9 сентября 1913 года в небе Сырецкого аэродрома военный летчик штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Сам маневр впоследствии был назван «петлей Нестерова», или за эффектный вид — «мертвой петлей». В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Считалось что вертикальные маневры опасны для самолета. Все летали «блинчиком».
Военный летчик, штабс-капитан Петр Нестеров
Но 9 сентября 1913 года Петр Николаевич призрел инструкции и его «Ньюпор-4» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил двигатель (Гном, 70 л.с. – ред.) и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился.
Чего тогда только не наговорили и об том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но были с слова подобных этим: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...».
Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.
Вскоре и другие авиаторы, в России и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами знаменитый французский пилот Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова.
Петр Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В Первую мировую войну он совершил еще один подвиг. 26 августа 1914 года Нестеров на легком самолете «Моран» впервые в мировой истории таранил тяжелый австрийский «Альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и сам Нестеров. Ему было всего 27 лет.
Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.
Имя Петра Николаевича Нестерова золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.
Виктория Рысина