Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (40) за 2019 г.
Сергей Вальченко, Виктор Мураховский
В составе Воздушно-космических сил России есть уникальная воинская часть – 968-й Севастопольский Краснознаменный, ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, базирующийся в Липецке. Только эта часть оснащена истребителями, штурмовиками, фронтовыми бомбардировщиками, многоцелевыми авиационными комплексами всех типов, состоящих на вооружении ВКС России. Основные задачи полка — вырабатывать новые формы и способы боевого применения авиации, выявлять особенности эксплуатации и боевого применения авиационных комплексов, авиационных средств поражения, формулировать соответствующие рекомендации для летного и инженерно-технического состава ВВС, обучать летчиков других частей ВВС, составлять требования и пожелания в адрес оборонной промышленности по совершенствованию авиационных комплексов и средств их обеспечения.
Школа летного мастерства
В последние годы военная авиация России массово перевооружается. Ежегодно десятки новых боевых самолетов пополняют авиационные части, дислоцированные на западе, востоке, юге и севере. Но получить новейшую технику от промышленности — это полдела. Главное — освоить все ее возможности, научиться на ней воевать и побеждать. Эта задача и является главной для 968-го исследовательско-инструкторского авиаполка.
Его летчики первыми после испытателей государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) осваивают новейшие истребители, штурмовики и фронтовые бомбардировщики. И не просто осваивают, а исследуют все боевые и пилотажные возможности, проверяют в деле на полигонах все виды вооружения, тестируют оборудование на всех режимах полета, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Отрабатывают групповое взаимодействие, все формы и способы боевого применения.
В Липецке учатся использовать самолет по максимуму, во всем диапазоне его возможностей. Результаты этой работы потом обретают форму инструкций и методических рекомендаций, которые становятся руководством к действию для сотен и сотен строевых военных летчиков.
Осваивать эту теорию на практике летному составу оперативно-тактической авиации помогают те же липецкие асы, которые в качестве инструкторов обучают коллег из других полков. Именно в Липецк на сборы приезжают все командиры авиаполков и дивизий оперативно-тактической авиации.
Стоит ли удивляться тому, что в Липецке количество асов, летчиков высшей квалификации, практически совпадает со штатной численностью летного состава. Летчиков «середнячков» здесь не может быть по определению.
Мастеров воздушного боя и точных бомбометаний сюда не переманивают из других мест. Нет, готовят их сами. И не только для себя. Заместитель командира авиаполка по военно-политической работе, военный летчик 1-го класса подполковник Алексей Куракин привел такой пример. Лет 10–15 назад известный ас Александр Харчевский, который тогда возглавлял Липецкий центр боевого применения ВВС, набрал с десяток выпускников летных училищ и сказал: будем готовить из них командиров полков.
Главная проблема тогда была обеспечить нужный налет для повышения классности молодых летчиков — вплоть до 1-го класса. Военные летчики такой квалификации могут выполнять боевые задачи на самолетах днем и ночью, при любой видимости. Топлива тогда не хватало. Исправных самолетов тоже. Но для новобранцев постарались найти ресурсы. Опытные летчики успели передать им все свои знания. И вот теперь из того набора молодых пилотов один командует полком в крымском Бельбеке, второй — в Липецке. Еще двое руководят структурами Липецкого центра ВКС, трое — заместители командиров полков.
Так что эксперимент удался. Командование полка убеждено: в Липецке асов готовят не для себя, а для страны.
Сейчас, кстати, сейчас в полку активно готовят очередную партию молодых летчиков. Лучшие из лучших попадут в пилотажную группу «Соколы России». Она создана из местных асов по инициативе того же Александра Харчевского.
— Туда не так просто попасть, отбираем наиболее опытных летчиков, — рассказывает Алексей Куракин. — Сейчас готовим капитана Виталия Сорокина. Он летает на Су-35. Почему выбрали его? Потому что летчики-инструкторы с ним полетали, в том числе в составе пар, звеньев, в сомкнутых порядках, и поняли, что он более устойчив в строю. Ему лучше поддается техника пилотирования. Он не дергается, выдерживает заданные режимы лучше, чем все остальные.
По словам замполита, за плечами которого, кстати, боевая работа в Сирии, универсальных летчиков, умеющих одинаково хорошо и крутить воздушные бои, и точно бомбить, и пилотировать в плотном строю, не так много. Один хорош в своем деле, другой — в своем. Эти особенности подчиненных командиры в полку отлично знают.
