Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2(16) за 2015 г.

Управляющий директор АО «61 бронетанковый ремонтный завод» Роман ЧепурновУправляющий директор АО «61 бронетанковый ремонтный завод» Роман Чепурнов

С некоторых пор 61-й бронетанковый ремонтный завод выведен из управления Министерства обороны РФ и является гражданским предприятием. В чем состояла причина такой трансформации? Как это сказалось на работе БТРЗ? Ваши клиенты ведь остались старые или что-то изменилось?
— Начнем с того, что с момента преобразования нашего завода из Федерального государственного унитарного предприятия, входившего в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, в акционерное общество минуло уже шесть лет.
Это была, естественно, не наша инициатива. Реформа, исходившая от предыдущего руководства Министерства обороны, была направлена на освобождение армии от несвойственных ей функции посредством перехода на так называемый аутсорсинг, и привела к созданию в 2009 году холдинга «Оборонсервис», объединившего несколько сотен предприятий, организаций, учреждений, институтов, фабрик, совхозов, ранее входивших в состав Минобороны.
При этом Министерство, представляя собственника — Российскую Федерацию — осталось держателем акций созданных в результате всех проведенных преобразований акционерных обществ. Так что, в определенной степени, государственное участие, хотя и приняло несколько иные формы, но по-прежнему присутствует в нашей деятельности, и Минобороны через своих представителей в составах совета директоров обществ или путем голосования на общих собраниях акционеров определяет основные направления этой самой деятельности.
В чем-то стало сложнее для нас, в чем-то — попроще, но о временах, когда мы были военным заводом многие у нас вспоминают с ностальгией. Не нам, что называется, решать вопрос о пользе или вреде реформы, о ее целях и результатах. Наше дело — работать, укреплять обороноспособность.
Конечно, как и шесть, и шестнадцать, и много лет назад нашим главным заказчиком и сегодня также остается Министерства обороны. Это специфика нашей работы, выпускаемой нами продукции, и здесь вряд ли что-то измениться в ближайшие годы.
Поставщики все те же. Хотя не все. В силу определенных обстоятельств политического характера прекратили, надеемся, что временно, сотрудничество с нами украинские производители комплектующих изделий к танку. Приходится искать выход из ситуации. Регулярно под эгидой ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» проводятся совещания по решению проблем замещения. Сложно, но все от нас зависящее мы делаем.

— На заводе работает несколько цехов. Расскажите, пожалуйста, об их функционировании, взаимодействии? Как в принципе производится ремонт танка? Это же не швейная машинка.
— Цехов у нас семь. А вот отделов и прочих структурных подразделений больше двадцати. Обязанности у каждого свои, задача — общая для всех: в установленные контрактом или договором сроки с надлежащим качеством отремонтировать и сдать заказчику технику. При этом цеха основного производства выполняют на потоке даже не с танком, а с ремонтным фондом этого танка, свои узкопрофильные операции: разборку, дефектацию, непосредственно ремонтные работы, сборку. Технология ремонта разработана достаточно давно и регламентирована руководящими документами. Бывают, конечно, и нестандартные ситуации, когда работать приходится в условиях отсутствия ремонтно-технической документации (особенно в тех случаях, когда мы восстанавливаем военно-историческую технику), но в основном все у нас за долгие годы отработано и слажено. Танк — это, действительно, не швейная машинка, но наши квалифицированные специалисты могли бы, при необходимости, поставить на гусеничный ход и ее.
Вспомогательные производства обеспечивают основные цеха запасными частями собственного изготовления, подготавливают стенды для испытаний различных узлов и агрегатов, шьют брезентовые чехлы и так далее.
Своими силами, а точнее силами отдельного ремонтно-строительного цеха, выполняем ремонт помещений и зданий завода. Технический отдел разрабатывает документацию, чертежи, схемы и внедряет свои разработки в жизнь.
Технологический цикл ремонта танка составляет 1–2 месяца. По окончании ремонта идут приемо-сдаточные испытания, на специальном полигоне представляем технику военной приемке, закрепленной за нашим предприятием, и если она у нас принимается, то специально выделенным для этих целей воинским транспортом затем танки отгружаются в воинские части, указанные заказчиком в качестве их получателей.

— Верно ли, что Ваше предприятие ремонтировало танки времен Второй Мировой войны для участия в параде в честь 70-летия Победы. Расскажите об этой работе.
— Не только, в честь 70-летия, но и пять лет назад, когда впервые пришла идея о прохождении в парадном строю по Красной площади на праздновании дня Великой Победы военно-исторической техники времен Великой Отечественной войны: легендарных танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100, высокая честь осуществить восстановление техники и ее подготовку к торжественным праздничным мероприятиям также была оказана нашему заводу.
ОАО «61 БТРЗ» с честью справился с данной задачей и профессионализм специалистов завода вместе с мастерством экипажей танков и самоходок позволили эту часть парада и тогда и сейчас провести безупречно. Многие работники завода за свой труд в 2009 году были награждены медалями и поощрены почетными грамотами Министерства обороны Российской Федерации, а весь завод в целом получил личную благодарность от начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-майора Шевченко А.А.
Поэтому, с учетом полученного заводом опыта, вопрос о том, кто будет готовить военно-историческую технику к следующему юбилейному Параду Победы 2015 года даже не вставал. Одиннадцать танков Т-34-85 и девять самоходных артиллерийских установок СУ-100 зимой 2014–2015 гг. как и пять лет назад прошли капитальный ремонт на нашем заводе.
В работах по восстановлению машин были задействованы около трехсот рабочих предприятия, которые проверили каждый узел и агрегат «сушек» и «тридцатьчетверок». Многие детали и запасные части пришлось изготавливать самостоятельно ввиду их отсутствия на базах хранения бронетехники.
Проведенные парады показали высокую степень готовности техники к торжествам.
А значит, весь наш коллектив может рассчитывать на то, что и впредь право и высокое доверие подготовки военно-исторической техники к Парадам Победы будет доверено нашему орденоносному заводу.

— Сейчас при заключении контрактов о закупке военной техники и вооружений заказчик обычно требует включить в документ положения об послепродажном обслуживании и ремонте. Танки в этом смысле не исключение. Каким образом руководимый Вами завод участвует в выполнении этих обязательств?
— Мы не являемся производителями бронетехники. С прошлого года во исполнение решений Президента Российской Федерации о передаче профильным министерствам и ведомствам принадлежащих Министерству обороны ремонтных заводов и предприятий осуществляются мероприятия по передаче акций нашего акционерного общества от подведомственного Министерству обороны ОАО «Спецремонт» к ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Когда эта передача завершится, тогда, как мы полагаем, поднятый Вами вопрос приобретет для нас актуальность. Во всяком случае, планы создать на базе ремонтных заводов свои сервисные центры, обслуживающие всю или часть линейки, производимой Корпорацией спецтехники, у «Уралвагонзавода» были. Идея о техническом сопровождении со стороны производителя изготовленной им техники в течение ее жизненного цикла мы поддерживаем, считая ее правильной. Убеждены, что со временем наш завод будет заниматься и послепродажным обслуживанием и ремонтом наших танков, в том числе и «Арматы». Но это в перспективе. Пока же мы ремонтирует то, что было произведено для наших Вооруженных сил ранее.

— В связи в предыдущем вопросом уместно обсудить вот такую тему: известно, что Республика Никарагуа приняла решение о закупке полсотни российских танков Т-72Б1. Мы знаем также, что ваше предприятие займется их модернизацией. Кроме того, мы располагаем информацией, что 61 БТРЗ приобрел 50 комплектов аппаратуры управления с автоматом сопровождения целей (КАУ АСЦ) БАРВ.468939.001. Будьте любезны, подробнее рассказать об этом никарагуанском проекте, точнее о роли Вашего предприятия в нем. Утверждают, что, после «никарагуанской» модернизации, танк будет не узнать.
— Если говорить о наших международных контактах, то география их обширна. Прошедшие у нас ремонт танки несут службу во многих странах и на многих континентах. Интерес к продукции танкостроения возникает периодически и в странах Латинской Америки.
Но надо оговориться, что напрямую мы с иностранными заказчиками не работаем. Для этого есть «Рособоронэкспорт. Наше предприятие выполняет работы по ремонту и предпродажной подготовке техники по договорам с Министерством обороны, заключенным в рамках исполнения международных обязательств. Поэтому, в тонкости этого направления нашей работы, мы Вас посвятить при всем желании не может. Хотите деталей сделки с Никарагуа — пожалуйста, обращайтесь в Минобороны.
Техническая мысль не стоит на месте, в условиях конкуренции всегда нужно предлагать товар, качество которого превосходит аналогичные образцы других производителей. Один из вариантов продвижения уже далеко не нового танка на внешний рынок — это его модернизация, в том числе такая, после которой его, то есть танк, будет не узнать. Мы понимаем, что сейчас в Интернете, можно найти любую информацию, но это все, что можно сказать сейчас по существу Вашего вопроса.

— Как осуществляется или будет осуществляться обслуживание и, самое главное, ремонт машин, поставленных за границу? Возить домой танки не дёшево стоит. Как решается этот вопрос, учитывая возможную большую протяженность логистических путей?
— Условия договора, заключаемого нами с Минобороны, на выполнение работ в интересах того или иного инозаказчика, предусматривают, как правило, нахождение на территории государства — получателя техники гарантийной бригады, составленной из специалистов нашего завода, срок пребывания которой за границей ограничивается гарантийным сроком обслуживания техники. Кроме того, с техникой поставляется определенная номенклатура узлов и агрегатов, входящих в состав гарантийного ЗИП. Поэтому необходимости возить танки назад, в Россию, конечно же нет, все неполадки в пределах гарантии устранимы на месте.

— В той же Латинской Америке, например, много вертолетов российского производства. Обслуживающие компании намереваются строить региональные базы (охватывающие группы стран) для их обслуживания и ремонта. Как Вы относитесь к этой идее, применительно к танковой области? Ведь, к примеру, в Венесуэле давно действует российская бронетехника.
— Идея, может быть, и не плохая. Но для нас конкретно — неосуществимая. Прежде всего финансовые возможности не позволят нам этого. Да и объемы наших поставок не настолько велики, чтобы создавать зарубежные представительства ОАО «61 БТРЗ». Для того, что бы даже задумываться о таких проектах, нужно обладать, как нам кажется, возможностями хотя бы того же «Уралвагонзавода», о котором мы уже упоминали ранее.

— В последние годы серьезно увеличено финансирование ОПК. Пролился ли финансовый дождь и на Ваше предприятие? И вообще, какие у Вас планы на будущее, какие рисуются перспективы? Какие неотложные проблемы вы намерены решать?
— Так получилось, что наш завод, в отличии от некоторых наших коллег с других бронетанковых ремонтных предприятий, не попал в Федеральную целевую программу развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и модернизацию (частичную) производства мы можем осуществлять не за счет бюджетных инвестиций, а лишь благодаря своей прибыли. А она у нас хотя и есть, но не такая, чтобы осуществить кардинальную перестройку производства. Мы наводим порядок в цехах, выборочно ремонтируя те из них, которые нуждаются в этом в первую очередь. Обновляем гаражный парк, закупая необходимые трактора, погрузчики. Денежного потока на нас не лилось никогда. Но мы работаем, потому что это нужно нашей Родине. Работать дальше — это и есть наш главный план на будущее.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru