Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (40) за 2019 г.
Алексей Леонков, Виктор Мураховский
Соревнование за превосходство в воздушно-космическом пространстве является перманентным и проходит в русле диалектической парадигмы «единства и борьбы противоположностей». В статье «Дроны начинают и выигрывают» (см. «Арсенал Отечества», № 1 (39) –2019) была дана характеристика новым видам и типам угроз, которые могут формировать беспилотные летательные аппараты (БЛА) и барражирующие боеприпасы (ББ) для объектов поражения и прикрывающих их систем и комплексов ПВО. Действительно, прогнозируя перспективы и условия боевого применения зенитно-ракетных комплексов (систем) тактического звена, необходимо учитывать перспективы развития средств воздушного нападения (СВН).
В современной тенденции развития СВН отмечается ряд обособленных направлений по созданию специализированных средств, которые совершенствуются наиболее динамично и приоритетно финансируются. Они имеют общность в целевом предназначении: точечное поражение ключевых элементов боевого порядка (прикрываемых объектов) с одновременным подавлением и даже уничтожением эшелонированной системы ПВО в целом. В тактике применения СВН, которая отрабатывается на учениях НАТО и США, Израиля и ряда других развитых стран, практикуется выделение значительного авиационного и ракетного ресурса на подавление системы ПВО (Suppression of Enemy Air Defenses — SEAD), при сокращении доли пилотируемых СВН в пользу БЛА и высокоточного оружия (ВТО) дальнего действия.
Нельзя сказать, что новые угрозы остались вне поля зрения отечественной оборонной промышленности, научных организаций и Минобороны РФ. Эта тема неизменно рассматривается на Военно-научных конференциях войсковой ПВО и ВКС, присутствует на Днях инноваций Минобороны РФ, обсуждается на круглых столах и представлена на выставочных экспозициях военно-технических форумов «Армия» и т. п. Наш журнал давно акцентирует внимание на этой проблеме, например в статье «Организация системы борьбы с малоразмерными БПЛА» («Арсенал Отечества» — № 6 (14) –2014) высказали свое мнение генерал-лейтенант Ерёмин Глеб Владимирович, начальник Военной академии войсковой ПВО ВС РФ; генерал-лейтенант запаса Гаврилов Анатолий Дмитриевич, ведущий научный сотрудник Военной академии войсковой ПВО ВС РФ, доктор военных наук, профессор; подполковник запаса Назарчук Игорь Игнатьевич, старший научный сотрудник Военной академии войсковой ПВО ВС РФ. Однако нетрудно заметить, что в большинстве публикаций других СМИ в основном речь идет о комплексах, которые могут бороться преимущественно с одиночными БЛА, используя традиционные физические принципы или штатное вооружение.
Так, Концерн «Калашников» на международной выставке «Армия-2018» показал радиоэлектронное ружье REX-01, которое по информации от разработчиков способно подавлять сигналы спутников навигационных систем GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и Galileo, а также лишать БЛА связи формата 3G и LTE. Эффективная дальность действия такого оружия лежит в диапазоне прямой видимости, т. е. от 500 до 2000 метров. При этом необходимо понимать, что на поражение одиночной цели REX-01 тратит от нескольких секунд до минут, в зависимости от расстояния до цели. Очевидно, что при отражении массированного налета ударных БЛА или барражирующих боеприпасов такое ружье окажется малоэффективным. Но его применение вполне оправдано в качестве средства охраны периметра объекта от проникновения одиночных малоразмерных БЛА, которые используют диверсионно-разведывательные группы сил специальных операций (ССО) противника.
Концерн «Алмаз-Антей» запатентовал дрон-перехватчик, который создало СКБ Московского авиационного института. Беспилотный «охотник за дронами» создан по аэродинамической схеме «утка» и вооружен гладкоствольным карабином 12 калибра «Вепрь Молот» с электронным спуском. Боекомплект карабина в 10 патронов определяет основную задачу для такого «охотника» — как средства борьбы с небольшими группами БЛА и ББ (3–5 единиц), при условии высокого уровня подготовки его оператора. Такой «охотник» может быть перспективным дополняющим средством для охраны военных баз и объектов от малоинтенсивных групповых атак БЛА подобных тем, которые осуществлялись террористами против наших военных объектов в Сирии.