Полеты начинаются на земле
Важный элемент подготовки военного летчика — электронный тренажер. Если обычно летных смен в полку в неделю 3–4, то тренажеры Су-30СМ, Су-34 или Су-35 не пустуют ни единого часа. Заместитель командира полка по летной подготовке военный летчик 1-го класса подполковник Павел Маклаков говорит, что за время его службы в полку тренажерная техника качественно изменилась.
— Если взять тренажер, на котором я начинал, и современные тренажеры — они совершенно разные, — говорит Павел Маклаков. — Хотя прошло всего 12 лет, но произошел качественный скачок. Сегодня это практически полная имитация полета, 3D-сфера, отличная визуализация. Тренажеры позволяют имитировать применение любых авиационных средств поражения, во всех условиях и с любых высот.
Инструктор может задать обучаемому в кабине тренажера летчику, к примеру, любые погодные условия для отработки посадки, назначить различные цели для бомбометания с разных высот или организовать виртуальный воздушный бой с чужим истребителем. Есть специальная программа для отработки действий при дозаправке самолета в воздухе от танкера.
Это одна из самых сложных пилотажных задач: на скорости в 600 километров в час летчику надо «вдеть нитку в иголку» — попасть заправочной штангой в конус на конце шланга от танкера. А потом в течение десятков минут четко держать скорость, интервал и дистанцию, чтобы сцепка «танкер–самолет» не разорвалась.
По словам Павла Маклакова, особая ценность электронного помощника инструктора — в возможности отработки действий летчика в экстремальных ситуациях: при пожаре двигателя или отказе системы управления, пилотажно-навигационного оборудования. Такие сценарии в реальном учебном полете не разыграешь. Тренажер же позволяет научить летчика быстро, грамотно и правильно действовать в любой ситуации.
С другой стороны, разработчикам самолетных тренажеров есть еще куда стремиться. К примеру, пока нет комплексных электронных тренажеров для розыгрыша групповых воздушных боев, для отработки взаимодействия с наземными войсками и войсковой ПВО.
Большинство липецких асов освоили самолеты нескольких типов. К примеру, Алексей Куракин после Су-27 одним из первых пересел на Су-35. Другие одинаково хорошо знают Су-30СМ и Су-35. Правда, есть ограничения по безопасности полетов. Например, нельзя в один и тот же день садиться в кабину истребителей разного типа. Чтобы летчик не ошибся при работе с системами управления. Все же они различаются и реагируют по-иному.
Павел Маклаков считает, что 968-й полк предоставляет летчикам уникальные возможности для освоения новой техники:
— Например, летчик освоил самолет одного типа, приходит к нам в часть, видит другой самолет, появляется цель попробовать что-то новое в профессиональном плане. Поэтому у нас некоторые летчики летают на всех истребителях, начиная от «мигов» и кончая «сухими» последних модификаций. То есть полк позволяет осуществить мечту — летать на нескольких типах одновременно.
Ближний воздушный
Отличительная черта липецкой летной школы — умение «крутить» ближние воздушные бои. В этом, пожалуй, местным асам равных нет. Об этом говорят, к примеру, результаты конкурсов «Авиадартс», проводимых в рамках Армейских игр.
Кстати, летчики из Китая, которые вместе с нашими участвуют почти во всех авиационных конкурсах, включать ближние бои, в нашей программе соревнований участвовать пока отказываются. Видимо, из-за того, что реально оценивают возможности наших асов.
Летное мастерство асы из Липецка демонстрируют во время международных учений. Например, в Индии или Сербии.
Казалось бы, с появлением радаров, способных увидеть воздушного противника за сотни километров, а также дальнобойных ракет класса «воздух–воздух», ближний воздушный бой не так актуален. Но липецкие асы считают по-иному.
По их мнению, в современной воздушной войне боевая авиация ведущих стран будет массированно применять средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В этих условиях эффективность дальних средств разведки и поражения может сильно снизиться. И значит, бороться за господство в воздухе придется и на ближних дистанциях. Оружие дальнего боя, считают они, понадобится в войне с противником, не имеющим достойных средств РЭБ.
Высшая форма летной подготовки липецких асов — групповой воздушный бой. Высшая квалификация — групповые действия во всех погодных условиях.
Пары истребителей работают в зоне размером примерно 20 на 40 километров. Одна группа занимает зону раньше, организуя дежурство в воздухе. Задача противника — незаметно «подкрасться», чтобы первым атаковать. Победил тот, кто первым выполнил пуск.
Для объективной оценки на самолетах стоят цифровые записывающие устройства. Они фиксируют время, когда самолет противника оказывается в электронном прицеле, а система подготовки оружия выдает команду «Пуск разрешен».
Сирийский опыт
Почти все асы липецкого авиаполка побывали в составе российской авиагруппы в Сирии. Иначе и быть не могло. Во-первых, это элита российской военной авиации. А во‑вторых, кому же, как не им, проверять на практике рекомендации по тактике действий авиации.
В боевых условиях летчики тестировали самолеты. Выявляли сильные и слабые места. Данные обобщались и передавались в авиапром, в том числе для устранения недостатков.
Тактика боевых действий рождалась исходя из условий. К примеру, самолеты редко выполняли задачи на высотах ниже 2000 метров, в зоне уязвимости от переносных зенитных комплексов террористов.
В сирийских условиях испытаны не только летные экипажи, но и наземные службы. В период, когда авиагруппа работала с полным напряжением, выполняя более 100 вылетов в сутки, специалистам инженерно-авиационной службы и батальона радиотехнического обеспечения приходилось выдерживать немалые нагрузки. Люди выдержали все. Даже работу в жару под 50 градусов.
Любой непредвзятый человек, познакомившись с ходом летной учебы в липецком авиационном полку, поговорив с летчиками, инженерами, техниками, убедится, что основой повседневной деятельности части является боевая подготовка, как и должно быть. Появляющиеся время от времени в некоторых СМИ слухи о якобы неразрешимых проблемах с летным составом наших ВВС на самом деле не имеют под собой фактической основы. На практике люди много работают, имеют возможность расти по службе и в личностном плане. Для тех, кто проявляет умение, инициативу, летный талант и командирское мастерство, открыт магистральный путь быстрого служебного роста.
Да, с военных многое и спрашивается, а военная служба далеко не сахар, как и было во все времена. Военная служба — это каждый день испытание. Сильные не гнутся, слабые ломаются.
Историческая справка
Решение о создании шести авиаполков летчиков-испытателей было принято в Кремле 23 июня 1941 г., а приказ Наркома обороны подписан 27 июня. Формирование двух истребительных полков на МиГ-3 (401-й иап и 402-й иап), двух бомбардировочных на Пе-2, одного штурмового на Ил-2 и одного дальнебомбардировочного на ТБ-7 началось уже вечером 23 июня. В состав этих частей, получивших категорию «особого назначения», вошли 303 человека из числа лучших летчиков, штурманов, инженеров, техников, механиков, политработников НИИ ВВС, а также из представителей НКАП.
25 июня 1941 г. из кадров НИИ ВВС КА был сформирован 402-й истребительный авиационный полк особого назначения, вошедший в состав 57-й смешанной авиационной дивизии. Командиром полка стал известный летчик-испытатель подполковник П. М. Стефановский. 22 июля 1941 г. полк убыл на фронт, где сражался с фашистами все годы войны.
День Победы личный состав полка встретил на аэродроме Дальгов в Германии. За период Великой Отечественной войны произведено боевых самолето-вылетов днем — 13359, ночью — 152. Количество уничтоженных самолетов противника — 810. Свои потери: летчики — 81 человек, инженерно-технический состав — 2, прочий состав — 5, самолетов — 101 (в том числе небоевые потери — 13). По количеству сбитых в воздушных боях самолетов полк стал самым результативным в ВВС КА. Тем не менее, почетное звание «гвардейский» полк не получил, хотя соответствующее представление было направлено еще в 1944 году…
Согласно директиве НГШ ВС СССР от 10 января 1949 г. 402-му иап был присвоен общевойсковой номер «968», полк стал именоваться «968-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени». Директивой ГШ ВВС от 3 июня 1994 г. полку присвоено наименование «968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк».
В состав 968-го смешанного авиаполка входят четыре эскадрильи и отдельный авиаотряд:
1-я аэ — истребители Су-27 всех модификаций, Су-30СМ, Су-35.
2-я аэ — истребители МиГ-29 и его модификации — МиГ-29СМ, МиГ-29СМТ.
3-я аэ — фронтовые бомбардировщики Су-24, многоцелевые самолеты Су-34.
4-я аэ — штурмовики Су-25 всех модификаций.
Отдельный авиаотряд — военно-транспортные самолеты Ан-26, вертолеты Ми-8 нескольких модификаций, в том числе новейшие Ми-8АМТШ.