Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5(31) за 2017 г.
В рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2017» прошел круглый стол по вопросам подготовки инженерно-технических и научных кадров в интересах Вооруженных Сил РФ и оборонно-промышленного комплекса: «Армия и ОПК — основа интеллектуально-технологического лидерства России»(Круглый стол был отмечен как лучшее мероприятие научно-деловой программы Форума «Армия-2017»). Рассмотрение данной тематики напрямую связано с инициативой Министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу по созданию Инновационно-образовательного технополиса на базе парка «Патриот». Эта инициатива получила поддержку Президента России Владимира Путина. Модератором круглого стола стал первый заместитель Министра обороны РФ Руслан Цаликов. Ключевой темой обсуждения было сближение систем подготовки инженерно-технических и научных кадров в армии, оборонно-промышленном комплексе и гражданском секторе.
В ходе круглого стола в обсуждении приняли участие статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ Николай Панков, заместитель Министра образования и науки РФ Григорий Трубников, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, губернатор Тульской области Алексей Дюмин, председатель Военно-научного комитета Вооруженных Сил РФ Игорь Макушев, председатель президиума Экспертного совета коллегии ВПК Михаил Ремизов, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, президент группы компаний «Infowatch» Наталья Касперская и другие специалисты. Среди группы экпертов в мероприятии участвовал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Задача державного размаха
Развитие военной организации государства осуществляется на основе сбалансированного развития всех её компонентов.
Пограмма модернизации наших вооруженных сил, в рамках которой к 2020 году уровень оснащения современными вооружениями достигнет 70%, требует соответствующего кадрового обеспечения специалистами, способными эксплуатировать самую сложную и современную технику. Для этого следует привлечь на воинскую службу талантливых молодых людей, обучить и подготовить их на уровне требований технологического уклада XXI века.
Руслан Цаликов: «Проблема обеспечения армии
и оборонки инженерно-техническими кадрами —
это задача общегосударственного масштаба,
решение которой не терпит отлагательств»
Перевооружение армии и флота, широкое использование в войсках беспилотных летательных аппаратов, робототехнических комплексов и систем, а также оружия на новых физических принципах вызвало необходимость готовить соответствующих специалистов и открывать новые специальности для офицерского состава.
Развертывание новых воинских частей и соединений, например Арктической группировки войск, формирований войск информационных операций, расширили перечень требований к подготовке военных кадров.
Николай Панков: « Нам нужны таланты! В последние
годы особое внимание уделяется привлечению
в военное образование наиболее способной молодежи
и их ранняя профориентация на выбор профессии офицера.
В этих целях в 2015 году в трех военно-учебных заведениях
созданы школы для одаренных детей:
информационных технологий, инженерная и спортивная»
Важнейшей задачей видится подготовка инженерно-технических кадров для российской промышленности и оборонки. Эта проблема не может быть решена отдельными ведомствами. Чтобы обеспечить достойный набор в инженерно-технические ВУЗы, в т. ч. в военные, необходимо на государственном уровне развернуть пропаганду знаний, популяризировать науку, научно-техническое творчество.
В настоящее время система военного образования — это отлаженный и эффективно работающий механизм. Она включает 26 высших военно-учебных заведений и 9 филиалов.
Главной особенностью военного образования является тесная интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров.
За последние 3–4 года престиж военного образования резко вырос. Сейчас уже нет проблемных вопросов с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов.
С 2016 года вся система военного образования переведена на обучение по электронным учебным изданиям с единым содержательным стандартом.
В подготовке квалифицированных военных кадров основной упор делается на многоуровневой системе образования: суворовское (кадетское или нахимовское) училище — военное училище — видовая военная Академия — и, наконец, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Армия нуждаются в специалистах способных эксплуатировать самые современные вооружения. Поэтому в рамках развития системы военного образования и перевооружения армии особое внимание уделяется модернизации инфраструктуры и учебно-материальной базы учебных заведений. Сейчас, что характерно, свыше 60% учебно-тренировочных средств, закупаемых в рамках государственного оборонного заказа, поступают в вузы и учебные центры.
«Развитие научно-исследовательской деятельности ВУЗов — наш приоритет», — заявил на сессии круглого стола заместитель Министра обороны Николай Панков, подчеркнув, «что, таким образом, военные ВУЗы, наряду с оборонными НИИ и КБ, становятся центрами инноваций, точками роста технологий двойного применения. Повышая эффективность ОПК как базового сектора российской экономики, необходимо и дальше развивать технологии двойного применения, наращивать экспортный потенциал оборонки, активнее проводить диверсификацию ОПК».
Союз армии, науки и производства
Заместитель Министра образования и науки РФ Григорий Трубников привел некоторые результаты анализа, сделанного профильными департаментами этого ведомства. Подготовка военных кадров осуществляется образовательными организациями, подведомственными Минобороны России, а также гражданскими ВУЗами, которые находятся, в том числе в ведении Минобрнауки. Военные кафедры и факультеты военного обучения на базе гражданских ВУЗов осуществляют военную подготовку офицеров, сержантов, матросов, солдат запаса. В настоящее время таких структурных подразделений функционирует более 60.
Григорий Трубников: «Мы с Андреем Михайловичем
Ильницким обсуждали, что будем говорить не только
о позитивных вещах, но и обозначать проблемы,
которые сегодня сообща нужно обдумать, как их решать»
Кроме того, Минобрнауки реализует на базе подведомственных ВУЗов подготовку кадров в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса. Эта работа ведется как в рамках государственного плана, так и по вновь открытой ведомственной целевой программе «Новые кадры ОПК».
Олег Рязанцев: «Внедрение методов и средств
цифрового проектирования выдвигают новые
требования к качеству персонала, который,
собственно, и становится драйвером
для нового технологического уклада»
Традиционный механизм — это госплан подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций ОПК. Объемы показателей формируются на основе информации о потребности в кадрах организаций ОПК Минпромторгом и госкорпорациями «Роскосмос», «Росатом». Общий объем потребности на 2016–2020 годы по всем уровням профессионального образования составил немногим более 95 тысяч человек, в том числе почти 81 тысяча человек по программам высшего образования. За всю историю реализации госплана задания такого объема никогда не выполнялись.
Вместе с тем, из анализа явствует, что меры соцподдержки содержатся лишь в 43% договоров о целевом обучении. Самая распространенная мера соцподдержки — это стипендия. Она содержится в 39% договоров, и средний размер стипендии не превышает 2100 рублей. Иные меры соцподдержки, как оплата проезда, образовательные услуги, предоставление или оплата жилья, содержатся лишь в 8% договоров о целевом обучении.
Алексей Дюмин: «Тульская оборонка сильна
своими традициями. На наших предприятиях
есть династии, суммарный возраст которых
превышает триста лет! Мы обязаны сохранить
эти династии. Сохранить преемственность!
И в то же время сделать работу продолжателей
наших славных оружейных традиций
высокотехнологичной и престижной»
Программа «Новые кадры ОПК», реализуемая Минобрнауки совместно с другими ведомствами с 2014 года, в настоящее время перешла в статус целевой программы, что обещает повысить ее эффективность. В 2014–2016 годах по результатам конкурсных отборов было выбрано 1109 проектов по целевому обучению в 75 ВУЗах, где занимаются почти 9 тысяч студентов-старшекурсников. Обязательным условием включения студентов в проект является наличие договоров о целевом обучении, в которых жестко прописано обязательное трудоустройство, в соответствии с полученной квалификацией после окончания обучения, в организациях ОПК. Отбор для участия в программе студентов на завершающих стадиях обучения позволяет оперативно удовлетворить потребности организаций ОПК в высококвалифицированных кадрах.
Михаил Ремизов: «Важно содействовать сближению
образовательных стандартов военных и гражданских
инженеров, включая программы совместной
подготовки в звене дополнительного профессионального
образования и магистратуры»
Очень важно включать использовать базовые кафедры, где студент уже с 4 курса получает доступ к оборудованию, разработке и конструированию. В этом случае по получению диплома он фактически становится уже готовым специалистом и остается, как правило, работать на предприятии.
Реализация крупных проектов класса Mega-science возможна только в комбинации усилий гражданского сектора науки и оборонно-промышленного комплекса. В качестве «пилотных» программ Минобрнауки предлагает:
- новые технологии для Арктики;
- фотоника;
- современные телекоммуникационные системы и транспорт;
- обработка и анализ больших систем данных.
В продолжение темы координации сотрудничества Минобрнауки и предприятий оборонно-промышленного комплекса, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев проинформировал о том, что «Минпромторг уже представил заявки на подготовку кадров на 2017 год — 11 тысяч человек, и на 2018 год — около 10 тысяч человек. Этот план осуществляется с участием организаций ОПК и ведомственных целевых программ Министерства образования и науки.
Работникам организаций ОПК в соответствии с распоряжением президента ежегодно предоставляются стипендии. В 2016 году назначено 359 стипендий за «выдающиеся достижения» и 683 стипендии за «значительный вклад».
Благодаря мерам поддержки, как со стороны государства, так и компаний «оборонки», в последние годы созданы условия для притока талантливой молодежи. Доля молодых кадров возрастом до 35 лет составила в общей численности 30%, а средний возраст занятых в ОПК сократился до 45 лет.
Сегодня наметился переход к внедрению методов и средств цифрового проектирования, использования передовых информационных систем, новых материалов, систем управления качеством продукции, что выдвигает новые требования к качеству персонала и организации труда.
На повестку дня выдвигаются такие инструменты кадровой политики, как совершенствование образовательных стандартов и программ профессионального образования для ОПК, развитие базовых кафедр. Основной целью является оперативное реагирование на изменение требований к квалификации работников организаций ОПК.
В рамках госпрограммы развития ОПК предусмотрены субсидии, которые будут предоставляться организациям, непосредственно связанным с профессиональной подготовки сотрудников.
«Сегодня речь идет о создании единой интегрированной среды подготовки специалистов для ОПК, основанной на едином информационном базисе, функционирующем на принципах полного жизненного цикла подготовки специалистов» — заявил на заседании круглого стола г-н Рязанцев. Созрела поэтому необходимость координировать усилия всех заинтересованных сторон: Минобрнауки, Минобороны, госкорпораций, ВУЗов, регионов и общественных организаций. Для этой цели в соответствии с распоряжением Правительства РФ создан Федеральный кадровый центр оборонно-промышленного комплекса.
В оборонку должны идти лучшие
«Вопрос привлечения кадров для тульской оборонки имеет особое значение. Так исторически сложилось в тульском крае: в оборонку должны идти лучшие из лучших! На их плечах — ответственность за укрепление обороноспособности России», — подчеркнул губернатор Тульской области Алексей Дюмин
Алексей Геннадьевич обратил внимание на интеграцию функций образования и воспитания: «Важно не только привлечь молодежь на предприятия, а важно воспитать достойных продолжателей традиций. И это воспитание начинается со школьной парты, с углубленного изучения точных дисциплин, освоения новых, современных знаний и технологий.
В этой связи в прошлом году было подписано соглашение между органами власти, «КБП имени академика Шипунова», «Тульским государственным университетом» и одним из тульских лицеев, которое предусматривает тесное взаимодействие в развитии физико-математического образования. На базе Дворца юного творчества был открыт «Кванториум» по пяти основным специальностям: «Робототехника», «Аэромоделирование», «Нейротехнологии», «IT — технологии», «Промышленный дизайн». На базе завода «Октава» формируется творческий образовательный кластер, в состав которого войдет Высшая техническая школа Государственной корпорации «Ростех».
С помощью подобных соглашений можно более качественно и адресно готовить специалистов, которые будут гарантированно трудоустроены».
Губернатор высказал благодарность Сергею Кужугетовичу Шойгу и Министерству обороны РФ за поддержку, которая оказывается Тульской области в сфере подготовке кадров для оборонки. В частности, в текущем году решением Министра обороны были созданы научно-производственные роты на базе тульских предприятий КБП и «Сплав».
Интеллектуальная собственность и информационная безопасность
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии и председатель президиума Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, заострил внимание на повышении эффективности «военных» исследований и разработок, а также расширении круга их исполнителей путем привлечения разработчиков из гражданского сектора.
По мнению выступающего, необходимо выявить и минимизировать барьеры, существующие в этой сфере. Одним из них является режим интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), возникшей при государственном финансировании (софинансировании). Сегодня государство настаивает, что РИДы, даже при частичном финансировании, принадлежат ему. На практике это означает «омертвление» интеллектуальной собственности, которая не вводится в оборот, и сужение круга разработчиков. Минпромторг ведет работу над тем, чтобы предусмотреть такие типы контрактов, при которых собственность на РИДы остается за разработчиками.
Наталья Касперская: «Специалисты
по информационной безопасности должны
не только разбираться в новых технологиях,
но и обладать высокими моральными качествами,
широким кругозором»
В США до 1975 г. тоже действовала модель исключительной собственности государства на РИДы, созданные при госфинансировании. Такая практика была отменена перед лицом японского технологического вызова и это дало свои позитивные плоды.
Архиважно создавать венчурные фонды при крупных корпорациях, включая интегрированные структуры ОПК. Базовая идеология состоит в том, чтобы проанализировать перспективные рынки и выделить новые проекты. Можно с высокой вероятностью предположить, что одни и те же группы технологий окажутся приоритетными как с точки зрения новых перспективных гражданских рынков, так и с точки зрения «войн будущего». Это могло бы стать темой совместного исследования для военных специалистов и представителей венчурного сообщества.
Переход на инновационный путь развития связан с обновлением производства, разработкой и внедрением новых материалов и новых производственных технологий, для чего нужны квалифицированные молодые специалисты.
Наталья Касперская, президент группы компаний «InfoWatch», посвятила свое выступление теме информационной безопасности в современном мире.
Обеспечение информационной безопасности становится чрезвычайно сложным делом, потому что новые технологии неизбежно порождают новые угрозы, наращивая сложность и хитроумность последних. Это усугубляется широким распространением сети Интернет, в результате чего некая новая угроза может распространиться по миру мгновенно. А доход от разработки вирусов может быть в 100 раз больше, чем доход специалиста по информационнйо безопасности.
В этих условиях специалисты по ИБ обязательно должны разбираться в новых технологиях, понимать особенности новых угроз, быстро адаптироваться к скоротечно меняющейся обстановке, обладать широким кругозором, иметь глубокие технические знания. Всё это довольно трудно совместить в одном человеке, поэтому ключевым аспектом становится подготовка высококлассных специалистов.
Андрей Ильницкий: «Стратегические интересы
нашей страны состоят в решении взаимосвязанных задач:
создание современной экономики инновационного типа,
обеспечение национальной безопасности, опережающая
подготовка кадров для инновационного сектора экономики»
Тематика выступлений на круглом столе резюмировалась в тезисе о том, что стратегия интеллектуального лидерства сочетается с реализуемой в Российской Федерации стратегией технологического развития страны, имеющей целью занять лидирующие позиции в мире. В свою очередь, стратегия интеллектуально-технологического лидерства ориентирована, прежде всего, на инновационно-активное развития как национальной экономики в целом, так и ее военного сектора в частности, поскольку изначально направлена на наращивание интеллектуального и научно-технического потенциала страны и, следовательно, и на повышение профессионального уровня кадров в армии, оборонно-промышленном комплексе и гражданском секторе.