Рассмотренные средства борьбы с дронами вполне типичны для своей ниши, представлены десятками моделей в разных вариациях. Но надо понимать, что в силу ограниченности своих тактико-технических характеристик (ТТХ) они не могут стать универсальными средствами по борьбе со всеми типами БЛА. Противодействие реальным угрозам массированного применения новых классов СВН, таких как управляемые авиабомбы (УАБ), барражирующие боеприпасы (ББ), ударные и разведывательные БЛА тактического класса, является более серьезным вызовом, которому должен противостоять обширный комплекс мер: от совершенствования боевых характеристик материальной части комплексов (систем) ПВО до повышения уровня подготовки боевых расчетов, их эксплуатирующих.
Комплексное решение
В одной статье невозможно раскрыть весь комплекс мер противодействия новым типам угроз со стороны СВН, поэтому мы сосредоточимся на нескольких ключевых направлениях, полагая, что другие аспекты этой темы будут рассмотрены в последующих публикациях журнала.
Ряд решений по противодействию массированному применению новых типов СВН был разработан коллективом АО «ИЭМЗ «Купол» (входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей») в тесном взаимодействии со специалистами Министерства обороны РФ, на основе боевого опыта применения ЗРК малой дальности «Тор-М2». Некоторые из них уже представлялись публично на различных мероприятиях ОПК и Минобороны РФ с участием представителей СМИ. Здесь мы обобщаем и анализируем известную информацию, предлагая рассмотреть проблему на основе системного подхода.
В течение последних пяти лет АО «ИЭМЗ «Купол» активно выполняет несколько научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по темам модернизации существующих и созданию перспективных образцов военной техники для различных видов и родов войск. В 2017 году в Ижевске состоялся круглый стол под руководством Главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Олега Салюкова по теме «Перспективный ЗРК войсковой ПВО малой дальности». Это мероприятие стало для АО «ИЭМЗ «Купол» отправной точкой и основой разработки корпоративной «Концепции по созданию и развитию ВВСТ на долгосрочный период (2018–2027 годы)».
При работе над этой Концепцией совместно с военно-научными и научно-образовательными организациями Министерства обороны России был проведен анализ исходных данных, который включал оценку перспектив развития СВН вероятного противника, возможные сценарии условий боевого применения ЗРК и ряд других направлений, вплоть до материально-технического и финансового обеспечения проводимых работ. В ходе разработки Концепции был учтен опыт, полученный «оборонкой» и войсковой ПВО не только при выполнении учебных стрельб на полигонах и в ходе общевойсковых учений, но и при выполнении специальных задач в условиях, максимально приближенных к боевым.
В настоящее время научно-инженерный коллектив АО «ИЭМЗ «Купол» проводит в инициативном порядке ряд прорывных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в рамках вышеуказанной Концепции, которые гарантировано обеспечат снижение уровня рисков угроз от массированного применения новейших типов СВН, таких как УАБ, БЛА и ББ. Выполняемые работы должны в итоге дать комплексное решение, синергетический эффект которого основан на мерах организационного, технического и обучающего характера.
Технический аспект
В плане технической составляющей в первую очередь эти меры направлены на повышение точностных характеристик боевой машины (БМ) ЗРК «Тор-М2». Проводимая модернизация входных приемных и передающих устройств бортовой РЛС должна гарантированно повысить надежность обнаружения и сопровождения малоразмерных целей, тем самым, в краткосрочной перспективе, будет достигнуто уменьшение значения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) поражаемых целей на порядок.
Важнейшими результатами внедрения передовых цифровых и элементных технологий для новой фазированной антенной решетки (ФАР) РЛС комплекса станут не только значительное расширение сектора обзора и одновременного поражения целей, но и увеличение в полтора раза целевых каналов для обнаружения, сопровождения и поражения СВН вероятного противника. Кроме того, уйдет в небытие такое понятие как «мертвая воронка», так как для этой РЛС не станет ограничений в работе в угломестной области.
В целях повышения боевой эффективности применения ЗРК «Тор-М2» при отражении массированных атак малоразмерных целей АО «ИЭМЗ «Купол» приступил к модернизации боевой машины путем введения в состав боекомплекта малогабаритной высокоскоростной зенитно-управляемой ракеты сверхмалой дальности (ЗУР СМД). Данная ЗУР будет интегрирована в боевую машину посредством штатного транспортно-пускового контейнера (ТПК). При этом стоимость нескольких ЗУР СМД, размещенных в одном ТПК, будет меньше стоимости основной ракеты комплекса — 9М338. Безусловно, внедрение ЗУР СМД значительно увеличит боекомплект боевой машины ЗРК «Тор» и обеспечит не только поражение СВН соответствующих классов, но и расширит арсенал тактических приемов по отражению массированного налета этих СВН. Распределение 16 блоков ТПК в БМ ЗРК «Тор-М2» между ЗУР 9М338 и ЗУР СМД может быть вариативным, адаптируемым в зависимости от характера прогнозируемых угроз и конкретной тактической обстановки.
Организационный аспект
К числу мер организационного характера относятся ряд проводимых работ по информационно-техническому сопряжению БМ ЗРК «Тор» со всей линейкой российских средств ПВО ближней, средней и большой дальности действия. На практике уже отработано сопряжение между командным пунктом ЗРС С-300В4 и непосредственно боевой машиной ЗРК «Тор-М2» / «Тор-М2ДТ» минуя промежуточные пункты управления. В настоящее время ведутся работы по сопряжению «торовских» боевых машин с командными пунктами ЗРК «Бук-М2» и «Бук-М3». В перспективе в данных сопряжениях необходимо увеличить количество целевых каналов, что позволит гибко конфигурировать смешанные группировки ЗРК малой и средней дальности в зависимости от сложности поставленных задач и оперативно решать задачи восстановления боеспособности группировок войск ПВО. Продолжение этих работ уже в ближайшее время обеспечит функционирование боевой машины ЗРК «Тор-М2» в едином информационно-управляющем пространстве со всеми сопрягаемыми российскими комплексами и системами ПВО.
Например, расчеты и фрагменты натурных испытаний показывают, что совместное применение средств ПВО даже предыдущего поколения («Тор-М1» и «Бук М1–2») давало прирост боевой эффективности группировки ПВО более чем в 2,5 раза. Особенно это было заметно, когда вероятный противник использовал новейшее высокоточное оружие. Напомним, что ряд аспектов этого вопроса уже рассматривался в нашем журнале в статье «Система активной защиты объектов» («Арсенал Отечества» № 5 (31) –2017), которую написал известный специалист войсковой ПВО генерал- лейтенант в отставке Лузан Александр Григорьевич, доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ.
Проведенные расчеты и физико-математическое моделирование сценариев отражения атак современных и перспективных СВН показывают, что совместное применение средств ПВО нового поколения («Тор-М2» и «Бук-М2» / «Бук-М3») позволит получить не только более высокий показатель боевой эффективности и слаженности работы, но и сохранить за ними, при условии совместного применения, статус современного вооружения вплоть до 2030–2035 годов.
Характер выявленных угроз показывает, что применение ЗРК (ЗРС) средней и большой дальности для нейтрализации малоразмерного ВТО малоэффективно, затратно и неоправданно. Поэтому последним рубежом обороны от этих угроз по-прежнему останутся ЗРК малого радиуса действия. Однако боевая нагрузка на ЗРК МД возрастает в несколько раз — помимо отражения массированного налета СВН, атакующих объекты прикрытия, им придется работать и по СВН, атакующим ЗРК (ЗРС) средней и большой дальности.
Современные угрозы выявили потребность в создание «полигамных» формирований, обеспечивающих управление и сопряжение с БМ ЗРК «Тор-М2» с их пунктов боевого управления, которое однозначно позволит ЗРК (ЗРС) средней и большой дальности:
- расширить боевые возможности ЗРК (ЗРС);
- увеличить интегрированную огневую производительность;
- повысить живучесть и обеспечить надежное прикрытие ЗРК (ЗРС) при перемещениях и совершении марша (ЗРК «Тор» обеспечивает не только разведку целей, но и стрельбу по ним в движении);
- повысить их степень защиты от малозаметных поражающих элементов ВТО, обеспечив при этом оптимальное соотношение «цель-ЗУР» как по критерию стоимости уничтожения СВН, так и по критерию предотвращенного ущерба.
В свою очередь сопряжение боевых машин ЗРК «Тор-М2» с огневыми средствами ЗРК ближнего действия позволит продуктивно использовать высокие точностные характеристики РЛС «торовской» БМ для целеуказания им и поражения широкого класса целей наиболее эффективным способом
Обучающий аспект
К мерам образовательного (обучающего) характера относится создание АО «ИЭМЗ «Купол» универсального мишенно-тренировочного комплекса (УМТК) «Адъютант».
Выявленные угрозы (массовое применение малоразмерного ВТО) заставляют иначе подходить к учебно-боевой подготовке расчетов ЗРК (ЗРС), которые в настоящее время проходят по устоявшимся методикам: по каждому типу ЗРК (ЗРС) в отдельности, по стандартным сценариям стрельбы по отдельным мишеням. Мишенный парк в основном состоит из ракет-мишеней типа «Саман-М» и «Стрела-10М», незначительного количества ракет-мишеней «Пенсне», остатков мишеней еще советского периода «Пение», «Кабан» и «Стриж». Появление малоразмерного ВТО у вероятного противника безусловно должно стимулировать появление новых типов мишеней, которые должны имитировать все ключевые параметры новейших СВН. Надеемся, что в краткосрочной перспективе они появятся в достаточном количестве на полигонах ПВО, будут задействованы в ходе проведения общевойсковых учений с боевой стрельбой.
Ведь в реальном бою атакующая группировка авиационных и ракетных СВН будет обязательно иметь в своем составе малоразмерное ВТО, синхронно действующее по различным сценариям против ЗРК (ЗРС) ПВО. При этом тактика применения СВН ожидается адаптивной, а циклы боевого управления будут практически полностью автоматизированными.
Так, командование ВВС США заказало разработку новой системы боевого управления ABMS (Advanced Battle Management and Surveillance — перспективная система боевого управления и наблюдения). По мнению американских специалистов «ABMS интегрирует самые современные технологии разведки, наблюдения и целеуказания, которые объединят как уже имеющихся, так и разрабатываемые системы. Это позволит органично связать в единое целое спутники, беспилотные летательные аппараты, наземные средства обнаружения и пилотируемые самолеты, которые будут действовать в режиме реального времени в условиях быстро меняющейся обстановки на поле боя. Сеть взаимосвязанных узлов позволит вести наблюдение и разведку даже в том случае, если один из них будет выведен из строя или уничтожен».
Сетецентричная ABMS станет основой системы управления массированными и групповыми ракетно-авиационными ударами, в том числе по группировкам ПВО. Американское командование считает, что сетецентричная архитектура ABMS позволит сопрягать разведывательные и боевые средства своих союзников по НАТО и других стран в едином воздушно-космическом пространстве. При этом для задач подавления ПВО и уничтожения прикрываемых объектов планируется массированно использовать высокоточные беспилотные средства (БЛА, ББ, УАБ), применение которых могут координировать пилотируемые малозаметные самолеты пятого поколения типа F-35, F-22, а также перспективные машины.
Отечественным войскам ПВО надо быть готовым к вызовам будущего и переходить на новые, более сложные уровни в учебно-боевой подготовки. Хорошим подспорьем в этом станет УМТК «Адъютант», предназначенный для подготовки расчетов батарей и дивизионов ЗРК (ЗРС). Он способен обеспечить создание сложной воздушной обстановки для отработки как учебных, так и боевых задач с применением разнотипных мишеней с максимально возможной их идентичностью с современными и перспективными средствами воздушного нападения. При этом в комплекс заложен значительный модернизационный потенциал, который обеспечит в кратчайшие сроки создание и введение в его арсенал любой тип мишеней. Проведение государственных испытаний УМТК анонсировано Министерством обороны на 2019 год.
Подводя итог, можно ожидать, что в ближайшей перспективе отечественная войсковая ПВО получит на вооружение обновленный ЗРК малой дальности с ЗУР СМД, способный не только парировать вышеуказанные угрозы, но и существенно повысить выживаемость средств ПВО средней и большой дальности при массированном воздействии по ним элементов ВТО.