Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (72) за 2024 г.
Вячеслав Белоусов, Игорь Козлов
История и основные направления подготовки специалистов ПВО для Военно-Морского Флота
Как только человек смог уверенно держаться в воздухе с помощью крыла и мотора, он стал задумываться об использовании летательных аппаратов для ведения боевых действий. В рекордно короткие сроки авиация прошла путь от средства наблюдения и целеуказания до мощной ударной силы, способной оказывать существенное влияние на ход и исход военных действий на суше и море. Вторая мировая война превратила авиацию в силу, способную самостоятельно решать исход морских боев и сражений. В связи с этим существенно изменились взгляды на роль авиации в борьбе на море и средств борьбы с нею. Подтвердили это и военные действия на Корейском полуострове, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Ираке и Югославии. Фолклендский вооруженный конфликт стал примером прямого противостояния авиации и надводных кораблей. Авиация стала главным участником вооруженной борьбы на море.
Поступление в послевоенный период на вооружение основных государств мира реактивных самолетов, ракетного оружия различного назначения, зенитных ракетных и автоматических зенитных артиллерийских комплексов, средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы потребовало глубоких научных проработок в области противовоздушной обороны сил флота. Сложность и скоротечность противовоздушных боев, значительная номенклатура средств воздушного нападения и противовоздушной обороны остро поставили вопрос о подготовке кадров для планирования противовоздушной обороны и управления силами при отражении ударов с воздуха.
В 60‑х — 70‑х годах прошлого века научные и учебные заведения Военно-Морского Флота принимали самое активное участие в развитии теории противовоздушной обороны сил флота и разработке руководящих документов по ПВО. Результатом этой большой работы явилось издание Наставлений по противовоздушной обороне ВМФ 1956 и 1965 годов, Правил и руководств по подготовке к ведению ПВО и по применению средств ПВО. Однако специалистов ПВО в системе подготовки кадров ВМФ целенаправленно нигде не готовили.
В 1966 году на сборах начальников ПВО флотов в ГШ ВМФ под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова, с участием всех начальников центральных управлений и начальников ПВО флотов преподаватель Высших специальных офицерских классов ВМФ (далее — ВСОК ВМФ) капитан 1 ранга Николай Дмитриевич Николаев выступил с предложением о подготовке на ВСОК ВМФ офицеров противовоздушной обороны.
На основании этого доклада Директивой Главного штаба ВМФ № ОМУ/3/38478 от 24 августа 1967 года на ВСОК ВМФ была создана кафедра Противовоздушной обороны, а директивой ГШ ВМФ № 380747 от 4 сентября 1967 года на ВСОК ВМФ открыт класс офицеров ПВО. С этого момента и начинается история кафедры Воздушно-космической обороны (далее — ВКО).
Первым начальником кафедры стал капитан 1 ранга Николай Дмитриевич Николаев. Кафедра сразу создавалась как общефлотская и единственная в системе военно-морского образования.
Создание в 1967 году новой специализации обучения — «офицер ПВО ВМФ» потребовало создания новых программ, интегрирования их в учебный процесс ВСОК ВМФ. Кафедра успешно справилась с этой задачей: в кратчайшие сроки был организован учебный процесс и в 1968 году состоялся первый выпуск группы офицеров ПВО ВМФ.
История создания, становления и развития кафедры ВКО самым тесным образом переплетена с историей советского и российского флота, развитием средств вооруженной борьбы на море, теории и практики военно-морского искусства. За годы своего существования на ВСОК ВМФ кафедра неоднократно изменяла свои названия и статус: кафедра Противовоздушной обороны (1967–1994 гг.), отдельная дисциплина ПВО (1994–1996 гг.), кафедра Боевого применения сил и средств ПВО (1996–2009 гг.). Менялся состав кафедры и ее учебно-материальная база, однако неизменным оставалась цель ее существования — подготовка кадров для управления силами ВМФ в борьбе с воздушным противником.
Однако подготовка специалистов противовоздушной обороны только в тактическом звене управления не в полной мере отражала потребности Военно-Морского Флота. Со становлением океанского флота возникла острая необходимость в подготовке кадров для оперативно-тактического и оперативного уровней управления. В 1990 году в Военно-морской академии при кафедре Оперативного искусства была организована отдельная дисциплина противовоздушной обороны, однако в самостоятельную кафедру она не преобразовалась, а в 2002 году преподавательский состав дисциплины был переведен на кафедру Морской авиации.
В 2009 году, с образованием ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», на базе кафедры Боевого применения сил и средств ПВО ВСОК ВМФ была создана единая кафедра Воздушно-космической обороны с оставлением в штатном расписании ВСОК и формированием учебно-методического сектора в Военно-морской академии (рис. 1). Это преобразование позволило реализовать единую траекторию подготовки специалистов по управлению силами и средствами ПВО ВМФ в системе военно-морского образования.
Офицер ПВО изначально готовился как высокопрофессиональный специалист, способный спланировать и организовать противовоздушную оборону при подготовке боевых действий, а также управлять разнородными силами и средствами ПВО в ходе ведения противовоздушного боя. При этом слушатели, прибывающие на обучение, имели не только разный уровень личной подготовки, но и ее разную направленность, так как на уровне военно-морских училищ подготовка специалистов ПВО не осуществлялась. Поэтому преподавание на кафедре изначально велось по широкому кругу специальных дисциплин: «противовоздушная оборона корабельных соединений»; «боевое использование корабельных зенитных огневых средств»; «методы оценки эффективности ПВО»; «боевые действия истребительной авиации». Кроме того, слушателям давались основы использования радиотехнических средств и средств связи ВМФ. С 1978 года в программу обучения были включены вопросы ведения радиоэлектронной борьбы при боевых действиях с воздушным противником.
С накоплением опыта обучения, а также на основе результатов научных исследований в области динамики и содержания противовоздушного боя, преподавательским составом кафедры был сделан вывод о необходимости подготовки по вопросам противовоздушной обороны слушателей, обучающихся по программам подготовки командиров надводных кораблей, флагманских специалистов корабельных соединений ВМФ, а также офицеров управлений (служб) ПВО флотов (объединений ВМФ). Предложения кафедры были поддержаны командованием ВСОК ВМФ и раздел «Организация противовоздушной обороны» был включен в дисциплину «Тактика родов сил (войск) ВМФ». Впоследствии вопросы организации противовоздушной обороны и управления зенитными огневыми средствами надводного корабля были вынесены в самостоятельную учебную дисциплину — «Противовоздушная оборона надводных кораблей». В Военно-морской академии слушателям преподается дисциплина «Противовоздушная оборона ВМФ», направленная на подготовку командиров соединений и объединений флота управлению силами в ходе боевых действий с воздушным противником в составе разнородных и межвидовых группировок сил. Поэтому подготовка будущих командиров надводных кораблей и командиров соединений флота к парированию угроз с воздуха является неотъемлемой частью деятельности кафедры.
В настоящее время вопросы противовоздушной обороны преподаются в различных дисциплинах в 36 учебных группах по 8 специальностям обучения, из них для четырех учебных групп кафедра является выпускающей.
Подготовка специалиста, способного готовить силы к ведению противовоздушной обороны, планировать боевые действия с воздушным противником и управлять силами и средствами ПВО в ходе скоротечного и динамичного противовоздушного боя, выдвигает к кафедре два основных требования:
- наличие разносторонне подготовленных преподавателей с опытом службы на должностях, связанных с управлением силами и средствами ПВО;
- наличие учебно-материальной базы, позволяющей вырабатывать слушателям умения управлять ведением противовоздушного боя.
Кафедра воздушно-космической обороны полностью отвечает этим требованиям. Преподавательский состава кафедры имеет богатый опыт службы в составе штабов соединений и объединений Вооруженных Сил на должностях, связанных с управлением силами и средствами ПВО. Более 70 % преподавательского состава имеет академическое образования, ученую степень и ученое звание. Преподаватели регулярно проходят повышение своей квалификации в ходе мероприятий боевой подготовки флотов и на предприятиях промышленности. Кафедра на постоянной основе участвует в разработке руководящих документов Военно-Морского Флота, в выполнении НИР и ОКР по тематике воздушно-космической обороны. Для подготовки слушателей преподавателями кафедры разработан ряд учебников и учебных пособий, учитывающих современные тенденции развития и боевого применения сил и средств ПВО как в Военно-Морском Флоте, так и в других видах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для того чтобы быть в курсе самых современных путей повышения эффективности ПВО, преподавательский состав регулярно участвует в тематических военно-научных конференциях и поддерживает тесные связи с видовыми академиями ВС РФ, проводит анализ применения сил и средств ПВО в боевых действиях. Вся получаемая в ходе этих мероприятий информация обрабатывается, систематизируется и используется в учебном процессе. Это позволяет повысить актуальность лекционных занятий, отразить самые современные тенденции развития ПВО, обратить внимание слушателей на проблемные вопросы, вскрытые при ведении реальных боевых действий. В целом это значительно повышает уровень теоретической подготовки выпускников.
Однако хорошая теоретическая подготовка может считаться основой для исполнения должностей на флоте, но она не гарантирует качества исполнения обязанностей. Поэтому исторически сложилось, что более 60 % времени в учебных программах отводится на выработку практических умений и навыков по исполнению функциональных обязанностей начальников ПВО соединений надводных кораблей. Сложность, динамичность и скоротечность противовоздушного боя требует выработки у соответствующих специалистов устойчивых навыков в оценке обстановки и принятии решений в условиях острого дефицита времени. Такими навыками можно овладеть только в ходе многократных тренировок, проводимых в обстановке, максимально приближенной к боевой. Создание такой обстановки возможно только на специализированных тренажерных средствах.
На первом этапе существования кафедры тренажерная база была представлена простейшим электромеханическим имитатором и планшетами, а также тренажером наведения истребительной авиации «Прибой». В 1973 году на основе имитатора воздушной обстановки «Букварь» и корабельной системы МПЦ‑301 инженерно-техническим составом кафедры был создан тренажер КП ПВО кораблей проектов 58, 61, 1134, 1135. Данный тренажер позволял отрабатывать как расчет ПВО одного корабля, так и тактическую группу из трех кораблей. В 1987 году тренажер ПВО был сопряжен с тренажером РЭБ «Спринт-У», это позволило расширить возможности тренажера по созданию воздушной и радиоэлектронной обстановки и ее оценки, отрабатывать взаимодействие зенитных огневых средств и средств РЭБ корабля в ходе противовоздушного боя.
Понимая необходимость комплексной подготовки офицеров в составе боевых расчетов командных пунктов и пунктов управления ПВО кораблей, с 1986 года на кафедре под руководством В. А. Ильина начали проводить совместные тактико-специальные учения на комплексном тактическом тренажере ПВО-РЭБ слушателей командиров надводных кораблей, офицеров ПВО и специалистов РЭБ с участием преподавателей кафедр тактики ВМФ и боевого применения РЭС.
Развитие средств вычислительной техники позволило перейти к созданию качественно новых тренажерных средств, позволяющих повысить качество и интенсивность практической подготовки офицерского состава к ведению противовоздушного боя. Для обоснования структуры тренажерных средств в 1985–1999 годах на кафедре выполнен ряд научно-исследовательских работ. В 2003 году специалистами НИИ «Центрпрограммсистем» при научном и методическом сопровождении кафедры был разработан «Комплекс программ для подготовки расчетов ПВО кораблей и корабельных соединений ВМФ». На основе опыта эксплуатации комплекса программ «Охта» преподавателями кафедры были выработаны требования к тактическому тренажеру ПВО, определены его структура, перечень решаемых задач, режимы работы, перечень и структура моделей, их взаимные связи, методы моделирования, реализованные в 2005 году в тактическом тренажере ПВО «Охта».
В 2019 году произведена модернизация ТТ ПВО «Охта», в ходе которой в тренажер включены модели новых образцов вооружения и военной техники, принятых на вооружение ВМФ за последние годы. Тренажер построен на основе локальной вычислительной сети из 24 ПЭВМ (рис. 2).
Реализован принцип открытой базы данных — возможность редактировать ТТХ существующих объектов, а также создавать новые. Это позволяет поддерживать тренажер в актуальном состоянии на протяжении всего срока службы силами профессорско-педагогического и технического состава кафедры.
В настоящее время тактический тренажер ПВО «Охта» составляет основу учебно-материальной базы кафедры. Он позволяет готовить расчеты командных пунктов ПВО кораблей и пункта управления ПВО тактической группы.
За более чем полувековой путь кафедра подготовила более 400 специалистов в области организации противовоздушной обороны и подготовки сил к ведению ПВО. Выпускники кафедры занимали должности от начальников ПВО соединений надводных кораблей до начальников противовоздушной обороны Военно-Морского Флота.
Современное состояние кафедры прекрасно иллюстрируют слова ветерана кафедры Шистерова Юрия Ивановича:
А мы нужны сегодня флоту,
Известен факт уже давно,
Как пчелы, делаем работу
С простым названием — ПВО.
Авторы:
Вячеслав Белоусов, начальник кафедры ВКО ВИ ДПО ВУНЦ ВМФ «ВМА», кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)
Игорь Козлов, доцент кафедры ВМФ ВУЦ при БГТУ им. Д. Ф. Устинова, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург)