Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (74) за 2024 г.

Виталий Бычков, Илья Дорофеев

Безэкипажный катер представляет собой управляемое дистанционно малоразмерное судно, предназначенное для поражения надводных и береговых целей.

Управление быстроманеврирующими безэкипажными катерами (БЭК), как и другими типами беспилотных аппаратов, в том числе БЛА, осуществляется дистанционно. Для передачи информации используются различные способы и каналы, в том числе спутниковые, по которым передается видеопоток, служебная информация и управляющие командные сигналы. В этих случаях подавить их средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) достаточно сложно. Кроме того, на одном из (захваченных) катеров были обнаружены спутниковые каналы управления БЭК, подключенные к сетям мобильной связи GSM. Такие системы позволяют дублировать каналы передачи информации и повышают надежность и эффективность дистанционного управления БЭК. В итоге нейтрализовать вражеские БЭК с помощью различных видов вооружения, включая огневые средства и РЭБ, становится весьма затруднительно.
Исследование аспекта применения противником безэкипажных катеров на Черном море (ЧФ) в ходе проведения специальной военной операции (СВО) показывает, что почти все атаки неприятеля привели к серьезным повреждениям и даже потере нескольких кораблей ВМФ РФ. Данные факты свидетельствуют об эффективности и опасности таких штурмов противника, особенно, когда БЭКи используются для нанесения ударов по уязвимым местам (точкам) судна. В ходе нападений БЭК чаще применяются для наведения и ударов по наиболее слабозащитным частям кораблей (судов), например, по кормовой части. В ней также находятся гребные винты судна, поэтому именно эта часть является приоритетным местом для ударов. Вместе с тем, удары БЭК производятся в отдельные элементы надводных кораблей (нк), где расположены системы управления (СУ), энергетические установки (ЭУ) (двигатели, распределительные щиты (РЩ), генераторы, аппаратура (пульты) управления (АУ) движительными установками (ДУ)), а также выгородки с ракетным (артиллерийским) боезапасом.
Нанесение удара БЭК по этим точкам надводного корабля может привести к его дальнейшей непригодности для боевого использования или уничтожению (потоплению).
Изучение событий СВО показало, что безэкипажные катера, используемые специальными подразделениями Главного управления разведки (ГУР) и Службой безопасности Украины (СБУ), применяются, в основном, для атак на надводные корабли. Основной моделью БЭК является Magura V5, построенный на базе гидроскутера. Конструкции морских дронов — простейшие, в них используют общедоступные гражданские компоненты и элементную базу. Тем не менее, их тактико-технические характеристики (ТТХ) достаточно высоки для эффективного применения против кораблей ВМФ. По общедоступным данным, морской дрон Magura V5 имеет массу около одной тонны и несет на борту так называемую «полезную нагрузку» — взрывчатку до 320 кг. Его длина составляет 5,5 м, а ширина 1,5 м. Боевой радиус БЭК достигает 400 км, а дальность плавания доходит до 800 км с автономностью работы аккумуляторов двигателя до 60 ч. Максимальная скорость БЭК достигает 80 км/ч (42 узлов), что позволяет им эффективно и быстро приближаться к цели. Официально заявленная стоимость БЭК Magura V5 — около $270 тыс.
Катера Magura V5 (рис. 1) оснащены электронным оборудованием, взрывными устройствами и тепловизионными камерами, а управление осуществляется по спутниковым каналам передачи информации. Также возможно одновременное подключение аппаратуры наведения к сетям мобильной связи.
Технические ограничения в реализации автономного самонаведения (СН) БЭК на силуэт атакуемого корабля отсутствуют. На сегодняшний день необходимое оборудование для сборки катеров Magura V5 доступно на открытом рынке и считается предметом двойного предназначения.


Штурмы надводными катерами, как правило, проводятся групповым способом с использованием нескольких аппаратов одновременно (от трех до пятнадцати единиц), что обеспечивает большую вероятность достижения цели и повышает эффективность их боевого применения. Сами БЭК чаще всего подвергаются уничтожению во время переходов по морю и подхода к цели. Вместе с тем события, освещенные средствами массовой информации (СМИ), демонстрируют высокий уровень координации и синхронизации ударов по силам Военно-Морского Флота (ВМФ), осуществляемые с применением как БЭК, так и воздушных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Например, в атаке на морской минный тральщик «Иван Голубец» и сторожевой корабль «Адмирал Макаров» 29 октября 2022 года использовались как воздушные БЛА, так и БЭК. Такие скоординированные атаки требуют от нападающей стороны тщательного планирования и организации, а перед обороняющимися кораблями встает вопрос: какие атаки отражать — воздушные или морские? Ведь вооружение корабля (кораблей), задействованное в противовоздушной обороне (ПВО), не может одновременно отражать атаки БЛА и морских безэкипажных катеров.
Использование как БЭК, так и БЛА позволяет противнику расширить свои возможности и увеличить вероятность успешного выполнения миссии. Например, воздушные БЛА могут обнаруживать цели и ретранслировать разведывательные сведения для морских БЭК, которые, в свою очередь, могут нанести удар по кораблям. Осуществление комбинированных воздушных атак — ПКР, БЛА одновременно с атаками БЭК наносят значительный урон силам ВМФ.
Опыт применения БЭК демонстрирует способность атаковать различные типы судов, включая военные корабли, гражданские танкеры и патрульные суда и т. д. Такое универсальное применение БЭК делает их мощным поражающим средством при ведении боевых действий (БД), способным наносить ущерб как военным плавучим средствам, так и гражданским объектам. Например, атака Крымского моста 17 июля 2023 г. (когда произошло повреждение дорожного полотна на пролетах со стороны Крыма), была проведена с помощью БЭК начиненных большим количеством взрывчатки. Удары надводными дронами-камикадзе по морским объектам проводились для ослабления обороны и военной мощи РФ. В то же время нападения БЭК на гражданские суда направлены на дестабилизацию экономики и создание паники среди населения страны.
Использование беспилотных катеров для атаки различных типов судов указывает на широкий спектр поставленных противником целей. Нападения на гражданские суда представляют растущую угрозу для морского транспорта и торговли. Нефтеналивные танкеры, пассажирские суда и другие гражданские объекты становятся целями атак БЭК и подвергаются различным видам угроз, включая боевое поражение, пиратство и террористические акты. Такие реалии требуют усиления мер защиты и предотвращения подобных инцидентов. С этой целью предполагается разработка более эффективных систем обнаружения и противодействия БЭК, а также совершенствование тактик и методов борьбы.
Как уже отмечалось, БЭК для нанесения максимального ущерба и более эффективного выполнения своих задач часто атакуют те части кораблей, где нет вооружения, систем защиты или недостаточно средств противодействия. Так, для противника атаки кормовой части корабля или слабозащищенного борта менее рискованы, чем попытка штурма зон судна, где находятся артиллерийские установки (пулеметные управляемые боевые модули), где он может попасть в их секторы обстрела.
Потери кораблей ЧФ Рф после ударов беспилотными скутерами свидетельствуют о серьезных пробелах в организации противодействия этому виду оружия и борьбы с ним, а именно о неэффективности мер защиты, неадекватной реакции экипажей на атаку или недостаточной подготовке (обученности) личного состава экипажа к борьбе с БЭК.
На основе наблюдений было выявлено, что координация атак БЭК проводится в определенное время и в конкретном районе, что позволяет максимально эффективно использовать ресурсы безэкипажных аппаратов и увеличивать вероятность достижения поставленных задач. К примеру, почти все успешные штурмы БЭК были произведены рано утром или поздно ночью, когда бдительность операторов снижена. В данное время суток безэкипажные катера действовали с меньшим риском быть обнаруженными и уничтоженными.
Вместе с тем, военные корабли (суда) становятся более уязвимыми в определенные временные интервалы (из-за ограничений оперативного времени) или находясь в состоянии пониженной боевой готовности. Применяя для атак БЭК в ранние утренние (или поздние ночные) часы, противник максимально использует эти ограничения. Также темное время суток обеспечивает дополнительные возможности для маскировки и скрытности БЭК. Они менее заметны при визуальном наблюдении, что усложняет их обнаружение и перехват. Следовательно, осуществление штурмов в темное время суток, в идеальных гидрометеорологических условиях (ГМУ) (когда на море штиль) позволяет противнику максимально использовать ресурсы беспилотных аппаратов с минимальными рисками. Обороняющейся стороне также необходимо учитывать, что БЭК могут быть обеспечены легким бронированием. На данный момент существуют и широко используются следующие методы защиты от морских БЭК, предназначенные для обеспечения безопасности кораблей (объектов на море).

  1. Применение систем ПВО и противоракетной обороны (ПРО), в частности, зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и систем ПВО корабля (артиллерийских комплексов и стрелкового оружия разного калибра), которые осуществляют перехват и уничтожение БЭК на больших дистанциях до достижения ими цели.
  2. Осуществление обнаружения и трекинг. Обнаружение предполагает использование радиолокационных и оптических систем распознания (обнаружения) и слежения. Данный метод позволяет своевременно обнаруживать безэкипажные катера и контролировать их траекторию для последующего уничтожения. Метод трекинга (англ. positional tracking) — одна из технологий виртуальной реальности. Система предназначена для определения позиции и ориентации реального объекта (например, БЭК) в виртуальной среде с помощью нескольких степеней свободы, как правило, трех координат его расположения (x, y, z) и трех углов, задающих его ориентацию в пространстве («крен», «тангаж», «рыскание» или углы Эйлера). Определение позиции и ориентации морского объекта (в пространстве) осуществляется при помощи специальных датчиков и маркеров. Датчики снимают сигнал с объекта (при перемещении) и передают полученную информацию в компьютер.
  3. Применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Метод заключается в задействовании данной аппаратуры для создания помех, подавления команд наведения и сигналов управления БЭК, что должно существенно снизить их эффективность и точность наведения на цель.
  4. Внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) огнем артиллерийских средств позволяет обнаруживать и нейтрализовывать угрозу морских дронов с минимальным человеческим вмешательством. Это повышает скорость реакции и эффективность защиты кораблей (судов).
  5. Создание физических боносетевых заграждений и барьеров вокруг корабля (в местах (районах) базирования) с использованием сетей, преград или «баррикад», противодействующих БЭК. Метод обеспечивает перекрытие, создает заслон для подхода БЭК к рейдам и пунктам дислокации, тем самым предотвращая их столкновение с кораблями.

Каждый из предложенных методов защиты от БЭК обладает своими особенностями и преимуществами, которые обеспечивают защиту кораблей и объектов на море. Тем не менее, целесообразно использовать их в комбинированных вариантах для создания комплексного противодействия и интегральной безопасности кораблей (морских объектов). Следовательно, проблему необходимо решать комплексно, с использованием всех доступных методов. Ведь только совокупное применение представленных способов позволит быстро и эффективно противодействовать (подавлять радиоканалы управления БЭК и вести прицельный огонь) дронам и при этом срывать их атаки на корабли. Очевидно, первоочередной задачей является физическое уничтожение надводных катеров с помощью средств защиты и огневого поражения. Существуют следующие средства защиты и поражения БЭК, которые обеспечивают безопасность кораблей (судов) и морских объектов (они перекликаются с методами защиты).

  1. Системы и средства ПВО и ПРО. Среди них зенитные ракетные и артиллерийские комплексы кораблей, а также стрелковое оружие, позволяющие перехватывать и уничтожать надводные катера на больших дистанциях до достижения ими цели.
  2. Физические плавучие заграждения и противодиверсионные барьеры вокруг корабля, в пунктах базирования и на рейдах, способные предотвратить подход морских дронов-камикадзе и исключить их столкновение с кораблем: противолодочные сети, боновые и боносетевые заграждения, защитные преграды или металоконструктивные «баррикады» и другое оборудование.
  3. Системы обнаружения и трекинга. На базе передовых комплексов радиолокационного (или оптического) обнаружения и слежения они предназначены для своевременного обнаружения безэкипажных катеров и контролирования их траектории для последующего уничтожения.
  4. Автоматизированные системы управления комплексами вооружения. АСУ осуществляют обнаружение, наведение и уничтожение БЭК, повышают скорость реакции и эффективность защиты корабля с минимальным участием оператора (человеческого фактора).
  5. Электронные системы противодействия. Средства РЭБ создают помехи в сетях мобильной связи и подавляют сигналы (команды) управления надводными катерами и позволяют существенно снизить эффективность и точность наведения БЭК на цель.

Вышеперечисленные средства защиты целесообразно применять интегрировано для осуществления комплексной защиты от морских дронов и обеспечения безопасности кораблей (водных объектов). В случае прорыва и достижения небольшой частью вражеских БЭК корабля, рациональным будет разработать планы обороны корабля на основе следующего сценария.
Корабль (или другие корабли) своими средствами обнаруживает атакующую его группу беспилотных катеров на максимально возможном расстоянии и уничтожает ее (в первую очередь) с помощью своего артиллерийского (стрелкового) вооружения. При этом необходимо четко представлять вид оружия, используемого для поражения, и технические средства обнаружения и целеуказания (ЦУ). Это обусловлено тем, что ТТХ артиллерийского вооружения во многом определяются возможностями аппаратуры обнаружения и ЦУ (обеспечивающих боевое применение оружия). Именно такой подход в боевых действиях является определяющим в борьбе с безэкипажниками.
Одним из примеров является опыт борьбы с БЭК американских ВМС. Так, 12 октября 2000 г. моторная лодка (с террористом-смертником) атаковала американский эсминец USS Cole в порту Аден (Йемен), повредила корабль. Погибли 17 моряков. После этого события американцы начали искать средство для уничтожения малоразмерных надводных целей, которым должны вооружатся надводные корабли ВМС США. При этом, очевидно, что методы борьбы с БЭК американцев для российского ВМФ неприемлемы по ряду причин. На американских кораблях типа LCS используют 57‑мм орудийные установки, стреляющие снарядами с программируемым подрывом, а у российского флота такого оружия нет (для применения таких снарядов). Хотя технология программирования снарядов уже разработана в России, она не предназначена для всех калибров корабельного вооружения, а также требуется время на их массовое производство.


В отличие от американских систем, российские автоматические артиллерийские установки используют энергию пороховых газов (во время стрельбы), что значительно увеличивает массу движущихся деталей орудия и снижает точность стрельбы, а это недопустимо. К примеру, скорость БЭК Magura V5 составляет 42 узла, и одну морскую милю она пройдет менее чем за полторы минуты. Поражать такую цель надо буквально с первой очереди. Для этого используют артиллерийские комплексы типа АК‑306 (рис. 2), АК‑630 (рис. 3) и АК‑630М, стоящие на вооружении некоторых кораблей ВМФ и способные уничтожать украинские БЭК в системе обороны кораблей.
К сожалению, процесс судостроительной модернизации сложен. Нельзя быстро установить артиллерийское (или стрелковое) оружие на тех кораблях (судах), которые изначально не были предназначены для такого вооружения. Таким образом, невозможно просто увеличить количество артиллерийских установок на кораблях (судах), находящихся в строю (на вооружении ВМФ).
Отметим, что первостепенной задачей систем и средств артиллерии на корабле является борьба с воздушными целями. Зачастую экипажи не обладают достаточной реакцией и точностью стрельбы для эффективного поражения быстроперемещающихся БЭК (маневрирующих целей). Огневые (артиллерийские) средства корабля обладают привилегированными возможностями при обороне от воздушного противника и не всегда способны результативно уничтожать морские катера. В случае комбинированного нападения на корабль воздушными БЛА и морскими БЭК, при отражении воздушной атаки противника экипаж не сможет ответным ударом вести огонь и по морским безэкипажным катерам одновременно. А если это и происходит, к сожалению, то с ограниченной эффективностью, ведь безэкипажные дроны оснащаются средствами электронной борьбы, способными снизить эффективность их обнаружения и артиллерийского огня. Также на БЭК устанавливают техническое оборудование, обеспечивающее контрмеры с осуществлением маневра уклонения. Сделаем вывод, что, хотя артиллерийское вооружение корабля имеет возможность поражения БЭК, но зачастую это происходит с низкой эффективностью, особенно при условиях высокой скорости и маневренности надводных катеров с использованием противодействующих систем. Например, на корабле «Цезарь Кунников» были установлены два пулемета конструкции оружейников-дегтярников (КОРД) — важные компоненты системы обороны, способные обеспечить результативное противодействие атакам БЭК. При отражении атаки украинских БЭК экипаж БДК «Цезарь Кунников» вел прицельный огонь, используя прожекторы для обнаружения целей на фоне воды и трассирующие пули, но это не принесло результатов. Применение пулеметов калибра 7,62 мм оказалось неэффективным. Кадры, снятые украинской стороной, демонстрируют оборону БДК от катеров, где отсутствует визуальное подтверждение активной работы пулеметных расчетов «Цезарь Кунников».
Следовательно, без увеличения огневой мощи корабля невозможно успешное отражение атаки БЭК. Анализ видеозаписи (показанной украинской стороной) атаки ракетного катера «Ивановец» свидетельствует о том, что стволы зенитного комплекса АК‑630 были раскаленными (нагретыми). Значит, огневые средства активно использовали для уничтожения беспилотных катеров. Однако, вероятно, из-за израсходования (перерасхода, исчерпания) боекомплекта и неточной стрельбы из АК‑630 (по скоростным БЭК) эти действия оказались малоэффективными. Видеоматериалы атаки ракетного катера «Ивановец» показывают, что пули (снаряды) от пулеметов пролетали рядом с украинским катером (попадали в воду), но не уничтожили его, и БЭК достиг своей цели. С корабля «Сергей Котов» также велся интенсивный пулеметный огонь, но защитить корабль, к сожалению, также не удалось.
Несмотря на трагические случаи (события), опыт СВО показывает, что пулеметы калибров 14,5 мм и 12,7 мм, применяемые на кораблях, способны эффективно уничтожать украинские безэкипажные катера при попадании в них. Сформулируем вывод о необходимости широкого использования корабельной артиллерии разных калибров, которая должна активизироваться мгновенно, а обслуживать ее должны подготовленные специалисты, обеспечивающие плотный и точный огонь из всех пулеметных установок (калибра 12,7  мм или 14,5  мм) как основных средств обороны корабля. Поэтому возникает задача в точности выполнения стрельбы по БЭК.

Продолжение статьи — Часть 2


Авторы:
Виталий Бычков, кандидат технических наук, доцент, капитан 1 ранга в запасе, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, преподаватель кафедры Морского подводного вооружения подводных лодок, Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Санкт-Петербург, Россия
Илья Дорофеев, капитан-лейтенант, начальник лаборатории кафедры Морского подводного вооружения подводных лодок, Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Санкт-Петербург, Россия

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к Сергею Бугаеву.
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (989) 109-89-30

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru