Ка-52 «Аллигатор» действительно стал звездой Специальной военной операции, проводимой российскими Вооруженными силами на Украине. Вертолет часто мелькает в кадрах кинохроники неспроста, где, благодаря своему экипажу, эффективно действует на поле боя.

И хотя этот рассказ только о вертолете, не будем забывать, что машина без человека — это просто высокотехнологичная железка, хотя подавляющее большинство летчиков свою машину одухотворяют. К слову, я тоже гладил своего «Горбатого» перед вылетом.

Хищник прародитель

Предшественником Ка-52 был другой, не менее легендарный вертолет — Ка-50 «Черная акула». При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создало ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями того времени. Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека. Такого не делал никто.

«Черная Акула» не пошла в серию, и тому виной был целый ряд факторов. Самый важный — перехлест лопастей при выполнении запредельных маневров. Винты располагались очень близко, а профиль лопастей был слишком «тонким», но это предположения — на самом деле никто так однозначно так и не определил причину этого страшного для вертолетов сосной схемы явления. А когда причина непонятна, то и летать боязно…

 

Вторым, возможно надуманным, фактором был состав экипажа — всего один человек. Считалось что один, даже при имеющемся уровне автоматизации, не справится с одновременным пилотированием и боевым применением. На Су-25 «Грач» при более низком уровне автоматизации справляется, а здесь нет?

Вообще в Ка-50 была заложена возможность стать вертолетом-истребителем, но тем не менее, «Партия» в лице Минобороны поставила задачу, а КБ «Камова» в лице Генерального конструктора и идеолога машины Сергея Викторовича Михеева сказало «Есть». Так появился «Аллигатор».

Особенный хищник

Известный американский журнал Nation Interest когда-то с беспокойством констатировал более чем успешное боевое применение российского вертолета в Сирии. Последовавшее за этим сравнение «Аллигатора» со знаменитым AH-64D Apache Longbow пошло совсем не в пользу американского ударного вертолета. Скрепя сердце, американские эксперты констатировали существенное преимущество российского вертолета. Правда, «кинули камнем» в нашу электронику, но посоветовали в небе с «Аллигатором» не связываться.

В чем особенность Ка-52? Прежде всего, как и у предшественников, в его соосной компоновочной схеме. Это схема, когда винты расположены друг над другом и вращаются в противоположные стороны, компенсируя тем самым реактивный момент, что дает следующие преимущества:

  • выигрыш в мощности по сравнению с одновинтовой схемой до 20 % за счет отсутствия рулевого винта;
  • слабая чувствительность к боковому и попутному ветру;
  • повышенная маневренность и более легкое управление машиной;
  • возможность управляемого полета без хвостовой балки, что для машин с одновинтовой схемой означает смерть.

В чем уникальность Ка-52? «Аллигатор» — это единственный в мире серийный вертолет, оснащенный системой катапультирования. Такая же стояла на Ка-50, но «Черная Акула» в серию, к сожалению, не пошла.

 

Пилоты сидят в амортизационных креслах оборудованных системой КАС-37-800М. При выдергивания рукояток катапультирования производится отстрел лопастей, специальное взрывное устройство (СОАВ), вмонтированное в фонарь кабины пилотов, «разбивает» его, и из-за спины пилота стартует небольшая ракета, которая на фале вытаскивает летчика.

Потом всё как обычно: раскрытие парашюта, выбор места приземления, свести ноги вместе, кувырок и далее по обстановке — бежать или ждать спасателей. Кстати именно во время Специальной военной операции произошло первое в истории боевое катапультирование экипажа вертолета и оно было успешным.

Зубы хищника

Машина имеет обширный арсенал вооружения. Прежде всего, это управляемая в вертикальной плоскости 30-мм пушка 2А42 с селективным выбором боеприпасов. Неуправляемые ракеты, на кадрах мы видим применение ракет С-8, которые залпами вылетают из блоков УБ-20.

Управляемое ракетное вооружение представлено целым спектром ракет класса воздух — поверхность, как с радиокомандным, так и с лазерным наведением. К примеру, ракета 9К121М «Вихрь-М» бьет на 10 километров.  Имеются в арсенале и ракеты, необходимые для воздушного боя класса воздух — воздух «Игла» или КАМ «Стрелец». Кроме всего прочего, машина может брать бомбовое и дополнительное пушечное вооружение — зубы у «Аллигатора» мощные.

Хищник в Сирии

После получения опыта в боевом применении вертолета в июне 2020 года появилась новая модификация  вертолета — Ка-52М.

Модернизирована оптико-электронная система, что увеличило дальность обнаружения и точность распознавания целей, доработан цифровой привод пушки 2А42, что повысило точность стрельбы, увеличена мощность противообледенительной системы, что теперь позволяет эксплуатировать вертолет в суровых условиях Арктики, доработана эргономика кабины и авионика с учетом ночного пилотирования. Важно – установлен новый радиолокационный комплекс с АФАР.

Глаза хищника и ум

Ядро интеллектуальной системы БРЭО Ка-52 представляет интегрированный в нее прицельно-пилотажно-навигационный комплекс  (ПрПНК) «Аргумент-52», в состав которого входит множество полезного оборудования от МФИ (многофункциональных индикаторов) на приборной панели до гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС-451. Последняя представляет собой «шарик» под носом вертолета и включает в себя ТВ-камеру, тепловизор, лазеры и еще множество датчиков, которые легко управляются поворотом головы пилота.

 

Особо хочу выделить радиолокационный комплекс «Арбалет», который позволяет не только вести обнаружение целей и цифровое картографирование местности, но и осуществлять приборное пилотирование на  предельно малой высоте.

Кроме всего прочего, вертолет не зря имеет статус разведывательно-ударного. Машина может осуществлять цифровой обмен боевой информацией с другими участниками, являясь элементом современной сетецентрической войны.

Шкура хищника

А шкура нашего «Аллигатора» вполне крепка. Конечно, ее не сравнить с защитой того же Ми-28 или Ми-24, но тем не менее Ка-52 имеет хорошую, многоуровневую бронезащиту — летчики сидят в бронированной «ванне», плюс имеется много дополнительных защитных элементов. Кроме того, вертолет оборудован активной системой обороны — БКО «Витебск».

 

Про него стоит поговорить отдельно. Бортовой комплекс обороны Л-370В52 предназначен для противодействия нацеленным на вертолет управляемым ракетам с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), предупреждения об их пусках и обнаружения лазерного облучения, которое также является фактом пуска по машине самонаводящихся ракет. Комплекс не только обнаруживает пуски, но и в автоматическом режиме информирует экипаж и ставит мощные помехи, сбивая тем самым атаку врага.  В ближайшей перспективе БКО сможет подавлять наведение управляемых ракет с радиолокационными ГСН.

На фото выше хорошо видно расположенные за носовым обтекателем и возле киля датчики обнаружения пуска ПЗРК, между звездой и задними шасси по бокам расположены шарообразные блоки системы постановки помех и подавления головок самонаведения а на законцовке крыла видна система отстрела ЛТЦ (ложных тепловых целей).

Все это нацелено на сохранение самого важного элемента боевой машины — жизни ее экипажа. И это происходит именно сейчас, на Украине. Там, где благодаря США и их вассалам, насыщенность поля боя ПЗРК превзошла все не только штатные, но и мыслимые параметры.

«Аллигатор» не один на поле боя. Рядом с ним вся прекрасная плеяда других вертолетов Ми-24/35, Ми-28, универсальный и всегда востребованный Ми-8. И самое главное — в кабинах этих машин сидят хорошо подготовленные, профессиональные летчики армейской авиации — честь им и хвала!


Дмитрий Дрозденко

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru