Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (43) за 2019 г.
На площадке Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 прошла пресс-конференция генерального директора АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Бориса Обносова, на которой он выступил с информацией о работе предприятия и ответил на вопросы журналистов. В последние годы КТРВ расширила сферы деятельности в тематике морского подводного оружия, минно-трального вооружения, радиоэлектронного вооружения для ВМФ, а также ракетного оружия для пилотируемой и беспилотной авиации.
Как сообщил Борис Обносов, в 2018 году совокупная выручка предприятий Корпорации достигла примерно 230 млрд рублей, чистая прибыль составила 28 млрд рублей. Темп ежегодного роста объема выручки КТРВ стабилен в течение многих лет и составляет 10–15%. В прошлом году был достигнут рекордный показатель выручки от поставок продукции инозаказчикам — свыше одного миллиарда долларов. Однако, как отметил глава корпорации, экспортная выручка, в отличие от долгосрочных контрактов по Гособоронзаказу, характеризуется заметными годовыми колебаниями.
Общая численность персонала предприятий КТРВ составляет сегодня примерно 55 тыс. человек. Средняя зарплата по Корпорации в целом достигает 54 тыс. рублей. Зарплата значительно варьируется от предприятия к предприятию и зависит от многих аспектов.
Затем Борис Обносов ответил на вопросы журналистов, представлявших ведущие российские средства массовой информации и зарубежные издания.
Журнал «Арсенал Отечества»: Какие работы проводит КТРВ по поставленным ранее системам ракетного вооружения (ремонт, модернизация, сопровождение жизненного цикла изделий)? Нам кажется, что доля таких работ в перспективе будет увеличиваться.
Ответ: Спасибо за вопрос. Вы абсолютно правы. Сегодня у нас большая часть — заказы на новое вооружение. Но это не значит, что мы забыли про те системы, которые были поставлены в предыдущие годы. У нас созданы на каждом предприятии — «финалисте» соответствующие подразделения, которые занимаются сопровождением жизненного цикла. Не говоря уже о конструкторских бюро, потому что всякая работа начинается с изучения состояния того или иного изделия: можно ли ему продлевать назначенный срок службы или нельзя, какова будет цена вопроса и так далее. Сегодня количество работ, которые мы проводим с Минобороны России и с инозаказчиками, растет. И в денежном выражении, и по количеству изделий.
Мы этим занимаемся регулярно, на постоянной основе. Причем в последние годы госзаказ на наши изделия существенно возрос, что потребовало кардинально изменить подход к работе ремонтно-эксплуатационных подразделений. Сроки выполнения работ зачастую весьма сжатые, исчисляются не месяцами, а неделями. Мы стараемся выполнить задачи оперативно.
Конечно, ряд изделий уже вышли за пределы любых сроков службы, находясь в эксплуатации по 30–40 лет. Минобороны России выводит их из эксплуатации и передает нам по контрактам на утилизацию.
По тем изделиям, сроки службы которых можно продлить, мы проводим тщательную диагностику, особенно по двигательным установкам. Нашим предприятием АО «Рязанское конструкторское бюро «Глобус» разработана и поставляется автоматизированная система технического обслуживания и контроля вооружения «Ока», предназначенная для подготовки к боевому применению авиационных управляемых средств поражения и контроля их технического состояния. «Ока» измеряет до нескольких сотен параметров. Это модульная система, которая позволяет наращивать возможности при поступлении новых систем вооружения.
Техническое состояние изделий зависит и от условий хранения. Это было проблемой в 1990-е годы, сейчас же условия хранения совершенно другие, отвечают всем требованиям.
Но в целом вопрос непростой. Если в советское время вопросом поддержания технического состояния авиационных управляемых средств поражения занимались инженерно-технические службы Минобороны, то в 2000-е годы сложившаяся система исчезла. Многие вопросы переложены «на плечи» промышленности. Поэтому сейчас контракты должны заключаться на весь жизненный цикл, то есть от момента поставки изделия в войска и до его утилизации. Насколько это эффективно, покажет практика. Мы же делаем все возможное, чтобы те рекламации, которые поступают, не выходили за рамки допустимого.
Журнал «Арсенал Отечества»: по сообщению вице-премьера Юрия Борисова, закредитованность ряда предприятий ОПК достигла опасных величин. Каково положение в этой сфере у предприятий КТРВ?
Ответ: Не все обстоит идеально. Однако кредитный портфель Корпорации относительно невелик и составляет порядка 14 млрд рублей. В отдельные моменты, когда еще не выполнены заказы, задолженность больше, но все же покрывается нашими активами. Проблем с предприятиями, поставляющими финальную продукцию, у нас нет.
По отдельным предприятиям ситуация может быть и значительно сложнее. Мы прилагаем все усилия, чтобы улучшить их финансово-экономическое состояние. Я благодарен руководителям многих наших предприятий, которые находятся в лучшем положении и дают льготные займы субъектам, которые испытывают трудности. Могу перечислить предприятия, находящиеся в сложном положении. Это АО «Красный гидропресс» (г. Таганрог), некоторые недавно вошедшие в состав КТРВ предприятия Концерна «Гранит-Электрон». Мы внимательно изучили их финансово-экономическое состояние. Составлены антикризисные программы и надеюсь, что общими усилиями ситуация будет исправлена. Где-то придется пойти на объединение предприятий. Недавно завершен процесс присоединения АО «Завод «Двигатель» к АО «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор» (г. Санкт-Петербург). Ранее мы такой опыт получили, объединив в Омске конструкторское бюро и завод автоматики (сейчас — АО «Центральное конструкторское бюро автоматики»). Сегодня конструкторские бюро полностью самостоятельно, на мой взгляд, существовать не могут. У них обязательно должны быть производственные мощности. И наоборот.
Понимая сложное положение ряда предприятий, мы иногда сознательно идем на их интеграцию в состав КТРВ. Это касается Концерна «Гранит-Электрон». Почему? Холдинг относительно небольшой, но важный для КТРВ, поскольку потребителем около 60% его продукции является АО «ВПК «НПО машиностроения». Без компонентов, поставляемых Концерном «Гранит-Электрон», не обойтись. В связи с тем, что финансовое положение некоторых критически важных предприятий «Гранит-Электрона» неважное, существовала опасность потери ключевых звеньев технологической цепочки. Этого нельзя допустить с учетом стратегической важности проектов, реализуемых ВПК «НПО машиностроения». Мы не гонимся за количественным наращиванием субъектов, включаемых в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», а действуем планомерно, вдумчиво, выстраивая производственно-технологические контуры, постепенно выводя предприятия в нормальное финансово-экономическое положение.
Далее глава КТРВ ответил на вопросы журналистов других изданий.
Отвечая на вопрос о тенденциях развития тактического ракетного вооружения, Борис Обносов сказал, что в самом общем виде — это увеличение дальности, повышение точности, помехозащищенности. Говоря о важности критерия «стоимость-эффективность», Обносов заметил, что сегодня ракетное оружие — это дорогое вооружение. Но все равно стоимость высокоточных средств поражения остается в разы и на порядки ниже стоимости объектов поражения. Например, ПКР Х-35УЭ стоит несколько десятков миллионов рублей и весит 600 кг. И эта ракета с вероятностью 0,7–0,8 поражает корабли водоизмещением до 5000 тонн стоимостью в сотни миллионов и более. Причем свыше 70–80% надводного военного флота составляют как раз корабли этого водоизмещения.
Вторая тенденция — это миниатюризация авиационных средств поражения (АСП), снижение их веса и габаритов. Это требование предъявляется не только в связи с необходимостью размещать вооружение во внутренних отсеках самолетов, но также в связи с развитием БЛА. Снижение веса и габаритов АСП позволяет в разы увеличить боекомплект. Но определенное отставание по сравнению с конкурентами по массам и габаритам сохраняется, это отставание возникло в 1990-е гг. На сегодня основная причина этого — несовершенство элементной базы. Но работы по миниатюризации АСП ведутся. Уже созданы боеприпасы класса «воздух-поверхность» массой 250 кг, возможно в недалеком будущем будут освоены корректируемые авиационные бомбы (КАБ) калибром 50 и 100 кг. КТРВ полностью завершила испытания изделий типа КАБ-1500 и КАБ-500, оба изделия находятся в серийном производстве и поставляются в строевые части.
Имеется значительный прогресс в дальности применения КАБ. Если раньше с трудом достигалась дальность 20 км, то теперь КАБ-1500 имеет дальность 50 км, КАБ-500–40 км. То есть такая дальность позволяет использовать эти АСП без захода носителя в зону действия ПВО. Увеличивается дальность действия ракет «воздух-воздух» (РВВ). Сегодня дальность пуска ракет малой дальности соответствует дальности ракет средней дальности в прошлом, а ракеты средней дальности достигли показателей ракет большой дальности. А РВВ-БД имеет сегодня максимальную дальность пуска 200 км.
Еще одна тенденция — универсальность по носителям. Например, предшественница авиационной ракеты Х-35УЭ — ракета корабельного комплекса «Уран-Э» Х-35Э — используется и в составе наземного комплекса «Бал-Э». Х-35УЭ также находится на финальном этапе испытаний для береговых и корабельных комплексов, при этом ее дальность выросла в два раза, со 130 до 260 км.
Приоритетной задачей КТРВ является выполнение планов по развитию производства гражданской продукции и продукции двойного назначения. В целом по ОПК к 2025 году надо иметь 30% продаж продукции гражданского и двойного назначения, к 2030 году — 50%. Для решения этой задачи на каждом предприятии КТРВ созданы подразделения, которые занимаются развитием гражданского направления. В отличие от 1990-х годов, когда рынок был пуст — можно было выпускать хоть телевизоры, хоть пылесосы, сегодня рынок насыщен товарами, и войти в какой-либо сегмент непросто.
Но некоторые успехи уже имеются. В качестве примера Борис Обносов привел продукцию «Таганрогского литейного завода». Несколько лет назад на средства Корпорации был создан завод по производству высокопрочного серого чугуна. В настоящее время он вышел на прибыль. На МАКСе были представлены образцы анкеров, которые используются на железной дороге. Чтобы выйти на этот рынок, нужно было, помимо организации производства, пройти сертификацию и доказать, что этот высокоответственный узел может применяться на «гражданке».
В завершении пресс-конференции Борис Обносов поблагодарил собравшихся журналистов за встречу и внимание к деятельности КТРВ, отметил, что Корпорация смело смотрит в будущее и надеется на дальнейшие успехи.