Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2012 г.
«Решение по созданию мощной госкорпорации показало свою эффективность в период кризиса. Совместно с государством компании удалось не только обеспечить стабильную работу предприятий, но и сохранить трудовые коллективы, продолжить программы развития»
Президент РФ Владимир Путин
В 2012 году исполняется пять лет со дня подписания Президентом РФ федерального закона о Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». Становление этой уникальной организации началось с объединения стратегических активов нескольких сотен промышленных и научно-производственных предприятий с госучастием из самых различных отраслей.
Причина такого решения была понятна: разрозненными усилиями и отдельными мероприятиями не удавалось остановить деградацию в важнейших секторах «оборонки» и гражданской промышленности. Как правило, эти государственные предприятия, разбросанные по всей территории страны, находились в плачевном состоянии, за редким исключением. На первом этапе их было необходимо консолидировать и привести в нормальное состояние по имущественным отношениям и финансово-экономическим показателям. На втором этапе требовалось сформировать заделы по критически важным направлениям, которые обеспечивают базу технологической независимости государства. Сегодня фактически начался третий этап развития госкорпорации «Ростехнологии»: формирование научного задела в прорывных областях и существенное увеличение доли выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме производства.
Консолидация
По словам генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, фактически передача активов в распоряжение госкорпорации началась лишь в 2009 году и за истекшие пять лет корпорация реально функционировала только последние три года. Начальный этап консолидации характеризовался тем, что из перешедших под контроль 442 предприятий 148 были в предкризисном и кризисном состоянии, 28 — в стадии банкротства, 17 — не осуществляли какой-либо деятельности, 27 предприятий утратили часть своего имущества или имели значительный риск его утраты.
На первом этапе важно было понять, каково реальное состояние каждого предприятия, разобраться в имущественных отношениях, привести все в соответствии с законодательством. Аудит «Ростехнологиям» проводили 13 крупнейших аудиторских компаний, отобранных по конкурсу. В мае 2009 года Сергей Чемезов заявил, что большинство предприятий находятся в неудовлетворительном состоянии: «Не могу даже назвать 2–3 абсолютно здоровых предприятия. Практически все в очень плохом состоянии, в предбанкротном — более 30%». Большинство унитарных предприятий (а их было 185) не имели никаких правоустанавливающих документов на землю, сооружения, цеха, помещения и другие имущественные элементы. Более того, эти предприятия зачастую не имели средств хотя бы для проведения оценки активов. Имущественные активы некоторых предприятий выводились в другие структуры, распродавались и закладывались в банках.
Чемезов Сергей Викторович
Родился в 1952 году в городе Черемхово Иркутской области, в 1975 году окончил с отличием Иркутский институт народного хозяйства. Работал инженером, научным сотрудником, заместителем заведующего лабораторией в Иркутском НИИ редких и цветных металлов. С 1980 году работал в экспериментально-промышленном объединении «Луч», с 1983 по 1988 год возглавлял представительство объединения «Луч» в ГДР. С 1988 по 1996 год — заместитель генерального директора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». В 1996-1999 годах работал начальником отдела внешних экономических связей Управления делами Президента РФ, позже — начальником Управления внешнеэкономических связей Администрации Президента России.
С сентября 1999 года по ноябрь 2000 года — генеральный директор ФГУП «Государственная компания «Промэкспорт». С августа 2000 года является членом Комиссии при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. С ноября 2000 года — первый заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», с 2004 года возглавил ФГУП «Рособоронэкспорт». Указом Президента РФ № 1575 от 26 ноября 2007 года назначен генеральным директором Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».
Закончил высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-полковник. Действительный член Академии военных наук, доктор экономических наук. Автор более шестидесяти публикаций, в том числе монографий «Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования» (2001г.), «Стратегический менеджмент ОПК и ВТС России» (2006г.), «ВТС России в XXI веке: теория, методология, практика» (2007г.). Заведующий кафедрой военно-технического сотрудничества Научно-исследовательского и учебного Центра оборонных проблем Академии военных наук.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III, IV степеней, орденом Почета и орденами Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского и Дмитрия Донского. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2004 год. Лауреат национальной премии «Человек года-2004» в номинации «Оборонно-промышленный комплекс». Лауреат премии имени А.В.Суворова Академии военных наук.
Такое положение дел было обусловлено не только объективными причинами, но и противоправными деяниями некоторого числа прежних руководителей предприятий. По просьбе руководства «Ростехнологий» была создана рабочая группа, которую возглавили заместители руководителей прокуратуры, Следственного комитета, МВД, ФСБ и госкорпорации. Глава корпорации Сергей Чемезов в декабре 2009 года заявил, что «передав в Госкорпорацию „Ростехнологии“ около 500 предприятий различных отраслей российской промышленности в качестве имущественного взноса, государство ущемило личные интересы очень большого числа нечистоплотных чиновников и „коммерсантов“, которые пытаются сейчас взять реванш за понесенные потери. Некоторые из них, используя затянувшуюся процедуру передачи нам предприятий, просто растащили имущество, создали искусственную кредиторскую задолженность, совершили ряд других экономических преступлений».
С учетом формальных процедур, сопряженных с осуществлением имущественного взноса, корпорация смогла вступить в права собственника по большинству своих активов фактически только к середине 2009 года. Таким образом, процесс передачи активов происходил в наиболее острую фазу мирового финансово-экономического кризиса, который отрицательно сказался на состоянии передаваемых предприятий. «Ростехнологии» взяли на себя ответственность за эти организации в сложнейшее для страны время и смогли не только удержать их на плаву, но в ряде случаев и способствовать развитию их бизнеса.
Наблюдательный совет «Ростехнологий», заслушал в декабре 2009 года доклад «О деятельности по финансовому оздоровлению компаний», пришел к выводу, что пятая часть переданных госкорпорации активов или относятся к числу проблемных, или скоро станут таковыми. Заместитель гендиректора «Ростехнологий» Игорь Завьялов тогда же заявил: «Госкорпорация фактически начала управлять большинством организаций во II квартале 2009 г., когда проблемных организаций было уже более 50». «Ростехнологии» провели анализ: чаще проблемы у компаний возникали из-за рейдерских захватов (более 40%) и действий менеджмента (более 30%). «Нередко менеджеры действуют вместе рейдерами», — подчеркнул Завьялов. В докладе было сказано, что корпорация имеет дело с неэффективным и нелояльным к собственнику менеджментом и ненадлежащим исполнением государственных функций — в первую очередь правоохранительными органами.
«Ростехнологии» совместно со Счетной палатой по состоянию на весну 2012 года передали в рабочую группу 138 материалов, по которым заведено 92 уголовных дела, 10 руководителей уже осуждено. Возвращено имущества на сумму более миллиарда рублей.
Финансово-экономические итоги 2009 года, первого года фактического функционирования госкорпорации, были неутешительными. Выручка от реализации продукции составила 516 миллиардов, налоговые выплаты в бюджеты всех уровней — 62 миллиарда, убытки достигли 60 млрд, выработка на одного работника — менее одного миллиона рублей. Для сравнения: выработка на одного работника во французской корпорации «Талес» составляет 6-8 млн в рублевом эквиваленте.
На сегодняшний день госкорпорация объединяет 439 предприятий разных отраслей, является ведущей организацией оборонно-промышленного комплекса России, выпуская 23% от общего объема продукции военного назначения. В настоящий момент предприятиям госкорпорации принадлежит более 26 тыс. объектов недвижимости и земельных участков, более 1,2 тыс. объектов социальной сферы, более 1 тыс. объектов финансовых вложений (акции, паи, доли в уставных капиталах ОАО). Численность занятых на предприятиях «Ростехнологий» составляет около 800 тысяч человек.
Формирование холдингов
В рамках госкорпорации «Ростехнологии» к исходу 2011 года было сформировано 25 холдингов, в том числе 19 — в оборонно-промышленном комплексе, из них 4 — в области авиационной промышленности, 5 — в области боеприпасов и спецхимии, 4 — в промышленности обычных вооружений, 6 — в области радиоэлектронной промышленности и 6 — в гражданских отраслях производства. В 2012 году работа в этом направлении продолжилась. Происходит укрупнение холдингов, объединение активов профильных предприятий, акционирование. В сфере оборонно-промышленного комплекса в составе «Ростехнологий» к весне 2012 года осталось 11 холдингов, в гражданском секторе — 5 холдингов, под прямым управлением головной компании находятся крупные стратегические предприятия: АвтоВАЗ, КамАЗ, ВСМПО-АВИСМА
По состоянию на май 2012 года акционировано 115 государственных унитарных предприятий из 185 имеющихся, к исходу года, в крайнем случае — в первом квартале 2013 года, планируется завершить акционирование остальных.
Большую помощь в становлении корпорации оказало государство. В кризисный 2009 год предприятия «Ростехнологий» получили из бюджета почти 104 миллиарда рублей на завершение строительства медицинских центров, консолидацию акций с ВСМПО-АВИСМА, антикризисную поддержку предприятий. Львиную долю здесь составила антикризисная поддержка АвтоВАЗ в размере 75 миллиардов рублей.
Напряженная работа по оздоровлению предприятий и формированию профильных холдингов принесла свои плоды: уже в 2010 году по солидарной отчетности предприятий «Ростехнологии» зафиксировали прибыль в размере 15 млрд рублей. В 2011 году финансово-экономические показатели продолжали улучшаться: объем выручки достиг 817 млрд, прибыль составила 46 млрд. При этом в бюджеты всех уровней было выплачено налогов на сумму более 100 млрд рублей.
В сфере ОПК отмечен значительный прирост объемов Гособоронзаказа и экспорта продукции военного назначения. Хотя здесь отмечается значительная диспропорция по отраслям. Рост объемов наблюдается прежде всего у предприятий, производящих вертолетную технику и комплектующие для авиации. По словам Сергея Чемезова, в боеприпасной отрасли и у производителей стрелкового вооружения гособоронзаказ «практически равен нулю или близок к этому. Ситуация на этих предприятиях очень тяжелая, и перспективы пока мы тоже особо не видим. До 2015 года пока не планируется каких-то серьезных закупок по этим предприятиям».
Надежды возлагаются на диверсификацию производства, расширение номенклатуры гражданской продукции. Основные направления: нефтегазовое оборудование и медицинская техника. Уменьшение объема гособоронзаказа по некоторым предприятиям заставило активизировать работы в направлении создания нового, современного медицинского оборудования. В рамках госкорпорации этой темой занимаются уже 35 организаций.
Заместитель генерального директора «Ростехнологий» по финансам и экономике
Игорь Завьялов: Работа была проведена колоссальная
За два года представители «Ростехнологий» проверили деятельность более 50 организаций. И результаты первых же проверок превзошли самые пессимистические ожидания. Некомпетентность зачастую шла рука об руку с нечистоплотностью, а в некоторых случаях и с криминалом. Например, детальный анализ деятельности предыдущего руководства ФГУП ГНПП «Базальт» показал не только его неспособность эффективно решать производственные задачи, но и вскрыл сомнительные схемы привлечения посредников с неоднозначной репутацией для реализации экспортных контрактов.
Проверка другого «флагмана» российской оборонки — группы предприятий «Ижмаш» — выявила, что, безграмотно управляя вверенным хозяйством, генеральный директор довел до предбанкротного состояния не только головной завод, но и ряд предприятий группы «Ижмаш». Стали известны и вопиющие факты незаконного заключения сделок по отчуждению целых сегментов бизнеса и приобретению долгов компании, сформировавшихся в результате вывода имущества. В результате «Ижмашу» был нанесен существенный экономический ущерб. На фоне этих злоупотреблений манипулирование данными и искажение финансовой отчетности, неуплата налогов кажутся уже детскими шалостями.
Фактически к моменту вступления корпорации в права собственника Ижевский машиностроительный завод вывел все производственные активы, многотысячный коллектив, госзаказ в десятки «дочек» и «внучек» и обременил их многомиллиардной задолженностью. Таким вот образом из крупнейшего производственного предприятия страны «Ижмаш» превратился в управляющую компанию с численностью сотрудников не более 200 человек.
В ходе проверок были обнаружены факты нецелевого использования бюджетных средств руководством ряда предприятий. Оборудование, так необходимое для производства новейших видов вооружения, закупалось по завышенным в несколько раз ценам. Кроме того, вскрылись факты создания схем по реализации продукции и поставкам сырья через компании, аффилированные с менеджментом предприятий. Разумеется, конечной целью подобных «наработок» была вовсе не оптимизация поставок или логистики, а личное обогащение отдельных управленцев. Например, после смены менеджмента волгоградского «Химпрома» и ликвидации новым руководством десятка окружавших предприятие посреднических фирм отпускную цену продукции завода всего за несколько месяцев удалось увеличить в полтора, а по некоторым позициям и в три раза.
Проблемы с отчуждением имущественного комплекса — отдельный вопрос... Ряд руководителей и раньше под сурдинку выводили недвижимое имущество из федеральной собственности. Естественно, этот процесс заметно ускорился при принятии решения о создании корпорации. Так, некогда крупнейший производитель боеприпасов ОАО «НПО «Сибсельмаш» в 2007–2008 годах потерял 47 объектов недвижимости, а в процессе приватизации лишился земельного участка площадью более 100 га.
В целом, по результатам проведенного анализа переданных активов было обнаружено, что к моменту вступления корпорации в права собственника десятки организаций уже находились в предбанкротном состоянии.
Противодействие рейдерским захватам предприятий — это, так сказать, отдельный пласт нашей работы. В данном направлении развернуто тесное и конструктивное взаимодействие с МВД и ФСБ России, созданы совместные рабочие группы из представителей правоохранительных органов и силовых ведомств. Уже есть определенные результаты: по нашей инициативе проводятся разбирательства по 50 конкретным случаям, возбуждено 22 уголовных дела в отношении бывших руководителей и лиц, незаконно завладевших активами таких предприятий, как ОАО «ПЭМЗ», ОАО «90-й экспериментальный завод», ОАО «Нефтегазавтоматика», на очереди ФГУП «Госметр» и другие. В собственность предприятий корпорации возвращено более 10 000 кввадратных метров площадей в Москве и Подольске ориентировочной стоимостью около 200 миллионов рублей.
Инновационные перспективы
Президент России Владимир Путин поставил задачу повысить эффективность и практическую отдачу программы инновационного развития корпорации. Он отметил, что только в 2011 году объем финансирования инновационной программы «Ростехнологии» составил порядка 56 миллиардов рублей. Следует сформировать научный задел в прорывных областях. И на этой базе существенно нарастить долю выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме производства.
Для выполнения этой задачи необходимо коренным образом обновить сам оборонно-промышленный комплекс, модернизировать существующие и строить новые предприятия, внедрять современные модели управления, которые позволят снизить издержки и повысить эффективность и качество производства.
«Ростехнологии» должны стать лидерами таких процессов, в том числе активно способствовать встречным потокам новых технологий между оборонными и гражданскими предприятиями, оборонным и гражданским сектором производства. Сейчас корпорация выстроила линейку приоритетных проектов: в авиации, металлургии, медицине, приборо- и машиностроении, других стратегически важных отраслях. К этой работе надо активно привлекать российские научные центры, университеты, взаимодействовать с частными инновационными компаниями, в том числе представляющими малый и средний бизнес. При реализации масштабных технологических программ важен комплексный эффект для смежных отраслей, для экономики в целом.
По оценкам, Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом существующие перспективные технологические заделы в отечественной экономике широко не используются, до коммерческого использования доведены лишь 16% технологий, из них только половина — технологии, соответствующие мировому уровню. Технологическое обновление происходит в значительной мере на основе заимствования зарубежных технологий. Сегодня импорт технологий и технологического оборудования в несколько раз превышает экспорт, что объяснятся как распадом и неполным восстановлением потенциала отечественного инновационного сектора, так и более высоким уровнем конкурентоспособности и завершенности ряда зарубежных технологий.
При росте с 1997 года в 2,6 раза общего количества передовых производственных технологий, используемых в российской промышленности, интенсивность внедрения отечественных технологий снизилась на 36%. Доля импорта в закупках нового оборудования составляет: в металлургии — 48%, химической промышленности — 60%, машиностроении — 56%. Это свидетельствует о нарастании разрыва между потребностями экономики в технологическом обновлении и возможностями научно-исследовательского комплекса удовлетворять эти потребности.
Россия активно участвует в международном разделении труда, в том числе, в последние годы, и в сфере военного производства. Нужно шире использовать возможности технологических альянсов с ведущими мировыми производителями. Примеры перспективного партнерства у корпорации «Ростехнологии» уже есть. Известны российско-французское предприятие по производству навигационных систем, оптико-элктронных систем, предприятие по организации сборочного производства в России итальянских вертолетов. С американским концерном «Дженерал электрик» запущен совместный проект по производству и сервисному обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования. Подписано соглашение о расширении сотрудничества с компанией «Боинг». На сегодняшний день функционирует 9 совместных предприятий с такими ведущими компаниями, как «Боинг», «Дженерал Электрик», «Даймлер», «Рено-Ниссан», «Сафран», «Финмекканика» и другими. В ближайшее время планируется создать еще 20 таких совместных предприятий.
Президент подчеркнул, что важно формировать на территории России всю производственную цепочку: от инжиниринговых центров до серийного производства продукции. Высокая степень локализации означает доступ к технологиям, создание качественных, современных новых рабочих мест.
Такие рабочие места требуют уделить повышенное внимание подготовке и привлечению квалифицированных кадров, прежде всего инженеров, технологов, специалистов рабочих профессий, в том числе из-за рубежа. Примеры успешной работы иностранных специалистов на предприятиях госкорпорации есть. Нужно активно работать с регионами, с организациями системы образования. Крепкий кадровый потенциал — это основа конкурентоспособности высокотехнологичного производства.
Госкорпорация и ее предприятия активно участвуют в федеральных целевых программах. Объем выполненных мероприятий в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 1,68 процента и составил 27 млрд рублей. На реконструкцию и техническое перевооружение было направлено 8,6 млрд рублей. Корпорация одной из первых подготовила и защитила программы инновационного развития, в которые включено более 400 базовых и критических технологий. Общий объем финансирования по этим программам составляет более одного триллиона рублей, из них около 400 миллиардов — собственные средства.
Перевод национальной экономики на инновационную траекторию развития предполагает достижение технологического лидерства в таких областях, как авиационная и космическая техника, нанотехнологии, композиционные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, рациональное природопользование, экология и других областях. При этом научно-техническая политика должна ориентироваться на достаточную технологическую независимость и конкурентоспособность национальной экономики, включая создание необходимого задела для формирования нового технологического уклада. Поэтому развитие основных отраслей отечественной экономики должно базироваться на высокотехнологичной машиностроительной продукции, значительная часть которой производится организациями госкорпорации «Ростехнологии».
Как указывается в «Программе инновационного развития ГК «Ростехнологии», достижение целей технологического развития сектора ОПК и преодоление существующих в этой области системных проблем предполагают решение следующих основных задач:
- создание центров компетенции по основным направлениям научно- технологического развития ОПК, в том числе на базе территориально-производственных кластеров;
- создание высокоэффективной системы корпоративного управления интегрированными структурами в ОПК и смежных областях;
- оптимизация производственных мощностей ОПК, в том числе сокращение излишних мощностей, дублирующих друг друга однотипных производств;
- определение основных направлений технологической модернизации и развития научно-технического и производственного потенциала интегрированных структур, разработка соответствующих долгосрочных стратегий и развертывание работ по их реализации;
- комплексная модернизация, реконструкция и техническое перевооружение предприятий;
- поддержка в случае необходимости импорта новейшего производственного оборудования, необходимого для производства конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения, выполнения ГПВ и ГОЗ;
- обеспечение уровня загрузки предприятий ОПК, обеспечивающего достаточную рентабельность производства;
- повышение качества продукции, в том числе путем внедрения современных технологий и оборудования;
- обеспечение сектора инвестициями, необходимыми для осуществления технологической модернизации и освоения всего жизненного цикла производства перспективных образцов ВВТ, а также конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения;
- разработка, дальнейшее развитие и освоение важнейших технологий для обеспечения создания конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;
- обеспечение доступа к отсутствующим в России критическим технологиям, необходимым для создания высокотехнологичной конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках продукции;
- обеспечение уровня загрузки организаций ОПК Корпорации, обеспечивающего достаточную рентабельность производства;
- принятие мер по повышению качества и снижению себестоимости выпускаемой продукции;
- обеспечение сектора инвестициями, необходимыми для осуществления технологической модернизации и освоения всего жизненного цикла производства перспективных образцов ВВТ, а также конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения;
- разработка, дальнейшее развитие и освоение важнейших технологий для обеспечения создания конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;
- приобретение высокотехнологичных зарубежных активов, создание на территории России совместных производств с компаниями — лидерами мирового технологического рынка;
- проведение гибкой политики международного сотрудничества, сочетающей закупки комплектующих и технологий у мировых лидеров производства соответствующих систем и агрегатов, участие в технологических цепочках зарубежных производителей, вхождение в стратегические альянсы и совместные проекты со странами, создающими национальную оборонную промышленность;
- создание базовых условий для ликвидации или сокращения зависимости России от зарубежных производителей в области технологий, необходимых для создания перспективных образцов ВВТ;
- разработка перспективных проектов основных типов ВВТ и новых конкурентоспособных видов продукции гражданского назначения;
- проведение комплекса мероприятий по подготовке к освоению производства перспективных образцов ВВТ и новых видов продукции гражданского назначения;
- создание заново системы подготовки и переподготовки кадров для ОПК и смежных производств.
Таблица. Распределение проектов НИОКР ГК «Ростехнологии» по приоритетным направлениям инновационного развития ОПК
п/п | Наименование приоритетных направлений инновационного развития | Количество проектов |
---|---|---|
1. | Вертолетная техника | 17 |
2. | Авиационные газотурбинные двигатели | 8 |
3. | Интегрированные бортовые радиоэлектронные комплексы | 12 |
4. | Бортовое авиационное агрегатное оборудование | 2 |
5. | РСЗО повышенной эффективности | 21 |
6. | Боеприпасы для перспективных образцов ВВТ | 81 |
7. | Пиротехнические и взрывчатые материалы и изделия на их основе | 20 |
8. | Ракетные комплексы оперативно-тактического и тактического назначения | 31 |
9. | Высокоточное управляемое ракетное и артиллерийское вооружение | 26 |
10. | Стрелковое вооружение и средства ближнего боя, боеприпасы к ним, боевая экипировка и специальное оснащение | 50 |
11. | Оптико-электронные приборы, системы и комплексы, лазерная техника и элементная база для нее | 40 |
12. | Электронная компонентная база с СВЧ-техникой | 3 |
13. | Средства отображения информации и системы связи | 19 |
14. | Современные и перспективные средства РЭБ | 1 |
15. | Автоматизированные системы управления и средства радиоэлектронных измерений нового поколения | 11 |
16. | Композиционные материалы | 4 |
Технологическая модернизация (техническое перевооружение) научно-технологической, лабораторно-испытательной и производственно-технологической базы организаций направлено на создание производственных мощностей для обеспечения серийного производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники 5-6 поколений в рамках выполнения ГОЗ как основного вида деятельности большинства организаций Госкорпорации, а также реконструкцию, расширение и создание производств для выпуска инновационной гражданской продукции.
Для обеспечения разработки и изготовления перспективной высокотехнологичной продукции необходимо серьезное перевооружение научно-технической, лабораторно-испытательной и производственно-технологической базы организаций «Ростехнологий», развитие технологий конструкторско-технологического моделирования и сквозного проектирования изделий 5–6 поколения. Предусмотрено участие организаций Корпорации, относящихся к ОПК, в федеральных целевых программах (ФЦП) по техническому перевооружению предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2011-2020 годах. Почти 30% финансирования проектов по технологической модернизации предполагается осуществить за счет собственных средств Корпорации и ее организаций.
Информационная поддержка управления инновационными бизнес-процессами будет осуществляться путем создания в «Ростехнологиях» единой информационно-аналитической системы (ИАС Корпорации), обеспечивающей полноту и достоверность предоставляемой информации, оперативность ее поиска и получения, доступность информации для руководителей всех уровней, разграничение доступа пользователей к информации различных информационных блоков, защиту информации от несанкционированного доступа. В целях информационного обеспечения инновационной деятельности, в том числе мониторинга и анализа вопросов управления результатами интеллектуальной деятельности (РИД), создана подсистема ИАС, включающая сбор, хранение и предоставление научно-технической, статистической, правовой и экономической информации.
Развитие инфраструктуры инновационной системы Корпорации предусматривается по следующим направлениям:
- создание и развитие центров инновационного развития холдинговых компаний (интегрированных структур) и Центра коммерциализации технологий Корпорации;
- создание фонда инвестиций и инноваций Корпорации, формирование системы финансирования прикладных НИОКР по перспективным направлениям науки и техники и проектного финансирования разработки и внедрения в промышленное производство передовых технологий;
- формирование эффективной системы проектного финансирования разработок и внедрения в промышленное производство передовых технологий посредством создания фонда инновационного и инвестиционного развития Корпорации;
- развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний, системы демонстрации новых достижений и трансфера передового опыта в области развития науки и инноваций;
- организация сотрудничества с РАН и высшими учебными заведениями, осуществляющими исследования и разработки в интересах Корпорации, в том числе в рамках создающихся отраслевых региональных кластеров.
В рамках реализации прорывных инновационных проектов «Ростехнологий» сформирована широкая кооперация научных организаций: отраслевых и академических институтов. В их число входят: ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова», ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», ОАО «Национальный институт авиационных технологий», ОАО «Всероссийский институт легких сплавов», ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. Профессора Н. Е. Жуковского», ОАО «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения», Институт проблем сверхпластичности металлов РАН, Институт проблем химической физики РАН и др. Корпорация заключила долговременные стратегические соглашения о сотрудничестве с Российской академией наук (РАН) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), которые предусматривают сотрудничество по следующим направлениям:
- участие в формировании и реализации государственной инновационной политики на базе ускоренного развития науки, образования и высоких технологий;
- проведение независимой экспертизы перспективности инновационных технологий и технических решений для их инвестирования;
- проведение научных исследований по проблемам реализации государственной военно-технической политики, стратегического развития оборонно-промышленного комплекса и системы военно-технического сотрудничества, освоения производства новой высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения;
- подготовка и повышение квалификации специалистов;
- обмен информацией и проведение консультаций по актуальным проблемам, связанным с организацией и проведением научных исследований в области высоких технологий, внедрением их результатов в производство и выпуском высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения.
Одним из основных путей повышения эффективности вузовской науки является привлечение потребителей наукоемкой продукции к формированию запросов на решение стоящих перед ними научно-технических проблем, к выбору и определению тематики и приоритетных направлений исследований, выполняемых в интересах предприятий. Европейский опыт свидетельствует о необходимости и полезности привлечения предприятий-потребителей новой техники и технологий на стадии формирования запроса на выполнение НИОКР. Такие НИОКР, выполняемые вузовской наукой в интересах и по запросам предприятий-заказчиков, получили определение инновационно-ориентированных исследований.
Перспективы приватизации
«Ростехнологии» стали первой госкорпорацией, утвердившей программу приватизации своих непрофильных активов. В портфеле «Ростехнологий» выявлено немало таких активов, в виде 477 га земли, почти 300 тыс. кв. м недвижимости и акций 955 эмитентов. В частности, первоочередной продаже подлежали миноритарные пакеты акций (менее 25%), а также предприятия, деятельность которых «не соответствует видам деятельности холдингов либо дублирует деятельность других организаций».
Госкорпорация «Ростехнологии» одной из первых в госсекторе отреагировала на требование властей ускорить распродажу непрофильных активов в качестве дополнительного источника финансирования. По итогам 2011 года доходы корпорации по этой статье составили 1,6 млрд рублей. В 2012 году «Ростехнологии» планируют распродать непрофильные активы примерно на 6 миллиардов рублей.
Сергей Чемезов оценивает перспективный объем продаж непрофильных активов 34 миллиарда. Из них 15% направляется в фонд финансового оздоровления предприятий, 75% процентов — в Фонд инновационного развития «Ростехнологий».
Президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития госкорпорации высказался по рыночным перспективам так: «Мы когда с вами создавали „Ростехнологии“, я тогда говорил, напомню, и вы не можете этого не помнить тоже, мы собирали, я сказал об этом вначале, разрозненные, оставшиеся еще в руках государства активы с целью восстановления производства и восстановления компетенции, но мы договаривались с самого начала, что это не застывшая форма. Нам нужно приводить в порядок эти предприятия, их акционировать, там, где нужно, переводить, допустим, в форму казенных предприятий, а где возможно — выводить на рынок и приватизировать... Нельзя сидеть на этих активах, государство не собиралось вечно там сидеть. Конечно, нужно делать это аккуратно, с пользой для государства, в том числе я имею в виду и фискальную пользу, финансовую, но нам нужно создавать жизнеспособные производства, холдинги, производственные цепочки и так далее, и тому подобное».
Сергей Чемезов, в свою очередь, подчеркнул, что «наша цель создать эти холдинговые компании, привести их в порядок, создать интересный для инвестора продукт, позволяющий привлекать инвестора, в том числе из-за рубежа, и российских инвесторов».
Нормализация структуры холдингов, их финансово-экономических показателей обеспечивает повышение капитализации и привлечение эффективного собственника. В качестве примера Сергей Викторович привел АвтоВАЗ, который после пакета госпомощи и «приведения в порядок» заинтересовал компанию «Рено-Ниссан», желающую приобрести контрольный пакет крупнейшего отечественного автопроизводителя.
Глава «Ростехнологий» объявил, что в ближайшие 3–5 лет планируется вывести на IPO холдинг «Вертолеты России», на очереди холдинги «Российская электроника», «Оптические системы и технологии», «Авиаприборостроение», концерн «Радиоэлектронные технологии». Как видим, предлагается приватизация крупнейших активов в сфере оборонного производства, причем активов с большой долей высокотехнологичного производства. Чемезов предложил максимально привлекать инвесторов на эти активы, и прежде всего искать стратегических инвесторов, которые дали бы возможность холдингам развиваться, расширять занимаемые позиции, осваивать передовые технологии, участвовать в международном разделении труда.