Шестьдесят три года назад, 22 сентября 1961 года свой первый полёт совершил вертолёт Ми-2 (В-2). Вертолет, который тысячи советских, и  не только, летчиков называли своей «летной партой». Это был первый в мире легкий вертолёт с двумя газотурбинными двигателями. Поднял его в воздух летчик-испытатель ОКБ М.Л. Миля Герман Витальевич Алфёров.

 

Ми-2 действительно был основной «лётной партой» Советского союза и всего социалистического лагеря, машина, воспитавшая десятки тысяч наших пилотов. Машина, которая навсегда впечаталась в память многих поколений вертолётчиков.


Аэродром Сокол, 1995 год. Летная группа капитана (ныне полковника) Сергея Черных: курсанты (будущие летчики) Боровой, Сурков, Кузиков, Шаньгин, Попов, борттехник прапорщик Седых.

Вертолёт, который подарили «дружескому польскому народу», чтобы он сохранил остатки своей несчастной авиационной промышленности. С чертежами, с лицензией и самое главное — с гарантированным рынком сбыта! К счастью, единственный вертолет, который отдали просто так. 

Серийное производство вертолёта началось в 1965-м году в Польше в связи с загрузкой советских предприятий выпуском других моделей винтокрылых машин (что, на мой взгляд, является красивой политической легендой). За 27 лет было построено более 5400 Ми-2. За это благодарные поляки подарили Михаилу Леонтьевичу Милю модель «ракеты будущего». она до сих пор стоит на столе в кабинете Михаила Леонтьевича, в его музее на территории Национального центра вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.К. Камова в подмосковных Люберцах.


Кабинет Михаила Леонтьевича Миля и «польская ракета»

Ми-2 опылял поля, эвакуировал больных и раненых, наблюдал за движением транспорта, перевозил грузы и людей. Наиболее ярко его харизма показана в легендарном фильме Георгия Данелия «Мимино». Киногерой Вахтанга Кикабидзе тогда из вертолётной авиации пробился в большую, международную. Полетал на сверхзвуковом Ту-144 и вернулся назад, к своему другу Ми-2 в свои родные грузинские горы. Мимино был настоящим грузином, чего не сказать про игравшего его артиста.

«Двойки» активно использовались в качестве корабельных вертолётов на ледоколах для разведки ледовой обстановки и связи между судами. Применялся Ми-2 и в Полярной авиации, хотя такая эксплуатация была сложной для этого вертолёта. Машина поставлялась более чем в 20 стран. И в России, и за рубежом до сих пор несут службу десятки Ми-2.

Сызранское, Саратовское, Уфимское летные училища. Везде первой машиной был МИ-2, и именно с него молодые мальчишки начинали свой путь в небо.


Парково-хозяйственный день. Летать, любить, ухаживать.

Стенгазета Сызранского ВВАУЛ. Курсант Василий Непогодин стал летчиком — совершил свой первый самостоятельный полет. 

Ми-2 учил нас. Учил всему. Как летать по кругу и в зоне, как висеть, как не дергать ручку и как не психовать, когда всё шло вразнос. Иногда вертолёту в этом помогал инструктор: и добрым словом, и добрым делом. Конечно все было наоборот, но в день рождения машины да простят меня братья по небу  — на Ми-2 мы учились летать, на Ми-2 мы стали лётчиками. На парково-хозяйственном дне мы его всей лётной группой мыли. Мыли до блеска — ведь он трудился всю неделю, осматривали, любили. Это был наш борт, он нас учил, он старался, воспитывал. Благодаря ему, мы перешли из разряда мальчишек в разряд молодых мужчин. Уверенных мужчин — тех, которые умеют летать.


Курсанты 42 классного отделения 1 роты выпуска 1989 года возле памятника Ми-2. 

Конечно, всё описанное выше — это не только заслуга вертолёта. Главное в нас вкладывали наши преподаватели, лётчики-инструктора, наши учителя, а Ми-2 в этом им помогал. Но День рождения сегодня у Ми-2, и мы его поздравляем! 


Дмитрий Дрозденко

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru