Комитет Кабинета министров Индии по безопасности дал разрешение на  продолжение разработки передового среднего боевого самолета — индийского истребителя пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft). Это одноместный, двухмоторный, всепогодный , многоцелевой боевой самолет, разрабатываемый для ВВС и ВМС Индии.

Возглавляют проект Государственное агентство по развитию авиации и Hindustan Aeronautics Ltd. В марте этого года Кабмин выделил на финансирование проекта 150 триллионов рупий ($1,8 млрд) для «полномасштабного проектирования и разработки двухмоторного самолета AMCA, летных испытаний и его сертификации».

Кришна Раджендра, директор проекта AMCA в Агентстве авиационного развития, сказал, что будет построено пять прототипов. Он также подтвердил, что первый полет истребителя должен состояться до конца 2028 года. ВВС Индии ранее заявляли, что хотели бы иметь семь эскадрилий таких малозаметных истребителей. Хотя правительство официально не заявило, когда AMCA начнет серийное производство, индийские СМИ называют дату 2035 года.

Санджив Кумар, бывший летчик-испытатель индийской военно-морской авиации и авиационный эксперт, сказал, что «оптимистичным и реалистичным сроком окончательного разрешения на эксплуатацию является 2040 год или более поздний». Окончательное разрешение на эксплуатацию относится к тому, что самолет достигает своих полных возможностей, поэтому он готов к эксплуатации.

Первые две эскадрильи AMCA ВВС получат самолеты Mk-1, оснащенные двигателями General Electric F414, с тягой 22 000 фунтов. Следующие пять эскадрилий, по плану, получат самолет AMCA Mk-2 с более мощными двигателями, тягой 25 000 фунтов, управляемым вектором тяги и возможностью сверхзвукового полета на крейсерском режиме работы двигателей. Новый двигатель будет разработан совместно с иностранным партнером.

Разработка концепции проекта AMCA началась в 2008 году,  и была завершено в 2022 году. В декабре прошлого года AMCA успешно прошел проверку конструкции на уровне платформы.

Это вторая самостоятельная индийская программа по производству отечественных истребителей. Однако первый полет предыдущего истребителя Tejas состоялся в 2001 году, а первый Tejas поступил в боевую эскадрилью 15 лет спустя, что предполагает, что сроки AMCA могут измениться. Индия также потерпела дорогостоящую неудачу при попытке разработать двигатель Kaveri для легкого истребителя Tejas.

Санджив Кумар подчеркнул важность AMCA для Индии, — «Самолеты требуются по состоянию на вчерашний день, учитывая прискорбно малую численность эскадрилий с самолетами четвертого поколения и ниже, а также надвигающуюся угрозу растущей китайской агрессии».

Конечно, трения между Индией и Китаем присутствуют многие десятилетия, что не мешает сотрудничеству стран в рамках БРИКС, но реальной агрессивной политики Китая в отношении Индии не наблюдается. У Китая сейчас хватает проблем с реально агрессивными США и их сателлитами. Но наличие у КНР собственной передовой военной техники не может не беспокоить Индию. Ведь именно индийская экономика в ближайшие десятилетия будет «дышать в спину китайской». Поэтому наличие собственных или частично локализованных на суверенной территории современных комплексов вооружений для Индии является важной задачей. 

Ранее, в 2007 году Индия участвовала в совместной с РФ программе по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Её целью должно было стать создание многоцелевого истребителя на основе разрабатывавшегося в то время российского ПАК ФА (сейчас это Су-57). Предполагалось, что Индия получит самолёт как у России, но лучше, дешевле и в максимально короткие сроки. Идея изначально была неплохой, и если посмотреть на текущую ситуацию — Су-57 более чем успешно летает и воюет, что говорит о том, что Индия вполне могла уже получить свой многофункциональный истребитель пятого поколения с частичной локализацией производства на своей территории, тем более что успешный опыт подобных проектов с Россией уже есть.

Но врожденное на генетическом уровне желание индусов непрерывно торговаться и выторговывать в этом случае подвело.

Индийские военные чиновники и проводимые ими тендеры уже давно стали притчей. Для того чтобы добиться хорошей цены, индийцы ведут себя практически как на базаре с поправкой на XXI век. В прессе выходят статьи, порицающие предыдущий выбор: «Всё пропало — гипс снимают, клиент уезжает, русские автоматы/танки/самолеты, купленные в последний раз ломаются, лучше бы мы купили у других поставщиков, пусть и старое...», и подобный ритуальный танец может продолжаться очень долго. Договора зависают, финансирование постоянно пересматривается и т.д. и т.п.

Потом, когда ситуация окончательно зависает в дело вступают бравые индийские военные, уверяющие, что проблемы, конечно, есть, но их нужно решать, поэтому дайте скидку/новые цены/добавьте интерес и мы обязательно договоримся. Подобные периоды сменяют друг друга, но обязательны практически для всех индийских тендеров, и это касается не только отношений с Россией — это индийская традиция и специфика. 

К самолету. Все предъявляемые индийской стороной аргументы по проекту FGFA ныне рассыпались и самолета у Индии нет. А у Китая есть и не один. Когда появится и появится ли вообще индийский самолет по программе AMCA посмотрим. Сделать подобную машину даже на уровне конструктора из зарубежных узлов и агрегатов не так-то просто. Но Индия это наш старый и добрый партнер и правильным будет пожелать им удачи на нелегком авиастроительном поприще.


Дмитрий Дрозденко

 

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru