Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 за 2012 г.

Одной из наиболее значимых проблем в организации боевой подготовки является то, что на сегодняшний день мы имеем систему, в которой все соединения Сухопутных войск начинают учебный год в один день (1 декабря). По этой причине происходит неравномерная загруженность полевой учебно-материальной базы. Учебные тактические поля общевойсковых полигонов большую часть времени в учебном году не задействованы. К моменту завершения слаживания батальонов (дивизионов) все соединения подходят одновременно, а общевойсковые полигоны не могут полностью удовлетворить потребность соединений в учебных тактических полях для проведения батальонных тактических учений. Командующие объединениями, командиры соединений вынуждены идти на упрощения и проводить учения на тренировочных комплексах соединений, которые в большинстве своем не позволяют создать необходимую тактическую обстановку для отработки современных форм и способов тактических действий подразделений.

В условиях годичного срока службы по призыву, когда в войска поступают современные вооружение и военная техника, требуется достичь натренированности военнослужащих в соответствии со своими функциональными обязанностями в короткие сроки. Применение для решения этой задачи штатных средств вооружения и военной техники приводит к значительным затратам (расход горюче-смазочных материалов и боеприпасов), ускоренному расходованию ресурса. Учебно-тренировочные средства, имеющиеся в войсках на сегодняшний день, обеспечивают только проведение одиночной подготовки специалистов, в основном механиков-водителей различных боевых машин, и максимум — обучение слаженным действиям командира боевой машины и наводчика (наводчика-оператора) при выполнении огневых задач. Эти средства не позволяют решать весь спектр задач, возлагаемых на экипажи боевых машин, и тем более, обучать подразделения тактическим действиям.

Возрастает необходимость поиска новых путей совершенствования боевой учебы. Исходя из этого, Главным командованием Сухопутных войск намечены некоторые направления выхода из сложившейся ситуации, это:

  • изменение периодов комплектования соединений Сухопутных войск и, как следствие — смещение начала учебного года по мере их комплектования.
  • оптимизация сети полигонов и создание перспективной учебной материальной базы военных округов.
  • совершенствование приказарменной учебной материальной базы боевой подготовки соединений за счет насыщения ее современными учебно-тренировочными средствами, позволяющими отрабатывать вопросы слаживания подразделений до роты (батареи) включительно.
  • создание центров боевой подготовки, позволяющих в короткие сроки осуществить проверку готовности соединений к выполнению задач по предназначению.

В соответствии с существующим законодательством в Российской Федерации на сегодняшний день призыв граждан на военную службу осуществляется два раза: осенью (с 1 октября по 31 декабря) и весной (с 1 апреля по 30 июня). Выпуск младших специалистов из учебных центров также производится два раза (в октябре и апреле). При грамотном планировании это позволяет создать шесть различных по периодам комплектования соединений, укомплектованных до 70% молодым пополнением и до 30% младшими специалистами.

Такая система комплектования соединений позволит обеспечить максимальную загруженность межвидовых полигонов в течение года и создаст благоприятные условия для проведения тактических учений в период завершения слаживания батальонов (дивизионов). Также это будет способствовать возможности обучения соединений в центрах боевой подготовки на этапе завершения слаживания рот (батарей).

Следующим направлением совершенствования системы боевой подготовки является оптимизация сети полигонов и создание перспективной учебной материальной базы соединений (воинских частей) и военных округов, основанной по составу и количеству на современных подходах к межвидовой подготовке и способной обеспечить выполнение плановых мероприятий в полном объеме и с соответствующим качеством.

С этой целью в 2012 году создана учебно-материальная база военных округов в составе четырех межвидовых полигонов, пяти общевойсковых полигонов видов и родов войск и четырех наземных авиационных полигонов.

Остальные общевойсковые и наземные авиационные полигоны переформированы, а учебные объекты и их штатная численность использована для укомплектования выше указанных межвидовых (общевойсковых), наземных авиационных полигонов и учебных комплексов.

Такая база позволит обеспечивать общевойсковую подготовку войск (сил), отрабатывать способы совместных действий в выполнении различных задач в интересах и под руководством общевойскового командира, обучать подразделения (воинские части) и соединения двух и более видов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, осуществлять подготовку к участию в вооруженных конфликтах, операциях по поддержанию мира и безопасности в составе объединенных группировок, а также обучать военнослужащих ведению боевых действий по единому замыслу и плану соответствующего командующего (командира), организующего межвидовую подготовку войск (сил).

Также рассматривается оборудование объектов тактической и огневой подготовки, с учетом опыта сухопутных войск основных зарубежных стран системами лазерной имитации стрельбы и поражения (ЛИСП) с переводом их в разряд приказарменной учебно-материальной базы, что понизит расходы на закупку боеприпасов и восстановление (ремонт) техники (вооружения).

В настоящее время сложность и стоимость вооружения и военной техники достигла такого уровня, при котором в развитых государствах считается экономически целесообразным строить систему военного обучения максимально используя современные технические средства обучения, основанные на передовых научных и технических достижениях.

Перспективная учебно-материальная база будет комплектоваться современными учебно-тренировочными средствами, представляющими собой комплексные экипажные тренажеры и тренажеры стрелковых отделений, объединенные единой информационно-моделирующей средой, что позволит отрабатывать как вопросы одиночной подготовки, так и слаживания подразделений до роты (батареи) включительно, с возможностью тренажера отображать любую местность для обучения действиям в особых условиях (в городе, лесу, пустыне, зимой или в северных районах).

Кроме того, в учебных корпусах соединений планируется создать интерактивные компьютерные классы для подготовки специалистов бронетанковой техники и родов войск, что позволит повысить эффективность проведения занятий за счет применения универсального программного обеспечения, без привлечения дополнительных материальных средств (плакатов, макетов, образцов и т.п.).

С 2010 года начато создание центров боевой подготовки нового поколения. Основная задача предлагаемых центров боевой подготовки это не только обеспечить (в приемлемые сроки) подготовку войск на уровне от батальона до бригады к выполнению задач в соответствии с предназначением в любом регионе, но и способствовать решению проблем подготовки органов управления и создания перспективной автоматизированной системы управления Вооруженными Силами.

В целом, рассматриваемые центры боевой подготовки нового поколения могут стать материально-технической основой единой системы межвидовой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, так как технологии, положенные в их основу, позволяют проводить мероприятия подготовки войск в единой обстановке не только в масштабах общевойсковой бригады, но и в масштабах соединений видов ВС, объединений (объединенных командований), а также объединенных стратегических командований.

Современные возможности центра будут позволять эффективно и соразмерно имитировать воздействие на личный состав различных систем вооружения и военной техники: танков, БМП, и БТР, артиллерии, минного вооружения, армейской и тактической авиации, ручных гранат, легкого и тяжелого стрелкового и противотанкового оружия, самодельных взрывных устройств.

Тем самым будет достигнута высокая степень реалистичности процесса обучения, что в конечном итоге будет положительно влиять на повышение боевой выучки подразделений.

Реализация представленных мероприятий совершенствования системы боевой подготовки позволит существенно повысить уровень готовности соединений и воинских частей к выполнению задач по предназначению.

С сентября 2012 года в Вооруженных Силах Российской Федерации произошли изменения в области подготовки младших специалистов: командиров отделений, экипажей танков и других боевых машин, а также других специалистов, требующих подготовки по определенной военной специальности.

Созданная и на настоящий момент существующая в Вооруженных Силах Российской Федерации система подготовки младших специалистов в учебных соединениях и воинских частях является наиболее эффективной для действующей системы призыва (набора) военнослужащих в России. Данная система подготовки младших специалистов существовала, существует и будет существовать, как основной способ подготовки граждан по военно-учетным специальностям для замещения воинских должностей солдат и сержантов, в которых постоянно существует потребность, учитывая то, что в основном Вооруженные Силы Российской Федерации комплектуются военнослужащими по призыву.

Подготовка указанных специалистов до настоящего времени осуществлялась в различных учебных центрах в интересах родов войск, в ведении начальников которых находились учебные центры.

В результате проведенных организационно-штатных мероприятий учебные центры объединены в четыре структурные организации по территориальному принципу — созданы межвидовые окружные учебные центры, по одному в каждом военном округе.

Так, например в состав межвидового окружного учебного центра Центрального военного округа вошли два учебных центра по подготовке младших специалистов мотострелковых войск, учебные центры подготовки специалистов танковых, ракетно-артиллерийских войск, противовоздушной обороны, войск связи и центр подготовки Воздушно-десантных войск. В данном центре военнослужащие обучаются по программам продолжительностью три месяца, осваивая более чем 70 военных специальностей: механик-водитель и наводчик оператор танка, боевой машины пехоты и десанта, командир боевой машины, миномета, орудия, радиолокационной станции связи, начальник расчета, разведчик, младший командир ремонтного подразделения. Всего в данном межвидовом окружном учебном центре в течение года будет готовиться для войск более 15 тыс. квалифицированных специалистов.

Также необходимо отметить, что на настоящий момент в межвидовых окружных учебных центрах осуществляется подготовка военнослужащих проходящих военную службу по контракту, а так же граждан заключивших контракт на прохождение военной службы — по программе интенсивной общевойсковой подготовки. В октябре текущего года завершён третий период данной подготовки.

Программа интенсивной общевойсковой подготовки с курсом «выживания» предназначена для: подготовка военнослужащих к самостоятельным действиям при выполнении боевых задач в сложной обстановке современного общевойскового боя. При этом, в ходе проведения занятий решаются задачи: психологической подготовки обучаемых; их готовности к преодолению опасностей и трудностей боевой обстановки; выработки способности выдерживать высокие нервно-психические и физические нагрузки. Наиболее полно выполнить требования для организации такой подготовки стало возможным после проведённой реорганизации системы обучения младших специалистов.

Создание межвидовых учебных центров позволило объединить усилия всех органов военного управления, а также видов и родов войск на выполнении единой задачи по поддержанию обороноспособности нашей страны. Результаты очередных выпускных экзаменов несомненно покажут преимущество проведенных преобразований в системе подготовки младших специалистов.

Хромов Анатолий Олегович,
Заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск, полковник

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru