Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(17) за 2015 г.

То, что авиация стала основной ударной силой на море стало понятно уже к концу Второй Мировой войны. Теперь успех любых морских операций стали решать авианосцы, оснащенные истребителями и штурмовиками, впоследствии ставшими реактивными и ракетоносными. Именно в послевоенный период руководство нашей страны предприняло беспрецедентные программы развития различных средств вооружения, среди которых были и зенитные ракетные комплексы. Ими оснащались, как сухопутные подразделения войск ПВО, так и корабли Военно-морского флота. С появлением противокорабельных ракет и современной авиации, высокоточных бомб и беспилотных летательных аппаратов, актуальность морских систем ПВО выросла многократно.

ЗРК «Волхов-М» на корабле проекта 70Э
ЗРК «Волхов-М» на корабле проекта 70Э

Первые корабельные зенитные ракеты

История систем ПВО российского Военно-Морского флота началась после окончания Второй Мировой войны. Именно на сороковые-пятидесятые годы прошлого века приходится период, когда появилось принципиально новый вид вооружения — управляемые ракеты. Впервые подобное оружие было разработано в фашистской Германии, а ее вооруженные силы впервые применили его в боевых действиях. Помимо «оружия возмездия» — самолетов-снарядов V-1 и баллистических ракет V-2, немцами были созданы зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Энциан», «Шметтерлинг» с дальностью стрельбы от 18 до 50 км, которые использовались при отражении атак бомбардировочной авиации союзников.

После войны разработками зенитных ракетных систем активно занимались в США и СССР. Причем в Соединенных Штатах эти работы велись в самых широких масштабах, в результате чего уже к 1953 г. армия и ВВС этой страны имели на вооружении зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Nike Ajax» с дальностью стрельбы 40 км. Не остался в стороне и флот — для него был разработан и принят на вооружение корабельный ЗРК «Terrier» с такой же дальностью.

Оснащение надводных кораблей зенитным ракетным оружием было объективно вызвано появлением в конце 1940-х годов реактивной авиации, которая за счет высоких скоростей и большой высоты стала практически недосягаема для морской зенитной артиллерии.

В Советском Союзе развитие зенитных ракетных систем также считали одной из приоритетных задач, и с 1952 г. вокруг Москвы были размещены части ПВО, оснащенные первой отечественной ракетной системой С-25 «Беркут» (на западе получил обозначение SA-1). Но в целом советские средства противовоздушной обороны, основу которых составляли истребители-перехватчики и зенитная артиллерия, не могли пресечь постоянные нарушения границы американскими самолетами-разведчиками. Такая ситуация продолжалась вплоть до конца 1950-х годов, когда был принят на вооружение первый отечественный подвижный ЗРК С-75 «Волхов» (по-западной классификации SA-2), характеристики которого обеспечивали возможность перехвата любых самолетов того времени. Позднее, в 1961 г., на вооружение советских войск ПВО был принят маловысотный комплекс С-125 «Нева» с дальностью до 20 км.
Именно с этих систем и ведет отсчет история отечественных корабельных ЗРК, так как в нашей стране они начали создаваться именно на базе комплексов войск ПВО и сухопутных войск. В основе такого решения лежала идея унификации боезапаса. В то же время за рубежом, как правило, для кораблей создавались специальные морские ЗРК.

Первым советским комплексом ПВО для надводных кораблей стал ЗРК М-2 «Волхов-М» (SA-N-2), предназначенный для установки на корабли класса крейсер и созданный на базе зенитного ракетного комплекса С-75 войск ПВО. Работы по «оморячиванию» комплекса проводились под руководством главного конструктора С.Т.Зайцева, зенитной ракетой занимался главный конструктор П.Д.Грушин из МКБ «Факел» Минавиапрома. ЗРК получился довольно громоздким: радиокомандная система наведения привела к большим габаритам антенного поста «Корвет-Севан», а внушительных размеров двухступенчатая ЗУР В-753 с маршевым жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) потребовала соответствующих размеров пусковую установку (ПУ) и погреб боезапаса. К тому же ракеты перед стартом нужно было заправлять топливом и окислителем, из-за чего огневая производительность ЗРК оставляла желать лучшего, а боезапас был слишком мал — всего 10 ЗУР. Все это привело к тому, что установленный на опытном корабле «Дзержинский» проекта 70Э комплекс М-2 так и остался в единственном экземпляре, хотя и был официально принят на вооружение в 1962 году. В дальнейшем этот ЗРК на крейсере был законсервирован и больше не использовался.

ЗРК «Волна» на СКР проекта 01090
ЗРК «Волна» на СКР проекта 01090

ЗРК М-1 «Волна»

Почти параллельно с М-2 в НИИ-10 Минсудпрома (НПО «Альтаир») под руководством главного конструктора И.А.Игнатьева с 1955 г. велась разработка морского комплекса М-1 «Волна» (SA-N-1) на базе сухопутного С-125. Ракету для него дорабатывал П.Д.Грушин. Опытный образец ЗРК испытывался на эскадренном миноносце «Бравый» проекта 56К. Огневая производительность (расчётная) составляла 50 сек. между залпами, максимальная дальность стрельбы в зависимости от высоты цели достигала 12…15 км. Комплекс состоял из двухбалочной наводимой стабилизированной ПУ тумбового типа ЗиФ-101 с системой подачи и заряжания, системы управления «Ятаган», 16 зенитных управляемых ракет В-600 в двух подпалубных барабанах и комплекта аппаратуры регламентного контроля. Ракета В-600 (шифр ГРАУ 4К90) была двухступенчатой и имела стартовый и маршевый пороховые двигатели (РДТТ). Боевая часть (БЧ) снабжалась неконтактным взрывателем и 4500 готовыми осколками. Наведение осуществлялось по лучу радиолокационной станции (РЛС) «Ятаган», разработки НИИ-10. Антенный пост имел пять антенн: две малые для грубой наводки ракеты на цель, одну антенну-радиопередатчик команд и две большие антенны сопровождения цели и точного наведения. Комплекс был одноканальным, то есть до поражения первой цели обработка последующих целей была невозможна. К тому же имело место резкое снижение точности наведения с увеличением дальности до цели. Но в целом ЗРК получился неплохим для своего времени, и после принятия на вооружение в 1962 г. его устанавливали на серийно строившиеся большие противолодочные корабли (БПК) типа «Комсомолец Украины» (проекты 61, 61М, 61МП, 61МЭ), ракетные крейсеры (РКР) типа «Грозный» (проект 58) и «Адмирал Зозуля» (проект 1134), а также на модернизированные эсминцы проектов 56К, 56А и 57А.

ЗРК «Волна» на БПК проекта 61
ЗРК «Волна» на БПК проекта 61

В дальнейшем, в 1965-68 гг., комплекс М-1 прошел модернизацию, получив новую ракету В-601 с увеличенной до 22 км дальностью стрельбы, а в 1976 г. — еще одну, получив название «Волна-П», с улучшенной помехозащищенностью. В 1980 году, когда встала проблема защиты кораблей от низколетящих противокорабельных ракет, комплекс модернизировали еще раз, присвоив название «Волна-Н» (ракета В-601М). Усовершенствованная система управления обеспечивала поражение низколетящих целей, а также надводных целей. Таким образом ЗРК М-1 постепенно превратился в универсальный комплекс (УЗРК). По основным характеристикам и боевой эффективности комплекс «Волна» был аналогичен ЗРК «Tartar» ВМС США, несколько проигрывая его последним модификациям в дальности стрельбы.

В настоящее время комплекс «Волна-П» остался на единственном БПК проекта 61 «Сметливый» Черноморского флота, который в 1987-95 годах был модернизирован по проекту 01090 с установкой ПКРК «Уран» и переклассифицирован в СКР.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что первоначально морские ЗРК в Советском ВМФ не имели строгой классификации. Но к 1960-м годам прошлого века в стране были широко развернуты работы по проектированию самых разных систем ПВО для надводных кораблей, и в итоге было решено классифицировать их по дальности стрельбы: свыше 90 км — стали называться комплексами дальнего действия (ЗРК ДД), до 60 км — ЗРК средней дальности (ЗРК СД), от 20 до 30 км — ЗРК ближнего действия (ЗРК БД) и комплексы с дальностью до 20 км относились к ЗРК самообороны (ЗРК СО).

ЗРК «Оса-М»

Первый советский морской ЗРК самообороны «Оса-М» (SA-N-4) был начат разработкой в НИИ-20 в 1960 году. Причем изначально он создавался сразу в двух вариантах — для армии («Оса») и для ВМФ и был предназначен как для поражения воздушных, так и морских целей (МЦ) на дальности до 9 км. Главным конструктором был назначен В.П.Ефремов. Первоначально предполагалось оснастить ЗУР головкой самонаведения, но в то время реализовать такой способ было очень сложно, а сама ракета выходила слишком дорогой, так что в итоге была выбрана радиокомандная система управления. ЗРК «Оса-М» был полностью унифицирован по ракете 9МЗЗ с общевойсковым комплексом «Оса», а по системе управления — на 70%. Одноступенчатая с двухрежимным РДТТ ракета была сделана по аэродинамической схеме «утка», боевая часть (БЧ) оснащалась радиовзрывателем. Отличительной особенностью этого морского ЗРК стало размещение на едином антенном посту помимо станций сопровождения цели и передачи команд еще и собственной РЛС обнаружения воздушных целей 4Р33 с дальностью 25…50 км (в зависимости от высоты ВЦ). Таким образом, ЗРК имел возможность самостоятельного обнаружения целей и последующего их уничтожения, что уменьшало время реакции. В состав комплекса входила оригинальная ПУ ЗиФ-122: в нерабочем положении две стартовых направляющих убирались в специальный цилиндрический погреб («стакан»), где был размещен также боекомплект. При переходе в боевое положение пусковые направляющие поднималась вверх вместе с двумя ЗУР. Ракеты размещались в четырех вращающихся барабанах, по 5 в каждом.

ЗРК «Оса-М» АП на МРК проекта 1234
ЗРК «Оса-М» АП на МРК проекта 1234
ЗРК «Оса-М» на СКР проекта 1135
ЗРК «Оса-М» на СКР проекта 1135

Испытания комплекса проводились в 1967 году на опытовом судне ОС-24 проекта 33, которое было переоборудовано из легкого крейсера «Ворошилов» проекта 26-бис довоенной постройки. Затем ЗРК «Оса-М» испытывался на головном корабле проекта 1124 — МПК-147 до 1971 года. После многочисленных доводок в 1973 г. комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР. Благодаря своим высоким характеристикам и удобству в эксплуатации, ЗРК «Оса-М» стал одной из наиболее массовых корабельных систем ПВО. Он устанавливался не только на больших надводных кораблях, таких как авианесущие крейсеры типа «Киев» (проект 1143), большие противолодочные корабли типа «Николаев» (проект 1134Б), сторожевые корабли (СКР) типа «Бдительный» (проект 1135 и 1135М), но и на кораблях небольшого водоизмещения, это уже упомянутые малые противолодочные корабли проекта 1124, малые ракетные корабли (МРК) проекта 1234 и опытный МРК на подводных крыльях проекта 1240. Кроме того, комплексом «Оса-М» были оснащены артиллерийские крейсеры «Жданов» и «Адмирал Сенявин», переоборудованные в крейсеры управления по проектам 68У1 и 68-У2, большие десантные корабли (БДК) типа «Иван Рогов» (проект 1174) и корабль комплексного снабжения «Березина» (проект 1833).

В 1975 году были начаты работы по модернизации комплекса до уровня «Оса-МА» со снижением минимальной высоты поражения целей с 50 до 25 м. В 1979 году модернизированный ЗРК «Оса-МА» был принят на вооружение ВМФ СССР и его стали устанавливать на большинство строящихся кораблей: ракетные крейсеры типа «Слава» (проекты 1164 и 11641), атомные ракетные крейсеры типа «Киров» (проект 1144), пограничные сторожевые корабли типа «Менжинский» (проект 11351), СКР проекта 11661К, МПК проекта 1124М и ракетные корабли со скегами проекта 1239. А в начале 1980-х годов была проведена вторая модернизация и комплекс, получивший обозначение «Оса-МА-2», стал способен поражать низколетящие цели на высотах от 5 м. По своим характеристикам ЗРК «Оса-М» можно сравнить с французским корабельным комплексом «Crotale Naval», разработанным в 1978 г. и год спустя принятым на вооружение. «Crotale Naval» имеет более легкую ракету и выполнен на единой пусковой установке вместе со станцией наведения, но не имеет собственной РЛС обнаружения целей. В то же время ЗРК «Оса-М» значительно уступал американскому «Sea Sparrow» по дальности и огневой производительности и многоканальному английскому «Sea Wolf».

Сейчас ЗРК «Оса-МА» и «Оса-МА-2» остаются на вооружении ракетных крейсеров «Маршал Устинов», «Варяг» и «Москва» (проекты 1164, 11641), БПК «Керчь» и «Очаков» (проект 1134Б), четырех СКР проектов 1135, 11352 и 1135М, двух ракетных кораблей типа «Бора» (проект 1239), тринадцати МРК проектов 1134, 11341 и 11347, двух СКР «Гепард» (проект 11661К) и двадцати МПК проектов 1124, 1124М и 1124МУ.

ЗРК М-11 «Шторм»

ЗРК «Шторм». Пуск ЗУР на БПК проекта 1134А
ЗРК «Шторм». Пуск ЗУР на БПК проекта 1134А

В 1961 году, ещё до завершения испытаний ЗРК «Волна», в НИИ-10 МСП под руководством главного конструктора Г.Н.Волгина специально для ВМФ была начата разработка универсального ЗРК М-11 «Шторм» (SA-N-3). Как и в предыдущих случаях, главным конструктором ракеты был П.Д.Грушин. Стоит отметить, что этому предшествовали работы, начатые еще в 1959 году, когда под обозначением М-11 создавался ЗРК для специализированного корабля ПВО проекта 1126, но они так и не были завершены. Новый комплекс предназначался для поражения высокоскоростных воздушных целей на всех (в том числе и сверхмалых) высотах на дальности до 30 км. При этом его основные элементы были аналогичны ЗРК «Волна», но имели увеличенные габариты. Стрельба могла вестись залпом из двух ракет, расчетный интервал между пусками составлял 50 сек. Двухбалочная стабилизированная пусковая установка тумбового типа Б-189 была выполнена с подпалубным устройством хранения и подачи боезапаса в виде двух ярусов по четыре барабана с шестью ЗУР в каждом. В дальнейшем были созданы пусковые установки Б-187 аналогичной конструкции, но с одноярусным хранением ракет и Б-187А с конвейером на 40 ракет. Одноступенчатая ЗУР В-611 (индекс ГРАУ 4К60) имела РДТТ, мощную осколочную БЧ массой 150 кг и неконтактный взрыватель. Радиокомандная система управления стрельбой «Гром» включала антенный пост 4Р60 с двумя парами параболических антенн сопровождения цели и ракеты и антенной передачи команд. Кроме того, модернизированная система управления «Гром-М», созданная специально для БПК, позволяла управлять еще и ракетами противолодочного комплекса «Метель».

ЗРК «Шторм» на БПК проекта 1134Б
ЗРК «Шторм» на БПК проекта 1134Б

Испытания ЗРК «Шторм» проходил на опытовом корабле ОС-24, после чего поступил на вооружение в 1969 году. За счет мощной боевой части комплекс М-11 эффективно поражал не только воздушные цели с промахом до 40 м, но и небольшие корабли и катера в ближней зоне. Мощная РЛС управления позволяла устойчиво отслеживать на сверхмалых высотах малоразмерные цели и наводить на них ЗУР. Но при всех своих достоинствах «Шторм» оказался самым тяжелым ЗРК и мог размещаться только на кораблях водоизмещением более 5500 тонн. Им оснастили советские противолодочные крейсеры-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград» (проект 1123), авианесущие крейсеры типа «Киев» (проект 1143) и большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б.

В 1972 году был принят на вооружение модернизированный УЗРК «Шторм-М», который имел нижнюю границу зоны поражения меньше 100 м и мог обстреливать маневрирующие ВЦ, в том числе и вдогон. Позднее, в 1980-1986 годах, состоялась еще одна модернизация до уровня «Шторм-Н» (ракета В-611М) с возможностью стрельбы по низколетящим противокорабельным ракетам (ПКР), но до развала СССР его успели установить лишь на некоторых БПК проекта 1134Б.

ЗРК «Шторм» на ТАВКР проекта 1143
ЗРК «Шторм» на ТАВКР проекта 1143

В целом ЗРК М-11 «Шторм» по своим возможностям находился на уровне своих зарубежных аналогов разработки тех же годов — американского ЗРК «Terrier» и английского «Sea Slag», но уступал комплексам, принятым на вооружение в конце 1960-х — начале 1970-х годов, так как они имели большую дальность стрельбы, меньшие массогабаритные характеристики и полуактивную систему наведения.

До настоящего времени ЗРК «Шторм» сохранился на двух черноморских БПК — «Керчь» и «Очаков» (проект 1134Б), которые официально еще находятся в строю.

ЗРК С-300Ф «Форт»

Первый советский многоканальный ЗРК дальнего действия, получивший обозначение С-300Ф «Форт» (SA-N-6), разрабатывался в НИИ «Альтаир» (бывший НИИ-10 МСП) с 1969 года согласно принятой программе создания комплексов ПВО с дальностью стрельбы до 75 км для войск ПВО и ВМФ СССР. Дело в том, что к концу 1960-х годов в ведущих западных странах появились более эффективные образцы ракетного оружия и стремление увеличить дальность стрельбы ЗРК была вызвана необходимостью поражения самолётов-носителей ПКР до применения ими этого оружия, а также желанием обеспечить возможность коллективной противовоздушной обороны соединения кораблей. Новые противокорабельные ракеты стали высокоскоростными, маневренными, имели малую радиолокационную заметность и увеличенное поражающее действие БЧ, поэтому существующие корабельные средства ПВО уже не могли обеспечивать надежную защиту, особенно при их массированном применении. В результате помимо увеличения дальности стрельбы на первое место также вышла задача резкого повышения огневой производительности ЗРК.

ЗРК «Форт» на БПК проекта 1134БФ
ЗРК «Форт» на БПК проекта 1134БФ

Как уже не раз было до этого, корабельный комплекс «Форт» создавался на базе ЗРК С-300 войск ПВО и имел во многом унифицированную с ним одноступенчатую ракету В-500Р (индекс 5В55РМ). Разработка обоих комплексов велась практически параллельно, что предопределило их схожие характеристики и предназначение: уничтожение высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей (в частности, ПКР «Tomahawk» и «Harpoon») во всех диапазонах высот от сверхмалых (менее 25 м) до практического потолка всех типов самолетов, уничтожение самолетов-носителей ПКР и постановщиков помех. Впервые в мире в ЗРК был реализован вертикальный старт ракет из транспортно-пусковых контейнеров (TПK), размещённых в установках вертикального пуска (УВП), и помехозащищенная многоканальная система управления, которая должна была одновременно сопровождать до 12 и обстреливать до 6 воздушных целей. Кроме того, обеспечивалось использование ракет и для эффективного поражения надводных целей в пределах радиогоризонта, что достигалось за счет мощной БЧ массой 130 кг. Для комплекса была разработана многофункциональная РЛС подсвета и наведения с фазированной антенной решеткой (ФАР), которая кроме наведения ЗУР обеспечивала и самостоятельный поиск ВЦ (в секторе 90x90 градусов). В системе управления был принят комбинированный метод наведения ЗУР: он осуществлялся по командам, для выработки которых использовались данные от РЛС комплекса, а уже на конечном участке — от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты. За счет использования в РДТТ новых компонентов топлива удалось создать ЗУР с меньшей стартовой массой, чем у комплекса «Шторм», но при этом почти втрое большей дальностью стрельбы. Благодаря применению УВП расчетный интервал между пусками ЗУР удалось довести до 3 сек. и сократить время подготовки к стрельбе. ТПК с ракетами размещались в подпалубных пусковых установках барабанного типа по восемь ракет в каждой. Согласно тактико-техническому заданию для снижения количества отверстий в палубе каждый барабан имел один пусковой люк. После запуска и схода ракеты барабан автоматически поворачивался и выводил на линию старта следующую ракету. Такая «револьверная» схема привела к тому, что УВП получилась сильно перетяжеленной и стала занимать большой объем.

Испытания комплекса «Форт» проводились на БПК «Азов», который был достроен по проекту 1134БФ в 1975 году. На нем были размещены шесть барабанов в составе ПУ Б-203 на 48 ракет. Во время испытаний выявились трудности с отработкой программ математического обеспечения и с доводкой аппаратуры комплекса, характеристики которого первоначально не дотягивали до заданных, так что испытания затянулись. Это привело к тому, что еще недоведенный ЗРК «Форт» стали устанавливать на серийно строившиеся ракетные крейсеры типа «Киров» (проект 1144) и типа «Слава» (проект 1164), а его доводкой занимались уже в процессе эксплуатации. При этом атомные РКР проекта 1144 получили пусковую установку Б-203А из 12 барабанов (96 ракет), а газотурбинные проекта 1164 — ПУ Б-204 из 8 барабанов (64 ракеты). Официально ЗРК «Форт» был принят на вооружение лишь в 1983 году.

ЗРК «Форт-М» на ТАРКР проекта 11442
ЗРК «Форт-М» на ТАРКР проекта 11442

Отдельные неудачные решения при создании комплекса С-300Ф «Форт» привели к большим габаритам и массе его системы управления и пусковых установок, из-за чего размещение этого ЗРК стало возможным лишь на кораблях со стандартным водоизмещением более 6500 тонн. В США примерно в то же время была создана многофункциональная система «Aegis» с ракетами «Standard 2», а затем и «Standard 3», где при схожих характеристиках были применены более удачные решения, которые значительно повысили распространимость, особенно после появления в 1987 году УВП Mk41 сотового типа. И сейчас система корабельного базирования «Aegis» состоит на вооружении кораблей США, Канады, Германии, Японии, Кореи, Нидерландов, Испании, Тайваня, Австралии и Дании.

К концу 1980-х годов для комплекса «Форт» была разработана новая ракета 48Н6, разработанная в КБ «Факел». Она была унифицирована с системой войск ПВО С-300ПМ и имела дальность стрельбы увеличенную до 120 км. Новыми ракетами были оснащены атомные РКР типа «Киров», начиная с третьего корабля серии. Правда имевшаяся на них система управления допускала дальность стрельбы лишь 93 км. Также в 1990-х годах комплекс «Форт» предлагался инозаказчикам в экспортном исполнении под названием «Риф». Сейчас, помимо атомного РКР «Петр Великий» пр.11422 (четвертый корабль в серии), ЗРК «Форт» остается на вооружении ракетных крейсеров «Маршал Устинов», «Варяг» и «Москва» (проекты 1164, 11641).

В дальнейшем был разработан модернизированный вариант ЗРК, получивший название «Форт-М», имеющий более легкий антенный пост и систему управления, реализовывавшую максимальную дальность стрельбы ЗУР. Его единственный экземпляр, принятый на вооружение в 2007 г., был установлен на вышеупомянутом атомном РКР «Петр Великий» (вместе со «старым» «Фортом»). Экспортный вариант «Форта-М» под обозначением «Риф-М» был поставлен в Китай, где поступил на вооружение китайских эсминцев УРО проекта 051С «Люйчжоу».

ЗРК М-22 «Ураган»

ЗРК «Ураган» на ЭМ проекта 956
ЗРК «Ураган» на ЭМ проекта 956

Практически одновременно с комплексом «Форт» началась разработка корабельного ЗРК ближнего действия М-22 «Ураган» (SA-N-7) с дальностью стрельбы до 25 км. Проектирование велось с 1972 г. в том же НИИ «Альтаир», но под руководством главного конструктора Г.Н.Волгина. По традиции в комплексе использовалась ЗУР, унифицированная с армейским ЗРК «Бук» сухопутных войск, созданная в КБ «Новатор» (главный конструктор Л.В.Люльев). ЗРК «Ураган» предназначался для уничтожения самых разнообразных воздушных целей как на сверхмалых, так и на больших высотах, летящих с разных направлений. Для этого комплекс был создан по модульному принципу, что позволяло иметь на корабле-носителе требуемое число каналов наведения (до 12) и повышало боевую живучесть и простоту технической эксплуатации. Изначально предполагалось, что ЗРК «Ураган» будет устанавливаться не только на новых кораблях, но и заменять устаревший комплекс «Волна» при модернизации старых. Принципиальным отличием нового ЗРК стала его система управления «Орех» с полуактивным наведением, в которой отсутствовали собственные средства обнаружения, а первичная информация о ВЦ поступала от общекорабельной РЛС. Наведение ракет осуществлялось с помощью радиолокационных прожекторов подсвета цели, от количества которых и зависела канальность комплекса. Особенностью такого способа являлось то, что запуск ЗУР был возможен только после захвата цели головкой самонаведения ракеты. Поэтому в комплексе использовалась однобалочная наводящаяся пусковая установка МС-196, что в числе прочего сократило и время перезаряжания по сравнению с ЗРК «Волна» и «Шторм», расчетный интервал между пусками был равен 12 сек. Подпалубный погреб с устройством хранения и подачи вмещал 24 ЗУР. Одноступенчатая ракета 9М38 имела двухрежимный РДТТ и осколочно-фугасную БЧ массой 70 кг, в которой использовался неконтактный радиовзрыватель для воздушных целей и контактный — для надводных.

ЗРК «Ураган» на ЭМ проекта 956
ЗРК «Ураган» на ЭМ проекта 956

Испытания комплекс «Ураган» проходил в 1976-82 годах на БПК «Проворный», который до этого был переоборудован по проекту 61Э с установкой нового ЗРК и РЛС «Фрегат». В 1983 году комплекс был принят на вооружение и его стали устанавливать на строящиеся серией эскадренные миноносцы типа «Современный» (проект 956). А вот переоборудование больших противолодочных кораблей проекта 61 не было реализовано, в основном по причине большой стоимости модернизации. К моменту принятия на вооружение комплекс получил модернизированную ракету 9М38М1, унифицированную с ЗУР армейского комплекса ПВО «Бук-М1».

В конце 1990-х годов Россия заключила контракт с Китаем на постройку для него эскадренных миноносцев проекта 956Э, на которых стоял экспортный вариант комплекса М-22, получивший название «Штиль». С 1999 по 2005 годы Военно-Морским силам Китая были поставлены два корабля проекта 956Э и еще два — проекта 956ЭМ, вооруженные ЗРК «Штиль». Также этим ЗРК были оснащены китайские эсминцы собственной постройки пр.052B «Гуаньчжоу». Помимо этого, ЗРК «Штиль» поставлялся в Индию вместе с шестью фрегатами пр.11356 (тип «Talwar») российской постройки, а также для вооружения индийских эсминцев типа «Дели» (проект 15) и фрегатов типа «Шивалик» (проект 17). В российском ВМФ к настоящему времени остались только 6 эсминцев проектов 956 и 956А, на которых стоит ЗРК М-22 «Ураган».

ЗРК «Ураган» (прожекторы подсвета) на ЭМ проекта 956
ЗРК «Ураган» (прожекторы подсвета) на ЭМ проекта 956

К 1990 году для корабельного ЗРК «Ураган» и армейского «Бук-М2» была создана и испытана еще более совершенная ракета — 9М317. Она могла более эффективно сбивать крылатые ракеты и имела увеличенную до 45 км дальность стрельбы. К тому времени наводимые балочные пусковые установки стали анахронизмом, так как и у нас и за рубежом уже давно имелись комплексы с вертикальным пуском ракет. В связи с этим были начаты работы по новому ЗРК «Ураган-Торнадо» с усовершенствованной ракетой 9М317М вертикального старта, оснащенной новой головкой самонаведения, новым РДТТ и газодинамической системой для склонения в сторону цели после запуска. Этот комплекс должен был иметь УВП 3С90 сотового типа, а испытания планировалось провести на БПК «Очаков» проекта 1134Б. Однако экономический кризис в стране, разразившийся после развала СССР, перечеркнул эти планы.

Тем не менее, в НИИ «Альтаир» остался большой технический задел, что позволило продолжить работу над комплексом с вертикальным стартом для поставок на экспорт под названием «Штиль-1». Впервые комплекс был представлен на морском салоне «Евронаваль-2004». Так же как и «Ураган», комплекс не имеет собственной станции обнаружения и получает целеуказание от трехкоординатной РЛС корабля. Усовершенствованная система управления огнём включает помимо станций подсветки целей, новый вычислительный комплекс и оптико-электронные визиры. Модульная пусковая установка 3С90 вмещает 12 ТПК с готовыми к пуску ракетами 9М317МЭ. Вертикальный запуск значительно повысил огневую производительность комплекса — скорострельность выросла в 6 раз (интервал между пусками 2 секунды).

По расчетам, при замене на кораблях комплекса «Ураган» на «Штиль-1», в тех же габаритах размещаются 3 пусковых установки с общим боезапасом 36 ракет. Сейчас новый ЗРК «Ураган-Торнадо» планируется устанавливать на серийных российских фрегатах проекта 11356Р.

ЗРК «Кинжал»

ЗРК «Кинжал» на СКР проекта 11540
ЗРК «Кинжал» на СКР проекта 11540

К началу 80-х годов прошлого века на вооружение флотов США и стран НАТО в массовых количествах стали поступать противокорабельные ракеты «Гарпун» и «Экзосет». Это вынудило руководство ВМФ СССР принять решение о скорейшем создании ЗРК самообороны нового поколения. Проектирование такого многоканального комплекса с высокой огневой производительностью, получившего название «Кинжал» (SA-N-9) начались в 1975 году в НПО «Альтаир» под руководством С.А.Фадеева. Зенитная ракета 9М330-2 разрабатывалась в КБ «Факел» под руководством П.Д.Грушина и была унифицирована с самоходным ЗРК «Тор» сухопутных войск, который создавался практически одновременно с «Кинжалом». При разработке комплекса для получения высоких характеристик использовались принципиальные схемные решения корабельного ЗРК дальнего действия «Форт»: многоканальная РЛС с фазированной антенной решеткой с электронным управлением луча, вертикальный старт ЗУР из ТПК, пусковая установка «револьверного» типа на 8 ракет. А для повышения автономности комплекса аналогично ЗРК «Оса-М» в состав системы управления была включена собственная РЛС кругового обзора, размещенная на едином антенном посту 3Р95. В ЗРК использовалась радиокомандная система наведения ЗУР, отличавшаяся высокой точностью. В пространственном секторе 60x60 градусов комплекс способен вести одновременный обстрел 4-х ВЦ 8-ю ракетами. Для повышения помехозащищённости в состав антенного поста была включена телевизионно-оптическая система сопровождения. Одноступенчатая зенитная ракета 9М330-2 имеет двухрежимный РДТТ и оснащена газодинамической системой, которая после вертикального старта склоняет ЗУР в сторону цели. Расчетный интервал между пусками составляет всего 3 сек. В состав комплекса могут входить 3–4 барабанных пусковых установки 9С95.

ЗРК «Кинжал». Пуск ЗУР на ТАВКР ­проекта 11435
ЗРК «Кинжал». Пуск ЗУР на ТАВКР ­проекта 11435

Испытания ЗРК «Кинжал» проходили с 1982 г. на малом противолодочном корабле МПК-104, достроенном по проекту 1124К. Значительная сложность комплекса привела к тому, что его отработка сильно затянулась, и лишь к 1986 году он был принят на вооружение. В результате часть кораблей ВМФ СССР, на которые должен был устанавливаться ЗРК «Кинжал», его не получила. Это, например, относится к БПК типа «Удалой» (проект 1155) — первые корабли этого проекта сдавались флоту без ЗРК, последующие оснащались лишь одним комплексом и только на последних кораблях устанавливались оба ЗРК в полной комплектации. Не получили ЗРК «Кинжал» авианесущий крейсер «Новороссийск» (проект 11433) и атомные РКР «Фрунзе» и «Калинин» (проект 11442), на них лишь зарезервировали необходимые места. Помимо вышеупомянутых БПК проекта 1155 комплекс «Кинжал» получили на вооружение также БПК «Адмирал Чабаненко» (проект 11551), авианесущие крейсеры «Баку» (проект 11434) и «Тбилиси» (проект 11445), атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (проект 11442), сторожевые корабли типа «Неустрашимый» (проект 11540). Кроме того, он планировался к установке на авианесущих кораблях проектов 11436 и 11437, которые так и не были достроены. Несмотря на то, что изначально в техзадании на комплекс требовалось уложиться в массогабаритные характеристики ЗРК самообороны «Оса-М», добиться этого не удалось. Это повлияло на распространимость комплекса, так как его можно было разместить лишь на кораблях водоизмещением более 1000…1200 тонн.

Если сравнивать ЗРК «Кинжал» с зарубежными аналогами того же времени, например модифицированные под УВП комплексы «Sea Sparrow» ВМС США или «Sea Wolf 2» ВМС Великобритании, то можно увидеть, что по своим основным характеристикам первому он уступает, а со вторым находится на одном уровне.

Сейчас в строю ВМФ России находятся следующие корабли, несущие ЗРК «Кинжал»: 8 БПК проектов 1155 и 11551, атомный РКР «Петр Великий» (проект 11442), авианесущий крейсер «Кузнецов» (проект 11435) и два СКР проекта 11540. Также этот комплекс под названием «Клинок» предлагался инозаказчикам.

ЗРК «Полимент-Редут»

В 1990-х годах для замены в войсках ПВО модификаций ЗРК С-300 были начаты работы над новой системой С-400 «Триумф». Головным разработчиком стало Центральное конструкторское бюро «Алмаз», а ракеты создавались в МКБ «Факел». Особенностью нового ЗРК должно было стать то, что он мог использовать все типы зенитных ракет предыдущих модификаций С-300, а также новые ЗУР 9М96 и 9М96М уменьшенных габаритов с дальностью до 50 км. Последние имеют принципиально новую БЧ с управляемым полем поражения, могут использовать режим сверхманевренности и оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке траектории. Они способны уничтожать все существующие и перспективные аэродинамические и баллистические воздушные цели с высокой эффективностью. Позднее на базе ракет 9М96 было решено создать отдельный комплекс ПВО, получивший название «Витязь», чему способствовали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НПО «Алмаз» по проектированию перспективного ЗРК для Южной Кореи. Впервые комплекс С-350 «Витязь» демонстрировался на московском авиасалоне МАКС-2013.

Параллельно на основе сухопутного ЗРК началась разработка корабельного варианта, известного сейчас как «Полимент-Редут», использующего те же ракеты. Первоначально этот комплекс планировался к установке на сторожевой корабль нового поколения «Новик» (проект 12441), начатый постройкой в 1997 году. Однако комплекс на него так и не попал. По многим субъективным причинам СКР «Новик» фактически остался без большинства боевых систем, доведение которых не было завершено, долгое время простоял у стенки завода, и в дальнейшем его было решено достроить как учебный корабль.

Несколько лет назад ситуация значительно изменилась и разработка перспективно корабельного ЗРК пошла полным ходом. В связи с постройкой в России новых корветов пр.20380 и фрегатов пр.22350, для их оснащения был определен комплекс «Полимент-Редут». В его состав должны входить ракеты трех типов: 9М96Д большой дальности, 9М96Е средней дальности и 9М100 малой дальности. Ракеты в ТПК размещаются в ячейках установки вертикального пуска таким образом, что состав вооружения можно комбинировать в разных пропорциях. Одна ячейка вмещает соответственно 1, 4 или 8 ракет, в то время как каждая УВП может иметь 4, 8 или 12 таких ячеек.
Для целеуказания в состав ЗРК «Полимент-Редут» входит станция с четырьмя фиксированными ФАР, обеспечивающие круговой обзор. Сообщалось, что система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей — по 4 цели на каждую ФАР. Помимо этого в качестве непосредственного средства целеуказания может служить и собственная трехкоординатная корабельная РЛС.

Вертикальный старт ракет осуществляется «холодным способом» — при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е — комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории. Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. Таким образом, комплекс сочетает в себе возможности сразу трех ЗРК разной дальности, что обеспечивает эшелонирование ПВО корабля с применением значительно меньшего количества средств. Высокая огневая производительность и точность наведения с боевой частью направленного действия ставит комплекс «Полимент-Редут» в числе первых в мире по эффективности как против аэродинамичекских, так и против баллистических целей.

В настоящее время ЗРК «Полимент-Редут» устанавливается на строящиеся корветы проекта 20380 (начиная со второго корабля — «Сообразительного») и фрегаты типа «Горшков», проекта 22350. В дальнейшем его, очевидно, будут устанавливать и на перспективные российские эсминцы.

Комбинированные ракетно-артиллерийские комплексы ПВО

ЗРАК «Палаш-Пальма» на РКА проекта 1241
ЗРАК «Палаш-Пальма» на РКА проекта 1241

Помимо ракетных систем ПВО в СССР также велись работы и над комбинированными ракетно-артиллерийскими системами. Так, к началу 1980-х годов в тульском КБ Приборостроения для сухопутных войск была создана зенитная самоходная установка 2С6 «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматами и двухступенчатыми зенитными ракетами. Это был первый в мире серийный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК). Именно на его базе и было решено разработать корабельный зенитный комплекс ближнего рубежа, который бы мог эффективно уничтожать ВЦ (в том числе ПКР) в мертвой зоне ЗРК и заменил бы собой малокалиберные зенитные автоматы. Разработка комплекса, получившего обозначение 3М87 «Кортик» (CADS-N-1), была поручена тому же КБ Приборостроения, руководство осуществлял генеральный конструктор А.Г.Шипунов. Комплекс включал в себя модуль управления с РЛС обнаружения низколетящих целей и от 1 до 6 боевых модулей. Каждый боевой модуль был выполнен в виде башенной платформы кругового вращения, на которой размещались: два 30-мм автомата АО-18 с вращающимся блоком из 6 стволов, магазины для 30-мм патронов с беззвеньевой подачей, две пакетные ПУ по 4 ракеты в контейнерах, радиолокационная станция сопровождения цели, станция наведения ракет, телевизионно-оптическая система, приборная часть. В подбашенном отделении размещался дополнительный боезапас на 24 ЗУР. Зенитная двухступенчатая ракета 9М311 (западное обозначение SA-N-11) с радиокомандным наведением имела РДТТ и осколочно-стержневую БЧ. Она была полностью унифицирована с сухопутным комплексом «Тунгуска». Комплекс был способен поражать малоразмерные маневрирующие воздушные цели на дальностях от 8 до 1,5 км и затем последовательного достреливать их 30-мм автоматами. Отработка ЗРАК «Кортик» проходила с 1983 года на специально переоборудованном по проекту 12417 ракетном катере типа «Молния». Проведенные испытания с боевыми стрельбами показали, что в течении одной минуты комплекс способен последовательно обстрелять до 6 воздушных целей. При этом для целеуказания обязательно требовалась РЛС типа «Позитив» либо аналогичная РЛС комплекса «Кинжал».

В 1988 году «Кортик» был официально принят на вооружение кораблей ВМФ СССР. Его установили на авианесущих крейсерах проектов 11435, 11436, 11437 (последние два так и не достроили), на двух последних атомных РКР проекта 11442, одном БПК проекта 11551 и двух СКР проекта 11540. Хотя изначально планировалось также заменять этим комплексом артиллерийские установки АК-630 на других кораблях, сделано этого не было из-за возросших более чем в два раза габаритов боевого модуля.

ЗРАК «Кортик» ведет стрельбу из ­пушек
ЗРАК «Кортик» ведет стрельбу из ­пушек

К моменту появления в ВМФ СССР комплекса «Кортик» прямых зарубежных аналогов ему не было. В других странах, как правило, артиллерийские и ракетные системы создавались отдельно. По ракетной части советский ЗРАК можно сравнить с ЗРК самообороны RAM, принятым на вооружение в 1987 году (совместная разработка ФРГ, США и Дании). Западный комплекс имеет превосходство в огневой производительности в несколько раз, а его ЗУР оснащены комбинированными головками самонаведения.

К настоящему времени «Кортики» остались на только на пяти кораблях ВМФ России: авианесущем крейсере «Кузнецов», ракетном крейсере «Петр Великий», большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» и двух сторожевых кораблях типа «Неустрашимый». Кроме того, в 2007 году в состав флота вошел новейший корвет «Стерегущий» (проект 20380), на котором также был установлен комплекс «Кортик», причем в модернизированном облегченном варианте «Кортик-М». По всей видимости, модернизация заключалась в замене приборной части на новую, использующую современную элементную базу.

Начиная с 1990-х годов ЗРАК «Кортик» предлагался на экспорт под названием «Каштан». В настоящее время он поставлен в Китай вместе с эскадренными миноносцами проекта 956ЭМ и в Индию с фрегатами проекта 11356.
К 1994 году производство ЗРАК «Кортик» было полностью прекращено. Однако в этом же году в ЦНИИ «Точмаш» совместно с КБ «Аметист» был начат разработкой новый комплекс, получивший обозначение 3М89 «Палаш» (CADS-N-2). При его создании были использованы основные схемные решения «Кортика». Принципиальным отличием является новая помехозащищенная система управления на основе малогабаритной цифровой вычислительной машины и оптико-электронная станция наведения «Шар» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами. Целеуказание может осуществляться от общекорабельных средств обнаружения. В состав боевого модуля А-289 входят два усовершенствованных 30-мм 6-ствольных автомата АО-18КД, две пакетные пусковые установки для 4 ЗУР каждая и станция наведения. Зенитная ракета 9М337 «Сосна-Р» — двухступенчатая, с твердотопливным двигателем. Наведение на цель на начальном участке осуществляется по радиолучу, а затем — по лучу лазера. Полигонные испытания ЗРАК «Палаш» проходили в Феодосии, а в 2005 году он был установлен на ракетном катере Р-60 типа «Молния» (проект 12411). Отработка комплекса продолжалась с перерывами до 2007 года, после чего он был официально принят на вооружение для опытной эксплуатации. Правда испытания проходила только артиллерийская часть боевого модуля, а зенитными ракетами «Сосна-Р» его предполагалось оснастить уже в рамках экспортного варианта «Пальма», который предлагался инозаказчикам. В дальнейшем работы по этой теме были свернуты, боевой модуль с катера снят, а внимание флота было переключено на новый ЗРАК.

Новый комплекс, получивший название «Палица», разрабатывает КБ Приборостроения в инициативном порядке на базе ракет и приборной части самоходной установки ПВО «Панцирь-С1» (принята на вооружение в 2010 г.). Подробной информации по этому ЗРАК очень мало, только достоверно известно, что в его составе будут те же 30-мм автоматы АО-18КД, двухступенчатые гиперзвуковые зенитные ракеты 57Э6 (дальность до 20 км) и радиокомандная система наведения. В состав системы управления входит РЛС сопровождения целей с фазированной антенной решеткой и оптико-электронная станция. Сообщалось, что комплекс имеет очень высокую огневую производительность и способен обстрелять до 10 целей в минуту.

Впервые модель комплекса под экспортным названием «Панцирь-МЭ» была показана на морском салоне МВМС-2011 в Санкт-Петербурге. Боевой модуль фактически представлял собой модификацию ЗРАК «Кортик», на который были установлены новые элементы системы управления стрельбой и ракеты от ЗРК «Панцирь-С1».

ЗРК сверхмалой дальности

ЗРК «Комар-Гибка», модель (1)
ЗРК «Комар-Гибка», модель (1)

Ведя разговор о корабельных системах ПВО, необходимо также упомянуть и о переносных зенитных ракетных комплексах, запускаемых с плеча. Дело в том, что с начала 1980-х годов на многих боевых кораблях малого водоизмещения и катерах ВМФ СССР в качестве одного из средств обороны от авиации противника использовались обычные армейские ПЗРК типов «Стрела-2М», «Стрела-3», а затем — «Игла-1», «Игла» и «Игла-С» (все разработаны в КБ Машиностроения). Это было вполне естественным решением, так как ракетное оружие ПВО для таких кораблей не является важным, а размещение полноценных комплексов на них невозможно из-за больших габаритов, массы и стоимости. Как правило, на малых кораблях пусковые установки и сами ракеты хранились в отдельном помещении, а при необходимости расчет приводил их в боевое положение и занимал определенные заранее места на палубе, откуда должен был вести огонь. На подводных лодках также предусматривалось хранение ПЗРК для защиты от авиации в надводном положении.

Помимо этого для флота были разработаны и тумбовые установки типа МТУ на 2 или 4 ЗУР. Они значительно повышали возможности ПЗРК, так как позволяли последовательно вести обстрел воздушной цели несколькими ракетами. Оператор осуществлял наведение ПУ по азимуту и углу места вручную. Такими установками была вооружена значительная часть кораблей ВМФ СССР — от катеров до больших десантных кораблей, а также большинство кораблей и судов вспомогательного флота.

По своим тактико-техническим характеристикам советские переносные зенитные ракетные комплексы, как правило, не уступали западным образцам, а в чем-то даже их превосходили.

В 1999 году в КБ «Альтаир-Ратеп» совместно с другими организациями были начаты работы по теме «Гибка». В связи с ростом количества кораблей малого водоизмещения, флоту требовался легкий зенитный комплекс, использующий ракеты от ПЗРК, но с дистанционным управлением и современными приборами прицеливания, так как ручное применение переносных ЗРК в корабельных условиях далеко не всегда возможно.
Первые проработки легкого корабельного ЗРК по теме «Гибка» были начаты в 1999 г. специалистами Морского НИИ радиоэлектроники «Альтаир» (головное предприятие) совместно с ОАО «Ратеп» и другими смежными организациями. В 2001–2002 годах был создан и испытан первый образец ЗРК сверхмалой дальности, использующий узлы от готовых изделий, выпускаемых предприятиями российской оборонки. В ходе испытаний были решены вопросы наведения ЗУР на цель в условиях качки и реализована возможность стрельбы залпом из двух ракет по одной цели. В 2003 году была создана турельная установка «Гибка-956», которую предполагалось установить для испытаний на один из эсминцев проекта 956, но по финансовым причинам это не было реализовано.

После этого основные разработчики — МНИИРЭ «Альтаир» и ОАО «Ратеп» — фактически стали вести работы по новому ЗРК каждый самостоятельно, но под тем же названием «Гибка». Однако в конечном итоге командование ВМФ России поддержало проект компании «Альтаир», который в настоящее время вместе с «Ратепом» входит в состав концерна ПВО «Алмаз–Антей».

В 2004-2005 годах комплекс 3М-47 «Гибка» прошел испытания. Тумбовая пусковая установка ЗРК оснащалась оптико-электронной станцией обнаружения цели МС-73, системой наведения в двух плоскостях и креплениями для двух (четырех) стрельбовых модулей «Стрелец» с двумя ТПК ЗУР типа «Игла» или «Игла-С» в каждом. Самое главное, что для управления ЗРК можно включать его в любые корабельные контуры ПВО, оснащенные РЛС обнаружения воздушных целей типа «Фрегат», «Фуркэ» или «Позитив».

ЗРК «Комар-Гибка», модель (2)
ЗРК «Комар-Гибка», модель (2)

Комплекс «Гибка» обеспечивает дистанционное наведение ЗУР по горизонту от — 150° до +150°, а по углу места — от 0° до 60°. При этом дальность обнаружения воздушных целей собственными средствами комплекса достигает 12 км (в зависимости от типа цели), а зона поражения составляет до 5600 м по дальности и до 3500 м по высоте. Оператор наводит пусковую установку дистанционно с помощью телевизионного визира. Обеспечивается защита корабля от атак противокорабельных и противорадиолокационных ракет, самолетов, вертолетов и БЛА противника в условиях естественных и искусственных помех.
В 2006 г. ЗРК «Гибка» был принят на вооружение ВМФ России и его установили на малом артиллерийском корабле «Астрахань» пр.21630 (одна ПУ). Кроме того, одна ПУ «Гибка» была установлена на носовой надстройке БПК «Адмирал Кулаков» (проект 1155) во время его модернизации.

В то же время компания ОАО «Ратеп» продолжила работы по созданию корабельной зенитной ракетной установки сверхмалой дальности, но уже под новым названием «Комар» с использованием наработок по теме «Гибка». С 2005 года эти разработки велись по заданию ВМФ под руководством гл. конструктора А.А.Жильцова, получив название «Гибка-Р». Именно этим комплексом после испытаний стали оснащать серийные артиллерийские корабли проектов 21630 (начиная со второго — «Волгодонска»), а также малые ракетные корабли типа «Град Свияжск» пр.21631 (две ПУ).

Однако на этом работы не закончились и на морском салоне МВМС-2013, компания «Ратеп» продемонстрировала очередную модификацию экспортного варианта ЗРК «Комар», который помимо нового оптико-электронного блока, отличался повышенной защищенностью основных узлов пусковой установки.

Леонид Карякин

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru