9 сентября 1913 года в небе Сырецкого аэродрома военный летчик штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Сам маневр впоследствии был назван «петлей Нестерова», или за эффектный вид — «мертвой петлей». В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Считалось что вертикальные маневры опасны для самолета. Все летали «блинчиком».

 
Военный летчик, штабс-капитан Петр Нестеров

Но 9 сентября 1913 года Петр Николаевич призрел инструкции и его «Ньюпор-4» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил двигатель (Гном, 70 л.с. – ред.) и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился.

Чего тогда только не наговорили и об том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но были с слова подобных этим: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Вскоре и другие авиаторы, в России и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами знаменитый французский пилот Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова.

Петр Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В Первую мировую войну он совершил еще один подвиг. 26 августа 1914 года Нестеров на легком самолете «Моран» впервые в мировой истории таранил тяжелый австрийский «Альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и сам Нестеров. Ему было всего 27 лет.

Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.

Имя Петра Николаевича Нестерова золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.

Виктория Рысина

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru