Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4(30) за 2017 г.

Леонид Карякин

Реактивные системы залпового огня в вооруженных конфликтах XXI века (часть 2)

Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних лет, огневое превосходство над противником имеет, как и прежде, решающее значение для его решительного разгрома и достижения целей боя. А потому роль реактивной артиллерии при выполнении задач огневого поражения, несмотря на массированное применение в боевых действиях штурмовой и бомбардировочной авиации, остается актуальной. Современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) представляют собой один из ключевых видов вооружения сухопутных войск, способны обеспечить огневое превосходство с последующим завоеванием и удержанием инициативы на поле боя.

(продолжение, часть 2. Первая часть опубликована в журнале «Арсенал Оте­чества» № 2 (28) 2017)
Главными достоинствами РСЗО являются внезапность атаки с высокой плотностью огневого поражения на значительной площади, минимальное время огневого налета с последующим быстрым выходом из-под ответного удара, относительная простота и низкая стоимость по сравнению со ствольной артиллерией. Оснащение подразделений РСЗО в XXI веке новейшими автоматизированными системами боевого управления в сочетании с современными средствами разведки, реактивными снарядами с увеличенной дальностью и точностью стрельбы, выводит реактивную артиллерию на качественно новый уровень. Передовые позиции в мире по совершенству, надежности, эффективности боевого применения занимают реактивные системы залпового огня российской разработки и производства.
Реактивная система залпового огня 9К51 «Град» (Россия). Разработка одной из самых массовых в мире и самой известной советской реактивной системы залпового огня «Град» была начата в тульском НИИ-147 (позже НПО «СПЛАВ») в конце пятидесятых годов под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева.
Боевая машина принципиально отличается от других отечественных послевоенных систем конструкцией артиллерийской части с 40 трубчатыми направляющими (в отличие от рельсовых и сотовых) и силовыми приводами наведения ПУ, что в дальнейшем стало классическим решением при создании новых образцов. К работе были привлечены многочисленные организации, в том числе свердловское СКБ-203, создававшее боевую и транспортную машины, московский НИИ-6, разрабатывавший новые сорта пороха для твердотопливного заряда, НИТИ в Балашихе, занимавшийся новыми механическими взрывателями для реактивных снарядов и т. д. Испытания РСЗО, получившей обозначение М-21 или 9К51 «Град» проходили на Софринском артиллерийском полигоне. В 1963 году она была принята на вооружение, после чего в 1965 г. было налажено серийное производство боевых машин БМ-21 на Пермском заводе им. Ленина, которое велось вплоть до 1988 года, реактивных снарядов — на НПО «СПЛАВ» и других предприятиях отрасли.  За этот период в Советскую армию было передано свыше 6500 боевых машин и более 600 поставлено на экспорт, а также произведено более 3000000 реактивных снарядов различных типов. После развала СССР к середине 1990-х гг. более 2000 боевых машин БМ-21 находились на вооружении 50 стран мира, а с учетом лицензионных и «пиратских» копий «Града» это количество еще больше.

 

РСЗО «Ураган» на огневой позиции       Перезаряжание РСЗО «Ураган»

Боевая машина 9П140 РСЗО «Ураган» калибра 220 мм

Реактивная система 9К51 «Град» калибра 122 мм предназначалась для поражения открытой и укрытой живой силы противника, небронированной и легкобронированной техники в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей, решения других задач в различных условиях боевой обстановки. В состав штатной реактивной системы М-21 входила боевая машина БМ-21 (2Б5) на базе шасси автомобиля «Урал-375Д», неуправляемый 122-мм реактивный снаряд М-21ОФ с осколочно-фугасной боевой частью, транспортная машина с комплектом стеллажей 9Ф37.  Для транспортировки реактивных снарядов в ящиках могли также использоваться обычные грузовики. Впоследствии в СССР была создана модернизированная боевая машина БМ-21–1 на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320», а также целое семейство 122-мм реактивных снарядов различного назначения. В состав батареи РСЗО была включена машина управления 1В110 «Береза» (на базе автомобиля ГАЗ-66), обеспечивающая подготовку данных для стрельбы.
Боевая машина БМ-21 представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и доработанного трехосного шасси грузового автомобиля «Урал-375Д» с боевой массой 13,7 т. В артиллерийскую часть входит пакет из 40 трубчатых направляющих с поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами, орудийная панорама ПГ-1М. ПУ наводится в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +55°, а по горизонтали — 102° влево и 70° вправо от продольной оси. Основной способ наведения — от электропривода, вспомогательный — ручной. Направляющие длиной 3 м имеют внутренний диаметр гладкого канала ствола 122,4 мм. Для придания снаряду вращательного движения в направляющей сделан винтовой паз, по которому скользит ведущий штифт снаряда (впоследствии такая конструкция использовалась на последующих РСЗО). Система пуска позволяет вести стрельбу как одиночными выстрелами, так и залпом. Управление — с помощью токораспределителя в кабине или с помощью выносного пульта (до 50 м). Продолжительность полного залпа составляет 20 секунд, площадь поражения 145000 кв.м., время перевода из походного положения в боевое — не более 3,5 мин. Боевой расчет машины 3 человека, габариты 7350 Х 2400 Х 3090 мм, максимальная скорость движения 75 км/ч, запас хода 750 км, мощность карбюраторного двигателя ЗИЛ-375–180 л. с. (у БМ-21–1 — дизельный двигатель ЯМЗ). Перезаряжание направляющих производится расчетом вручную.
Для доставки снарядов без ящиков использовались транспортные машины на базе автомобиля ЗИЛ-157, в кузове которого устанавливался комплект стеллажей 9Ф37 (правый и левый) для 40 реактивных снарядов.
Для системы «Град» был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ с дальностью стрельбы от 4000 до 20400 м. При его серийном производстве широко внедрялись самые передовые технологии. К 1975 г. были разработаны снаряды М-21ОФ с индексами 9М22У, 9М22У-1 (66,6 кг), 9М22 (65,72 кг) с взрывателями МРВ и МРВ-У, конструкция которых предусматривала три установки: осколочное действие, малое замедление, большое замедление. Снаряд оснащался однокамерным твердотопливным ракетным двигателем и складывающимися лопастями блока стабилизатора. После модернизации дальность стрельбы РСЗО 9К51 возросла до 40000 м.
В настоящее время основными типами 122-мм боеприпасов для системы «Град» являются:

  • М-21ОФ (9М22У) с осколочно-фугасной БЧ;
  • МЗ-21 (9М22С) с зажигательной БЧ;
  • 9М28Ф с осколочно-фугасной БЧ;
  • 9М28С с зажигательной БЧ;
  • 9М28Д с агитационной головной частью;
  • 9М519–1 (2,3,4,5,6,7) комплект из семи снарядов для создания радиопомех;
  • 3М16 с кассетной БЧ (с противопехотными минами);
  • 9М28К с кассетной БЧ (с противотанковыми минами).

Кроме того, в 1990-х — начале 2000-х в интересах инозаказчиков были проработаны дальнобойные неуправляемые реактивные снаряды 9М521 (ОФ БЧ), 9М522 (отделяемая ОФ БЧ), 9М217 (кассетная БЧ с самоприцеливающимися боевыми элементами) и 9М218 (кассетная БЧ с кумулятивно-осколочными боевыми элементами).
РСЗО «Град» послужила базовой сис­темой при создании других отечественных реактивных систем: «Град-В» для ВДВ (десантируемая боевая машина 9П125 с 12 направляющими на базе автомобиля ГАЗ-66Б), А-215 «Град-М» для десантных кораблей, 9К55 «Град-1» (боевая машина 9П138 с 36 направляющими и ТЗМ 9Т 450 на базе автомобиля ЗИЛ-131), ДП-62 «Дамба» для береговой обороны, 9К59 «Прима» (боевая машина 9А51 с 50 направляющими и ТЗМ 9Т 232М на базе автомобиля «Урал 4320»), переносная система 9К510 «Иллюминация», комплекс 9Ф689 «Бобр» для запуска мишеней. За рубежом также был создан ряд собственных систем с использованием артиллерийской части «Града»: RM-70 (RM-70/85, RM-70/85М), «APRA» — Румыния, PRL111, PRL113 — Египет, «Тип 81», «Тип 83», «Тип 84», «Тип 89», «Тип 90» (90A, 90B) — Китай, BM-11 — КНДР, «Хадид» — Иран, LAROM — Румыния/Израиль, «Modular» — Словакия/Германия, WR-40 «Langusta» — Польша, «Град-1А («БелГрад») — Белоруссия, T-122 «Sakarya», «Naiza» — Турция.
Собственное производство своих вариантов снарядов М-21ОФ и их модификаций было налажено в Румынии, Египте, Китае, Италии, Франции (совместно с Польшей), Южной Африке, Турции, Судане, Болгарии, Словакии, Югославии, Иране, КНДР, Израиле, Индонезии.
Впервые система «Град» была применена в боевых действиях во время советско-китайского пограничного конфликта на острове Даманский в 1969 г. Тогда переданные в состав погранчастей СССР боевые машины БМ-21 буквально решили весь исход боя, уничтожив большую часть материально-технических ресурсов и войск китайской группировки. Позже эта система принимала участие в войне в Афганистане, в Африке, на Ближнем Востоке и во многих вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве. В XXI в. РСЗО «Град» применялась практически во всех больших и малых вооруженных конфликтах.
В 2012 г. в российскую армию начала поступать новейшая РСЗО 9К51М «Торнадо-Г», разработанная специалистами тульского НПО «Сплав» и выполненная на базе боевой машины БМ-21–1. Помимо модернизированной боевой машины 2Б17–1 на шасси «Урал-4320» и 122-мм реактивных снарядов (как уже имеющихся на вооружении, так и новых), в состав системы входит машина управления стрельбой «Капустник-БМ». Боевая машина оснащена оборудованием дистанционной установки и автоматизированной системой управления огнем и спутниковой навигации, что позволяет вести огонь без топогеодезической подготовки и осуществлять наведение направляющих без выхода экипажа из кабины. Сам экипаж уменьшен с 3 до 2 человек, а время развертывания на неподготовленной боевой позиции сократилось до 6 мин. (на подготовленной до 1 мин.). Боевые возможности «Торнадо-Г» расширены за счет новых реактивных боеприпасов — осколочно-фугасных повышенной мощности с неотделяемой и отделяемой головной частью, с головной частью снаряженной кумулятивно-осколочными элементами. По словам разработчиков новая РСЗО по своей боевой эффективности в 2,5–3 раза превосходит систему «Град».
После 2000 г. также была создана экспортная модификация модернизированного «Града» с боевой машиной 2Б26 на шасси КамАЗ-5350 (6Х6).
Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» (Россия). В 1963–64 гг. Тульский ГосНИИ Точмаш (впоследствии НПО «СПЛАВ») в инициативном порядке провел исследования возможности создания реактивной системы, более мощной, чем БМ-21 «Град», с дальностью стрельбы до 35–40 км. В 1967 г. была начата соответствующая НИР по РСЗО «Ураган» (первоначально называлась «Град-3»), а в 1972 году под руководством А. Н. Ганичева создание новой реактивной системы было завершено, и она была представлена на полигонно-войсковые испытания. Полученные характеристики удовлетворяли основным тактико-техническим требованиям и с 1975 г. РСЗО «Ураган» была запущена в серийное производство под обозначением 9К57, поступив на вооружение Советской армии.
Система предназначалась для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий. В отличие от системы «Град», «Ураган» имел дальность, увеличенную до 35000 м, калибр составил 220 мм, площадь поражения достигала 426000 кв.м за счет применения в реактивных снарядах кассетных боевых частей. В состав сис­темы входила боевая машина 9П140 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ (8Х8) с пусковой установкой из 16 направляющих, неуправляемые реактивные снаряды с фугасной БЧ (100–105 кг) или кассетной БЧ (80–85 кг) осколочного действия, а также транспортно-заряжающая машина 9Т 452 на том же колесном шасси. Для боевого обеспечения батарей РСЗО предназначался автомобиль топографической съемки 1Т 12–2М и радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44. Также в систему включался комплект учебно-тренировочных средств и специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381.
Боевая машина 9П140 выполнена на базе четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП массой 20 т (главный конструктор боевой машины Ю. Н. Калачников). Артиллерийская часть представляет собой пакет из 16 трубчатых направляющих на поворотном основании с механизмами наведения. Силовые электроприводы позволяют наводить ПУ в вертикальной плоскости от +5 +55°, а по горизонтали ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости при стрельбе в кормовой части машины имеются две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Возможно ведение стрельбы из кабины. На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726–45, а в качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется орудийная панорама ПГ-1М. Расчет машины составляет 6 человек (в мирное время 4), габариты 9630 Х 2800 Х 3223 мм, максимальная скорость движения 65 км/ч, запас хода 570 км, суммарная мощность двух двигателей ЗИЛ-375–360 л. с. Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га, при этом система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом за 9 сек. (выстрел каждые 0,5 сек.), либо с «рваным» темпом (первые 8 ракет с темпом 0,5 с, остальные 8–2 сек.). За счет этого удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний ПУ и улучшить кучность стрельбы. Перевод системы из походного положения в боевое занимает не более 3 мин, а после залпа машина оставляет огневую позицию не позднее 1,5 мин. С 1990-х гг. для боевого обеспечения РСЗО «Ураган» применяется унифицированный комплекс автоматизированного управления огнем артиллерии 1В126 «Капустник-Б».
Транспортно-заряжающая машина 9Т 452 выполнена на том же шасси, что и боевая. Каждая ТЗМ перевозит боекомплект для одного залпа ПУ — 16 реактивных снарядов. При этом оборудование машины обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой ТЗМ или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 мин. В состав оборудования помимо рамы, лотка с досылателем, грузовых тележек, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, входит кран грузоподъемностью 300 кг.
В боекомплект РСЗО «Ураган» входят реактивные следующие снаряды калибра 220 мм:

  • 9М27Ф с осколочно-фугасной головной частью. Масса 280 кг, масса БЧ 9Н128Ф — 100 кг, длина 4832,5 мм;
  • 9М27К с кассетной головной частью. Масса 270 кг, масса БЧ 9Н128К — 90 кг (30 осколочных боевых элементов), длина 5178 мм;
  • 9М27С с зажигательной головной частью (БЧ 9Н128С);
  • 9М59 с касcетной головной частью с противотанковыми минами. Масса 270 кг, масса БЧ 9Н524–90 кг (9 мин), длина 5178 мм;
  • 9М27К2 с кассетной головной частью с противотанковыми минами. Масса 270 кг, масса БЧ 9Н128К2–89,5 кг (24 мины), длина 5178 мм;
  • 9М27К3 с кассетной головной частью с противопехотными минами. Масса 270 кг, масса БЧ 9Н128К3–90 кг (312 мин), длина 5200 мм;
  • 9М51 с отделяемой головной частью объемно-детонирующего действия. Масса 256 кг, масса БЧ 9Н515–143,5 кг, длина 5147 мм.

Максимальная дальность стрельбы составляет 35000 м, а для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надеваются кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22 км, ОФ снарядов от 8 до 21 км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов — от 9 до 15 км, ОФ — от 8 до 16 км.
РСЗО 9К57 «Ураган» была достаточно надежной и мощной системой для своего времени и практически без улучшений прослужила до нашего времени. На экспорт она, за редким исключением, почти не поставлялась (Ирак, Сирия, Афганистан), но после распада СССР значительное количество РСЗО «Ураган» остались на территориях стран СНГ, а оттуда попали либо в местные армейские подразделения, либо за границу. В настоящее время система «Ураган» состоит на вооружении армий России (почти 900 ед, из них большая часть на хранении), а также Казахстана, Белоруссии, Украины, Киргизии, Молдавии, Туркмении, Узбекистана, а также Йемена, Сирии, Гвинеи, Эритреи.
Система «Ураган» широко использовалась Советской армией в боевых действиях в Афганистане против душманов. Также в начале 1980-х она применялась сирийской армией на начальном этапе войны с Израилем. Позже, во второй половине 1990-х гг. РСЗО «Ураган» использовалась российскими федеральными войсками против боевиков в Чечне. В XXI в. она применялась во время операции по принуждению Грузии к миру (2008 г.), в гражданской войне в Сирии (2012–2017 гг.) и в конфликте на юго-востоке Украины (2014–2017 гг.).
В 2000-х гг. специалистами НПО «Сплав» была разработана модернизированная реактивная система 9К512 «Ураган-1М». Боевая машина 9А53 и транспортно-заряжающая машина 9Т 249 были выполнены на шасси автомобиля МЗКТ-7930 (8Х8), а модульная артиллерийская часть позволяет вести стрельбу как 220-мм реактивными снарядами от системы «Ураган» (2Х15 направляющих), так и 300-мм от системы «Смерч» (2Х6). За счет применения модульной схемы система стала двухкалиберной. Испытания РСЗО «Ураган-1М» были начаты в 2012 г. и успешно завершены в 2015 г.
Реактивная система залпового огня 9К58 «Смерч» (Россия). После того, как на вооружение Советской армии поступили реактивные системы «Град» и «Ураган», специалисты Тульского ГосНИИ Точмаш (впоследствии НПО «СПЛАВ») провели в 1969–76 гг. научно-исследовательские работы по созданию мощной дальнобойной РСЗО резерва главного командования. Первые ОКР по проектированию реактивной системы залпового огня «Смерч» начались в декабре 1976 г. под руководством генерального конструктора А. Н. Ганичева и завершились в начале 1980-х под руководством главного конструктора Г. А. Денежкина. В 1982 г. система «Смерч» успешно прошла государственные испытания и впоследствии была запущена в серийное производство и принята на вооружение Советской армии в 1987 г.

Дальнобойная реактивная система 9К58 «Смерч» предназначалась для поражения на дальних подступах всех видов групповых целей противника: открытой и укрытой живой силы, небронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых рот, подразделений артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. В РСЗО были использованы некоторые принципиально новые технические решения, позволяющие отнести ее к новому поколению такого оружия. А высокая дальность (до 70 км) и точность стрельбы фактически приблизило систему к тактическим ракетным комплексам. Например, американцы, принявшие в 1983 г. на вооружение свою РСЗО MLRS, пришли к выводу, что дальность стрельбы реактивных систем в 40 км является предельной, так как дальнейшее ее увеличение приведет к неприемлемому рассеиванию снарядов. Однако 300-мм реактивные снаряды для РСЗО «Смерч» имели повышенную в 2–3 раза точность попадания за счет внедрения инерциальной системы коррекции. Она обеспечивала угловую стабилизацию на активном участке траектории и коррекцию дальности за счет поправки к времени отделения головной части, определяемой бортовой аппаратурой в соответствии с измеряемыми параметрами движения снаряда. В конструкции направляющих ПУ впервые был использован механизм стыковки разъемов, обеспечивающих связь бортовой аппаратурой снаряда и наземной аппаратурой подготовки и пуска.
В состав РСЗО «Смерч» входили: боевая машина 9А52 с 12-ю направляющими на колесном шасси МАЗ-79111 (8Х8), транспортно-заряжающая машина 9Т 234 на таком же шасси, комплект 300-мм реактивных снарядов с отделяемой осколочно-фугасной или кассетной БЧ, комплекс средств автоматизированного управления огнем 9С729М1 «Слепок-1», автомобиль топографической съемки 1Т 12–2М, радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44, а также учебно-тренировочные средства 9Ф827 и комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф819.
Первоначально в качестве базового шасси боевой машины 9А52 и транспортно-заряжающей 9Т 234 использовался полноприводный четырехосный МАЗ-79111 (МАЗ-79112). С 1989 г. для боевой машины 9А52–2 и ТЗМ 9Т 234–2 использовались шасси МАЗ-543М (МАЗ-543А), имеющие дополнительно кабину управления со средствами радиосвязи и аппаратурой управления огнем.
Артиллерийская часть боевой машины 9А52–2 включает пакет из 12 трубчатых направляющих на поворотном основании, механизмы наведения, прицельные приспособления и вспомогательное оборудование. Направляющие имеют 2 винтовых П-образных паза для придания реактивным снарядам вращения. Силовые приводы обеспечивают наведения ПУ по вертикали от 0 до +55°, по горизонтали — 60° (по 30°. влево и вправо от продольной оси). Между колесами третьего и четвертого мостов имеются гидравлические опоры, вывешивающие кормовую часть пусковой установки для повышения устойчивости при стрельбе. Масса машины в боевом положении 43,7 т, расчет — 4 чел., габариты — 12100 Х 3050 Х 3050 мм, максимальная скорость движения 60 км/ч, запас хода 900 км, мощность дизельного двигателя Д12А-525А — 525 л. с. Залп одной боевой машины обеспечивает площадь сплошного поражения до 672000 кв.м. Автоматизация процесса стрельбы позволила сократить подготовку РСЗО «Смерч» к бою после получения целеуказания всего за три минуты. Полный залп производится в течение 38 секунд, после чего батарея машин готова к маршу уже через одну минуту, оперативно уходя из-под ответного удара противника.
Транспортно-заряжающая машина 9Т234–2 имеет крановое оборудование и перевозит двенадцать реактивных снарядов. Процесс заряжания пакета направляющих механизирован и выполняется в течение 16–20 минут. Расчет машины 2 человека.
300-мм реактивные снаряды РСЗО «Смерч» имеют стандартную компоновку с твердотопливным двигателем на смесевом топливе, хвостовым стабилизатором и боевой частью. Как уже говорилось выше, отличительной особенностью снарядов является наличие системы управления полетом, корректирующей траекторию движения по тангажу и рысканию, за счет чего точность попаданий была повышена в 2 раза (не более 0,21% от дальности залпа, то есть около 150 м), а кучность стрельбы — в 3 раза. Коррекция осуществляется газодинамическими рулями.
В боекомплект системы «Смерч» входят следующие типы снарядов:

  • 9М55К с кассетной БЧ 9Н139. Содержит 72 осколочных боевых элемента 9Н235 (всего до 32832 осколков) для поражения небронированной техники и живой силы противника на открытой местности. Масса 800 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 243 кг, масса одного БЭ 1,75 кг, дальность стрельбы от 20 до 70 км.
  • 9М55К4 с кассетной БЧ 9Н539. Содержит 25 противотанковых мин ПТМ-3 с электронным неконтактным взрывателем, предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей, один залп содержит 300 противотанковых мин. Масса 800 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 243 кг, масса одной мины 4,85 кг, дальность стрельбы от 20 до 70 км.
  • 9М55К5 с кассетной БЧ 9Н176. Содержит 646 кумулятивно-осколочных боевых элементов длиной 118 мм или 588 элементов длиной 128 мм массой по 240 г для поражения открытой и укрытой живой силы и бронированной техники. Элементы способны пробивать до 120/160 мм брони. Масса 800 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 243 кг, дальность стрельбы от 25 до 70 км.
  • 9М55К1 с кассетной БЧ 9Н142. Содержит 5 самоприцеливающихся боевых элементов 9Н349 «Мотив-3М» для поражения бронетехники на открытой местности. Каждый БЭ оснащен двухдиапазонным ИК координатором и способен пробить под углом в 30° с высоты 100 метров броню толщиной 70 мм. Масса 800 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 243 кг, масса одного БЭ 15 кг, дальность стрельбы от 20 до 70 км, принят на вооружение в 1996 г.
  • 9М55Ф с отделяемой осколочно-фугасной моноблочной БЧ. Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах сосредоточения, для разрушения объектов инфраструктуры и фортификационных сооружений. Масса 810 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 258 кг, дальность стрельбы от 25 до 70 км, принят на вооружение в 1992 г.
  • 9М55С с термобарической БЧ 9Н174. Эффективен как против открыто расположенной живой силы и техники, так и против размещенной в укрытиях (взрыв создает термическое поле диаметром 25 м с температурой свыше 1000 °C). Масса 800 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 243 кг, дальность стрельбы от 25 до 70 км, принят на вооружение в 2004 г.
  • 9М528 с отделяемой осколочно-фугасной БЧ с 800 готовыми поражающими элемаентами массой по 50 г. Эффективен против площадных и точечных целей, разрушения командных пунктов, узлов связи и т. д. Масса 815 кг, длина 7600 мм, масса БЧ 258 кг, дальность стрельбы от 25 до 90 км, принят на вооружение после 2000 г.
  • 9М534 — опытный реактивный снаряд с малогабаритным разведывательным беспилотным летательным аппаратом типа «Типчак» (масса 40 кг). Предназначен для ведения оперативной разведки целей в течение двадцати минут или оценки результата удара. В районе цели БЛА опускается на парашюте, сканируя обстановку и передавая информацию на комплекс управления на расстояние до 70 км. Масса 815 кг, длина 7600 мм, масса головной части 243 кг, дальность стрельбы от 20 до 90 км.
  • 9М542 — корректируемый высокоточный снаряд с отделяемой осколочно-фугасной или кассетной головной частью, дальность стрельбы до 120 км. Разработан для инозаказчика на экспорт.

Таким образом, до появления в 1990-х гг. в Китае РСЗО типа WS-1 (и ее поздних модификаций), система «Смерч» являлась самой дальнобойной в мире, представляя собой практически тактическое ракетное оружие. Кроме того, после 2000 г. разработчики смогли создать 300-мм реактивные снаряды с более энергоемким двигателем, что позволило повысить дальность стрельбы с 70 до 90 км, а в перспективе — и до 120 км.
В настоящее время РСЗО «Смерч» состоит на вооружении армий России, Украины, Беларуси, Азербайджана, а также Перу, Алжира, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Сирии, Туркменистана, Венесуэлы. Для Индии был создан экспортный вариант боевой машины 9А52–2Т на базе грузового автомобиля «Tatra 816» (10x10). Китай принял на вооружение 300-мм РСЗО «Тип 03», которая по своим характеристикам и внешнему виду очень похожа на «Смерч». Реактивная система «Смерч» применялась вооруженными силами России во время второй чеченской кампании (1999–2000 гг.), вооруженными силами Украины в вооруженном конфликте на Донбассе (2014–2017 гг.), Азербайджаном в конфликте в Нагорном Карабахе (2015–2016 гг.), а также сирийской армией против вооруженных формирований террористов в гражданской войне (2011–2017 гг.).

Так как боевая машина РСЗО «Смерч» имеет боевую массу свыше 40 т, разработчики предприняли попытку создания реактивной системы с аналогичными боевыми возможностями, но значительно меньшим весом. В 2009 г. впервые была представлена новая боевая машина 9А52–4 на шасси «КамАЗ» (8Х8), которая имела артиллерийскую часть с уменьшенным до 6 количеством направляющих. Масса машины составила 24,6 т, экипаж 2 чел., габариты 11200 Х 2500 Х 3150 мм, скорость движения до 90 км/ч, запас хода 1000 км. Полный залп производится за 20 сек. Боевая машина 9А52–4 имела два варианта исполнения: на первом пакет из 6 пусковых труб был выполнен в виде съемного контейнера МЗ-196, на втором — в виде одноразового транспортно-пускового контейнера 9Я295. Перезаряжание в обоих случаях производится транспортно-заряжающей машиной 9Т 234–4 (выполнена на том же шасси «КамАЗ») всего за 8 мин.
В 2012 в рамках создания НПО «Сплав» новой реактивной системы залпового огня 9К515 «Торнадо-С» проходила государственные испытания боевая машина 9А54, представляющая собой модернизированную машину 9А52–2 РСЗО «Смерч». Помимо новой боевой машины, оснащенной автоматизированной системой управления огнем и системой спутниковой навигации, новых 300-мм высокоточных реактивных снарядов с дальностью до 120 км, в систему входит транспортно-заряжающая машина 9Т 255, учебно-тренировочный комплекс, автомобиль топографической привязки и метеорологическая машина. Высокая эффективность РСЗО семейства «Торнадо» осуществляется за счет внедрения единой системы управления тактического звена, которая в автоматическим режиме без использования промежуточных станций расчета баллистики и без ручной наводки пусковых установок производит все необходимые операции, сокращая до минимума цикл прохождения команд на поражение цели. В перспективе разработчики планируют увеличение дальности стрельбы системы «Торнадо-С» до 200 км.
Тяжелая огнеметная система ТОС-1А «Солнцепек» (Россия). История этой уникальной боевой системы, также относящейся к РСЗО, берет свое начало в 70-х годах прошлого века. Разработка тяжелой огнеметной системы ТОС-1, получившей название «Буратино», осуществлялась в омском КБ транспортного машиностроения совместно с зеленоградским НИИ ФП, а первые опытные образцы были изготовлены в 1978–79 гг. Система ТОС-1 включала боевую машину «объект 634» на гусеничном шасси танка Т-72 с пусковой установкой из 30 направляющих на поворотной платформе и транспортно-заряжающую машину на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. ТОС-1 предназначалась для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники противника, поджога и разрушения его фортификационных сооружений и зданий, уничтожения открыто расположенной или укрытой живой силы. Основное отличие системы от классических РСЗО — 220-мм неуправляемые зажигательные реактивные снаряды, с термобарической или дымозажигательной боевой частью, создающие при залпе площадь сплошного поражения в 40000 кв.м на дальностях от 500 до 3600 м прямо в порядках поддерживаемых войск. То есть данная РСЗО фактически являлась огромным реактивным штурмовым огнеметом. Особенности применения системы (ограниченная дальность, крутая траектория полета реактивных снарядов) обусловили ее довольно мощное бронирование и установку полноценной системы управления огнем с оптическим прицелом, лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем.

Пройдя успешные испытания в 1980 г., система ТОС-1 была впоследствии принята на вооружение и серийно производилась с 1987 г., а в 1988–1989 гг. с большой эффективностью применялась советскими войсками против душманов в Афганистане, и в 2000 г. федеральными войсками против боевиков в Чечне. Как правило, наибольший эффект от реактивных снарядов в термобарическом снаряжении достигался в горных условиях из-за взаимного наложения воздушных ударных волн и их многократного отражения от окружающих скал, создания осыпей грунта и каменных завалов.
Успешное применение ТОС-1 не осталось незамеченным, и впоследствии было решено ее модернизировать и принять на вооружение сухопутных войск для поддержки пехотных и бронетанковых частей. В конце 1990-х гг. КБ транспортного машиностроения разработало усовершенствованную систему, получившую обозначение ТОС-1А и название «Солнцепек», которая была принята на вооружение Российской армии 4 апреля 2001 г. В ее состав входила боевая машина БМ-1 («объект 634Б») с уменьшенным до 24 количеством направляющих, новыми неуправляемыми зажигательными снарядами с дальностью до 6000 м и транспортно-заряжающей машиной ТЗМ-Т («объект 563») на том же танковом шасси, что и БМ-1. По последним данным система ТОС-1А «Солнцепек» состоит на вооружении 1-й мобильной бригады РХБЗ, 28-й отдельной бригады РХБЗ (Волгоградская обл.), 70-го отдельного огнеметного батальона (Приморский край), 20-го полка РХБЗ. Кроме того, некоторое количество ТОС-1А было поставлено на экспорт в Казахстан, Ирак и Азербайджан. Иракский вариант системы включал транспортно-заряжающую машину, выполненную на колесном шасси автомобиля «КамАЗ» (8Х8).
В состав системы ТОС-1А входят: одна боевая машина БМ-1 с пусковой установкой на базе танка Т-72, две транспортно-заряжающих машины ТЗМ-Т на базе того же танка, боезапас из 24 неуправляемых реактивных снарядов калибра 220 мм.
Боевая машина БМ-1 («объект 634Б») представляет собой реактивную систему залпового огня на гусеничном шасси, боевая масса 44,3 т. На бронекорпусе установлена поворотная платформа с качающейся частью в состав которой входит бронированный пакет из 24 трубчатых направляющих для реактивных снарядов и силовые приводы. Огонь по целям может производиться одиночными или залпами из двух стволов. Система управления огнем производит наведение ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях с помощью следящих приводов с использованием лазерного дальномера 1Д14, датчика крена-дифферента и баллистического вычислителя. Управление пуском — автоматическое, темп стрельбы — 2 выстр./сек., время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки боевой машины — 90 сек. Экипаж машины 3 человека, габариты 7240 Х 3580 Х 3073 мм, максимальная скорость движения 60 км/ч, запас хода 550 км, мощность дизельного двигателя 840 л. с. Для обеспечения точности стрельбы БМ-1 оснащена аутригерами и гидрофрикционными стопорами с дистанционным управлением. Имеется встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания. Также машина оснащена 4 мортирами для пуска дымовых гранат.
Стрельба ведется 220-мм неуправляемыми реактивными снарядами двух типов с твердотопливным двигателем. Снаряд МО.1.01.04 имеет длину 3300 мм и вес 173 кг, дальность стрельбы от 400 до 2800 м. Снаряд МО.1.01.04М имеет длину 3723 мм и вес 217 кг, дальность стрельбы от 600 до 6000 м. Имеется также модернизированный снаряд МО.1.01.04М.ОП массой 204 кг с дальностью увеличенной до 6700 м.
Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т («объект 563») массой 39 т выполнена на том же гусеничном шасси, что и БМ-1. Она предназначена для транспортировки реактивных снарядов, заряжания и разряжания пусковой установки, для чего оснащена комплектом погрузочно-разгрузочных устройств. Снаряды в количестве 24 штук размещены в двух бронезащищенных укладках по бокам от крана-манипулятора с дистанционным управлением. Экипаж машины 3 человека, габариты 7000 Х 3580 Х 3050 мм, время заряжания 24 мин, остальные характеристики — как у БМ-1.
В XXI в. система ТОС-1А применялась правительственными войсками Сирии при освобождении Пальмиры (2016 г.), армией Азербайджана в конфликте в Нагорном Карабахе (2016 г.), а также вооруженными силами Ирака в ходе боевых действий против террористов ИГИЛ (2015–2016 гг.).
Реактивная система залпового огня M270 MLRS (США). В начале 1978 г. в США была начата программа создания РСЗО MLRS (Multiple Launch Rocket System), а в апреле 1980 г. компания «Ling Tempco Vought of Dallas» (ныне «Lockheed Martin Missiles and Fire Control Dallas») была выбрана головным подрядчиком. Первые боевые машины, собранные в рамках начального производства были поставлены в армию в августе 1982 г., а в 1983 г. новая 227-мм реактивная система залпового огня с боевой машиной M270 стала поступать на вооружение сухопутных войск армии США. В 1986 г. было подписано соглашение между США, ФРГ, Францией, Великобританией и Италией о совместной разработке и производстве MLRS международным консорциумом этих стран, как стандартной для НАТО РСЗО, заменяющей собой все ранее принятые на вооружение реактивные системы стран-участников консорциума.
Изначально в состав системы MLRS входила боевая машина М270, комплект неуправляемых 227-мм реактивных снарядов калибра в транспортно-пусковых контейнерах, транспортно-заряжающая машина и системы связи и управления.
Боевая машина М270 создана на базе гусеничного шасси М993 (модифицированный и удлиненный вариант шасси БМП «Bradley). Это позволило машине уверенно двигаться по пересеченной местности, то есть иметь подвижность, аналогичную с танками М1 и БМП M2. Спереди расположена бронированная кабина для 3 членов экипажа, в которой также размещена система управления огнем и навигации. Артиллерийская часть, расположенная позади кабины, включает неподвижное основание с поворотной рамой и гиростабилизированную вращающуюся платформу с пусковым заряжающим модулем М269 на ней, а также механизмы наведения с электрогидроприводами. Углы наведения по вертикали от –2 до +55°, по горизонтали — 140° в обе стороны. Пусковой заряжающий модуль представляет собой коробчатую конструкцию под два транспортно-пусковых контейнера с ракетами (в каждом по 6 труб диаметром 240 мм, всего 12) и с механизмом перезаряжания в верхней части. Внутри одноразовых направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания реактивным снарядам вращения в полете. Боевая масса машины 24,56 т, габариты 6970 Х 2970 Х 2620 мм, максимальная скорость движения 64 км/ч, запас хода 480 км, мощность дизельного двигателя 500 л. с. Дальность стрельбы составляла 32 км (позже увеличена до 46 км), площадь поражения 25000 кв.м, время полного залпа 48 сек. Для заряжания, прицеливания и залпа из 12 снарядов требуется пять минут. При стрельбе производится отключение торсионного подрессоривания первого, пятого и шестого опорных катков для обеспечения необходимой устойчивости. Боевая машина M270 может транспортироваться самолетами С-141, С-5 и С-17.
Для обслуживания одной боевой машины используются две транспортно-заряжающие машины с прицепами, каждая из которых представляет собой 10-тонный автомобиль высокой проходимости М985 (8Х8) с 2,5-тонным подъемно-поворотным краном в кузове. На машине и прицепе перевозятся по четыре ТПК по 6 реактивных снарядов в каждом.
В боекомплект РСЗО MLRS входят следующие типы неуправляемых реактивных снарядов:

  • М26 с кассетной БЧ (644 кумулятивно-осколочных элементов M77) и дальностью стрельбы 32 км, калибр 227 мм, масса 307 кг.
  • М26А1 с кассетной БЧ (518 кумулятивно-осколочных элементов M85) и дальностью стрельбы увеличенной до 46 км, калибр 277 мм, масса 296 кг. Разработка боевых элементов M85 повышенной надежности была вызвана опытом боевого применения MLRS в Ираке в 1991 г, когда большое число элементов M77 не взрывались и просто минировали собой местность.
  • M26А2 с кассетной БЧ (518 кумулятивно-осколочных элементов M77). Аналогичен по конструкции М26А1, но в связи с затягиванием разработки элементов М85, был принят также этот вариант со старыми боевыми элементами М77, но увеличенной до 46 км дальностью.
  • М28 с кассетной БЧ для дистанционного противотанкового минирования (28 мин AT-2) на дальности до 40 км, калибр 236 мм, масса 258 кг.
  • М28А1 учебно-тренировочный с дальностью стрельбы уменьшенной до 14,3 км.
  • ХМ29 — опытный снаряд с кассетной головной частью, оснащенной самонаводящимися боевыми элементами, разрабатывавшийся консорциумом предприятий США, ФРГ, Великобритании и Франции. Были проработаны варианты оснащения головной части тремя элементами ВАТ или шестью SADARM, вес головной части составлял 111 кг.
  • MGM-140 ATACMS — тактическая ракета с дальностью 80 км, запускаемая из модернизированной пусковой установки MLRS, в которой вместо двух контейнеров помещаются две ракеты. Имеются следующие варианты: ATACMS Block I с кассетной БЧ (950 боевых элементов) и инерциальной СУ, ATACMS Block IA с кассетной БЧ (300 боевых элементов) и инерциальной СУ с приемником GPS, ATACMS Block IA Unitary с моноблочной фугасной боевой частью (227 кг) и инерциальной СУ с приемником GPS. Разрабатываются также варианты ATACMS Block II с кассетной БЧ (13 самоприцеливающихся боевых элементов BAT) с дальностью до 140 км и ATACMS Block IIA также с кассетной БЧ (6 усовершенствованных самоприцеливающихся боевых элементов BAT) и дальностью до 160 км.

После 2000 г. в США компанией «Lockheed Martin» велись работы над корректируемыми (управляемыми) реактивными снарядами для системы MLRS, так как боевое применение обычных неуправляемых боеприпасов показало их неприемлемое рассеивание при стрельбе по точечным целям, что часто приводило к сопутствующим разрушением гражданских объектов и жертвам среди мирного населения. Были разработаны и приняты на вооружение следующие реактивные снаряды:

  • M30 GMLRS (Guided MLRS) — управляемый реактивный снаряд (инерциальная СУ и GPS) с кассетной БЧ (404 боевых элементов М85) и увеличенной дальностью до 70 км. Калибр 227 мм, длина 4000 мм, масса 308 кг.
  • M31 GMLRS-U (Guided MLRS Unitary) — управляемый реактивный снаряд (инерциальная СУ и GPS) с унитарной БЧ проникающего типа (вес до 89 кг) и дальностью 70 км. Калибр 227 мм, длина 4000 мм, масса 308 кг. Предназначен для разрушения защищенных объектов военно-промышленной инфраструктуры противника (фортификационных укреплений, взлетно-посадочных полос, мостов, дамб, складов, узлов связи и т. д.) с нанесением минимального сопутствующего ущерба. Головная часть оснащается взрывателем с тремя установками: подрыв в воздухе при встрече с преградой и подрыв с замедлением после проникновения в цель. Первые 498 снарядов GMLRS-U были поставлены в армию США в 2005 г. и тогда же применены в Ираке.

В 1990-х гг. была принята на вооружение модернизированная боевая машина М270А1. Она оснащалась усовершенствованной системой управления огнем, современной спутниковой навигацией, встроенной системой диагностики. Сократилась подготовка боевой машины к стрельбе, время перезаряжания снизилось на 38%. С 2002 г. все боевые машины M270 армии США модернизируются до уровня M270A1. На вооружение армии Великобритании принят вариант M270B1, отличающийся улучшенным бронированием кабины экипажа.
Помимо стран консорциума — США, ФРГ, Франции, Великобритании и Италии — РСЗО MLRS была также принята на вооружение армий Греции, Египта, Израиля (местное название «Менатэц»), Турции, Финляндии, Японии, Южной Кореи, Норвегии, Нидерландов и некоторых других стран. Первое боевое применение произошло в 1991 г. во время вой­ны в Персидском заливе против армии Саддама Хусейна. Тогда выяснилась недостаточная дальность стрельбы и низкая эффективность кумулятивно-осколочных боевых элементов, что позже привело к разработке и принятию на вооружение снаряда М26А1 и боевых элементов М85. В дальнейшем РСЗО MLRS также применялись в Ираке, но уже в 2005 г. и позже, против террористических формирований исламистов. На этот раз были использованы высокоточные реактивные снаряды GMLRS-U, эффективность которых была на порядок выше. В 2006 г. Израиль также применил MLRS по позициям боевиков организации «Хезболла», обстреливающих территорию Израиля реактивными снарядами.
Реактивная система залпового огня HIMARS (США). Создание в США облегченной реактивной установки HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) было вызвано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и сил быстрого развертывания высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий. В начале 1996 г. командование армии США заключило с компанией «Lockheed Martin Missiles и Fire Control» контракт на сборку опытных образцов боевых машин РСЗО HIMARS. В июле 1998 г. были произведены первые успешные стрельбовые испытания ракеты MGM-140 комплекса ATACMS с опытного образца боевой машины. Производственные испытания системы начались в ноябре 2003 г. и включали стрельбы реактивным снарядом М26, ракетами MGM-140B (Block IA) и MGM-164A
(Block II) и управляемыми реактивными снарядами GMLRS. 16 июня 2005 г. система HIMARS начала поступать в войска, первым подразделением, получившим ее на вооружение стал 3-й дивизион 27-го полка полевой артиллерии XVIII воздушно-десантного корпуса США.
В состав РСЗО HIMARS входит боевая машина М142 на колесном шасси, транспортно-заряжающая машина, комплект реактивных снарядов и средства управления огнем. В отличие от более тяжелой MLRS система HIMARS может перевозиться транспортными самолетами C-130. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. За счет применения колесного шасси система обладает высокой мобильностью и после залпа способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию (как это уже было реализовано на российских и других зарубежных РСЗО).
Боевая машина М142 выполнена на базе модифицированного шасси 5-т грузового автомобиля FMTV (6Х6). Артиллерийская часть машины представляет собой поворотную платформу с установленной на ней пусковой установкой коробчатой конструкции с приводами горизонтального и вертикального наведения (углы возвышения от –2 до +60°, угол горизонтального наведения 270°), в которой размещаются стандартные одноразовые 6-ракетные транспортно-пусковые контейнеры от РСЗО MLRS (см. выше). Стрельба может вестись всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов этой системы, а также ракетами MGM-140 и MGM-164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. В верхней части ПУ находится выдвижной механизм перезаряжания с электролебедкой. Система управления огнем, блоки электроники и связи (совместимые с аналогичными элементами боевой машины М270А1 MLRS) расположены в кабине, там же находятся места для трех членов экипажа. Боевая масса машины 13,7 т, габариты 6940 Х 2400 Х 3180 мм, максимальная скорость 89 км/ч, запас хода 480 км, мощность двигателя 290 л. с.
Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль (6Х6) с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка стандартных контейнеров MLRS. Всего на машине и прицепе перевозятся четыре ТПК (по два в каждом).
В настоящее время боевые машины M142 HIMARS состоят на вооружении Сухопутных войск и Морской пехоты США (417 штук), а также армии Сингапура (18), армии ОАЭ (20) и Иордании (12). Впервые эта реактивная система была применена американцами в Афганистане в 2010 г. на второй день операции «Моштарак». Правда, дебют прошел неудачно — реактивные снаряды попали в дом, погубив 12 мирных жителей. А в сентябре 2016 г. установки HIMARS впервые нанесли удар по группировке ИГИЛ в Сирии с территории Турции.


Реактивные системы залпового огня других стран. Самой распространенной китайской РСЗО, испоользуемой во многих вооруженных конфликтах по всему миру, является легкая 107-мм буксируемая реактивная пусковая установка «Тип 63», принятая на вооружение в 1963 г. К началу 1980-х гг. пехотный полк НОАК имел в штатном составе артиллерийского батальона шесть таких установок, однако сейчас лишь небольшое их количество осталось на вооружении воздушно-десантных войск, горнострелковых и мобильных соединений. Также в Китае серийно выпускались РСЗО на шасси автомобилей и гусеничных бронемашин, на которых в качестве артиллерийской части была использована установка «Тип 63».
Китай активно экспортировал реактивную установку «Тип 63» в разные страны, в том числе в Сирию, Албанию, Вьетнам, Камбоджу, Северную Корею, Заир, Пакистан, Афганистан и ряд других стран. В Иране, КНДР и ЮАР было налажено собственное производство этих простых и в то же время эффективных реактивных систем, а также 107-мм реактивных снарядов к ним.
Концепцию буксируемой реактивной установки «Тип 63» китайцы позаимствовали у советской РПУ-14, созданной для десантников, и только уменьшили ее калибр. Пусковая установка состоит из пакета направляющих (12 гладкоствольных труб), подъемного и поворотного механизмов, прицельных приспособлений, электротехнического оборудования. и легкого одноосного лафета. Нижний станок лафета имеет две раздвижные трубчатые станины и два откидных передних упора, обеспечивающих достаточную устойчивость при стрельбе. Направляющие могут наводиться по вертикали от 0 до +60° и по горизонтали — по 15° в каждую сторону. Масса установки в боевом положении 611 кг, габариты 2600 Х 1400 Х 1200 мм, максимальная дальность стрельбы 8,5 км, время перезаряжания 3 мин., продолжительность залпа — 7–9 сек. Одноосный подрессоренный ход с колесами автомобильного типа позволяет буксировать пусковую установку с достаточно высокими скоростями движения. При необходимости пусковая установка может перекатываться на поле боя силами расчета, состоящего из 5 человек. Перезаряжание осуществляется вручную.
Стрельба ведется 107-мм реактивными снарядами, которые стабилизируются в полете вращением (вращение за счет расположения шести сопел под углом к продольной оси), управление стрельбой осуществляется с помощью выносного пульта. Боеприпасы имеют осколочно-фугасную или зажигательную БЧ, а также имеют модификацию для постановки радиопомех. В ЮАР выпускались осколочные снаряды с готовыми поражающими элементами (стальные шарики). В зависимости от типа длина снарядов составляет от 760 до 838 мм, вес 18,8 кг.
В Иране китайская 107-мм реактивная установка выпускалась под названием «Фаджр-1» («рассвет») и представляла собой ее полную копию, отличаясь лишь углами наведения — по 16° вправо и влево, и от –3 до +57 по вертикали. Реактивные снаряды получили обозначение «Хасеб-1». Через Иран
107-мм реактивная установка получила широкое распространение, в том числе на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где ею пользовались многочисленные вооруженные формирования исламского толка, так или иначе поддерживаемые Ираном. Аналогичная реактивная установка под обозначением T-107 производилась в Турции, откуда она, в частности, попала в армию Азербайджана и применялась в ходе карабахского конфликта 2015–2016 гг. По внешнему виду все эти реактивные установки практически идентичны.
В 1979 г. во время китайско-вьетнамского пограничного конфликта, в руки китайцев попала РСЗО «Град» советского производства. Хорошо помня об эффекте применения таких систем во время конфликта из-за о. Даманский, китайцы в предельно сжатые сроки скопировали артиллерийскую часть и реактивные снаряды, после чего приняли РСЗО, получившую название «Тип 81» на вооружение. По своей конструкции система полностью повторяла боевую машину БМ-21 «Град», отличаясь от нее только шасси — вместо советского «Урала» китайцы использовали автомобиль SX2150 (6Х6) собственного производства. 122-мм реактивные снаряды с моноблочной БЧ и дальностью 20 км также были скопированы с советских М-21ОФ. Позже в Китае были разработаны реактивные снаряды собственно кострукции с усиленной осколочной, кассетной (до 74 боевых элементов) или зажигательной БЧ (масса от 18 до 28 кг). За счет модернизации двигателя и нового смесевого топлива дальность смогли довести сначала до 26 и 30 км, а позже — и до 40 км. 122-мм артиллерийская часть РСЗО «Тип 81» также использовалась при создании других китайских реактивных систем — гусеничной «Тип 89» и колесной «Тип 90». Ни одна из этих установок в вооруженных конфликтах XXI в. участия не принимала, а вот 122-мм реактивные снаряды китайского производства поставлялись на экспорт в огромных количествах, в том числе и в страны, где шли боевые действия. Таким образом, китайские реактивные снаряды, скопированные с советской системы «Град», попали на Ближний Восток (где применялись боевиками «Хезболлы» против Израиля), в Египет, в Сирию, в Турцию и в Северную Африку.
В то же время в Иране также было налажено производство своих 122-мм РСЗО HM20 «Хадид», которые по своей конструкции и характеристикам повторяют советский «Град» и предназначены для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей противника. Характерное разделение пакета направляющих на два блока по 20 труб, по-видимому, указывает на то, что помощь в разработке этой системы оказывала КНДР, где на базе «Града» в 1970-х гг. были созданы аналогичные боевые машины РСЗО. В качестве шасси первоначально использовались грузовики «Mercedes-Benz» NG2626 (6Х6), затем — MAN (6Х6). Основные характеристики HM20 «Хадид» соответствуют системе «Град», в комплекс входит автоматизированная система управления огнем. Боеприпасы иранской разработки — 122-мм реактивные снаряды «Араш-1» (масса 65 кг; длина 2810 мм; дальность 21,5 км), «Араш-2» (масса 72 кг; длина 3200 мм; дальность 30 км) и «Араш-3» (масса 45 кг; длина 2050 мм; дальность 18 км). Могут также применяться 122-мм снаряды советского, китайского и корейского производства. РСЗО «Хадид» поставлялись Ираном в Сирию и Ирак, где они применялись сирийскими вой­сками и курдскими вооруженными отрядами против боевиков ИГИЛ и других исламистских группировок.
Свою версию «Града» освоила и Турция, где компанией Roketsan Missiles Industries Inc. с 1997 г. серийно выпускается 122-мм реактивная система T-122 «Sakarya». По своей конструкции ее артиллерийская часть близка к РСЗО «Град» и полностью повторяет иранскую систему «Хадид». В качестве боеприпасов используются турецкие 122-мм реактивные снаряды SR-122 и SRB-122 с дальностью 20 км, TR-122 и TRB-122 с увеличенной до 40 км дальностью, а также TRK-122 с дальностью 30 км и кассетной БЧ. Кроме того, РСЗО T-122 способна стрелять и другими реактивными 122-мм снарядами от системы «Град», в том числе китайского и советского производства. Модернизированный вариант боевой машины вместо трубчатых направляющих имеет два блока с 20 одноразовыми транспортно-пусковыми контейнерами каждый (как это сделано на американской MLRS). Перезаряжание блоков производится с помощью бортового крана боевой машины, время перезарядки составляет около 5 минут. Реактивная установка Т-122 оборудована современной системой управления огнем «Bora 2100», которая обеспечивает автоматический расчет данных для стрельбы и наведение пакета направляющих без выхода расчета из кабины. В турецких РСЗО T-122 в качестве шасси используется автомобиль MAN (6Х6), в то время как в экспортном варианте, поставленном Азербайджану (проект «Lynx») использовался российский «КамАЗ» (8Х8). Известно о применении этих РСЗО армией Азербайджана в конфликте в Нагорном Карабахе (2015–2016 гг.).
В середине 1990-х гг. в Иране была создана собственная 240-мм РСЗО «Фаджр-3» с дальностью стрельбы до 43 км. Возможно, проектирование велось совместно с северокорейскими специалистами. Пусковая установка имеет 12 трубчатых направляющих (пакет выполнен из двух частей по 6 труб), приводы наведения ручные, углы наведения по вертикали от 0 до +57°, по горизонтали — 90° влево от оси машины и 100° вправо. Общий вес боевой машины на трехосном шасси более 15 т, максимальная скорость 60 км/ч (первоначально автомобиль «Исудзу», позже «Merсedes-Benz»), расчет из 5–6 человек размещен в двух кабинах в передней части. Боеприпасы «Фаджр-3» представляют собой реактивные снаряды классической компоновки калибра 240 мм, длиной 5,2 м, масса в зависимости от типа БЧ (осколочно-фугасная, зажигательная, химическая, дымовая или кассетная) не превышает 420–430 кг. Ведение огня осуществляется при помощи достаточно простой системы управления, позволяющей стрелять как одиночными, так и залпом. Интервал между пусками отдельных ракет регулируется в пределах от четырех до восьми сек., при максимальном значении этого параметра полный залп занимает 1,5 мин.
По различным данным, РСЗО «Фаджр-3» была принята на вооружение иранской армии до 1996 г. Позднее несколько десятков боевых машин с боезапасом были переданы вооруженным формированиям «Хезболлы», которая начала использовать их из сектора Газа еще во время боев в Южном Ливане. Высокая поражающая способность мощной РСЗО вынуждала южноливанские и израильские войска реагировать максимально быстро и самым скорейшим образом наносить ответные удары.
Одновременно с «Фаджр-3» иранские конструкторы (на этот раз совместно с китайскими) начали разработку еще более мощной РСЗО под названием «Фаджр-5». Китайская сторона передала Ирану материалы по своим реактивным системам WS-1, которые в определенной мере стали прототипом для «Фаджр-5». Целью нового проекта было создание системы залпового огня с дальностью не менее 60 км и в то же время максимально унифицированной с «Фаджр-3». Пусковая установка для более мощных реактивных снарядов калибра 333 мм была полностью переработана, при этом на ней разместили только 4 направляющих. В остальном боевая машина была близка по конструкции к «Фаджр-3». Боеприпас длиной 6,5 м имеет массу 900–930 кг, боевая часть, в зависимости от типа, имеет массу 170–190 кг, стабилизация полета осуществляется только за счет вращения. Применяются осколочно-фугасные, зажигательные, химические и кассетные БЧ. Максимальная дальность стрельбы составляет 75 км, вес боевой машины свыше 15 т, скорость до 60 км/ч. Стрельба ведется одиночными выстрелами или залпом, интервал между сходом снарядов с направляющих составляет 4–8 сек. Впервые в иранской практике РСЗО получила автоматизированную систему управления огнем, которая самостоятельно вычисляет углы наводки и обеспечивает автоматический пуск ракет. По имеющимся данным, батареи «Фаджр-5» могут рассредотачиваться на расстоянии до 20 км от машин боевого управления.
Точное время принятия на вооружение РСЗО «Фаджр-5» неизвестно, первые образцы боевых машин были показаны в начале 2000-х гг. Вскоре стало известно, что несколько установок было передано отрядам «Хезболлы». Известны лишь единичные случаи применения этой реактивной системы в ходе израильско-ливанской войны 2006 г., хотя результаты оказались не сильно выше, чем при использовании РСЗО «Фаджр-3» и «Град».

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru