13 февраля 2025 года авианосец Harry S. Truman (CVN 75) ВМС США столкнулся с торговым судном в Средиземном море у берегов Египта.
Пока продолжается расследование, ВМС США опубликовали фотографию, сделанную после столкновения с торговым судном Besiktas-M, на которой видны повреждения наблюдательной платформы.
Судя по тому, что видно на фотографии, повреждения, по-видимому, затронули смотровую площадку после правого (правого борта) лифта, сразу за островом авианосца. По данным Stars and Stripes, 6-й флот подтвердил, что лифт не был повреждён в результате столкновения.
Повреждения Harry S. Truman, показанные на фотографии, и повреждения, о которых сообщалось на правом борту Besiktas-M, по-видимому, соответствуют сообщениям о том, что торговое судно ударило авианосец носом. В некоторых сообщениях также упоминается, что Besiktas-M, возможно, резко повернул налево (по борту), а затем сразу направо.
После столкновения 13 февраля Военно-морские силы США в Европе и Африке / Шестой флот США опубликовали официальное заявление: «Авианосец класса Nimitz, USS Harry S. Truman (CVN 75), столкнулся с торговым судном Besiktas-M примерно в 23:46 по местному времени, 12 февраля, во время операции в окрестностях Порт-Саида, Египет, в Средиземном море.»
По словам представителей ВМС США столкновение не представляло опасности для американского авианосца, нет сообщений о затоплении или о пострадавших. Силовые установки не пострадали и находятся в безопасном и стабильном состоянии.
Местоположение авианосца и торгового судна у Порт-Саида было определено с помощью автоматической идентификационной системы (AIS) на сайте отслеживания судов Marine Traffic. Данные AIS показывают, что судно, балкер, зарегистрированное под флагом Панамы и управляемое компанией Synergy Ship Management Turkey, прошло через Суэцкий канал за день до события.
С другой стороны, USS Stout (DDG 55) и USS Jason Dunham (DDG 109), которые находились неподалёку, но не участвовали в столкновении, как сообщается, тоже не передавали свои координаты. 6-й флот проводит расследование и не комментирует, была ли отключена система AIS.
По мнению наших специалистов инцидент мог произойти из-за отключения американскими кораблями автоматической идентификационной системы AIS, с целью затруднения получения координат йеменскими хуситами для ответных ударов по кораблям США. Но остается непонятным, каким образом корабли ордера, в задачи которых входит охрана авианосца, и которые оборудованы современными радарными системами смогли допустить подобные события.
Авианосец с его авиакрылом Carrier Air Wing (CVW) и девятью авиационными эскадрильями на борту является флагманом авианосной ударной группы USS Harry S. Truman (HSTCSG), состоящей из 28 эскадрильи эсминцев (DESRON); крейсера с управляемыми ракетами класса Ticonderoga, USS Gettysburg (CG 64); и двух эсминцев с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke, USS Stout (DDG 55) и USS Jason Dunham (DDG 109), вошедших в зону действия Центрального командования США (USCENTCOM).
В середине декабря 2024 года HST CSG вошла в состав CENTCOM AOR, выполняя различные миссии, включая многочисленные удары Йеменским хуситам, которые в ответ атаковали военные корабли ВМС США в южной части Красного моря и Аденского залива. 1 февраля HSTCSG нанесла авиаудары по ИГИЛ в Сомали в поддержку африканского командования США. Авианосец вошёл в Средиземное море 3 февраля и прибыл в залив Суда в Греции 6 февраля после 50 дней, проведённых в Красном море.
Besiktas-M — балкер, зарегистрированный под флагом Панамы и управляемый компанией Synergy Ship Management Turkey. Согласно данным AIS, судно прошло через Суэцкий канал 12 февраля 2025 года.
Виктория Рысина