Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4(24) за 2016 г.

Самолет-штурмовик типа Су‑25 предназначен для выполнения боевых задач по прикрытию соединений и частей Сухопутных войск ВС РФ при ведении ими боевых действий и способен решать возложенные на него задачи боевого применения круглосуточно, как одиночно, так и в составе группы.

К настоящему времени парк самолетов Су‑25 прошел модернизацию. На обновленные машины, получившие индекс СМ, установлены современные навигационные системы и прицельный комплекс. Но и доработанные Су‑25 СМ уязвимы в современной войне даже против технологически неразвитого противника. Две главные проблемы самолета Су‑25: как своевременно обнаружить противника и уклониться от огня ПВО.
При выполнении боевых задач в составе группировки ВКС в Сирии самолеты Су‑25 работали не как классические штурмовики. Они выступали в несколько непривычном для себя амплуа обычных бомбардировщиков, сбрасывающих на противника боекомплект с высоты пять тысяч метров. Причем пилоты даже не искали цели, их координаты закладывались в бортовые системы перед вылетом. Глазами Су‑25 стали беспилотные летательные аппараты и бойцы сил специальных операций, которые после обнаружения и опознавания объектов противника выдавали их точные координаты. В зависимости от типа цели штурмовики уходили на задачу с двумя или четырьмя свободно падающими авиационными бомбами. После взлета с авиабазы «Хмеймим» пилот выходил в район цели и задействовал бортовой прицельный комплекс, который и выводил штурмовик на объект, и автоматически сбрасывал бомбы. В Сирии Су‑25 показали высокую точность, порой не уступая фронтовым бомбардировщикам Су‑24 М, оснащенным специальной вычислительной подсистемой СВП‑24. Подавляющее большинство сброшенных штурмовиками авиабомб независимо от времени суток и погодных условий ложилось в радиусе 10–15 метров от точки прицеливания. При этом за счет более высоких эксплуатационных характеристик Су‑25 за сутки успевали сделать больше вылетов, чем работающие совместно с ними Су‑24 М и Су‑34.
В настоящее время в состав ВКС РФ входят четыре отдельных штурмовых авиационных полка (Черниговка, Домна, Буденновск, Приморско-Ахтарск) и штурмовая эскадрилья (Крым).
Су‑25 надежная, неприхотливая и достаточно дешевая в эксплуатации машина. «Летающий автомат Калашникова», как говорят сами летчики и технический персонал штурмовых авиаполков.
Опыт боев в горячих точках показал: только эти машины могли обеспечить поддержку наземных войск.
В настоящее время Министерство обороны сделало выбор в пользу проекта глубокой модернизации самолета Су‑25, получившего индекс Су‑25 СМ3.
Сердцем нового штурмовика стали оптико-электронная система СОЛТ‑25 и комплекс радиоэлектронной защиты «Витебск‑25».
СОЛТ‑25, устанавливаемый на место станции «Клен», позволяет не только обнаруживать, но и брать на сопровождение подвижные цели днем и ночью в плохих метеоусловиях на дальности до восьми километров с точностью до полуметра.
В систему, способную давать изображение с 16‑ти кратным увеличением, входят телевизионный канал, тепловизор и лазерный дальномер, который не только определяет расстояние до цели, но и подсвечивает ее для ракет и бомб с лазерной головкой самонаведения.
В связи с заменой изд. КЛЕН на изд. СОЛТ‑25, дополнительно обеспечивается решение следующих задач:
обзор закабинного пространства в передней полусфере, в том числе в режиме сканирования, наблюдение и автоматическое сопровождение в любое время суток в ПМУ и ОСМУ через телевизионный и тепловизионный каналы на различных высотах, в том числе теплоконтрастных целей типа «танк», «вертолет», «комплекс ПВО», «корабль», «скоростной катер» с определением дальности посредством лазерного дальномера;
поиск, обнаружение, распознавание по изображению на экранах ИПВ и МФЦИ, ручное, программно-корректируемое и автоматически-корректируемое сопровождение подвижных и неподвижных наземных (надводных), воздушных малоскоростных целей, визуально видимых днем и теплоконтрастных круглосуточно;
лазерный подсвет цели (в том числе кодированный) для определения дальности и координат цели, круглосуточного применения неуправляемых и управляемых средств поражения;
сканирование ЛГСН для обеспечения поиска наземных целей, подсвеченных внешним источником лазерного излучения;
взаимодействие с бортовым прицельно-навигационным комплексом в части выдачи угловых координат и дальности до цели;
применения неуправляемого и управляемого вооружения, в том числе ракет Х‑25 МЛ по подвижным целям днем и ночью при выдаче технических параметров системой СОЛТ‑25 и комплексом ПрНК‑25 СМ с системой ППА-С/В‑06 в различных режимах, включая дифференциальный режим;
комплексное применение систем самолета при поражении наземных комплексов ПВО противника авиационными средствами поражения с ЛГСН и РЛ ГСН при предварительном обнаружении их комплексом «Витебск‑25»;
передача полученной информации комплексом КСС‑25 (А) на ПУ авиацией, оснащенные КСА АСУ «Перспектива-АСУ», «Бастион-СКП», «Фазенда-Т», ПУА ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2»;
поражения подвижных наземных целей днем и ночью неуправляемыми и управляемыми средствами поражения при получении информации от КСА АСУ «Перспектива-АСУ», «Бастион-СКП», «Фазенда-Т», ПУА ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2», в том числе полученной от БПЛА.
Первые работы по СМ3 начались после принуждения Грузии к миру. Штурмовики надо было сделать способными поражать хорошо защищенные подвижные цели, прикрытые современными средствами ПВО.
Второй важной задачей, помимо обнаружения целей на поле боя, для Су‑25 СМ3 стало оснащение бортовым комплексом самообороны, способным справиться с ЗРК типа «Бук», «Оса», «Тор» и «Пэтриот».
В современном бою все возможные цели прикрывает объектовая ПВО. Комплекс РЭБ «Витебск‑25» не только ставит мощные шумовые и имитационные помехи, а обнаружив пуск по самолету ракеты ПЗРК, отстреливает специальные ловушки, но и позволяет поразить вражеские радиолокаторы с помощью ракет с РЛ ГСН Х‑58.
Для размещения элементов КРЭП «Витебск» на борту самолета требуется много места, поэтому часть элементов «Витебска» в контейнерах Л‑370–3 С‑К25 помещается на узлах подвески, где раньше устанавливались входившие в состав боекомплекта Су‑25, но снятые с вооружения ракеты Р‑60.
Работу ПЗРК комплекс самообороны обнаруживает с помощью ультрофиолетовых датчиков. Однако, из-за особенностей конструкции Су‑25 СМ3 на его борту не удалось разместить лазерный прожектор, способный подавить даже новейшие мультиспектральные тепловые головки самонаведения. На самолете установлен большой набор тепловых ловушек разных калибров, а также разработаны программы их отстрела, которые выбираются автоматически в зависимости от того, с каких ракурсов к самолету идет угроза.
Су‑25 СМ3 сможет применять весь комплекс современных авиационных средств поражения, в том числе с лазерным и телевизионным наведением, а также корректируемых по ГЛОНАС и НАВСТАР.
Модернизация 14‑ти самолетов уже проводится на АО «121 АРЗ» в Кубинке. Но на своевременное выполнение планов влияет тот факт, что на самолеты нужно будет установить не только бортовое оборудование, но и предварительно провести комплексный ремонт самолетов с восстановлением узлов, агрегатов и механизмов.
Для поддержания технической готовности самолетов типа Су‑25 при их эксплуатации в строю НПК «Штурмовики Сухого» проводит постоянную работу по увеличению ресурсных показателей самолетам типа Су‑25. В настоящее время для самолетов типа Су‑25 (К, СМ, БМ, УБ, УБМ, УБК) назначенный срок службы составляет 35 лет, назначенный ресурс — 2600 л. ч., межремонтный ресурс — 1000 л. ч. (при условии выполнения ремонта и доработок по бюллетеню). Повторно-статические испытания подтвердили ресурс 3500 л. ч.
Как показал опыт войн и военных конфликтов ВВС России остро не доставало легких, простых в эксплуатации и способных выполнять большое количество вылетов в день ударных самолетов, оснащенных современными оптико-электронными станциями и применяющих как высокоточные, так и неуправляемые авиационные средства поражения.
Современный Су‑25 СМ3 — это многофункциональная машина, способная решать широкий круг задач, начиная от уничтожения танков и других бронеобъектов и заканчивая подавлением вражеской ПВО. Обновленный Су‑25 СМ3 может эффективно действовать и против высокотехнологического противника, и против отрядов боевиков.
Су‑25 СМ3 уже не узкоспециалированная машина для непосредственной поддержки войск на поле боя, а постепенно занимает место легких многофункциональных ударных самолетов, решающих широкий круг задач, тратя на это умеренные средства. 

На самолете Су‑25 СМ3 выполнены следующие работы:

Установлен КРЭП «Витебск‑25» в составе: блока Л370–01 с модулем Л‑370–02‑К25, устройством УКС‑31, двух контейнеров Л‑370–3 С‑К25, изд. Л‑150–16 М, изд. «Захват», изд. УВ‑26 М‑10;

Установлена оптико-электронная система СОЛТ‑25 вместо станции «Клен-ПС»;

Доработана система СУО‑39 М с введением блока БРПИ‑39 П, доработкой блоков БМ‑39 П, БС‑39 П, БЦО‑302–039, ПНП‑39 П‑01 и ПМО под новые виды АСП;

Доработано ПМО системы СВС-В1–25;

Доработано ПМО систем «Карат-Б‑25», УБР-П сер.2;

Заменено изд. А‑737–011 на изд. ППА-С/В‑ 06;

Доработана система СОИ-У‑25–1 в вариант СОИ-У‑25–2-1 с введением индикаторов БИ‑1, ИПВ‑25, блока БГ‑25, БК‑25 и доработкой ПМО;

Установлена система КСС‑25 вместо радиостанции Р‑862 и МСПУ;

Доработана система Т‑СОК-УБД‑130–04 на вариант Т‑СОК-УБД‑130–03 с заменой камер ТВПО, ТКО‑16 ВР на ТКО и доработкой ПМО;

Выполнена доработка кресла К‑36 Л под обогрев сиденья.

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru