздух-воздух» с лихвой компенсирует снижение маневренности. К тому же использование технологии stealth значительно повысит боевую эффективность самолета. Кстати, показатель ССР у самолета F-35 составляет всего 100–120.
Такой подход привел к тому, что помимо маневренности отказались от режима сверхзвуковой крейсерской скорости — и F-35, и F-22 разгоняются до сверхзвука только на форсаже. Причем, форсаж у F-35 менее длителен, чем у F-22.
Как известно, в современном воздушном бою пилоту истребителя жизненно важно знать всю окружающую воздушную и наземную обстановку для того, чтобы одновременно решать задачи атаки намеченных целей, предпринимать меры обороны от атакующих средств ПВО, самолетов и ракет класса «воздух-воздух». Наличие бортовой РЛС, систем БКО и РЭБ значительно упрощают выполнение этих задач.
Такие задачи, с точки зрения экспертов из США, должно решать оборудование, соответствующее критериям оценки «передовая авионика» и концепции «боевого облака», что реализовано в самолетах F-22 и F-35.

На F-22 стоит только бортовая РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Отсутствие бортовых комплексов РЭБ должно компенсироваться получением тактических данных по командной линии Link16 JTIDS от наземных и воздушных комплексов разведки. На основе этих данных пилот может выстроить тактику воздушной операции, оставаясь невидимым для радаров ПВО, поскольку Link16 работает в пассивном режиме (только на прием).
Истребитель F-35, в отличие от F-22, помимо бортовой РЛС AN/APG-81 получил электронно-оптическую систему целеуказания AN/AAQ-37, всенаправленную инфракрасную камеру высокого разрешения AAQ-40, станцию радиоэлектронных помех AN/ASQ-239 и нашлемную систему целеуказания и индикации HMDS. Такое оснащение, безусловно, делает F-35 более «вооруженным» по сравнению с F-22 Raptor. Однако бесконечные проблемы с электронным оборудованием, о которых сообщают американские СМИ, вынуждают подозревать, что возможности БРЭО F-35 во многом остаются декларацией.
Помимо этого, самолеты F-22 и F-35 различаются по количеству носимого арсенала авиационного вооружения, который они могут размещать в своих отсеках, не увеличивая показатели эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) и поэтому оставаясь «невидимыми» для РЛС противника. Отсеки F-22 вмещают в 1,5 раза больше авиационного вооружения, чем F-35.
По совокупности признаков американские F-22 и F-35 действительно относятся к самолетам пятого поколения, но с одной оговоркой — они создавались для обеспечения превосходства над противником, имеющим ограниченное количество комплексов ПВО и авиации ВВС предыдущего технологического поколения. В межвидовых операциях, когда в воздушном пространстве одновременно действуют современные комплексы ПВО и РЭБ, интегрированные с боевой авиацией, оснащенной бортовым комплексом обороны (БКО) и РЭБ, технологические возможности, заложенные при создании самолетов F-22 иF-35, могут быть полностью или в значительной степени нейтрализованы.

Технологический прорыв Китая

Авиационная промышленность Китая возникла не только благодаря технической помощи из СССР, но и вследствие гибкой политики руководства КНР в военно-техническом сотрудничестве с Россией и другими странами, в том числе входящими в блок НАТО. Поэтому в разработках самолетов пятого поколения можно проследить некое смешение технических и технологических подходов различных школ авиастроения.
В настоящее время Китай работает сразу над двумя проектами истребителя пятого поколения. Первым 11 января 2011 года поднялся в воздух прототип истребителя J-20, изготовленный авиационной промышленной корпорацией Chengdu Aircraft Industry Group. Истребитель имеет общие черты с российским прототипом истребителя пятого поколения МиГ 1.44 и американскими F-22 и F-35. Несмотря на «сходство», это чисто национальная разработка, созданная китайскими инженерами и конструкторами на основе комплектующих, выпускаемых предприятиями военно-промышленного комплекса КНР. Главной особенностью одноместного двухмоторного самолета J-20 являются массо-габаритные параметры планера больше всех существующих истребителей.
31 октября 2012 года выполнил первый полет прототип истребителя J-31. Его разработала корпорация Shenyang Aircraft Corporation. Самолет также использует компоновку и, возможно, stealth покрытие, обеспечивающие пониженную радиолокационную заметность. Такое предположение озвучили американские СМИ, сославшись на данные американского центра воздушной и космической разведки (NASIC). По мнению издания Associated Press, китайские специалисты получили доступ к американскому ноу-хау в марте 1999 года, когда в Югославии был сбит истребитель F-117 Nighthawk. Однако, эти версии представители командования НОАК отвергали не раз, указывая на то, что развитие технологий в ВПК КНР позволяет получить такую технологию без заимствования из-за рубежа.
До сих пор официально не сообщалось, является ли J-31 конкурентом J-20 или самостоятельным проектом более легкого истребителя пятого поколения. Есть данные о выполнении взлетов и посадок третьего летного образца J-31 на китайский авианосец «Ляонин». Возможно, этот самолет будет использоваться исключительно как палубный истребитель. Помимо этого, на выставке China Airshow в 2014 году сообщалось об экспортном варианте J-31. Согласно данным журнала Jane’s, правительство Пакистана планирует приобрести от 30 до 40 таких самолетов для своих ВВС.
Тактико-технические характеристики J-20 и J-31 китайские разработчики до сих пор не раскрывали.

Пятое поколение из России

История разработки самолетов пятого поколения началась в 90-х годах прошлого века, когда 30 ЦНИИ ВВС и командование ВВС СССР определили технические требования к перспективным самолетам фронтовой авиации. К работам над новым поколением приступили специалисты КБ Микояна и КБ Сухого. В 1994 году КБ Микояна создало прототип — самолет МиГ 1.44, который из-за недостаточного финансирования так и не смог отработать программу испытаний. В 1997 году в КБ Сухого подняли в воздух самолет Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла. Несмотря на такое инновационное решение, «Беркут» не стал прототипом пятого поколения. Однако на нем были тестированы технологии, которые легли в основу перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

К работе удалось вернуться только в 2002 году, а в 2004 году появился эскизный проект и первый макет самолета ПАК ФА. Первые опытные экземпляры Т-50 (рабочее название ПАК ФА) начали собирать в Комсомольске-на-Амуре в 2007 году. Первый полет опытного самолета Т-50–1 был осуществлен 29 января 2010 года. Его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан. На этом самолете были установлены два двигателя АЛ-41Ф1 (изделие 117) созданные в холдинге ОДК (входит в состав Госкорпорации «Ростех») на основе двигателей АЛ-41Ф1С (изделие 117С) для серийного Су-35 (многофункциональный истребитель поколения 4++). В декабре 2017 года Т-50–10 совершил первый полет с двигателями второго этапа (изделие 30), которые после завершения летных испытаний войдут в окончательную комплектацию самолета Су-57 (такое название было присвоено самолету в августе 2017 года).
При создании двигателя были применены новейшие технологии и материалы, которые позволили достичь технических требований к силовой установке пятого поколения. Увеличение удельной тяги силовой установки придает самолету бóльшую сверхзвуковую крейсерскую скорость, а за счет уменьшения удельного расхода топлива улучшена экономичность. Двигатель второго этапа для Су-57 создается в кооперации всех конструкторских бюро ОДК, а головным разработчиком является Опытно-конструкторское бюро им. А. М. Люльки.
Головным предприятием по созданию радиоэлектронной системы для Су-57 является Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) им. В. В. Тихомирова (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей»). Радары этого предприятия установлены на 70% закупаемых боевых истребителей. «Для истребителя пятого поколения мы делаем довольно большой «кусок» — многофункциональную радиоэлектронную систему с активными фазированными антенными решетками (АФАР). Серия полетов подтвердила возможность достижения заданных характеристик в основных режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», что свидетельствует о хорошем научно-техническом заделе разработки» — так охарактеризовал вклад предприятия Генеральный директор НИИП им. В. В. Тихомирова Юрий Белый.
Безусловно, создание Су-57 стало возможно благодаря широкой кооперации предприятий, входящих в Госкорпорацию «Ростех» и ведущих холдингов ОПК России. Поэтому в самолете использованы лучшие разработки, которые отвечают строгим требованиям заказчика — Министерства обороны России.
Действительно, Су-57 обладает рядом боевых свойств, которые отличают его от авиационных комплексов предыдущих поколений. Благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазоне он получил возможность действовать скрытно, в том числе при работе бортового комплекса вооружения. Комплекс бортового электронного оборудования и комплекс авиационного вооружения Су-57 отличаются высокой помехозащищенностью, в том числе при взаимодействии с автоматизированными системами управления различных родов войск (АСУВ). Будучи интегрированным в контуры АСУВ, самолет становится информационной единицей боевого управления, которая способной передавать и принимать данные в едином информационном пространстве по защищенным каналам связи.
Су-57 оснащен принципиально новым комплексом бортового оборудования, выполняющим функцию «электронного пилота». Этот комплекс построен с использованием современных информационных технологий, резервированных многопроцессорных вычислительных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена. Он выполняет функцию, так называемой, гипотезной обработки информации обзорно-прицельных систем и оказывает интеллектуальную поддержку летчика при решении задач боевого применения в критически сложных условиях современного воздушного боя. Это в значительной степени снижает нагрузку на пилота и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.
Помимо этого, на борту Су-57 установлено несколько РЛС, которые позволяют летчику видеть окружающую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолета, а для обнаружения воздушных целей с низкой ЭПР в передней полусфере на самолете стоит оптико-электронная локационная система. Благодаря такой компоновке Су-57 обладает возможностью всенаправленного (полносферного) и многоканального применения современного и перспективного авиационного вооружения.
За оборону самолета отвечает встроенное БКО и аппаратура РЭБ, которые эффективно отражают атаки зенитных ракет и управляемых ракет класса «воздух-воздух» (УРВВ). Су-57 превосходит самолеты поколения 4++ в автоматизации боевого применения, многофункциональности, а также сверхзвуковой маневренности (по критерию ССР на уровне 310–320).
В мае 2019 года президент России Владимир Путин, проводя совещание по оборонной тематике, заявил: «Мы сделали акцент на разработке и выпуске современных летательных аппаратов, которые определят боевой потенциал российской военной авиации на ближайшие десятилетия. На завершающем этапе государственных испытаний находятся многоцелевые истребители Су-35С и Су-57. Эти машины обладают уникальными характеристиками и являются лучшими в мире.»
Высоко оценили Су-57 независимые американские военные эксперты. В частности, ему был посвящен большой аналитический материал в журнале The National Interest, опубликованный в 2014 году под заголовком The Russian Air Force’s Super Weapon: Beware the PAK-FA Stealth Fighter («Супероружие ВВС России: остерегайтесь stealth-истребителя ПАК ФА»): «Анализ характеристик ПАК ФА, с которыми я смог познакомится, позволяет говорить о довольно сложном проекте, который, по крайней мере, такой же, а по некоторым показателям даже превосходит американские самолеты пятого поколения, — сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула в интервью журналу. — В сравнении с F-35 он, безусловно, имеет большую маневренность благодаря управляемому вектору тяги и полностью подвижному хвостовому оперению, а также отличной аэродинамике».
Однако, глава ВВС США генерал Марк Уэлш (2012–2016) был настроен серьезнее, заявив The National Interest: «Россия и Китай являются двумя хорошими примерами стран, которые стремительно сокращают разрыв с нами во многих областях. Их истребители через три–пять лет будут иметь те же возможности, какими мы располагаем в настоящее время». Уэлш также высказал сомнения в том, что Россия обладает необходимыми stealth-технологиями, обеспечивающими незаметность, а также радаром с АФАР, обладающим такими же характеристиками, как американские аналоги. Кроме того, глава ВВС США заявил, что при создании ПАК ФА не использовалась идеология «боевого облака» (combat cloud), примененная при разработке F-22 и F-35. Сегодня можно констатировать, что опасения одних американских генералов сбылись, а сомнения других — провалились.
Опыт применения Су-57 в Сирии подтвердил характеристики самолета. ПАО «ОАК» и предприятия кооперации «Ростех» проделали огромную работу по выводу ТТХ на уровень требований Минобороны и подготовке серийного производства Су-57. И это дало свои плоды.
15 мая 2019 года на совещании по оборонной тематике Владимир Путин поставил задачу: «Необходимо к 2028 году полностью перевооружить три авиационных полка Воздушно-космических сил перспективными авиационными комплексами пятого поколения Су-57 Уже в ближайшее время будет заключен контракт на комплексную поставку 76 таких истребителей, оснащенных современными авиационными средствами поражения и обеспеченных необходимой наземной инфраструктурой». И 27 июня 2019 года в ходе Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019» был подписан контракт между Минобороны и компанией «Сухой» на поставку партии в 76 Су-57.
Ранее, 24 октября 2018 года Президент РФ подписал указ о передаче ПАО «ОАК» в состав Госкорпорации «Ростех». Такое решение было принято не только в интересах обеспечения выпуска гражданских самолетов, но и безусловного выполнения программ создания и серийного производства авиационных комплексов для Вооруженных Сил РФ.
Рождение и становление российского самолета пятого поколения Су-57 стало возможным благодаря широкой кооперации предприятий ОПК на основе мощного научно-технического задела, созданного советскими и российскими учеными и конструкторами. 

 

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2019 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
10 800 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн