Сегодня отмечается праздник равный по популярности Дню Военно-морского флота и Дню Воздушно-десантных войск. Это праздник российских и советских военных летчиков — День Военно-воздушных сил России. 

Девяностые годы прошлого века я помню очень хорошо. Перед теми годами наши ВВС были более чем сильны. В их составе было 38 дивизий и 211 авиационных полков. Мы имели опытных и смелых пилотов, прекрасных инструкторов, совершенную технику и самую продвинутую на тот момент авиационную науку. Наши ракетоносцы бороздили воздушный океан в районе береговой линии Сан-Диего, а летчики дальней авиации реально уставали от полетов. Советские ВВС  могли выполнить практически любую задачу. Нас уважали.

Наступили 90-е. Вначале кончился керосин, потом запчасти. Мы «сели» на землю, летчикам объяснили, что они больше не элита и не нужны своей стране. Части с наших зарубежных военных баз по аплодисменты и радостный хохот НАТОвских «товарищей» выводились в поле. Спасибо Михаил Сергеевич! Перестали платить зарплату. Не только летчикам, а всем кто был в погонах.

Потом исчез СССР. Спасибо Борис Николаевич! Это была трагедия — и не только потому, что нам летчикам подрезали крылья, а потому, что нас предали. Это чувствовал весь народ. Мы выживали как могли.

Но не будем больше о грустном в этот праздничный день. Вспомним как все начиналось. 

Первые из первых

12 августа выбрано для торжества неслучайно. Именно в этом день в 1912 году в Главном управлении Генерального штаба была сформирована специальная воздухоплавательная часть. Первая мировая дала сильнейший толчок развитию военной авиации. Хлипкие, «фанерные» этажерки того времени использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня, поражения наземных и воздушных целей.


Первый на планете Земля тяжелый и наверное стратегический бомбардировщик «Илья Муромец»

Вместе с самолетами совершенствовалось и их оружие. Револьверы, из которых стреляли друг в друга летчики быстро заменили пулеметы. Стрелы, используемые для атаки конницы и марширующих войсковых колонн, заменили гранаты и бомбы. Менялись и летчики, они воевали, набирались опыта и мастерства. Нестеров сделал свою знаменитую «мертвую петлю». Первый в мире четырехмоторный в мире самолет — «Илья Муромец» совершил полноценную бомбардировку. Военная авиация стала существенно влиять на исход боевых действий.

А дальше была революция, после которой изменилась и авиация, которая после окончания гражданской войны в молодой Стране советов начала бурно развиваться. Начало пути было очень тяжелым, но уже в 1924-1933 годах на вооружение были приняты дети «Ильи Муромца» — тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ДБ-3. В небо поднялись истребители И-2, И-3, И-4, И-5, в 1940-х годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2.

Горячая война

В первые дни, даже часы, Великой Отечественной войны советская авиация понесла тяжелые потери. Наши самолеты, под подлыми ударами фашистов, горели на полевых аэродромах даже не успев завести двигатели. Тогда мы уступили наше небо…

В невероятно тяжелых условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности и подготовке летчиков и авиационных техников. Наше небо надо было вернуть. Германское командование думало, что одномоментное разрушение большей части советских ВВС означает их конец. Фашисты ошибались.


Штурмовики Ил-2 в небе над Берлином

Невероятными, сверхчеловеческими усилиями удалось эвакуировать и снова запустить авиационную промышленность. Самолеты собирали под открытым небом, в дождь и снег. Курсанты-летчики, только научившись взлетать шли на фронт, и там стиснув зубы от перегрузки и обливаясь кровью бились с опытными немецкими асами. Гибли, но не сдавались. К середине лета 1943 года советская авиация «посадила» Люфтваффе на землю и прочно завоевала стратегическое господство в воздухе. Ход войны необратимо изменился. Победа была за нами.

Холодная война

После войны мир поменялся, и не в «сторону света». Не успел наш народ порадоваться тяжелой Победе, как нам снова объявили войну. Объявили вчерашние «союзники». Объявили те, кто, как и фашисты, решил, что у нашей страны нет права на существование. Эта война, к счастью, была «холодной». Военно-воздушные силы снова оказались на острие атаки.

В те годы произошел принципиальный технологический скачок от поршневой авиации к реактивной. Скорость, высота, дальность полета выросли на порядок. Был преодолен сверхзвук и достигнута стратосфера. Дальняя авиация приняла в свои бомболюки атомную, а потом и термоядерную бомбу. Так появилась стратегическая авиация.

Тогда кроме сверхзвука и стратосферы мы научились висеть в воздухе. Появился новый класс авиационных машин — вертолеты. Причем и в этом классе, не смотря на начальное отставание, мы стали мировыми лидерами и законодателями моды. Если первые вертолеты своим силуэтом напоминали зарубежные машины, то Ми-6, Ми-10 и В-12 просто порвали мир. Великий, я не побоюсь этого слова, вертолет Ми-8 до сих пор безусловный мировой лидер, как по числу выпущенных машин, так и по сроку жизни. Машина имеет потенциал развития и в нашем, 21 веке. Про Камовскую машину я просто тихо молчу - это верх технического совершенства:


Ка-27ПЛ

Ка-50 «Черная Акула»

А потом настали 90-е.

Да за ваши баксы, таки любой каприз!

Более трети нашей авиационной группировки после распада СССР осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе – 2500 боевых). Причем за новой границей России осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть. В итоге, по сравнению с СССР аэродромная система сократилась практически вдвое. За границей осталась и авиационная техника. Более всего пострадало Западное стратегическое направление. Украина. Уж простите, «из песни слов не выкинешь».

В 1998 году МО Украины и Пентагон подписали соглашение о ликвидации 44 тяжелых стратегических бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования. Все это осталось на Украине после развала СССР. 19 «Белых лебедей», Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1, а 16 самолетов Ту-160 планировалось просто утилизировать. Украина, получив американские копейки, пардон — центы, приступила к уничтожению лучших стратегических бомбардировщиков мира. 

 

В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина, я представляю как они радовались, гильотина упала на первый советский Ту-160 с бортовым номером «24». Этот стратегический бомбардировщик имел возраст 9 лет и налет всего 466 часов. У него даже краска не успела потускнеть. Дальше было сложно, но 6 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером «10», взлетев в Прилуках, приземлился на российской авиабазе в Энгельсе. Самолет перегнал российский экипаж в составе подполковника Алексея Серебрякова, майора Алексея Калинина, подполковника Игоря Сазонова и майора Юрия Палтусова. К апрелю 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под Энгельсом.

Тогда беда затронула не только дальнюю авиацию, она коснулась всех. Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС. Мы сели на землю, у нас снова отобрали самолеты и небо…

« Я вернусь »

Говорят, что история развивается по спирали, и сейчас совсем другое время, Недавно я наткнулся на такой текст: «…в ВВС России резко сократилось число самолетов-истребителей. Кроме того, большая часть самолетов устарела, и истек их ресурс. Число истребителей всех типов составляет примерно 650 самолетов. Из них 55 процентов имеют возраст свыше 15 лет, а возраст 40 процентов самолетов составляет от пяти до десяти лет… По информации оборонного ведомства России, в настоящее время в воздух не могут подняться около 200 единиц МиГ-29… Согласно нынешним оценкам, современный бой смогут вести только истребители типа МиГ-31…» Честно говоря я был несколько в шоке, пока не посмотрел на дату публикации — 2011 год. Всего девять лет назад…

 

Современные и боеспособные

Сейчас, у нас не просто Военно-воздушные а Военно-космические силы — ВКС. Глядя на воздушные парады, полеты наших новейших самолетов и вертолетов мозг просто взрывается — как? Мощь крылатых машин и профессионализм пилотов просто потрясает. Эти современные самолеты и вертолеты уже в войсках. В обычных боевых частях. Они действительно совершенны, и их много. Россия уверенно вступила в 21 век.


Кабина командира экипажа Ми-35

Как мы снова смогли провернуть колесо истории и вернуть нашу страну на ее законное место лидера? Мне кажется, что все просто — русский дух и историческая карма нашей страны. Причем под словом русский я имею ввиду не национальность, а нацию, которая включает и будет включать в себя множество разных национальностей — единый народ.

Это Россия. Ее умом не понять и рулеткой с футами не измерить.

Сценарий «Терминатор»

Знаменитый американский режиссер Оливер Стоун  как-то спросил Владимира Путина — а что будет, если начнется ядерная война, даже ограниченная. Выживет ли кто. Наш Президент совсем буднично сказал, что никто не выживет, ни здесь, ни там, ни у них…

Тогда нас от «горячей» ядерной войны спасло наличие бомбы и наличие средств доставки: ракет и самолетов. Мы получили «холодную» войну. Не надо строить иллюзий и говорить о каком либо мирном существовании с американским истеблишментом. Не народом, а именно с его руководством. Не народ решил сбросить на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы и сжег заживо сотни тысяч гражданских, не народ отдавал приказ вылить тысячи тонн горящего напалма, химического и биологического оружия на крыши вьетнамских деревень. Не народ Америки, а его правители, уже в современной истории, ради своих интересов отдают приказ, используя ракетно-бомбовый каток раскатать «в ноль» страны и цивилизации. Но народ, а точнее его часть — армия США выполняют эти приказы.


Том Круз из прекрасного фильма «Top Gun» просто под руку попал. Может потому что воевал с русскими МиГами?

Как ни странно звучит, но тогда мир на планете спасли советская бомба, ракета и наши ВВС. И помните — США единственная страна на планете применившая атомную бомбу. По сравнению с этим другие «успехи» американской демократии: ковровые бомбардировки, массовое применение химического и бактериологического оружия — цветочки. Нельзя про это забывать.

Сто восемь лет неба российского

Сегодня праздник русской военной авиации. 108 ! лет с момента ее появления в нашей стране. Сегодня сотни крылатых машин расчертят наше небо беря его под свой контроль. Сегодня сотни рук поднимут наполненные стаканы во славу летного братства.

Красота. Красота полета и мастерство человека, управляющего танцующей в небе тяжелой многотонной машиной.


Фигура «Ангел». Ее рисуют в небе многотонные Су-27 ( а теперь Су-30СМ и Су-35) пилотажной группы Русские Витязи. Три самолета в восходящей горке производят отстрел ЛТЦ (тепловых ловушек) Крайние расходятся влево и вправо с набором высоты, а центральный выполняет фигуру высшего пилотажа "Колокол", тем самым формируя голову Ангела. 

«…Не дергай ручку, держи легко, как перышко. Почувствуй машину и она подчинится тебе…»

С праздником неба вас, братья и сестры!

Я не ошибся - у нас уже есть сестры которые успешно учатся защищать небо над нашими головами.

Дмитрий Дрозденко

 

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru