Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (78) за 2025 г.

Давно не является секретом информация о том, что территория Украины, на которой проходит специальная военная операция (СВО), используется странами НАТО в качестве полигона для испытания существующих и новых видов вооружения. Естественно, испытания на полигоне и в реальных условиях современного общевойскового боя это две большие разницы, но и поле боя тоже имеет множество различий, который могут дать диаметрально противоположные результаты.
После 1991 года блок НАТО во главе с США принимал участие во многих локальных конфликтах, которые, по сути, были «боевыми операциями метрополии против своих колоний». Кратное превосходство в военной силе, военной технике и вооружениях заранее гарантировало «сокрушительную» победу над любым, более слабым государством.
Боевые операции против Ирака (1991, 1993, 1996, 1998 и 2003), Боснии (1995), Судана (1998), Югославии (1999), Афганистана (1998, 2001), Ливии (2011) и Сирии (2014, 2017, 2018) в публикациях мировых средств массовой информации изображались как «маленькие победоносные войны». В то же время эта «победоносность» распространялась и на оружие, которым эта победа достигалась. Таким образом был сформирован миф о безупречности вооружения и военной техники, которая производилась в странах НАТО и США.
На самом деле безупречного оружия не существует и это общеизвестная аксиома, которая является стимулом вечного противостояния меча и щита, средств нападения против средств обороны. Характерным примером, подтверждающий эту аксиому, является боевое применение крылатой ракеты (КР) «Томагавк» в вышеперечисленных военных конфликтах.
Общее количество задействованных в этих конфликтах КР составляет по разным оценкам от 2400 до 2520 единиц. Первое боевое применение «Томагавков» состоялось в 1991 году против Ирака. Корабли ВМС США запустили по целям 290 КР, из которых лишь 189 достигли результатов, что составило 65 %. Средний показатель результативности американских КР был обусловлен наличием иракских сил ПВО, которые смогли перехватить почти половину КР. В 2003 году, когда ПВО Ирака было ослаблено, показатель результативности КР «Томагавк» вырос до 91 %.
В операции против Югославии (1999) показатель результативности КР был равен 55 %, потому что немногочисленные силы югославской ПВО благодаря тактическим приемам смогли оказать достойное сопротивление. В 2017 и 2018 году США провели две операции с использованием средств воздушного нападения (СВН) против «режима» Башара Асада в Сирии, в которых были задействованы КР «Томагавк» (Tactical Tomahawk), прошедшие очередную модернизацию. Однако наличие у Сирийской арабской республики современных средств ПВО российского производства свели показатели результативности до 39 % и 20 % соответственно.

Таким образом можно говорить о том, что современные российские ЗРК могут успешно бороться с КР «Томагавк» последних модификаций. Но верно ли это утверждение по отношению к другим СВН, которые, в частности, используются в зоне СВО? Давайте разберем этот вопрос на примере другого СВН — оперативно-тактической баллистической ракеты ATACMS (англ. Army TACtical Missile System, в переводе — армейский тактический ракетный комплекс).
ATACMS — краткая история создания
В начале 1976 года ракетным командованием армии США была принята концепция ракетной системы непосредственной огневой поддержки (GSRS — General Support Rocket System), использующей дешевые боеприпасы и имеющей высокий темп огня. Эту систему предполагалось использовать для поражения живой силы противника и легкобронированных целей, для выведения из строя коммуникаций, систем ПВО и командных центров. Поэтому 1976 год можно считать годом зарождения основного и единственного базового ОТРК ВС США — ATACMS.
Однако реальные разработки ОТРК начались по программе Joint Tactical Missile System (JTACMS, Единая тактическая ракетная система) в 1980 году, по которой предполагалось разработать тактический ракетный комплекс (ТРК) для сухопутных войск, а также баллистическую ракету с воздушным стартом для ВВС США. Разработки же самой ракеты начались в июне 1982 г. и предусматривали замену устаревшей ракеты MGM‑52 Lance в рамках объединенной программы сухопутных и военно-воздушных сил Joint Tactical Missile System (объединенный тактический ракетный комплекс).
В 1986 году контракт на разработку ракеты получила компания Ling-Temco-Vought (с 1996 года — Lockheed Martin). В апреле 1988 года состоялись первые испытания ракеты, после чего в декабре того же года началось ее мелкосерийное производство.
Исходный и самый многочисленный вариант ракеты (с индексом Минобороны США MGM‑140, обозначение модели в транспортно-пусковом контейнере — M39) был предназначен для поражения радиолокационных станций, зенитно-ракетных комплексов, систем ПВО и командных центров в тылу противника. В марте 1990 года после завершения испытаний на полигоне White-Sands ATACMS был принят на вооружение ВС США. С января 1991 года ATACMS начал поставлялся в войска. В 1997 г. производство ATACMS прекратилось, после чего продолжилась только разработка и производство модификаций. Всего было выпущено более 3,7 тысячи ракет ATACMS разных модификаций.
Основные тактико-технические характеристики всех модификаций ATACMS приведены в таблице 1.
ATACMS предназначен для поражения точечных целей, таких как командные пункты, объекты ПВО, узлы связи, склады ГСМ, расположенных в глубине обороны противника в любых погодных условиях, в любое время суток. Ракета ATACMS не имеет специализированной пусковой установки и могут запускаться из гусеничных установок реактивных систем залпового огня семейства MLRS — M270, M270A1, M270A2, а также более легкой и мобильной колесной M142 HIMARS. При этом с установки M270 может запускаться две ракеты, из M142 HIMARS — одна.
Боевая часть
Разные модели ракет ATACMS оснащаются разными типами боевых частей. Базовой является кассетная боевая часть, рассчитанная на поражение большой площади (до 200 метров в диаметре) осколочно-зажигательными суббоеприпасами.
В качестве «начинки» в боевых частях ATACMS используются многоцелевые суббоеприпасы M74 APAM (англ. Anti-Personnel/Anti-Material — противопехотные / противомашинные). Они имеют приблизительно-сферическую форму с внешними «лопатками» для стабилизирующей закрутки в полете. Диаметр каждого суббоеприпаса составляет 6 см, вес снаряженного 0,6 кг.
Следует особо отметить, что суббоеприпасы APAM не являются противотанковыми и не приспособлены для поражения защищенных сооружений. Их назначение это поражение живой силы, легкой техники (в первую очередь, колонны снабжения), радарных установок и позиций зенитных ракет, а также складов и лагерей расположения неприятеля. Ракеты с кассетной «начинкой» несут угрозу складам боеприпасов, хранилищам топлива, стоянкам автомобильной и легкобронированной техники, самолетам и вертолетам на аэродромах.
Ракета с дальностью 300 километров несет осколочно-фугасную боевую часть, которую дополнили трехрежимным взрывателем с функцией воздушного подрыва. ATACMS с фугасной боевой частью могут использоваться для поражения хорошо укрепленных командных пунктов, бункеров, радиолокационных станций, штабов и инженерных сооружений, например мостов.
Боевое применение ATACMS
В боевых условиях ATACMS впервые использовалась 18 января 1991 г. седьмым армейским корпусом США в начале операции «Буря в пустыне» — всего было выпущено 32 ракеты. В марте-апреле 2003 года в ходе активной фазы вторжения войск американской коалиции в Ирак было выпущено не менее 414 ракет ATACMS. Кроме того, до 2014 года ракеты ограниченно использовались США в ходе операций в Афганистане. К 2015 году в боевых действиях было использовано более 560 ракет ATACMS.
ATACMS активно используется ВСУ в зоне СВО с 17 октября 2023 года. Первая партия ракет ATACMS дальностью 165 км была поставлена Украине осенью 2023 года, ВСУ применили их в октябре того же года в ходе ударов по аэродромам Луганска и Бердянска. В апреле 2024 года США передали Украине ракеты ATACMS с дальностью до 300 километров. По данным западных СМИ 17 апреля 2024 года на аэродроме Джанкой ракетой ATACMS были поражены компоненты ЗРС С‑300/С‑400.
В ходе последующих ударов в районе Моспино 22 мая 2024 года ракетой ATACMS была уничтожена батарея комплекса С‑400. В ночь на 15 мая 2024 года был нанесен удар ракетами ATACMS с кассетной боевой частью по аэродрому Бельбек в Крыму, в результате удара был уничтожен склад ГСМ, два самолета МиГ‑31БМ и один МиГ‑29. Пятью ракетами ATACMS с кассетными боевыми частями 23 июня 2024 года был нанесен удар по военным объектам в районе Севастополя. Одна из ракет была сбита и взорвалась над морем в районе пляжа Учкуевка, четыре гражданских погибли (двое из которых — дети), пострадали 153 человека. В ноябре 2024 был нанесен удар ракетами ATACMS по месту хранения боеприпасов в районе Карачев Брянской области.
В большинстве случаев для нанесения удара по средствам ПВО используются ракеты с кассетной боевой частью ATACMS Block 1A (М39А1). При нанесении ударов по важным объектам, прикрываемым средствами ПВО, для поражения РЛС и ЗРК выделяется до 50–70 % от всего ресурса удара.
Для поражения ПВО противник наносил комбинированные и синхронизированные по времени удары, в которых совместно с ракетами ATACMS для поражения ПВО (или объектов) применялись управляемые реактивные снаряды (УРС) GLSDB (с планирующей бомбой SDB), крылатые ракеты типа Storm Shadow, ложные цели типа ADM‑160 MALD и ударные БПЛА самолетного типа.
При этом, как правило, УРС GLSDB наносили удар, согласованный по месту и времени с ударом ОТР. Крылатые ракеты наносили удар по объектам в то время, когда ЗРК были связаны отражением удара ОТБР и крылатые ракеты наносили удар по РЛК (РЛС) перед ударом с применением ОТР.
Применение БПЛА предусматривало отвлечение части ресурса РЛС и ЗРК (ЗУР) на перехват этих целей (действия на отвлекающем направлении). Непосредственная атака РЛК (РЛС) дальнего обнаружения и РЛС ЗРК группами ударных БПЛА осуществлялась либо во время отражения удара ОТР, либо до удара или сразу после отражения удара ОТР (первой или второй «волной»).

Анализ траекторий и построения боевого порядка ракет ATACMS в ходе СВО
По имеющимся данным по состоянию на 28.08.2024 в ходе СВО в общей сложности ВСУ было нанесено 52 одиночных, групповых и массированных (сосредоточенных) ракетных удара с применением более 260 ракет ATACMS разных модификаций.
Интервалы пуска ракет, как правило, составляют от 30 секунд до 2–3 минут. При одновременном запуске ракет с нескольких ПУ интервалы между пусками сводятся к минимуму, часть ракет стартует синхронно. Варианты траекторий полета ОТР на среднем и финальном участке траектории по данным объективного контроля средств ПВО представлены на рисунке 1.
После завершения «аэродинамической полки» (или участка пологого пикирования) ракеты переходят к отвесному пикированию на цель с углами входа (атаки цели) 60–87 градусов. Аэродинамическое маневрирование начинается на дальности около 75 км от объекта при высоте 20,5 км. В ходе маневрирования ОТР совершает «горку» до 22 км с последующим переходом на пикирование.
На финальном участке траектории ракеты группируются с распределением по объектам удара. В частном примере, при нанесении удара по объекту было применено 8 ОТР, которые были сгруппированы в три ударные группы по 2–3 ракеты в каждой. Две первые группы в составе 5 ракет были использованы для преодоления системы ПВО (с поражением КП и средств ПВО на стартовых позициях).

Использование технологий, снижающих радиолокационную заметность
Снижение радиолокационной заметности достигается использованием радиопоглощающих материалов (РПМ). Как правило, для защиты ОТБР ATACMS используется схема частичной радиолокационной маскировки. РПМ светло-серого цвета наносится на носовой обтекатель и блок рулевых приводов.
Радиолокационная маскировка рассчитана на противодействие радиолокационным станциям, использующим Х-диапазон (от 3,75 до 2,5 см, т. е. от 8 до 12 ГГц). ЭПР ракеты ATACMS MGM‑140D, в зависимости от угла локации, с носовой части составляет от 0,002 м2 до 0,02 м2 При этом дальность обнаружения ОТБР для РЛС, использующих другие диапазоны волн и другие условия наблюдения, существенно выше, например, в метровом диапазоне составляет до 470 км в зависимости от углов локации.
Пентагону приходится корректировать свои планы по развитию ракетных вооружений сухопутных войск. В течение нескольких последних лет в США велись работы по модернизации существующей оперативно-тактической ракеты ATACMS с целью создания нового многоцелевого ракетного комплекса. В 2016 году была начата и в 2023 году завершена разработка ракет PrSM (англ. Precision Strike Missile — Ракета Точного Удара) от Lockheed Martin и Raytheon, представляющих собой одноступенчатые изделия с цилиндрическим корпусом, заостренным головным обтекателем и раскладными хвостовыми рулями.
Ракета PrSM содержит более легкую боевую часть (около 91 кг), твердотопливный двигатель с повышенными характеристиками обеспечивает дальность полета до 500 км (в перспективе до 1000 км), меньшие габариты позволят заряжать по две ракеты в стандартный пусковой контейнер. Скорость ракеты до 3–5 Мах, в зависимости от боевой нагрузки и типа боеприпаса.
К 2030 году запланирована модернизация ОТРК ATACMS. Базовая и противокорабельная версии PrSM получат новый двигатель, что позволит увеличить дальность стрельбы. Утверждается, что конструкция ракеты имеет потенциал для получения дальности до 600–800 км
Российские ЗРК против ATACMS
Несмотря на первоначальные успехи ATACMS российским расчетам ЗРК «Тор-М2» все же удалось в относительно короткие сроки адаптироваться к новому виду угрозы. При построении инициативной эшелонированной обороны (ИЭС ПВО) состоящей из современных комплексов ПВО — ЗРК малой и средней дальности, работающих в сопряжении РЛС метрового диапазона, таких как «Небо-СВ» (1Л13), «Небо-СВУ» (1Л119) и «Ниобий-СВ» (1Л125) борьба с ракетами ОТРК ATACMS относительно быстро вышла на эффективные показатели. Однако, стоит отметить тот факт, что на прикрытие всех участков линии боевого соприкосновения и прифронтовых регионов потребовалось время. Поэтому только к концу 2024 года данный вид угрозу удалось свести к минимальным значениям.
Безусловно, специалисты ПВО Сухопутных войск с поставленной задачей справились, как и справились с ней разработчики ЗРК «Тор-М2» из ИЭМЗ «Купол», проведшие подробный анализ ОТРК ATACMS, часть которого изложена в этой статье. Естественно, эта аналитика будет использована в новых модификациях российских комплексов ПВО, способных бороться с новыми и перспективными видами СВН противника.
По материалам информационно-аналитического сборника «Вектор ПВО»