9 сентября 1913 года в небе Сырецкого аэродрома военный летчик штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Сам маневр впоследствии был назван «петлей Нестерова», или за эффектный вид — «мертвой петлей». В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Считалось что вертикальные маневры опасны для самолета. Все летали «блинчиком».

 
Военный летчик, штабс-капитан Петр Нестеров

Но 9 сентября 1913 года Петр Николаевич призрел инструкции и его «Ньюпор-4» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил двигатель (Гном, 70 л.с. – ред.) и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился.

Чего тогда только не наговорили и об том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но были с слова подобных этим: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Вскоре и другие авиаторы, в России и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами знаменитый французский пилот Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова.

Петр Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В Первую мировую войну он совершил еще один подвиг. 26 августа 1914 года Нестеров на легком самолете «Моран» впервые в мировой истории таранил тяжелый австрийский «Альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и сам Нестеров. Ему было всего 27 лет.

Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.

Имя Петра Николаевича Нестерова золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.

Виктория Рысина

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2019 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн